КТП по биологии для 8 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

календарно-тематическое планирование для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl._a_klass_ktp.doc186 КБ
Microsoft Office document icon poyasnit.zapiska_8a_klass.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 8А класс

темы

Название раздела

Кол-во

часов

Практические работы

Дата

Контрольные работы

Дата

1

Место человека в системе органического мира. Происхождение человека

4

2

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

4

3

Координация и регуляция

12

К.р №1

24.10

4

Опора и движение

10

К.Р №2

17.12

5

Внутренняя среда организма

4

Л.р. № 1  

24.12

6

Транспорт веществ

4

Л.р. № 2

28.01

-

7

Дыхание

5

Л.р. № 3

06.02

К.р№3

18.02

8

Пищеварение

6

Л.р. № 4

06.03

9

Обмен веществ и энергии

3

К.р №4

18.03

10

Выделение

2

11

Покровы тела

3

Л.р. № 5

08.04

12

Размножение и развитие

2

13

Высшая нервная деятельность

10

К.р №5

20.05

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  «БИОЛОГИЯ. ЧЕЛОВЕК». 8А КЛАСС.

№ п/п

Тема уроков

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Материально-техническое обеспечение

Измерители Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

Пл.

Фк.

Глава 1.Место человека в системе органического мира. Происхождение человека(4 ч)

1.

Место человека в системе органического мира.

1

Изучение нового материала

Рудименты, атавизмы.

Знать особенности человека, сходство с животными, система органического мира.

Таблицы скелетов человека и млекопитающих животных, торс человека, рисунки учебника.

Расы человека, их происхождение  и единство

03.09

2.

Особенности человека.

1

Изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Знать Отличительные признаки и особенности Человека разумного, уникальность вида.

Таблицы скелетов человека и млекопитающих животных, торс человека, рисунки учебника.

05.09

3

Происхождение человека. Этапы его становления.

1

Комбинированный

Рамапитек, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец, человек разумный.

Знать условия появления человека

Таблицы скелетов человека и млекопитающих животных, торс человека, рисунки учебника.

Устный опрос

10.09

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1

Комбинированный

Раса, расизм, экваториальная раса, азиатско – американская раса.

Знать различия представителей разных рас, причины отличий.

Таблица «Расы человека», географическая карта «Народонаселение».

Устный опрос

12.09

Глава 2.Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека(4ч)

5.

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

Урок изучения первичного закрепления

Анатомия, физиология, гигиена.

Иметь  представление по истории развития знаний о строении и функциях организма человека

Портреты учёных.

Великие анатомы и физиологи

17.09

6

Клеточное строение организма.

2

Урок изучения первичного закрепления

Клеточная мембрана, ядерная мембрана, цитоплазма, органоиды, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосома, митохондрия, хромосома, ДНК, АТФ.

Знать

Клеточное строение, органоиды: их строение и функции

Таблицы «Схема строения животной клетки», «Схема систем органов человека».

Проверочная работа по теме

19.09

7

Ткани и органы.

1

Комбинированный

Ткань, эпителиальная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань, орган.

Знать

Типы, виды тканей.

Таблицы «Ткани», «Органы человека».

24.09

8

Органы. Системы органов. Организм.

1

Комбинированный

Система органов, аппарат органов.

Знать определение ткани, органы, физиологические системы органов.

Таблицы «Ткани», «Системы органов человека», скелет и торс.

Устный опрос

26.09

Глава 3.Координация и регуляция(12ч)

9

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

1

Комбинированный

Железы внутренней секреции, железы внешней секреции.

Знать определение гуморальная регуляция, эндокринный аппарат, железы внутренней внешней и смешанной секреции.

Демонстрационные таблицы желёз внутренней секреции.

01.10

10.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция, её нарушения.

1

Комбинированный

Гормоны, железы: щитовидная, околощитовидные, надпочечники, половые, гипофиз.

Знать

Значение деятельности желёз внутреннеё секреции. Уметь называть заболевания связанные с гипофункцией и гиперфункцией эндокринной системы

Демонстрационные таблицы желёз внутренней секреции.

