УМК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
статья по биологии на тему

Семенихина Наталья Николаевна

Рассмотрено воздействие УМК на формирование УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

УМК КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Семенихина Н.Н. учитель биологии

МКОУ «СОШ №4»с.Московского

За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Школа должна не только вооружать знаниями, умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира и обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

К личностным УУД относятся:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
  • желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
  • осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
  • осваивать новые виды деятельности,
  • участвовать в творческом, созидательном процессе;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
  • стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Основной целью УМК является духовно-нравственное, познавательное, эстетическое развитие личности, реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Формулировка задач УМК предполагает, что получаемые ребенком теоретические знания, культивируемые отношения к учебной деятельности должны стать одним из средств формирования личности.

В современных условиях реализация широкомасштабного проекта создания разных типов учебников и учебно-методических комплексов (УМК) и обеспечение ими школ, достаточно сложна. Эффективной формой объединения традиционного, давно апробированного и нового в создании учебной литературы для учащихся, стало создание учебно - методичеких комплексов, состоящих из действующих учебников и написанных к ним учебных пособий, функция которых – заключается в дополнении, расширении содержания и методического аппарата учебника. В настоящее время существует две главные проблемы в школе.

  • Как научить учащихся работать с учебной литературой, то есть какими должны быть специфические организационно-педагогические условия, формы и методы обучения, обеспечивающие развитие необходимых читательских и учебных интеллектуальных умений?
  • Какая учебная литература по структуре, содержанию, методическому аппарату может самостоятельно влиять на процесс передачи знаний, взглядов, убеждений, а также на формирование умений и навыков интеллектуального труда, развитие творческих способностей учащихся?

Ответы на эти вопросы позволят решить актуальные задачи:

  • определить цели, условия и способы обучения учащихся необходимым умениям осмысленной работы с учебной литературой;
  • обосновать необходимость создания учебников и учебных пособий, целенаправленно организующих процесс обучения в соответствии с целями и спецификой деятельности учителя, ученика, а также  школы, влияющей на обеспечение достижения поставленной цели.

Поэтому учебно-методический комплекс должен включать систему средств обучения, соответствующих государственным стандартам образования. В этот комплекс обычно входят основной учебник, рабочая тетрадь и одно-два дополнительных учебных пособия, которым принадлежит существенная обучающая функция – не только расширять и углублять предметные знания, но и активно способствовать формированию универсальных учебных действий (УУД).  Дополнять такой комплекс могут интерактивные программные продукты. Желательно, чтобы УМК соответствовал тематическому и поурочному планированию в соответствии с той учебной линией, по которой ведется обучение. Такой УМК будет представлять собой относительно целостную обучающую систему, позволяющую реализовать полноценный процесс обучения, как в классе, так и при самостоятельной работе учащихся, без руководства учителя. На признаки системности УМК указывают его внешние и внутренние связи. Внешне элементы УМК связаны между собой структурой и содержанием, его понятийным аппаратом, логикой изложения, целями усвоения учебного материала. Внутренне данная совокупность элементов УМК  связана системой заданий, последовательностью их расположения, возрастающей степенью сложности и трудности реализации интеллектуальных операций, осуществляемых при выполнении заданий, преемственностью, прослеживающейся от темы к теме и от курса к курсу, многофункциональностью, определяемой разнообразием и характером установок, содержащихся в условиях заданий. Весь УМК должен пониматься учителем и учениками, в первую очередь, как программа учебной интеллектуальной деятельности, изначально заложенная в текстовое содержание и задания к нему.  Для формирования же универсальных учебных действий в современных условиях доминирующую роль играют не столько учебники, сколько правильно отобранные дополнительные учебные пособия. Таким образом, УМК одновременно выполняет функции носителя содержания образования и функции проектирования учебного процесса, ориентированного, прежде всего, на развитие самого ученика.

В практике ведущим остается школьный учебник. Он  является почти единственным стабильным средством обучения, а среди дополнительных учебных пособий не так много таких, которые бы обеспечивали самостоятельное целенаправленное руководство познавательной деятельностью учащихся. В результате уровень сформированности учебных интеллектуальных умений школьников явно недостаточен. В новой педагогической действительности УМК, и особенно дополнительным средствам обучения принадлежит особая роль. УМК должен обеспечивать усвоение всех компонентов содержания образования (знаний, репродуктивных и творческих умений, системы ценностей). Система заданий дополнительных учебных пособий, должна    расширять аппарат усвоения учебника и целенаправленно организовывать учебную деятельность учащихся. Применение УМК должно быть технологичным и предусматривать возможности экономии учебного времени.

Важнейшими условиями для эффективного формирования, актуализации и развития умений учащихся являются следующие:

  • систематичность и целенаправленность применения дополнительных к основным федеральным учебникам, учебных пособий, ориентированных на усвоение всех компонентов содержания образования;
  • доминирование индивидуально-дифференцированных форм обучения над коллективными;
  • стимулирование осознанности и мотивированности процесса учения;
  • наличия в УМК системы заданий, ориентированных на развитие интеллектуальных умений;
  • наличия учебных пособий у всех учащихся;
  • объединения личностного и деятельностного подхода к формированию мотивов учащихся.
  • заинтересованности администрации школы в экспериментальной творческой работе педагогического коллектива.

Важнейшая роль в УМК играют задания. Условно их можно разделить на следующие группы

  1. Вопросы-задания, выполняющие функцию закрепления знания (воспроизведение изученного, первичная систематизация фактов, понятий, формирование навыков).
  2. Вопросы-задания, способствующие овладению методами логического мышления и опытом творческой деятельности. К таким заданиям относятся следующие:

-  самостоятельная работа по проведению анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- задания на формирование оценок,  и выводов;

- задания на углубление системы знаний: уточнение, конкретизация, систематизация.

  1. Вопросы - задания, требующие применения полученных знаний (выполнение самостоятельных работ, овладение умениями и навыками). Например, первичная систематизация фактов и понятий также требует аналитической и синтетической деятельности, как и самостоятельный анализ, о котором говорится во втором пункте приведенного перечня. Ответ на вопрос: «Назовите органоиды клетки, общие для амебы и инфузории» – требует анализа строения этих животных на основе известных данных, вычленения общих и специальных признаков, логического обобщения. Так как ответ на этот вопрос практически дан в учебнике, то деятельность по поиску ответа на него нельзя отнести к творческой. Тем не менее, уже на начальном этапе усвоения материала актуализируется аналитико-синтетическая деятельность.

Если же несколько видоизменить показанную выше классификацию в соответствии с представлениями о поэтапности обучения школьников работе с учебным материалом, то складывается следующая  классификация заданий:

  1. Задания на понимание текста (о чем говорится в тексте, что говорится в тексте об этом).
  2. Задания на тренировку памяти (воспроизведение терминов, фактов, фрагментов текста).
  3. Задания на определение понятий.
  4. Задания на обобщение понятий или исключение понятия из ряда близких по смыслу.
  5. Задания на репродуктивное применение знаний: выполнить практическую работу по инструкции, решить задачу по образцу, объяснить факт, знакомый по сходным ситуациям и т. д.
  6. Задания на ближний перенос знаний в незнакомой ситуации.
  7. Задания на дальний перенос знаний в незнакомой ситуации

Такой подход к составлению заданий позволяет учитывать большинство проявлений интеллектуальной и практической деятельности (аналитической, синтетической, сравнительной, систематизирующей и т. д.) как на репродуктивном, так и на творческом уровнях.

Работа учащихся с УМК представляет собой учебное действие и, следовательно, ее успешность зависит от влияния системы указанных факторов.

Учебное действие, направленное на усвоение знаний и умений можно условно разграничить на 2 этапа – подготовительный и исполнительный. К подготовительному этапу относятся воздействующие на ученика внешние и внутренние факторы: характер информации, установки и задания учителя, учебная обстановка, уровень работоспособности. На этом же этапе участвуют восприятие, память, мышление, воображение, внимание, воля, потребности, интересы, отношение к данной учебной деятельности.

В ходе исполнительного этапа реализуется программа действия, заложенная на подготовительном этапе. Осуществляется взаимодействие ученика с текстом учебника с помощью имеющихся в его распоряжении средств: ранее усвоенных знаний, умений, навыков, способов самооценки и самоконтроля.

Учащиеся постоянно сталкиваются с проблемой понимания текста, его структуры и логики, терминологии и понятийного аппарата. Решение этой проблемы учащимися зависит от влияния ряда внешних и внутренних факторов:

  • педагогического мастерства учителя;
  • сложности учебного текста:
  • подготовленности к восприятию, осмыслению и усвоению знаний учащимися;
  • сформированности у них навыков учебного труда;
  • умения владеть приемами запоминания, осмысления, закрепления и применения знаний.

        В традиционном учебном процессе функции подготовки учащихся к усвоению предметного материала выполняет учитель. От него зависит успешность учения.

Вместе с тем в школьной практике часто игнорируется целенаправленная подготовка учащихся к усвоению учебного материала, и в первую очередь учебного текста. В результате возникающего противоречия – с одной стороны необходимостью усвоения материала, а с другой – отсутствием подготовленности к такому усвоению возникает конфликтная ситуация, выражающаяся в снижении познавательной активности детей, потере интереса к учебе, снижение успеваемости и т.д.

Действующие сегодня  учебники ориентированы на учащихся общеобразовательной школы. Считается, что все ученики способны усвоить материал учебника, отражающий базовое содержание образования. Но практика показывает, что подобная убежденность не всегда справедлива. Степень подготовленности учащихся к усвоению знаний различна, а условия обучения и учебники отличаются количеством подробностей и сложностью языка, контролируемые уровни итоговых знаний при окончании основной и полной средней школы  относительно близки.

Действующие учебники в настоящее время не выполняют функции целенаправленной стимуляции и управления внешней и внутренней активностью ученика. В учебнике нет указаний на приемы усвоения знаний, не разъясняются связи между имеющимися и подлежащими усвоению знаниями, не всегда разъясняются существенные признаки новых понятий и связи между ними. Не выявляются логические связи между элементами текста. В подавляющем большинстве учебных текстов логические связи между структурными элементами текстовой конструкции не могут быть обнаружены учащимся без специальной подготовки к такому роду деятельности, ибо они скрыты и не являются достаточно часто повторяемой структурой текста.

Сами тексты содержат много слов, словосочетаний и оборотов, трудных для понимания учащимися конкретного возраста и уровня развития. Эти обстоятельства затрудняют создание у всех, или хотя бы у большинства учащихся мотивированное отношение к изучению предмета и, следовательно, только от учителя зависит в какой мере будут обеспечены подготовительный и процессуальный этапы восприятия и усвоения знаний, а в конечном счете будет ли превращена новая информация в знания.

Текст учебника в подавляющем большинстве случаев носит описательный характер. Именно поэтому он не выполняет, в полной мере, функций управления познавательной деятельностью и ее развитием. В такой ситуации процесс подготовки к усвоению новых знаний осуществляется системой методов и приемов педагогического воздействия, имеющихся в распоряжении, прежде всего, учителя. Его задачей является создание условий для максимальной актуализации у школьников необходимых и уже имеющихся знаний, умений, навыков; создание мотивов; активизация внимания, воли, памяти, мышления; пробуждение интереса и стремления к достижению поставленных целей. Отсутствие необходимого обучения работе с текстом приводит к тому, что многие учащиеся усваивают лишь поверхностный смысл текста, не пытаясь вникнуть в его содержание.  

Необходимо иметь в распоряжении учителя и каждого учащегося УМК, организующий познавательную деятельность учащихся и планирующий ход и результаты обучения. На это направлена система заданий, предлагаемая, дополнительными к учебнику, элементами УМК. Задания выполняют множество функций, и для выполнения этих функций требуется множество условий: наличие мотива к началу действия, понимания смысла задания, наличия исходных знаний, умения оперировать этими знаниями в знакомой и новой ситуации, умения контролировать ход решения, соотнося его с условием и имеющимися знаниями.

        Для примера проанализируем одну задачу из курса биологии для 7 класса.

В организме термитов, активно питающихся древесиной, поселяются жгутиковые простейшие, а в них в свою очередь живут бактерии. Какая связь может существовать между этими фактами?

В условии этой задачи есть: исходные данные – термиты, питающиеся древесиной, исходные понятия, знание которых необходимо для решения – бактерии, простейшие. Цель решения – установить причинно-следственную связь между способом питания термитов, жгутиковыми простейшими и бактериями.

Помимо конкретного предметного содержания в вопросе заложены обобщенные действия – соотнесение вопроса с собственными знаниями, установление связей между известными фактами, осознание необходимости привлечения других имеющихся знаний, контроль  соответствия вопроса и ответа.

        Приведенный анализ позволяет утверждать, что данное задание может быть одновременно и репродуктивным, и творческим. Если ученик ранее где-то прочитал ответ на этот вопрос или знает его из информации учителя, то ему остается только воспроизвести ответ и тогда это репродуктивная деятельность. Если же ответ надо получить в результате переноса знаний и, достаточно сложного умозаключения, то ответ и деятельность будут носить творческий характер.

        Важнейшим элементом ответа, указывающим на творческий характер деятельности при решении задачи, является указание на невозможность расщепления целлюлозы без участия бактерий. Учащиеся знают о прочности древесины, о том, что простейшие питаются бактериями, но связать воедино деятельность бактерий и процесс расщепления древесины в пищеварительной системе термитов они могут только в результате творческого процесса.

Из приведенного примера видно, что даже одно задание выполняет несколько функций: обучающую – помогает усвоению предметного материала и обобщенного содержания; управляющую; мнемоническую; при определенных условиях активизирует творческую деятельность. Именно поэтому системное представление о свойствах заданий и их типах совершенно необходимы. Без такого представления сложно создать систему заданий, более или менее исчерпывающую все их функции.

        И.Я. Лернер выделил инвариантные, объективные свойства заданий, возникающие как только они оказались построенными и вариативные свойства заданий. К инвариантным свойствам он относит следующие:

  1. Содержит исходные данные или предполагает их наличие.
  2. Содержит указание деятельности и ее результатов.
  3. Содержит объект деятельности.
  4. Включает, прямо или косвенно, предметные операции предметными знаниями.
  5. Детерминирует познавательные процессы.
  6. Отличается мерой сложности.
  7. Явно или скрыто содержит средства и характер усвоения.
  8. Содержит учебный материал и формы его выражения.  

        Значение этого перечня инвариантных свойств любого задания состоит в том, что он ориентирует составителя заданий под каким углом зрения надо их предусматривать и анализировать.

         Другая группа свойств заданий – свойства вариативные, выводимые из инвариантных. Они свойственны не всем заданиям, а только их совокупности и то не всякой.

        Вариативные свойства совокупности заданий представляют собой:

  1. Четыре группы содержания: а) конкретно-предметное; б) обобщенно-предметное; в) межпредметное; г) внепредметное.
  2. Ситуации применения предметных знаний.
  3. Информацию: а) достаточную; б) недостаточную; в) избыточную.
  4. Характер деятельности при выполнении: а) репродуктивный б) творческий;
  5. Возможности алгоритмизации и ее отсутствия;
  6. Уровень применения: а) жесткий алгоритм; б) обобщенный алгоритм; в) обобщенная идея;
  7. Варианты форм;
  8. Связь с организационной формой.

        Вариативностью обладает далеко не каждое задание, но отсутствие вариативных заданий серьезно снижает качество обучения.

Формированию умений способствует только система заданий и систематическое, логически и методически обоснованно ее применение. Следовательно, на учебно-методический комплекс и, ложится функция организации приемов учения. В данном случае эта функция реализуется в виде системы заданий. Методический аппарат комплекса актуализирует такие учебные действия, как принятие и осознание цели учения, осуществление действия, указанного в задании, проверку результата выполнения действия. Сами задания своими формулировками, начинающимися со слов – выберите, соотнесите, установите связь, дайте определение, проанализируйте, найдите общее и т. д. выполняют, с одной стороны установочные функции, ориентируя учащихся на осуществление конкретных операций, а с другой предъявляют, в виде приемов, конкретное содержание образования, которое необходимо усвоить – способы выбора, соотнесения; установление связей; умение определять понятия, анализировать, обобщать и т.д.

Следовательно, УМК с помощью заданий, вопросов и задач разного типа, сформулированных в соответствии с конкретными целями обучения и обладающих либо отдельными функциями, либо их совокупностью, должен обеспечить управление деятельностью учащихся по формированию УУД. Сформированность этих умений станет объективным признаком усвоения предметного (специального) и внепредметного (прикладного) содержания. Результатом такого усвоения становятся:

  • осознанное выполнение необходимых действий;
  • определенная степень свободы ученика в применении сформированных умений как в знакомой, так и в новой ситуации.

Таким образом, роль учебно-методического комплекса и его системы заданий заключается в формировании как частно-предметных так и надпредметных умений, проявляемых, на репродуктивном и творческом уровнях усвоения содержания образования.

Литература:

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [
  2. Алексеев Н.Г. Познавательная деятельность при формировании осознанного решения задачи. М.1975 г.
  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.Мысль.,1966
  4. Асмолов А.Г. и др.
  5. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования, М.1986
  6. Доблаев Л.П. Формирование приемов понимания текста. Саратов,1969
  7. Концевая Л.А. Использование учебников в самостоятельной работе школьника. /Проблемы школьного учебника, вып. 2,М.1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий

Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...

«Проектная и учебно-исследовательская деятельность по русскому языку и литературе как средство формирования универсальных учебных действий»

Еще Я.А. Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к «изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились»». Сегодня одним из «таких способов» явля...

Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»

Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...

Использование компьютерной системы интенсивного развития способностей (СИРС) в учебном процессе как инновационного средства формирования универсальных учебных действий

C 2012 года на базе МБОУ «СОШ №1 им. Ярослава Василенко» организована дошкольная подготовительная группа «Капельки».С 2014 года наше образовательное учреждение сотрудничает с Сибирским институто...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ МАТЕМАТИКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, т.е. способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта.Формировать УУД можно, как на аудиторных...