Урок по теме "Нуклеиновые кислоты"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Ширнина Марина Борисовна

Урок разработан по технологии  ИОСО и будет интересен не только тем, кто занимается по технологии индивидуально- ориентированная система обучения, но и тем педагогам, кто обеспечивает системно-деятельностный подход .. Изучение  темы «Химический состав клетки» целесообразно изучать по герменевтическому кругу: от общего к частному. Данная тема –часть общей темы. Методика проведения данного урока предусматривает деятельностный подход: самостоятельное изучение «промежуточного» параграфа общей темы «Химический состав клетки»  направлено на осознание, осмысление, обобщение ключевых вопросов темы.; ученики, объединившись в пары постоянного состава, работают с разными фрагментами содержания. Это позволяет формировать у учащихся общие умения коммуникации, развивать навыки коллективного труда .   В результате специально организованной коммуникации у учащихся появляется общее поле понимания, которое выражается в общем понимании и и создании  итоговой сравнительной таблицы, как результата совместной деятельности учащихся. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан по технологии  ИОСО

(индивидуально- ориентированная система обучения)

10 класс. Базовый уровень.  

Тема: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. 

Тип урока: Комбинированный

Цель : Создать условия для формирования у учащихся знаний о строении нуклеиновых кислот, их роли  в жизни клетки и организма.

Задачи:

 Образовательная:  продолжить формировать понятие  о видах нуклеиновых кислот, их строении, функциях;

Развивающая: развивать  самостоятельную познавательную деятельность, общеучебные умения , коммуникативные способности учащихся, умения критически оценивать друг друга

Воспитательная: воспитание самостоятельности, терпимости друг к другу.

              Методы: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый,  

                             исследовательский.  

            Форма организации: фронтальная, индивидуальная, парная работа  

Оборудование: таблица «Нуклеиновые кислоты », схемы,  дидактические карточки, ИОПы (индивидуально- ориентированные планы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. мин

1.Вводное слово учителя

Психологический настрой, цели урока.

  -  Здравствуйте, ребята.  Мы с вами продолжаем изучение химического состава клетки.

 -Давайте с вами вместе вспомним, что мы знаем о клетке, ее химическом составе. Обратитесь к ИОПам и схеме, которую мы вместе с вами составляли вначале изучения темы.

-Верно. Мы с вами рассмотрели все химические вещества клетки, кроме  нуклеиновых кислот. Какова цель нашего урока?

-Цель нашего занятия- изучить строение и функции нуклеиновых кислот.

2. Изучение новой темы.

-Запишите в тетрадях число и тему нашего урока «Нуклеиновые кислоты». Выделите в ИОПах ключевые понятия данной темы, которые вы постараетесь освоить в ходе занятия.

-Что вы знаете о нуклеиновых кислотах, их роли в клетке? Кем были открыты?

Правильно.

 -Нуклеиновые кислоты-  биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации. Были открыты Иоганном Фридрихом Мишером в 1869г. В ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя,  а впервые описали структуру ДНК Уотсон и Крик в 1953 г

Учащиеся настраиваются на урок, приветствуют учителя, садятся.

Просматривают схему в тетради, ИОПы (приложения №1,2), отвечают.

 

Записывают в тетрадях число, тему урока, выделяют ИОПах ключевые понятия :нуклеиновые кислоты, нуклеотид, т-РНК, р-РНК,-- РНК, комплементарность

Отвечают о местонахождении н.к., их значении, записывают понятие нуклеиновых кислот, фамилии ученых, открывших и описавших  н.к.

20 мин

- Наша с вами задача: рассмотреть строение  нуклеиновых кислот, сравнить  их. Эту работу вы выполняете  самостоятельно, работая в парах, согласно схеме действий в паре,  заданным  заданию, и алгоритму (Приложения 3,4,5)

Задание для работы в парах:

1  Согласно деятельности по заданному алгоритму составь план-конспект о ДНК или РНК

2  Расскажи (проговори) содержание статьи, над которой ты работал, своему соседу по парте

3 Заполни  предложенную таблицу (свою часть), используя наработанный материал, озаглавь ее (пункты плана - основа признаков сравнительной таблицы).

4. Отчитайтесь о результатах своей работы перед классом.

Самостоятельная работа .

 Учащихся рассматривают  схемы, карточки с заданиями и алгоритмами работы (приложения № 3,4,5), приступают к выполнению заданий.

Работа в парах.

Учащиеся выполняют задание учителя, составляют план-конспект, прговаривают  содержание конспекта своему соседу, заполняют таблицу, отчитываются.

10 мин

-проверка выполненного задания.

Проводится беседа учителя с классом по осмыслению содержания, заполнению таблицы. Учитель комментирует ответы учащихся, уточняет, дает пояснения, делает обобщения

Несколько пар отчитываются о результатах работы, остальные слушают, дополняют, проверяют, сравнивают

5мин

4.Рефлексия.Экспресс-контроль.