Тестирование.

03.10

11.

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

Урок изучения первичного закрепления

Нейрон, нервный импульс, синапс, рефлекс, рефлекторная дуга.

Знать

Ведущее место нервной системы  в координации и регуляции деятельности организма. Особенности строения нервной системы.

Таблица «Строение нервной системы».

08.10

12.

Спинной мозг.

1

Комбинированный

Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы.

Знать Строение и функции, составные части ЦНС, механизм взаимосвязи спинного и головного мозга.

Таблица «Спинной мозг».

Устный опрос

10.10

13.

Строение и функции головного мозга.

1

Комбинированный

Продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг.

Знать

Основные отделы головного мозга, их строение, особенности микроскопического строения мозга.

Таблица «Строение нервной системы».

Таблица «Спинной мозг».

Устный опрос

15.10

14.

Полушария большого мозга.

1

Урок изучения первичного закрепления

Кора полушарий, борозды, извилины, зрительная, слуховая, обонятельная зоны, мозолистое тело.

Знать

Особенности строения полушарий большого мозга, функции долей и зон коры полушарий.

Таблицы «Строение нервной системы»,

«Спинной мозг».

17.10

15

Обобщение знаний по теме «Координация и регуляция. Нервная система»

1

Урок обобщения

Знать основные понятия. Уметь описывать физиологические процессы.

Сам.работа

22.10

16

Контрольная работа №1

«Координация и регуляция. Нервная система»

1

Урок контроля

К.р.№1

24.10

17

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

Урок изучения первичного закрепления

Анализатор. Особенности строения

Знать строение

Глазного яблока, склера, роговица, сосудистая оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, жёлтое пятно, слепое пятно, близорукость, дальнозоркость.

Рисунки учебника

29.10

18

Анализаторы слуха и равновесия.

1

Урок изучения первичного закрепления

Барабанная перепонка, слуховые косточки, улитка, вестибулярный аппарат

Знать

Строение и функции анализаторов слуха и равновесия, гигиена органа слуха.

Рисунки учебника

Барельефная модель «Ухо»

Устный опрос

31.10

19

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Болевые рецепторы, механорецепторы, терморецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки, дальтонизм

Знать различные виды анализаторов, их локализация в организме. Строение и функции каждого из них.

Устный опрос

12.11

20

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие  анализаторов, их взаимозаменяемость.

1

Урок контроля

Анализаторы

Знать

Как мы ощущаем мир.

Тестирование по теме «Анализаторы».

14.11

Глава 4.Опора и движение(10ч)

21

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение, строение скелета.

1

Урок изучения первичного закрепления

Череп, позвоночник, пояс конечностей, грудина, лопатка, таз, крестец, свободная конечность.

Знать строение и функции скелета, отличие скелета человека от скелета млекопитающих животных.

Таблицы «Скелет человека»

19.11

22

Строение, свойства костей, типы их соединений.

1

Урок изучения первичного закрепления

Надкостница, сустав, суставная сумка.

Знать

Строение и состав костей, связь с функциями опоры и защиты.

Таблицы «Скелет человека»

Устный опрос

21.11

23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1

Практикум

Виды травм.

Знать как оказать первую доврачебную помощь при ушибах

Упражнение в наложении шин

26.11

24

Мышцы, их строение и функции.

1

Урок изучения первичного закрепления

Мышечные волокна, миофибриллы, сухожилия, мимические мышцы, жевательные мышцы.

Знать

Строение и свойства мышечной ткани, строение и функции скелетных мышц.

Таблицы «Мышцы человека»

Биологический диктант по теме.

28.11

25

Работа мышц.

1

Комбинированный

Динамическая работа, статистическая работа, мышцы – сгибатели, мышцы – разгибатели.

Знать работоспособность мышц.

Таблицы «Мышцы человека»

Проверочная работа

03.12

26

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

1

Комбинированный

Осанка.Признаки хорошей осанки.Нарушение правильной осанки

Знать причины возникновения искривления позвоночника и плоскостопия.

