Урок по биологии по теме "Онтогенез"
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему

Брагина Галина Сергеевна

Урок предназначен для учащихся 10 классов. На занятии рассматриваются основные этапы развития животных. На примере ланцетника объясняется дробление, гаструляция, нейруляция. Есть видеофрагмент по постэмбриональному развитию. Используются такие приемы, как "ассоциативный ряд" и "синквейн".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Онтогенез»

Цель: Изучить индивидуальное развитие организма.

Задачи:

I. Образовательная:

познакомить с историей учения об онтогенезе, углубить и расширить знания об эмбриональном и постэмбриональном развитии организма;

II. Воспитательная:

формирование умений применять полученные знания на практике;

III. Развивающая:

развивать аналитическую способность учащихся, память, умение работать в группах и формировать информационную компетенцию;

Тип урока: Комбинированный

Методы и приемы: словесный (беседа, рассказ учителя, индивидуальный и фронтальный опрос); практический (письменная работа), приемы «Ассоциативный ряд», «синквейн».

Оборудование: проектор, ПК, таблица «Индивидуальное развитие хордовых на примере ланцетника»,

Литература:

1. 1.        В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.  Биология. Общая биология. 10 класс. Москва. Дрофа. 2011г

2.        Рабочая тетрадь к учебнику В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин, Е. Т. Захарова.  Биология. Общая биология. 10 класс. Москва. Дрофа. 2011г

3.        Пименов А. В. Уроки биологии в 10 классе. Развернутое планирование. Академия Развития. 2006г.

4.        З.А. Власова. Справочник школьника. Биология. Филологическое общество «Слово». 1995г

5.        Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Биология. В 3 томах. Мир. 2010г.

Ход урока:

I.        Организационный момент.

II.        Восстановление опорных знаний.

Ребята, сначала мы проверим домашнее задание, а затем перейдем к новой теме. Итак, нужно будет ответить на вопросы теста, выбрав один верный ответ.

Тест

  1. Конъюгация гомологичных хромосом происходит при мейозе:

А) В профазу 1

Б) В метафазу 1

В) В анафазу 1

Г) В телофазу 1

  1. Кроссинговер происходит:

А) В профазу 1

Б) В метафазу 1

В) В анафазу 1

Г) В телофазу 1

  1. Форма бесполого размножения наиболее характерная для папоротников и мхов:

А) Клонирование

Б) Фрагментация

В) Почкование

Г) Спорообразование

  1. Естественная форма бесполого размножения, известная у человека:

А) Бинарное деление

Б) Шизогония

В) Полиэмбриония

Г) Бесполого размножения у человека не существует

  1. Из одного овоцита после двух делений мейоза образуется нормальных яйцеклеток:

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

  1. Из нормального сперматоцита после двух делений мейоза образуется нормальных сперматозоидов:

А) 1

Б) 2

В) 3

Г) 4

  1. Верное суждение:

А) Бесполое размножение увеличивает наследственную изменчивость организмов.

Б) Гаметы и зигота имеют гаплоидный набор хромосом.

В) В половом размножении всегда принимают участие две особи.

Г) Половое размножение увеличивает наследственную изменчивость потомков.

  1. Верные суждения:

А) Партеногенез – особая форма бесполого размножения.

Б) Партеногенез – особая форма полового размножения.

В) Партеногенетическое развитие известно у тлей, пчел, дафний.

Г) Партеногенетическое развитие известно у одуванчиков.

  1. Верные суждения:

А) Гермофродиты – организмы, у которых могут образовываться и мужские и женские гаметы.

Б) Гаметы имеют гаплоидный набор хромосом, зигота диплоидный.

В) Б.Л. Астауров разработал способы направленного получения 100% особей одного пола.

Г) Бактерии делятся путем митоза.

  1.  Форма размножения, позволяющая виду приспособиться к изменяющимся условиям среды:

А) Бесполое размножение

Б) Половое размножение

В) Бесполое и половое размножение в равной степени

Г) Форма размножения не имеет никакого значения

III.        Формирование знаний умений и навыков.

Тема нашего сегодняшнего урока «Онтогенез». Открываем тетради и записываем тему и дату урока. А теперь давайте подумаем, какие ассоциации есть со словом «Онтогенез». (К теме нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, учитель дает задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд.)

Онтогенез делится на два периода. Эмбриональный и постэмбриональный. Первый – начинается с момента образования зиготы и длится до рождения. Второй – с момента рождения и до смерти. Посмотрим на таблицу. Здесь как раз эмбриональный период у ланцетника. Сейчас мы разделимся на группы. И будем работать самостоятельно. Затем представитель от каждой группы будет защищать свой материал у доски, работая с таблицей.

Итак, первая группа (первый ряд) – разбираем дробление и зародыша на стадии бластулы. Вторая группа (второй ряд) – гаструляция и зародыш на этой стадии. Третья группа (третий ряд) – нейруляция и стадия нейрулы. (Дети работают самостоятельно с учебником, а затем каждая группа защищает свой материал).

Еще один период, который мы с вами не рассмотрели – это постэмбриональное развитие. Как вы понимаете дословно название этого периода? (Ученики отвечают на вопросы).

Развитие в этом случае идет по двум направлениям – с превращением и без него. При развитии с превращением (с метаморфозом) потомство не похоже на своих родителей. Прямое развитие у млекопитающих, птиц, рыб. Развитие с метаморфозом у насекомых и амфибий. При развитии с превращением из яйца выходит личинка, устроенная проще взрослого животного. Личинка имеет специальные органы, отсутствующие у взрослого животного и не способна к размножению.

Давайте посмотрим видео про постэмбриональное развитие. http://rutube.ru/video/16581d9a8c54e3650f75a8ab809ea94e/

IV. Применение усвоенных знаний.

Беседа по вопросам:

В чем выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развитии?

О чем свидетельствует гомология зародышевых клеток?

V. Рефлексия.

Проверим, как мы усвоили материал! Задание индивидуальное. Составить синквейн по следующим темам: развитие, жизнь, онтогенез.

(ученики выполняют задание с последующей проверкой)

VІ. Выводы:

На сегодняшнем занятии мы изучили развитие животных. Узнали, что же происходит с живыми организмами после образования зиготы. Онтогенез отличается от филогенеза лишь тем, что является его кратким повторением.

VIІ. Учащиеся открывают дневники и записывают домашнее задание    §1.5.6., вопросы в конце параграфа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...