Кружок «Эдельвейс» для 6 классов.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Шишова Ирина Анатольевна

Программа внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа ДО176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеурочной деятельности кружка «Эдельвейс»

                                                                       для 6 классов.                                                

        1.Пояснительная записка

Статус документа:

программа составлена на основе нормативных документов:

1.Постановления Правительства РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» от 9.12.2004 .

2. Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

3. Приказа «Об утверждении перечня муниципальных общеобразовательных учреждений, которым присвоен статус областной инновационной площадки по направлению «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от27 сентября 2010 года №795 .

3.   Постановления Правительства РФ «Федеральная целевая программа развития образования  Российской Федерации на 2006-2010 гг.» от 23.12.2005г.

4. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Пр. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897).

 5.Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Воронежской области на 2012-2015 годы.

6.УставаМКОУ СОШ №25 с УИОП г. Россоши.

7.Локальных актов школы.

8.Конвенции о правах ребёнка;

9.Закона  РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;

10.Программы развития МКОУ СОШ №25 с УИОП

Данная программа имеет экологическую направленность. В современную эпоху необычайную  важность приобрели вопросы взаимодействия природы и человека. Серьёзной проблемой стали вопросы быстрого истощения полезных ископаемых, пресной воды, ресурсов растительного и животного мира. Всё это и  заставило сегодня человека обратить особое внимание на вопросы охраны природы и экологии. Но экология – это, прежде всего наука о связях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле. Только  раскрывая законы связей, на которых основана устойчивость жизни, возможность понять, как  изменить и организовать свои собственные отношения с природной средой. Огромный интерес общества к экологии и охране природы, приводят  к выводу, что это дело не только конкретных специалистов, а дело каждого человека. В силу этого экологическое образование должно осуществляться  с раннего детства. В системе обучения оно должно носить характер непрерывного и целенаправленного процесса,  цель которого – сделать каждого человека экологически грамотным.  

Основной особенностью данного курса является то, что в нем начинается формирование у учащихся представлений об экологии как комплексной науке о живых организмах. Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий. Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Отличие данной программы в том, что она предполагает обучение в игровой форме. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей. На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки, а также презентации.

 Цель программы: расширение представления об окружающем мире, экологическое воспитание учащихся, формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи программы:

-формирование у детей биоцентрического мировоззрения, т.е. понимания неразрывности взаимосвязей в природе, а также степени свободы человека по отношению к окружающей его природной среде;

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний о природе, знакомство с жизнью соседей по планете - растений и животных;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

-овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

-формирование ответственного отношения к окружающему миру; нравственное развитие личности;

-воспитание понимания эстетической ценности природы;

-развитие любознательности и желания получать знания;

-раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

-воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

2.Общая характеристика курса.

В программе курса «Экология города» участвуют дети, познающие и улучшающие окружающий мир. Программа построена на теоретическом, научно-исследовательском, проектном изучении природы и экологии как науке , практической деятельности по сохранению окружающей среды.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии своей малой Родины, познакомиться  с разнообразием животного и растительного мира, причинами нарушений экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами  деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

Направления работ:

  1. Познавательные
  2. Природоохранные
  3. Здоровьесберегающие
  4. Научно-исследовательские  

 Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Выращивание и уход за растениями;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Охрана зеленых насаждений;
  • Участие в работе «зеленый патруль»;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий.

3. Место предмета  в учебном плане образовательного учреждения.

    В учебном плане ОУ отводится часов 74ч/год.., в неделю 2 ч. Срок реализации программы -1 год.

4.При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:

  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
  • -умение работать с разными источниками информации;
  • -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • -умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
  • 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • • • приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
  • • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
  • • • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • • выявление приспособлений растений к среде обитания;
  • • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  • 2. В ценностно-ориентационной сфере:
  • • знание основных правил поведения в природе;
  • • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
  • 3. В сфере трудовой деятельности:
  • • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • 4. В сфере физической деятельности:
  • 5. В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

5.Содержание курса.

Тема 1.Введение. Природа – наш общий дом.(3ч)

Организационное занятие. Основы экологического образования. Природа - наш общий дом.

