Конспект урока "Конхиология"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Веретенникова Светлана Валерьевна

Конспект урока на тему "Конхиология" предназначен учителям, ведущим уроки в 7 классе. Урок соответствует теме "Многообразие моллюсков", разработан с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_konkhiologiya_2.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по биологии в 7 классе

 Мастерская «Конхиология».

Учитель Веретенникова С.В.

Урок мастерская «Конхиология рассчитан на учащихся 7 класса, изучающих тему «Тип Моллюски».

Цель мастерской: ввести школьников в процесс познания.

Задачи урока:

-активизировать эмоциональную сферу учащихся;

- пробудить интерес к многообразию моллюсков и их значению в природе и жизни человека;

- вырабатывать навыки групповой работы.

Оборудование дл учащихся: коллекция раковин моллюсков – раздаточный материал, справочные материалы, таблицы «Моллюски», листы для оформления проектов А3, цветные карандаши, фломастеры.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, презентация к уроку, коллекция раковин моллюсков.

Условные обозначения в таблице: П – предметные результаты, М – метапредметные результаты (УУД – универсальные учебные действия – один из видов метапредметных результатов), Л – личностные результаты.

Этап урока

Содержание

Комментарии, результаты по ФГОС

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку

М: организационные умения – формирование навыков самоорганизации, самодисциплины

Л: формирование аккуратности, ответственности, доброжелательного отношения к людям, которые интересуются учебным процессом

2. Проблемная ситуация, актуализация знаний

Учитель: Ребята, я зачитаю Вам отрывок из сказки Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее не проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Вспомните основные признаки этих животных, используя знания полученные на прошлом уроке.

П: применение биологических знаний в новой ситуации, понимать смысл биологических терминов, знать признаки биологических объектов: живых организмов;

М: умение структурировать знания, обобщать, развитие и тренировка мыслительных операций и речи.

3. Индуктор.

Учитель записывает на доске слово «конхиология» и просит учащихся высказать свои предположения о его возможном значении. Идет индивидуальная работа, работа в парах. В итоге обсуждения выясняется, что конхиология – это наука о раковинах моллюсков.

- Скажите ребята, что является целью нашего урока? Чему вы должны научиться на уроке?

Учитель выслушивает ответы и переходит к следующему этапу урока.

М: УУД - раскрепощение мышления ребенка, умение высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию

4. Совместное открытие знаний.

Раковины моллюсков – это красивые и удивительные создания природы. Существует удивительное множество форм и раскрасок, они могут быть гладкими и шершавыми, закручиваться по спирали или быть плоскими в виде веера, могут быть маленькими и большими. Очень трудно оставаться равнодушным при виде красивых раковин, в них всегда присутствует особый глянец, перламутр, превращающий раковины в настоящие драгоценности, очень ценимые коллекционерами. Тем не менее не следует забывать, что моллюски живые существа, многих из них собирать запрещено. Что же общего у всех раковин несмотря на все различия?

Вывод учащихся: рассматриваемые раковины являются «укрытием», «домом» моллюска.

Задание 1. Учитель предлагает работу с текстом. Внимательно прочитайте текст, выпишите встречающиеся в нем названия моллюсков. Занесите их в таблицу 1. (работа в парах)

«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала гребешок, и мы задержались. Когда начали работать, оказалось, что Анка ту шкалу измерений, которую нам только что прислали, хорошо знала. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда удивит! В большинстве прудов икра отлично развивалась. Началась жара- панамы очень пригодились.

- Смотрите, цапля,- закричал Николай, снимая джемпер, - лови, цапля, лягушек, будь нашей помощницей.

-  А вот еще птицы, их три, - да к нам приближается целая группа их.- И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапель девять в этой группе.

Одна цапля была совсем близко. Я помахала ей на прощанье веслом:

-Иди, я не трону тебя».

Учащиеся оформляют результат работы в таблицу, затем отвечают на вопросы к тексту.

Задание 2. Пользуясь справочной литературой учащиеся кратко характеризуют найденных в предыдущем тексте представителей Типа Моллюски.

После выступления учащихся учитель задает вопросы по изученному материалу:

-Какие из этих моллюсков обитают в водоемах Нижегородской области?

- Какие моллюски могут навредить человеку? Ответ обоснуйте.

- Как человек использует моллюсков?

Задание 3. Учитель предлагает ученикам рассмотреть раковины моллюсков из выданных коллекций и подумать над вопросами:

 -Что можно сказать об их прочности? Одинакова ли она у всех раковин?

-Почему одни раковины более хрупкие, другие – наоборот – имеют «толстые», прочные стенки?

-С чем это может быть связано? (Все идеи записать).

Работа и обсуждение в группах. (Проводится «мозговой штурм» в течение  3-5 минут).

Предполагаемый ответ: разная толщина раковин и их прочность связана с обитанием моллюсков в разных средах (пресной и морской воде).

Физкультминутка. (активизация мозгового кровообращения)

1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Объяснение учителя (с использованием презентации). На этом этапе урока рассматривается  строение раковин моллюсков более детально.

Ракушка - это и внешний  скелет, и домик, который строят себе двустворчатые и брюхоногие - и все другие моллюски, кроме некоторых особенных групп - таких, как голожаберные моллюски, или осьминоги.  Растет моллюск - растет и раковина.

Раковину, слой за слоем, складывают специальные клетки края мантии, способные образовывать кристаллы известняка из солей морской воды. Зимой моллюски растут медленнее, а летом - быстрее; поэтому на раковине остаются швы и выпуклые кольца роста (не путать с нормальной концентрической скульптурой ракушки, - например у венерки) - по ним можно посчитать возраст моллюска - как по годовым кольцам на спиле дерева.

Наружный слой раковины состоит из органического вещества конхиолина. Значительно выражен перламутровый слой (состоит из тончайших известковых листочков). Перламутровый слой выделяет раковину. Некоторые моллюски производят жемчуг.

Как мы уже убедились, раковины моллюсков имеют разнообразную и часто необычную форму. Не случайно появилась наука, которая занимается их изучением. Она, как вы уже знаете, носит название «конхиология», (слово, записанное на доске). Почему наука о раковинах моллюсков названа конхиология? (ответ учащихся: название науки происходит  от названия вещества конхиолина, образующего раковину).

Задание 4. Составление мини-проекта. Из коллекции выберите по одному экземпляру раковины моллюска и попробуйте описать возможный способ ее использования. Проекты могут быть и фантастическими.

Все составленные проекты вывешиваются, «афишируются», идет их обсуждение.

П: обнаруживать в тексте названия моллюсков,

классификация их на Брюхоногих, Двустворчатых, Головоногих.

М: УУД- вычитывать все уровни текстовой информации, умение слушать и слышать собеседника.

Л: развитие внимания, зрительного восприятия, нестандартное мышление при выполнении учебных задач

П: определять роль в природе изучаемых животных,  выявлять примеры приспособлений моллюсков к среде обитания, объяснять значение моллюсков в жизни и хозяйстве человека, понимать смысл биологических терминов;

М: УУД – смысловое чтение, умение излагать текстовую информацию, умение структурировать знания, обобщать, отвечать на вопросы нерепродуктивного характера.

Л. Внимание, любознательность

М: УУД – развитие и тренировка мыслительных операций и речи, формирование умения сравнивать, анализировать,  делать выводы. Коммуникативные УУД- умение слушать и вступать в диалог с собеседником, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

Л: активность, воображение, доброжелательное отношение к одноклассникам.

М: УУД – формирование рефлексии. Организационные умения, выполнение инструкций;

Л: формирование бережного отношения к своему здоровью, накопление положительных эмоций, развитие внимания.

П: формирование научного типа мышления

М: умение слушать учителя, систематизировать полученные знания, анализировать, обобщать.

М:  УУД – составление плана и последовательности действий, самоорганизация для совместной работы в группе, использование знаний и умений в новой незнакомой ситуации;

Л: Воображение, любознательность ученика, нестандартное мышление при выполнении учебных задач, умение слушать и слышать собеседника, тренировка творческих способностей.

5. Рефлексия.

Подводятся  итоги урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

П: формирование умения обобщать пройденный материал;

М: УУД – само – и взаимооценка, умение действовать в команде;

Л: память, внимание, воспитание и развитие самооценки и доброжелательного отношения к одноклассникам.

6. Заключительный этап урока

Домашнее задание: 1. прочитать 12 параграф учебника, выполнить письменные задания в рабочей тетради

2. Творческое задание: составить кроссворд по теме: «Моллюски»

или придумать сказку, где главным героем является моллюск, учитывая при этом его биологические особенности и образ жизни.

Учитель заканчивает урок старой притчей.

ПРИТЧА О МОЛЛЮСКЕ И ОРЛЕ 

Однажды два яйца стали рассуждать, кем бы они хотели быть, когда из них кто-нибудь вылупится. Первое яйцо сказало: "Я хотело бы быть моллюском. Лежишь под водой, ничего не делаешь. Что океан дает, то моллюск получает, не больше и не меньше. Мне такая жизнь по душе. Спокойное существование, контролируемое океаном". Второе яйцо сказало: "Нет, такая жизнь не по мне. Я хотело бы стать орлом. Летать, где хочу, делать, что нравится. Самому добывать пищу. Орел управляет своей жизнью, и никто не управляет им. Не хочу ограничений, не хочу быть рабом океана". В этой притче есть мораль, или философский смысл. Кем вы хотите быть - моллюском или орлом? Выбор за вами.

   

Используемая литература:

  1. Борисова Н.В. Педагогическая мастерская «Конхиология», 2009г.
  2. Догель В.А. Зоология беспозвоночных: Учебник для ун-тов/ Под ред. проф.Полянского Ю.И. – 7-е изд. прераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1981.
  3. Ершов В. Чарующий мир раковин. М.: Дельта, 2005.
  4. Жукова Т. Часы занимательной зоологии, 1984 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...