«Красота как биологическая целесообразность»
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Педашенко Галина Владимировна

Цель: развить интерес к предмету, закрепить полученные знания по курсу «Человек и его здоровье», уметь применять знания на практике.

Оборудование: репродукции картин известных художников К.Брюллова, Пикассо, А.Венецианова и т.д.; рельефные таблицы «Мышцы туловища человека», «Уровни организации жизни», «Клетка»; модели черепа, его скелет;  фотографии красивых людей; тесты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_kak_biologich.tselesoobraznost_avtosokhranennyy.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского муниципального района Ставропольского края

Разработка урока по биологии в 9 классе на тему:

«Красота как биологическая целесообразность»

Учитель: Педашенко Галина Владимировна

Цель: развить интерес к предмету, закрепить полученные знания по курсу «Человек и его здоровье», уметь применять знания на практике.

Оборудование: репродукции картин известных художников К.Брюллова, Пикассо, А.Венецианова и т.д.; рельефные таблицы «Мышцы туловища человека», «Уровни организации жизни», «Клетка»; модели черепа, его скелет;  фотографии красивых людей; тесты.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

В течении всего года мы изучали строение человеческого организма, его функции, знакомились с некоторыми заболеваниями, с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую медицинскую помощь. Сегодня мы закрепим полученные знания и поговорим о красоте человеческого тела, отточенного и доведенного природой до совершенства и биологической целесообразности. Пусть отправной точкой нашего урока «Красота как биологическая целесообразность» будут слова замечательного поэта, философа и мыслителя Фирдоуси:

В цепи человек стал последним звеном

И лучшее все воплощается в нем…

Разыгрывается сценка « У картины». Представим себе разговор трех посетителей музея о красоте человека. Сценка заканчивается вопросом:

Какие же в мире существуют критерии красоты?

Мы затронули вопрос, который до сих пор будоражит умы людей и на который до сих пор пытаются найти правильный ответ.

Красота в мире существует! Но понять, почувствовать  ее порой очень трудно. Не случайной древние греки относили красоту к философской категории- чувству меры, обозначая его музыкальным словом - аристон. Эта мера красоты лежит в самой глубине нашего существования и поэтому для ее разгадки нужна биологическая основа. Урок поможет нам раскрыть тайны человеческого тела, разбудить еще дремлющее чувство меры, которое заложено в глубинах нашего подсознания.

3.Изложение материала о зарождении жизни.

Много миллионов лет назад зародилась первое необыкновенное создание – живая клетка. Своей красотой, отточенностью линий она обязана природе, которая своим «резцом»- естественным отбором- довела ее форму и строение до совершенства. Когда всматриваешься в клетку, то кажется, что начинаешь блуждать в бесконечном космическом пространстве. Только из такой совершенной красоты могло родиться на нашей планете самое непревзойденное творение природы- Home sapiens- человек разумный.

Вспомним о том , сколь долгий путь пройден клеткой в процессе эволюции с тем, чтобы на последней ступени развития живых организмов образовался человек.

По схеме «Уровни организации жизни» учащиеся приступают к работе с тестом №1.

Оценочный балл проставляют сами учащиеся.

…Появившись на земле около 40 тыс. лет назад, человек постепенно сформировался из существа биологического в существо социальное с определенной психикой и высшей нервной деятельностью. Это произошло благодаря развитым отделам головного мозга и особенно коре больших полушарий. Давайте вспомним, из каких отделов состоит головной мозг человека. Рассматривается модель «Мозг человека». Учение выполняют тест №2.

Вопрос к классу:

Какие из перечисленных функций коры больших полушарий мозга помогают закладывать в подсознание человека критерии красоты?

В подсознании человека закладываются критерии красоты благодаря функциям анализа и синтеза.

Мозг человека – колоссальная надстройка, которая погружаясь миллиардами «щупалец» в организм человека, помогает ему из области подсознания инстинктивно стремиться к природной гармоничной целесообразности, т.е. к красоте. Наше чувство прекрасного, хороший вкус – это освоенный подсознанием опыт жизни всех предыдущих поколений, направленный на выбор организма наиболее универсального, совершенно устроенного для борьбы за существование и продолжение рода.