Тема 2.Многообразие деревьев и кустарников, используемых в озеленении.(9ч)

 Интродуцированные растения, культурные формы деревьев и кустарников. Быстро- и медленнорастущие деревья и кустарники. Изменения в жизни деревьев осенью. Физиологическое значение листопада в жизни растений. Значение фенологических наблюдений в зелёном строительстве.

Практические работы. Составление паспорта растений школы. Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно Экскурсии. Декоративные растения плодово-ягодной станции. Изменения в жизни деревьев осенью. Физиологическое значение листопада в жизни растений.

Тема 3. Отношения в природе.(4ч)

Пищевые связи. Конкуренция и соперничество.. Дружба в природе.Симбиоз.

 Тема 4. Экосистемы.(14ч)

Характеристика экосистем. Воздух, значение его чистоты для живых организмов.

Вода и живые организмы. Почва. Жители почвы. Наземная среда обитания и ее жители. Человек и экосистемы.

Тема 5. Экология и человек.(4ч)

Экология человека. Экология в нашем доме.

Тема 6. Природа моей страны.(8ч)

Известные экологи России. Красная книга РФ и Воронежской области.

Природа Воронежского края. Экологический календарь. Экологический марафон.

Тема 7.Мир садовых цветов.(7ч)

 Однолетние и многолетние цветочно-декоративные и лиственно-декоративные растения. Биология деревьев и кустарников, их декоративные качества. Летники в саду, парке, на клумбе. Многолетние луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др.), способы выгонки. Условия выгонки луковичных.  Лучшие летники. Типы цветников. Особенности комбинированного цветника.

Практические работы. Составление эскиза цветника. Выгонка луковичных растений.

Тема 8. Основы зелёной архитектуры. (5ч)

Типы посадок деревьев и кустарников( с размерами и нормами посадок): одиночные, рядовые, многорядовые, аллейные, групповые массивы. Принцип подбора деревьев и кустарников. Цветочное оформление территорий. Значение обрезки, её биологическая основа, весенние сроки, инструмент.

Практическая работа. Обрезка кустарников.

Тема 9.Растения в легендах и мифах.(4ч)

Фиалка – символ жизни и смерти. Гранат – символ власти и плодородия.  Божественная гвоздика. Мак – слезы Венеры. Незабудка – цветок памяти.

Тема 10.Весна в жизни растений. (16ч)

Начало сокодвижения, набухание и распускание вегетативных и генеративных почек. Последовательность цветения и появления листьев у деревьев и кустарников. Красиво цветущие кустарники.

Практические работы. Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками. Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста, зелёными черенками. Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Прополка цветочных растений. Борьба с вредными насекомыми (ручной сбор). Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие цветочных культур. Экскурсия в парк Юбилейный г. Россоши.

6.Тематическое планирование.

Тема 1.Введение. Природа – наш общий дом.(3ч)

Тема 2.Многообразие деревьев и кустарников, используемых в озеленении.(9ч)

Тема 3. Отношения в природе.(4ч)

Тема 4. Экосистемы.(14ч)

Тема 5. Экология и человек.(4ч)

Тема 6. Природа моей страны.(8ч)

Тема 7.Мир садовых цветов.(7ч)

Тема 8. Основы зелёной архитектуры. (5ч)

Тема 9.Растения в легендах и мифах.(4ч)

Тема 10.Весна в жизни растений. (16ч)

Итого: 74ч

7.Календарно- тематическое планирование.

№ п/п

Тема занятия (раздела)

Виды деятельности учащихся.

Тема 1. 1. Введение. Природа – наш общий дом.(3ч)

1

Организационное занятие.

Знакомство с правилами поведения в кабинете биологии, в природе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

2

Основы экологического образования.

Умение структурировать материал , соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам,  организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, вести диалог с учителем  воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. Познавательная деятельность.

3

Природа - наш общий дом.

Объяснять  какую роль человек выполняет в природе (положительную, отрицательную).  Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Самостоятельный анализ. Работа в группах.

Тема 2. Многообразие деревьев и кустарников, используемых в озеленении.( 9ч)

4

Интродуцированные растения, культурные формы деревьев и кустарников. Быстро- и медленнорастущие деревья и кустарники.