Презентация

Устный опрос

05.12

27

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

1

Комбинированный

Укрепление здоровья:двигательная активность

Уметь использовать приобретенные знания

10.12

28

Значение физических упражнений .

1

Комбинированный

Аппарат опоры и движения, физические упражнения, спорт, труд их значение.

Знать значение физических упражнений в жизни человека

12.12

29

Контрольная работа №2 по теме «Опора и движение».

1

Урок контроля

К.р. № 2 по теме «Опора и движение».

17.12

30

Подведение итогов по теме «Опора и движение»

1

Практикум

19.12

Глава 5.Внутренняя среда организма(4ч)

31

Внутренняя среда организма и её значение.

1

Урок изучения первичного закрепления

Внутренняя среда организма, тканевая жидкость, лимфа, кровь, плазма.

Существование клеток нашего организма в жидкой среде.

Л.р. № 1  «Микроскопическое строение клеток крови человека», (обучающая).

24.12

32

Плазма крови, её состав. Форменные элементы крови, их строение и функции.

1

Комбинированный

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, фибриноген, фибрин, фагоцитоз.

Плазма крови, её функции, свёртывание крови.

Таблица

Устный опрос

26.12

33

Иммунитет.

1

Комбинированный

Иммунитет, антитела, антигены.

Инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, вакцина, предупредительные прививки, аллергия.

Устный опрос

14.01

34

Группы крови. Переливание крови. Донорство.

Резус – фактор.

1

Комбинированный

Резус – фактор.

Признаки групп крови, совместимость групп, значение переливания, роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Комплект карточек

Тест «Внутренняя среда организма»

16.01

Глава 6. Транспорт веществ(4ч)

35

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

Урок изучения первичного закрепления

Артерия, вена, капилляр, предсердие, желудочек, створчатые клапаны, большой и малый круги кровообращения.

Направление движения крови и лимфы в организме.

Таблица «Круги кровообращения»

Устный опрос

Симпатические и блуждающие нервы.

21.01

36

Работа сердца.

1

Комбинированный

Сердечный цикл, паузы, автоматизм.

Сердечный цикл, регуляция работы сердца.

Макет «Сердце»

23.01

37

Движение крови по сосудам.

1

Комбинированный

Артериальное давление, пульсовое давление, пульс, лимфатические сосуды, лимфатические узлы.

Давление крови, скорость тока крови, движение крови по венам, тренировка сердца, движение лимфы.

Л.р. № 2  «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

28.01

38

Заболевания сердечно – сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

1

Комбинированный

Виды кровотечений.

Гигиена, меры первой помощи при повреждениях сосудов.

Практикум

30.01

Глава 7. Дыхание(5 ч)

39

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

1

Урок изучения первичного закрепления

Альвеола, гортань, надгортанник, щитовидный хрящ, голосовые связки, трахея, бронхи.

Дыхательные пути, органы дыхания.

Таблица «Дыхание»

04.02

40

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.

1

Комбинированный

Газообмен.

Газообмен в лёгких, газообмен в тканях.

Таблица « Строение легких»

Л.р. № 3   «Проведение функциональных проб с задержкой дыхания до и после физической нагрузки», (обучающая)

06.02

41

Дыхательные движения. Жизненная ёмкость лёгких. Регуляция дыхания.

1

Комбинированный

Жизненная ёмкость лёгких, дыхательный центр.

Дыхание. Изменение жизненной ёмкости лёгких.

Устный опрос

11.02

42

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

1

Комбинированный

Грипп. ОРЗ, туберкулёз лёгких. Рак лёгких. Флюорография.

Воздушная среда жилых помещений, болезни органов дыхания. Гигиена органов дыхания. Первая помощь.

13.02

43

Контрольная работа №3 по теме «Дыхание. Внутренняя среда организма».

1

Урок контроля

К.р.№3

18.02

Глава 8. Пищеварение(6ч)

44

Пища как биологическая основа жизни.

1

Урок изучения первичного закрепления

Питание. пищевые продукты.

Знать питательные вещества и пищевые продукты, в которых они находятся

20.02

45

Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме.

1

Комбинированный

Фермент.

Состав пищи, пищеварение, пищевые продукты, питательные вещества.

Таблица «Пищеварительная система»

25.02

46

Пищеварение.

Строение и функции пищеварительной системы

1

Комбинированный

Пищеварение.строение и функции пищеварительной системы.

Пищеварительная система, зубы, слюнные железы, язык, глотка и пищевод.

Таблица «Пищеварительная система»

Устный опрос

27.02

47

Пищеварение в ротовой полости.

.

1

Комбинированный

Пищеварительные железы.Пищеварение в ротовой полости.Ролль ферментов

04.03

48

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

Комбинированный

Желудок, желудочный сок, тонкая кишка. Двенадцатиперстная кишка, печень. Желчь, толстая кишка, аппендикс.

Изменения пищи в желудке и кишечнике.

Таблица «Пищеварительная система»

Л.р. № 4  «Действие желудочного сока на белки», (обучающая).

06.03

49

Гигиена питания. Профилактика желудочно-– кишечных заболеваний.

1

Комбинированный

Аппетит.

Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний.

Практикум

11.03

Глава 9.Обмен веществ и энергии(3ч)

50

Обмен веществ и энергии.

1

Комбинированный

Пластический обмен, энергетический обмен, обмен веществ и энергии.

Пластический и энергетический обмен.

Учебная презентация

13.03

51

Контрольная работа №4 «Пищеварение. Обмен веществ и энергии».

1

Урок контроля

.

К.р. № 4 «Пищеварение. Обмен веществ и энергии»

18.03

52

Витамины (урок – путешествие «Чудесные вещества»).

1

Комбинированный

Витамины, авитаминоз

Витамины, авитаминоз, биологически активные вещества

Учебная презентация

Проверочная работа

20.03

Глава 10.Выделение(2ч)

53

Выделение. Строение и работа почек.

1

Урок изучения первичного закрепления

Нефрон, фильтрация, почечная лоханка, вторичная моча.

Строение почек, образование мочи.

Таблица «Выделительная система»

01.04

54

Заболевания почек, их предупреждение.

1

Комбинированный

Водный и солевой обмен, питьевой режим, гигиеническая оценка питьевой воды, инфекционные заболевания почек, нарушения в питании и диете.

Тестирование «Выделение».

03.04

Глава11.Покровы тела(3ч)

55

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

Комбинированный

Эпидермис, собственно кожа, потовые железы, сальные железы, волосы, ногти.

Покровной орган. Функции кожи.

Таблица «Строение кожи»

Барельефная модель «Кожа»

Л.р. № 5  «Изучение строения кожи, волос, ногтей (макро- и микроскопическое)», (обучающая).

08.04

56

Роль кожи в терморегуляции. Организма.

1

Комбинированный

Терморегуляция.

Кожа – орган теплоотдачи, повышение температуры тела при заболеваниях.

Барельефная модель «Кожа»

10.04

57

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1

Комбинированный

Закаливание.

Почему закалённые люди меньше болеют?

Тестирование по теме «Покровы тела».

15.04

Глава 12. Размножение и развитие(2 ч)

58

Половая система человека.

1

Урок изучения первичного закрепления

Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность.

Половая система, оплодотворение и развитие зародыша.

Таблица «Половая система»

17.04

59

Возрастные процессы.

1

Комбинированный

Родовые схватки.

Развитие человека, периоды.

Устный опрос

22.04

Глава 13.Высшая нервная деятельность(9+2)

60

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды.

1

Урок изучения первичного закрепления

Безусловный рефлекс, условный рефлекс, врождённое поведение, приобретённое поведение, инстинкт, динамический стереотип.

Сущность поведения человека, смысл рефлекторной теории поведения.

Учебная презентация

24.04

61

Торможение, его виды и значение.

1

Комбинированный

Безусловное торможение, условное торможение.

Биологическая роль торможения.

Словарный диктант.

29.04

62

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

Комбинированный

Сон, сновидения, гипноз, летаргия

Суточные ритмы.

Устный опрос

06.05

63

Гигиена умственного труда

1

Комбинированный

Работоспособность, утомление

Знать определение понятия «утомление»

Устный опрос

08.05

64

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы.

1

Комбинированный

Ощущение, восприятие,

Уникальность ВНД.

Устный опрос

13.05

65

Типы нервной деятельности.

1

Комбинированный

Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Темперамент, характер, личность.

15.05

66

Контрольная работа №5 по теме «Высшая нервная деятельность»

1

Урок контроля

К.р. № 5 по теме «ВНД».

20.05

67

Анализ контрольной работы

1

Письменная работа

22.05

68

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

1

Урок закрепления материала

Устный опрос

27.05

69

Что мы узнали о строении человека

1

Урок закрепления материала

Устный опрос

29.05

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сухо – Сарматская средняя общеобразовательная школа

Принято                                                                                                Утверждаю

на заседании педагогического                              Приказом от _________ № _______

совета школы                                                         Директор МБОУ Сухо – Сарматской СОШ

протокол от ______ г. № _____                             _____________ Н. А. Неткачева

Рабочая программа

по биологии

8-а класс

составитель: Потопахина Анна Александровна

учебный год 2014 – 2015

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального Государственного стандарта 2004 года

-  Примерной программы основного общего образования по биологии .

 -  Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Учебник:

1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2002.- 272с.;

2. Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.- 64с

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме70 часов ( 2 часа в неделю).В связи с производственным календарем переработана для 8-а класса на 69 часов, внесенные изменения охватили весь учебный

    В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.

 На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

Основной целью основного общего образования является формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение ребенком опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории. Это определило

цель обучения биологии в 8 классе:

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма, влияния факторов здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Личностная ориентацияобразовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развитияэволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. содержание календарно-тематического планирования предполагает реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
задачи обучения:
приобретение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, о человеке как биосоциальном существе;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельностей;
освоение общепредметных компетенций: 
1. Ценностно-смысловая компетенция определяет сферу мировоззрения ученика, связанную с его ценностными ориентирами, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2.
Общекультурная компетенция отражает круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – роль науки и религии в жизни человека.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы:
термины, факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
3. Учебно-познавательная компетенция включает в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
В рамках данной компетенции выделяются следующие
умения и навыки, определяемые стандартами:
3.1. Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу.
3.2. Определение адекватных способов решения
учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
3.3
. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ
3.4. Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии.
3.5. Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
3.6.Использование для познания окружающего мира
различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование).
3.7
определение структуры и его характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

Нормы оценок:

В основу критериев и норм оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При 5 – балльной оценке для всех установлены следующие общедидактические критерии.

Выставление отметки за четверть осуществляется как среднее арифметическое отметок на основе результатов тематического контроля с учетом преобладающего или наивысшего (по усмотрению педагога) поурочного балла.

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям с учётом динамики индивидуальных учебных достижений учащихся на конец учебного года.

Устный ответ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, таблицами и схемами, сопутствующими ответу и сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка «3» ставится, если ученик:

усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

не делает выводов и обобщений.

не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Письменный ответ

Оценка «5» ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдение культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае:

Знания всего изученного программного материала.

Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий) ставится в случае:

Знания и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка «2» ставится в случае:

Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:

• признаки сходства и отличия человека и животных;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Учащиеся должны уметь:

• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

УМК

1. Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. «Биология. Человек» 8 класс: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.- 272с.;

2. Н.И. Сонин Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2006.- 64с.;

3. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин и др. «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2005;

4. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2005. – 138 с.;

5. Сборник нормативных документов. Биология/ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература

1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.

2. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.

3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

5. Тарасов В.В. «Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий» - М.: Дрофа, 2005. – 95с.

Цифровые образовательные ресурсы

1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;

2. Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 8 класс к учебнику А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш . Биология 8 класс

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 9 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилов, Н.М. Чернова Основы общей биологии 9 класс.

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...