«Современные технологии и методы, способствующие формированию универсальных учебных действий»
статья по биологии на тему

Палий Ия Анатольевна

Педагогическое исследование затрагивает педагогические технологии и методы, способствующие формированию универсальных умений обучающихся 5 класса по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_issledovanie.docx87.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое исследование:

«Современные технологии и методы, способствующие формированию универсальных учебных действий»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

 так как мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано: "Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства». Педагог должен воспитывать гуманистов, формировать свободную личность, способную к осознанному выбору в соответствии с общечеловеческими нормами и ценностями, патриота и гражданина.

Приоритетной задачей образование становится развитие личности, и поэтому особую важность приобретает системно – деятельный подход в обучении. Он обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализ успеваемости за последние два года показал, что качественная успеваемость снижается в среднем звене. Возникло противоречие между деятельностью обучающихся на уроке и результативностью по предмету.

Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время деятельности обучающихся.

Актуальность исследования обусловлена тем, что перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развития Личности ученика, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий. Подбирая необходимые методы работы, учитель управляет активностью учащегося на протяжении всего периода обучения, формируя у него предметные знания и умения, универсальные учебные действия, необходимые компетентности.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс общего образования.

Предмет исследования: педагогические технологии и методы, способствующие формированию универсальных умений выпускника школы.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность инновационных технологий в овладении учащимися универсальными учебными действиями на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.

Гипотеза: процесс формирования универсальных учебных умений личности обучающихся будет происходить наиболее эффективно, если реализовывать метапредметный  подход в обучении, который строится:

  • на передаче обучающимся не просто знаний, а деятельных способов работы со знаниями;
  • на анализе и управлении своей познавательной деятельностью;
  • на формировании основных видов компетенций, в том числе образовательной, социальной и личностной.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы исследования, предстоит решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования, выявить основные теоретические положения, способствующие формированию метапредметных (универсальных учебных) умений обучающихся.
  2. Определить критерии сформированности универсальных учебных действий.
  3. Определить методы формирования универсальных учебных действий.

Понятие системно - деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В. Давыдов и многие другие исследователи). Системно - деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

В Большой Советской Энциклопедии сказано, что деятельность – это специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества.

Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.
Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности.
В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

  • что я делаю? (предмет деятельности);
  • для чего я это делаю? (какова цель);
  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
  • какой это дает результат?
  • за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего я работаю на результат.
Метапредметные  результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • смыслообразование;
  • нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

  • целеполагание;
  • планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • саморегуляция.

Познавательные  универсальные учебные действия -    действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания:

  • общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.);
  • логические (анализ; синтез;  доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.);
  • постановка и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Метапредметы (по А.В. Хуторскому) : «Метапредметное содержание, то есть то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления». «Наличие фундаментального образовательного объекта».

В конце сентября 2013-2014 учебного года в 5 классах проводилась стартовая диагностика овладения обучающимися метапредметных умений. В ходе тестирования проверялись умения, относящиеся к познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, которая была представлена:

  • чтением и пониманием письменного текста;
  • работой с информацией (поиск и преобразование информации, работа с рисунками, схемами, таблицами, диаграммами).

Согласно результатам тестирования при работе с текстом у учащихся возникали трудности:

  • в элементарном обосновании высказанного суждения, нахождении в тексте примеров, доказывающих приведенное утверждение, высказываний, поясняющих смысл неизвестных слов;
  • в формулировании простых оценочных суждений на основе текста.

При работе с информацией были трудности в:

  • работе с «несплошными» текстами, то есть работа с рисунком, таблицей, диаграммой, схемой;
  • преобразовании информации из одного вида в другой, то есть из сплошного текста в таблицу.

Исследование проводилось в 5 А классе (синий цвет), 5 В классе (красный цвет). Обучающиеся 5 А в начальной школе занимались по программе «Школа 2100», 5 В – «Школа России».

При выполнении задания на работу с текстом, написание отзыва о нем, своего мнения, замечаний обучающиеся 5 В класса показали низкий уровень. Данное умение составило всего 2,4 %, в 5 А классе – 42,5%.

Обосновать свою точку зрения, на основе проведенного эксперимента в 5 А смогли – 52,5 %, а в 5 В – 19 %.

С заданием на выдвижение гипотезы и ее обоснованием справились хуже всего. В 5 А – 22,5%, в 5 В – 7%.

Такие результаты в 5 классах определяют поле деятельности с целью минимизации рисков снижения качества обучения в более старших классах.

Проблема заключается в том, что учитель-предметник занят только своим предметом и, работая в знаниевой парадигме, старается подготовить ребёнка к жизни посредством передачи имеющихся у него знаний о мире в рамках предмета.  

Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшем в жизни, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

Для формирования метапредметных компетенций необходимо научиться раскрывать содержание и смысл текста, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, сравнивать и сопоставлять, группировать, анализировать и обобщать.

В своей работе использую такой метод как кубик «блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Согласны ли вы…»,
«Объясните, почему…»,
«Какими могут быть…»,
«В чем смысл…»,
«Где…»,
«Важно, что…»

Данный метод позволяет четко выражать свое мнение с помощью подсказки. Также использую метод маркированного чтения, который позволяет выделять главное, видеть известную информацию и совершенно новую.

Кроме этого необходимо научить детей работать не только с печатными, но и с электронными и аудио изданиями. УМК «Сферы» имеет электронное приложение к учебнику. Данное пособие использую для работы на уроке, а также при подготовке домашнего задания, выполнения биологических исследований.

Для формирования метапредметных компетенций использую технологию проблемного диалога, автором которой является Е. Л. Мельникова.

На этапе введения знаний ученики должны поставить и решить проблему, т.е. сформулировать сначала тему урока или вопрос для исследования, а затем и само новое знание. Проделать такую работу дети могут только в диалоге с учителем. Существует два вида диалога:

Побуждающий диалог подводит детей к той же мыслительной работе, которую выполняет учёный. На этапе постановки проблемы учитель создаёт проблемную ситуацию, а затем произносит специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками.

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы. Таким образом, побуждающий диалог позволяет ученикам угадать противоречие и проблему, гипотезу и её проверку.

Подводящий диалог опирается на логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит их к теме урока, а на этапе поиска решения выстраивает логическую цепочку к новому знанию. Можно сказать, что подводящий диалог прокладывает к теме или знанию прямую и почти безошибочную дорогу.

Так как обучение детей осуществлялось по разным программам и уровень подготовки в 5 А классе выше использую различные виды диалога.

Результаты диагностики показывают следующее:

Класс

Формулирование темы урока

Постановка цели урока

Формулирование вопроса для исследования

Способы решения проблемы

Сентябрь 2013 год

5 А

61%

53%

44%

48%

5 В

34%

29%

22%

29%

Апрель 2014 год

5 А

79%

62%

53%

59%

5 В

43%

36%

29%

37%

Побуждающий диалог развивает творческие умения видеть противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь.

На этапе воспроизведения (проговаривания) знаний обучающиеся должны создать продукт и представить его классу. От каждого школьника требуется самому и по-своему выразить новое знание. Понятно, что выполнять такую работу дети будут только по специальному заданию учителя. Оно так и называется – продуктивное, потому что предлагает создать простой продукт (например, составить схему или сочинить синквейн).

Планирую следующие виды деятельности:

  • составление схемы,
  • работа с готовыми схемами,
  •  нахождение  главного объекта и его составных частей при составлении  схем,
  •  выстраивание логики    рассуждений при восстановлении текста по схеме,  построение связного текста.

Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения.

Использование данных видов деятельности  позволяет ребенку видеть результат своего труда, повышает мотивацию, формировать УУД.

Коммуникативные действия осваиваются за счёт выполнения продуктивных заданий в парах, группах. Ребята учатся слушать и слышать других, договариваться, распределять роли.

Регулятивные действия формируются через планирование и контроль выполнения продуктивного задания. Все открытые знания нужно сверять с учебником или другим источником информации, следовательно, уметь оценить выполненную работу.

Личностные результаты формируются через позицию активного деятеля. Воспитываются такие черты характера, как инициативность, смелость, трудолюбие, усиливает познавательную мотивацию.

Повторное выполнение метапредметной комплексной работы показало качественные результаты использования технологий ситемно-деятельностного подхода.

При выполнении задания на выдвижение гипотезы и ее обоснование, показали следующие результаты: 5 А – 39%, 5 В – 15%, что повысило результат в 1,5-2 раза.

Анализируя текст и диаграмму, ребята смогли ответить на поставленный вопрос, представили свои точки зрения, рассуждения, проанализировали гипотезы, выдвинутые автором. В 5 А справились – 44%, 5 В – 26%.

Обосновать свою точку зрения на основе приведенного эксперимента смогли в 5 А – 61%, в 5 В – 27%.

Повышению качества выполнения данных заданий способствовали выполненные практические работы, домашние самостоятельные биологические исследования.

При выполнении задания с использованием блок-схемы затруднения вызвало сопоставление описания растения двум схемам одновременно. В 5 А справились 38%, в 5 В – 19%.

Вывод:

В целом, можно сделать вывод, что информационная грамотность в 5 А составляет – 48%, на начало года – 39%, в 5 В – 23%, на начало года – 10%.

Использование методов и технологий системно-деятельностного подхода, а именно: проблемного диалога, продуктивного чтения, исследовательских и проектных позволило добиться более качественных метапредметных компетенций, УУД.

Согласно системно - деятельностному подходу, учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, работать с различными источниками, выдвигать гипотезы, осуществлять доказательства правильности гипотез, формулировать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении учебной деятельности, что формирует нравственные качества личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Современные технологии развития личности и формирования универсальных учебных действий в образовательной деятельности учащихся.Статья.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию....

Мастерская_письма_как__метод_для_формирования_универсальных_учебных_действий.

Работа учителя – это непрерывный поиск новых форм, приемов работы по совершенствованию мыслительной деятельности учащихся. В каждом классе учитель ставит определенные цели и задачи соответственно возр...

План-конспект урока по технологии, деятельностной направленности по формированию универсальных учебных действий учащихся

Урок  разработан  в соответствии с требованием ФГОС ООО. Урок технологии в 5 классе. Снятие мерок для построения чертежа проектного изделия...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...