Характеризовать интродуцированные растения, культурные формы деревьев и кустарников. Быстро- и медленнорастущие деревья и кустарники. Работа в группах.

5

Изменения в жизни деревьев осенью. Экскурсия.

Объяснять изменения, происходящие с растениями в осенний период. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность.

6

Физиологическое значение листопада в жизни растений. Экскурсия.

Объяснять значение листопада в жизни растений. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность.

7

Значение фенологических наблюдений в зелёном строительстве.

Объяснять значение фенологических наблюдений в зелёном строительстве. . Работа в группах.

8

Составление паспорта растений школы. Практическая работа.

Характеристика правил паспортизации комнатных растений. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность, проектная.

Мини-проекты о местах произрастания комнатных растений, о растениях Воронежской области.

9

Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. Практическая работа.

Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б, умение применять полученные  знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группах. Познавательная деятельность. Изготовление коллекции семян.

10

Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Практическая работа.

Составление коллекции семян однолетних цветочно-декоративных растений. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б, умение применять полученные  знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группах

11

Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Практическая работа.

Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно. Работа в группах

12

Декоративные растения плодово-ягодной станции. Экскурсия.

Знакомство с  декоративными  растения плодово-ягодной станции. Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями на примере листопада. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища, экскурсовода. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность.

Тема 3. Отношения в природе.(4ч)

13

Пищевые связи.

Давать определение понятию «биотические отношения». Объяснять , как сказывается влияние биотических факторов на организм. Составлять пищевые цепи питания. Работа в группах

14

Мир полон хищников.

Объяснять хищничество, как тип взаимоотношения между организмами. Работа в группах.

15

Конкуренция и соперничество.

Давать определение понятиям конкуренция и соперничество, приводить примеры. Работа в группах.

16

Дружба в природе.

Давать определение понятию симбиоз, микориза, объяснять протекание этих видов взаимоотношений между организмами. Работа в группах.

Тема 4. Экосистемы.(14ч)

17

Что такое экологическая система?

Объяснять понятие экосистем. Основные понятия экологии организмов. Работа в группах.

18

Воздух, значение его чистоты для живых организмов.

Характеризовать воздушную среду обитания. Работа в группах.

19

Воздух, значение его чистоты для живых организмов.

Объяснять значение чистоты воздуха для живых организмов. Работа в группах.

20

Вода - чудо природы.

Объяснять физико-химические свойства воды. Работа в группах. Проект «Вода - чудо природы.»

21

Вода и живые организмы.

Характеризовать водную среду обитания,  черты приспособленности организмов к среде обитания, давать определение понятию гидробионты, пелагос, бентос, литораль. Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают Работа в группах.

22

"Не засоряйте берега водоема"

Пропаганда необходимости охраны водного бассейна. Работа в группах. Агитзанятие

23

Почва – как уникальное природное тело.

Характеризовать почву как среду обитания организмов, характерные черты почвенных горизонтов, давать определение понятию педобионты, эдафобионты. Работа в группах.

24

Жители почвы.

Описывать характерные особенности почвы, давать определение понятию эдафобиус, Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Работа в группах

25

Наземная среда обитания и ее жители.

Характеризовать наземную среду обитания и ее жители, давать определение понятию террабионты. Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают .Работа в группах.

26

Организм – это экосистема?

Характеризовать организм как экосистему.

27

Человек и экосистемы.

Объяснять действие человека как экологического фактора. Работа в группах.

28

Человек и экосистемы.

Приводить примеры приспособленности организмов к результатам деятельности человека( индустриальный меланизм, сезонные миграции). Работа в группах.

29

Эко-город – как экосистема.

Игра-моделирование. Работа в группах

30

Эко-город – как экосистема.

Игра-моделирование. Работа в группах

Тема 5. Экология и человек.(4ч)

31

Экологический рассказ.

Составление экологического рассказа.

32

Проект «Город будущего»

Работа над проектом. Составление рабочего плана исследования. Работа в группах.

33

Экология в нашем доме.

Характеризовать отделочные материалы, используемые для ремонта квартир, их влияние на организм человека. Работа в группах.

34

Экология человека.