- Предлагаю оценить уровень ваших  знаний , полученных в ходе нашего занятия. Выполните тест (Приложение №6)

Ученики выполняют тест, сдают учителю.

3мин

5. Итог урока.

Оценивание ответов за работу в парах. Домашнее задание:

Подготовиться к защите ИОПов.

-Подведем итог нашего занятия.

Этот урок был последним в изучении темы «Химический состав клетки». Какие сложности, трудности возникли у вас при изучении данной темы? Достигнута ли  цель нашего урока? Над чем необходимо поработать каждому из вас, чтобы устранить возникшие вопросы, пробелы?

Ученики записывают задание, отвечают на вопросы учителя.

 

Приложение №1

Индивидуально-ориентированный план №1

«ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ»

П.

ОУУН

ЗАДАНИЯ НА «3»

ЗАДАНИЯ НА «4»

ЗАДАНИЯ НА «5»

2.2 -2.6

Знать: ключевые понятия , классификацию химических веществ клетки их состав, значение.

Уметь:

- сравнивать химический  состав органических и неорганических веществ и делать выводы на основе сравнения.

-приводить примеры

-объяснять механизм образования белков

1. Перечислить основные химические вещества клетки.

2. Каково строение белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот. их значение..

3. Расскажите о роли воды и минеральных веществ жизнедеятельности клетки.

1.расскажите об особенностях строения молекул  воды, обусловливающих ее биологическое значение.

2.На основании чего можно утверждать, что белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – это органические вещества (развернутый ответ) Какова их роль в жизни животных и растений?

3.Что такое денатурация белка? Что может быть причиной денатурации?

4.Какие виды Н.К. вы знаете? Где они синтезируются? Какова их функция?

1.Дайте прогноз последствий недостатка для организма :

 --минеральных веществ и воды.

- углеводов и липидов

2. Объясните, опираясь на знания  специфичности белковых молекул, трудности , возникающие при пересадке органов и тканей.

3. Спрогнозируйте последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот

4. Найти информацию в разных источниках о н.к. и критически сравнить ее.

Приложение №2

Схема работы в паре                                                                                                                Приложение№3

Приожение №4

Задание №1  Согласно деятельности по заданному алгоритму составь план-конспект о ДНК или РНК

Задание №2  Расскажи (проговори) содержание статьи, над которой ты работал, своему соседу по парте

Задание №3 Заполните  предложенную таблицу, используя наработанный материал, озаглавьте ее(пункты плана лягут в основу признаков сравнительной таблицы).

Сравнительная таблица.

Признаки

ДНК

РНК

Местонахождение в клетке

Строение   макромолекулы

Строение мономера

Свойства

Функции

        Приожение №5

Алгоритм работы с текстом параграфа 2.6

«Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)»

Алгоритм работы с текстом параграфа 2.6

1.Прочти первый абзац статьи «Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)» (стр.48);

2. Выдели карандашом ключевые и незнакомые слова, а затем

выпиши  их;

3.Попытайся установить между выписанными словами связь (посредством вопросов, схем);

4. Ответь на вопрос «О чем этот абзац?»;

5.Запиши название абзаца в тетрадь;

6.Проделай то же самое со вторым  абзацем(см. шаги 2-5) и последующими .

В результате этой работы  ты получишь  план –конспект , с помощью которого ты сможешь рассказать своему соседу по парте о ДНК.

«Рибонуклеиновая кислота (РНК)»

Алгоритм работы с текстом параграфа 2.6

1.Прочти первый абзац статьи «Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)» (стр.52);

2. Выдели карандашом ключевые и незнакомые слова, а затем

выпиши  их;

3.Попытайся установить между выписанными словами связь (посредством вопросов, схем);

4. Ответь на вопрос «О чем этот абзац?»;

5.Запиши название абзаца в тетрадь;

6.Проделай то же самое со вторым  абзацем(см. шаги 2-5) и последующими .

В результате этой работы  ты получишь  план –конспект , с помощью которого ты сможешь рассказать своему соседу по парте о РНК.

В ходе закрепления учащиеся проговаривают содержание всей темы по получившейся таблице

Тест

Приложение № 6

1. Какое значение имеют Н.К.

а обеспечивают хранение наследственной информации

б ускоряют ход химических реакций

в основной источник энергии

г обеспечивают хранение и передачу  наследственной информации

2. Мономеры н.к.

а аминокислоты

б нуклеотиды

в глюкоза

г глицерин

3.Что не входит в состав нуклеотида

а пятиуглеродный сахар

б азотистое основание

в глюкоза

г остаток фосфорной кислоты

4. Способностью к самоудвоению имеют молекулы

а РНК

б АТФ

в белка

г ДНК

5. Н.К. нельзя встретить в

а в ядре

б в цитоплазме

г  митоходриях

д аппарате  Гольджи

6.Какие РНК не встречаются в клетке

а  р-РНК

б и-РНК

в  а-РНК

г т-РНК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме кислоты

разработка урока с картой химического путешествия...

урок по теме: " Кислоты"

урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот

Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...

Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс

Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...

Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"

Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...