Как происходит процесс сначала подсознательного, а затем и осознанного выбора целесообразности, т.е. красоты, рассмотрим на модели глаза. ( Учащиеся рассматривают модель «Глаз человека»). При поворотах глаза в его мышцах накапливается молочная кислота- токсин усталости. Чем чаще повороты, тем его больше. Всего несколько молекул, но этого вполне достаточно, чтобы у человека развилось, сформировалось и отложилось в «закоулках» подсознания чувство оптимальности формы и устройство глаза. Затем, когда инстинктивный выбор, закодированный в головном мозге, постепенно закрепляется, он становится чувством красоты и эстетического наслаждения. Поищем другие критерии красоты глаза. Великий русский писатель Л. Толстой считал, что «глаза- зеркало души человека». Поэт Н.Заболоцкий писал:

Ее глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых пылью неудач…

Почему мы считаем красивыми большие глаза? Посмотрим на портреты. Глаза действительно большие, широко расставленные, не слишком выпуклые и не впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Сколь высоко ценилась широкая расстановка больших глаз свидетельствуют имена, которыми назывались дочери финских царей: Широковзорая, широкоглазая. Положение глазных яблок во впадинах говорит о состоянии окружающей ткани и точности гормональной регулировки организма. Среднее положение во впадинах – наилучшее…

4 .Изложение материала о красоте человека с точки зрения физического совершенства.

Красота – это целое море интереснейших и загадочных явлений. Оценим теперь красоту человека с точки зрения физического совершенства его тела. Анатомическое чутье, заложенное в нас, очень тонкое. Рельефные, выпуклые мышцы у мужчин красивы. Известно, что многие виды спорта связаны именно с силой и объемом мышц. В то же время сильновыраженные мышцы у женщин не вызывают у нас эстетического чувства. Почему? Нормально сложенная женщина всегда имеет более развитый жировой слой. Объясняется это тем, что исторически женщина вынуждена была иметь резервный запас пищи в организме на случай внезапного голода. Это связано с вынашиванием и кормлением ребенка. Подкожные жировые запасы расположены в нижней части живота и вокруг таза, т.е. они одновременно служат тепловой и противоударной изоляцией для вынашивания в чреве ребенка. Подкожный слой, широкие бедра создают мягкие линии женского тела- одного из самых прекрасных творений природы. Однако наличие широких бедер у мужчин выглядит безобразно.

Рассмотрим еще один критерий красоты. Обратите внимание на форму шеи. У женщины она стройная, длинная, «лебединая». Такая шея прибавляет немало шарма к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается как нечто болезненное. Шея у мужчины изначально должна быть средней длины и достаточно прочной для переноса тяжестей (добычи, оружия). Женщина по своей древней природе  - хранительница, страж. Ее длинная и гибкая шея дает большую пластичность, быстроту движения головы. Таким образом, и здесь чувство прекрасного совпадает с биологической целесообразностью. Вам может показаться, что все давно изменилось. Не существует вечных критериев красоты, и наше поколение живет другими представлениями о целесообразности и красоте.

В истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты подменялись нездоровыми, ложными. Посмотрите на картины мастеров Матиаса, Пикассо. В средние века впервые художники стали изображать обнаженных женщин. Они изображены вытянуто высоким, узкобедрыми, малогрудыми, с обвислыми животами и выпуклыми лбами. Это объясняется тем, что в средние века женщины вели уединенный, замкнутый образ жизни. Они мало видели солнце, были лишены достаточного количества витаминов, страдали от многих болезней. Часто это сопровождалось поредением волос и даже облысением.

В нашем веке, к сожалению, просматриваются возвращение к моде на ярко выраженные неправильные формы человеческого тела.  Сейчас за основу взята именно такая «красота»,достаточно взглянуть  на любую фотомодель. Современная мода ведет нас к признанию красоты в удлиненном,  как  бы вытянутом  теле человека, особенно женщины. В ней просматривается явно городской тип хрупкой слабой женщины, мало приспособленной своими пропорциями к успешному деторождению и обладающей малыми резервами силы.

Послушайте отрывок из стихотворения А.Блока «Незнакомка»:

И каждый вечер в час назначенный ,

Иль это только снится мне?

Девичий стан шелками схваченный

В туманном движется окне.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

Отметим, появление сегодня множества женщин нетренированного, хрупкого тела, не занимающегося трудной физической работой. Их нельзя назвать неправильными для настоящего времени , но они будут неправильными с точки зрения хорошего здоровья, энергии, на которые рассчитан человеческий организм. В связи с этим целесообразно поговорить об опорно-двигательном системе, которой принадлежит важнейшая роль в формировании красоты человеческого тела.

Прежде всего вспомним, какие функции она выполняет и почему позволяет человеку выдерживать большие физические нагрузки?

Учащиеся выполняют тест № 3. Применяется дифференцированный  подход. Первая часть теста заполняется учащимися 1 группы, вторая второй группы. Проверку осуществляют 3 группа, и выставляет оценку.

Применяя уже известные знания об опорно-двигательной системе, постараемся объяснить различную ширину бедер, которые размерами и очертаниями формируют красоту по женскому и мужскому типам. Наш разговор коснется строения опорно-двигательного аппарата как следствие вертикального положения при ходьбе и процесса деторождения. Способность ходить повлекла за собой максимальное сближение головок бедренных костей, вследствие чего облегчался бег, обеспечивалась устойчивость равновесия и выносливость.  А при родах ребенка с достаточно большой головой был необходим широкий таз с раздвигающимися бедренными суставами. Не случайно , как только люди стали жить оседло, начался естественный отбор широкобедрых женщин. В древности, обращаясь к женщинам, восклицали: «Красуйтесь бедрами!» Так инстинктивное понимание красоты отвечало требованию продолжения рода, соединившиеся с эротическим восприятием подруги, которая  сильна и не будет искалечена первыми же родами. Вот почему когда представляется образ женщины – покорительницы мужчин, то подсознательно рисуется крутобедрая, высокогрудая женщина, с тонкой талией, которая является анатомической компенсацией широких бедер для подвижности и гибкости тела.

Учащиеся вместе с учителем рассматривают рельефную таблицу «Мышцы туловища человека».  Мужчин тонкая талия не только не красит, но и просто противопоказана. Дело в том, что спереди тело человека не имеет скелетной компенсации. Чтобы носить тяжести, поднимать их, на передней поверхности тела,  между ребрами и тазом, должна была сформироваться тяжелая и крепкая мышечная стенка. В этом месте тело мужчины  становится шире, чем в бедрах, зато приобретает мощь. У женщины важнее не поверхностные, а внутренние мышцы, способные как в «прочной чаше» удерживать ребенка. Это формировалось тысячелетиями в процессе эволюции человека.

Хорошо развитая и правильно сформированная опорно-двигательная система человека делает его выносливым и пропорционально сложенным, кроме того, дает ему легкую и красивую походку.

А как с точки зрения биологической целесообразности можно объяснить желание иметь густые волосы?

Длинными волосами женщины на заре человечества вынуждены были укрывать детей от холода.

Проводятся соревнования юношей и девушек или между рядами. Команда, назвавшая больше правил ухода за волосами, получает дополнительные баллы.

Брови- те же волосы. Они нужны для того, что отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза; защищать от пыли и грязи. Для выполнения этих функций они должны быть достаточно густыми. Одновременно они не должны быть широкими, чтобы в них не заводились паразиты. Ресницы - тоже часть вспомогательного аппарата глаза. Они защищают глазной аппарат от попадания в него инородных тел.

5.Подведение итогов, выставление оценок за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биологическая сущность красоты человека

Вводный урок курса анатомии человека в 8 классе по книге И.Ефремова "Лезвие бритвы" о биологических основах физической красоты человека....

"Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и образ времени"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 8 классе по программе под редакцией Б.М. Неменского....

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».

Дизайн вещи от идеи до воплощения. В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)....

Обобщающий урок биологии для учащихся 8 класса "Красота, как биологическая целесообразность"

Обобщающий урок по биологии«Красота, как биологическая целесообразность»Урок рекомедован для учащихся 8 класса , в конце 4 четвертиЦель урока: обобщить полученные знания по курсу «Че...

Красота и целесообразность предметного мира. Образ времени в предметах, создаваемых человеком

Вещь родственна зданию своей конструктивной природой. Вещь строится подобно зданию. В любой вещи можно выявить конструкцию, структуру, обнаружить взаимное сочетание объемов....

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Научная статья "ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ В ШКОЛЬНОЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ"...