Характеризовать задачи социальной экологии, проблемы экологии России. Принятие правил здорового образа жизни. Работа в группах.

Тема 6. Природа моей страны.(8ч)

35

Природа моей страны.

Знакомство с природой страны. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах.

36

Природа моей страны.

Знакомство с природой страны. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах.

37

Природа моей страны.

Знакомство с природой страны. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах.

38

Красная книга РФ и Воронежской области.

Описывать виды растений и животных Воронежской области, занесенных в Красную книгу. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность. Работа над мини- проектами по теме занятия.

39

Известные экологи России.

Знакомство с известными экологами России Описывать их вклад в развитие науки. Работа в группах

40

Экологический календарь.

Знакомство с экологическим календарем. Просмотр презентации. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

41

Экологический марафон.

Проведение викторины. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах.

42

Природа Воронежского края

Распознавать реликты и эндемики флоры и фауны Воронежской области. Объяснять их роль в биоразнообразии экосистем. Работа в группах.

Тема 7.Мир садовых цветов.( 7ч)

43

Однолетние и многолетние цветочно-декоративные и лиственно-декоративные растения.

Характеризовать однолетние и многолетние цветочно-декоративные , лиственно-декоративные растения. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах.

44

 Биология деревьев и кустарников, их декоративные качества.

Описывать декоративные качества деревьев и кустарников. . Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах.

45

Летники в саду, парке, на клумбе.

Характеризовать однолетние растения, выращиваемые в саду, парке, на клумбе. Составление брошюры о видах однолетних растений. Работа в группах.

46

Многолетние луковичные растения , способы выгонки. Условия выгонки луковичных.  Практическая работа.

Выполнять п/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Бв кабинете биологии. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

47

Лучшие летники. Типы цветников. Особенности комбинированного цветника.

Описывать типы цветников, приемы оформления цветников. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

48

Составление эскиза цветника. Практическая работа.

Составление эскиза цветника. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

49

Выгонка луковичных растений.

Практическая работа.

Выполнять п/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Бв кабинете биологии. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Тема 8. Основы зелёной архитектуры.

50

Типы посадок деревьев и кустарников.

Характеризовать типы посадок деревьев и кустарников. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах

51

Принцип подбора деревьев и кустарников.

Обосновывать принцип подбора деревьев и кустарников для озеленения школьного двора, улиц города. Просмотр презентации. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Работа в группах.

52

Цветочное оформление территорий.

Практическая работа.

Оформление цветочной клумбы возле школы. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

53

Значение обрезки, её биологическая основа, весенние сроки, инструмент.

Обосновывать значение обрезки для растений, сроки обрезки. Работа в группе.

54

Обрезка кустарников. Практическая работа.

Проводить обрезка кустарников возле школы. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

Тема 9.Растения в легендах и мифах.(4ч)

55

Фиалка – символ жизни и смерти. Гранат – символ власти и плодородия.  

Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

56

Мак – слезы Венеры.

Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

57

Незабудка – цветок памяти.

Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

58

Божественная гвоздика.

Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

Тема 10.Весна в жизни растений.

16ч

59

Начало сокодвижения, набухание и распускание вегетативных и генеративных почек.

Объяснять значение сокодвижения для растений.

Просмотр фильма. Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

60

Последовательность цветения и появления листьев у деревьев и кустарников

Объяснять фазы цветения растения и его развития. Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

61

Красиво цветущие кустарники.

Знакомство с декоративными кустарниками. Просмотр презентации. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения . Работа в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

62

Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками. Практическая работа.

Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками . Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

63

Уход за имеющимися посевами, саженцами, черенками. Практическая работа.

Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Приобрести навыки ухода за имеющимися посевами, саженцами, черенками . Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы.

64

Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста, зелёными черенками. Практическая работа.

Приобрести навыки вегетативного размножения кустарников. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

65

Вегетативное размножение кустарников: отводками, делением куста, зелёными черенками. Практическая работа.

Приобрести навыки вегетативного размножения кустарников. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

66

Полив цветочных растений, их подкормка. Практическая работа.

Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

67

Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Практическая работа.

Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

68

Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Практическая работа.

Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

69

Рыхление почвы, полив цветочных растений, их подкормка, проведение опытов. Практическая работа.

Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

70

Прополка цветочных растений. Борьба с вредными насекомыми. Практическая работа.

Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

71

Прополка цветочных растений. Борьба с вредными насекомыми . Практическая работа.

Приобрести навыки ухода за растениями. Работа на цветочных клумбах. Выполнять п/р. Соблюдать Т/Б .Развитие навыков самооценки и самоанализа. Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

72

Закладка опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие цветочных культур. Практическая работа.

Приобрести навыки закладки опытов по выявлению влияния удобрений на рост, развитие цветочных культур. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы

73

Экскурсия в парк Юбилейный г. Россоши.

Приобретать навыки ведения наблюдений за природными явлениями в парке.. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Уметь слушать товарища, экскурсовода. Бережное отношение к природе. Соблюдать правила поведения в природе. Работа в группах. Познавательная, исследовательская деятельность

74

Итоговое занятие. Защита проектов.

Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Защита проектов. Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Итого: 74 ч.

8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение программы.

 Учебный кабинет – 1 шт.

Компьютер – 1 шт.

Принтер – 1шт.

Телевизор -1шт.

Видеомагнитофон -1 шт.

Фотоаппарат -1 шт.

Бумага цветная – 15 наборов.

Картон – 15 наборов.

Фломастеры – 10 наборов.

Маркеры – 19 шт.

Ножницы – 10 шт.

Краски  акварельные-  5 наборов.

Ватман – 15 шт.

Простые карандаши – 15 шт.

Ластик – 5 шт.

Альбом для рисования – 15 шт.

Лейки – 3 шт.

Поливочный шланг – 1 шт.

Лопата -5 шт.

Грабли – 5 шт.

Тяпка – 5 шт

Садовые ножницы, секатор- 3шт.

Литература.

1.Дорогань Л. В., Филиппов В.П. Экология – В., 1995.

2.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазычев С.Н. Основы общей экологии – М.,2000.

  3Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России – М., 2000.

Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников – М., 2005

4.Ступин В.И., Сейдалиев Г.С. и др. Доклад о государственном надзоре и контроле за использованием природных ресурсов и состояния окружающей среды Воронежской области в 2007 году – В., 2008.

5.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии – М., 2006

6.Энциклопедия для детей. Биология. т.2  — М.:  «Аванта+». 2010.-704 с.

7.Энциклопедия для детей. Биология. т.27  — М.:  «Аванта+». 2010.-614 с.

8.Я познаю мир. Биология— М.: «АСТ» 2006.-400с.

9. требование к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся научатся характеризовать:

  • что изучает  экология, основные законы экологии;
  • основные составляющие природы, взаимосвязь живой и неживой природы;
  • взаимосвязь животных и растений друг с другом, с окружающей средой;

что такое пищевые цепочки;

  • характеристику отношений между организмами:  хищник – жертва, паразит - хозяин; конкуренция и соперничество; дружеские отношения;
  • определение экосистемы, как создаются естественные и искусственные экосистемы;
  • правила поведения в природе;
  • структуру Красной Книги, представителей живой природы, занесенных в красную книгу своей области;
  • известных экологов и их работы.

Учащиеся  получат возможность научиться :

  • характеризовать основные составляющие природы, компоненты пищевой цепи, взаимоотношения между организмами;
  • сравнивать естественные и искусственные экосистемы;
  • описывать растения и животные, занесенные в красную книгу Воронежской области;
  • уметь составлять пищевые цепочки;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной литературе, сети Интернет;
  • составлять краткие доклады, сообщения  и презентации по интересующим темам, предоставлять их аудитории;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Ожидаемые результаты

Реализация программы может способствовать развитию и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Юные исследователи приобретут первые навыки в опытническо-исследовательской работе. Программа раскроет перед учащимися деятельность нашего народа по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств. Учащиеся должны серьёзно задуматься над своим существованием и над тем как сохранит природу родного края. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную жизненную позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок для 9 класса "«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей » "

Структура организации занятий кружка «Элементы комбинаторики,  статистики и теории вероятностей » в 9 классе....

Кружок для 9 класса

«Проценты на все случаи жизни»...

Кружок ОФП 3 класс

 Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешност...