статья "Технология дифференцированного обучения в преподавании биологии"
статья по биологии на тему

Назарова Елена Владимировна

Педагогическая технология дифференцированного обучения - направление педагогики, имеющее цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения. Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья для учителей биологии53 КБ

Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения

в преподавании  биологии

Использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения, сегодня широко используются  педагогами.

Обратимся ещё раз к трактовке понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология - направление педагогики, имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению, основанный на личностно-ориентированном подходе в процессе обучения.

Дети рождаются с разными способностями. У каждого ребёнка свои индивидуальные возможности, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина «Дидактика средней школы»).  

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психологического развития памяти, мышления, познавательной деятельности.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам.

Поэтому, исходя из выше сказанного, перед учителем биологии встаёт несколько проблем:

  1. Каким образом построить обучение так, чтобы ученик с низким уровнем подготовки чувствовал себя более комфортно, чтобы знания были доступны ему, а ученик с высоким уровнем подготовки «не топтался» на месте, а изучал материал более углублённо. (В условиях большого объема учебной информации, обучать всех школьников, на одном высоком уровне, практически невозможно).
  2. Где взять готовый разноуровневый  практический и дидактический материал?

(учебники по биологии, ориентированы на их использование в рамках традиционного обучения. В них изучаемый материал строится по одному шаблону: общий теоретический материал и его применение на практике в виде фронтальных заданий).

Поэтому использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках биологии  необходимо по ряду причин:

  1. различие интересов учащихся;
  2. различие уровня умственного развития - репродуктивный, конструктивный, творческий;
  3. различие личностно-психологических факторов  - зависит от типа мышления, характера, темперамента;
  4. преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
  5. фронтальные формы обучения;
  6. низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
  7. низкий уровень мотивации учения.

С чего начинать работу по внедрению дифференцированного подхода в образовательный процесс?

  • обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе;
  • выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;
  • выявить условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;
  • разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.

Начинать следует с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания.

Для создания разноуровневой рабочей программы необходимо, на мой взгляд, все темы разбить на блоки. Каждый из них разбить на теоретическую и практическую части, распределить часы и изучать раздельно.

Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы быстро, компактно и создавать представление о теме.

Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие закономерности.

У каждого ребёнка складывается логическое понимание о содержании курса. Он может ориентироваться в блочных темах по уровням их освоения.

Самостоятельно выстраивать траекторию своего образовательного движения.

Имеются и такие, которые к моменту перехода к новому тематическому блоку не успевают овладеть тем, что изучалось ранее. Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.

Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала.

Нельзя признать хорошей практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.

В практике обучения биологии чаще всего дифференцируют по степени трудности проверочные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе   и типе урока.

Если же это урок систематизации знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней. Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания первого уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

Если это урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию.

Первый уровень - минимальный. (уровень А). Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся.. За выполнение такого задания они получают отметку «3».

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

 Второй уровень - понимания и творчества. (уровень «В») Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку «4», поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и ,соответственно, уровень заданий называют общим.

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

 Третий уровень - продвинутый. (уровень «С») . Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается  отметкой «5».

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности.

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках  и при выполнении домашних заданий?

Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий по возрастающей степени трудности.

2. Индивидуальные дифференцированные задания.

3. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

4. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий по  возрастающей сложности.

5. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. Еще я часто использую дифференцированный подход при подготовке домашнего  задания (например, подготовка небольшого  сообщения  по предложенным им заданиям, работа с дополнительными источниками информации по данной теме, поиск информации в Интернет-ресурсах и книгах, модель).

Проанализировав возможности использования элементов технологии дифференцированного обучения на уроках биологии, можно сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование  возможностей данного обучения, а именно:

  1. использование разноуровневых заданий  -  домашние задания, проверочные задания, различная по форме и содержанию информация в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
  2. использование заданий для объяснения природных процессов;
  3. более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Итак, дифференцированный подход к учащимся – это целенаправленное отношение учителя к учащимся с учетом их особенностей, проявляющееся в дифференциации заданий на различных этапах урока, при организации домашней и внеклассной работы.

В каждом этапе урока данные виды заданий классифицируются  в зависимости от контингента учащихся по степени обучаемости и уровню обученности.

Для выполнения лабораторных и практических работ использую работу в парах постоянного состава. Данный метод позволяет работать учащимся в системе: У-у, у-у. Такой метод наиболее эффективен в среднем звене обучения. Отрабатываются:

  1. практические навыки работы с лабораторным оборудованием
  2. теоретические знания переносятся на практику
  3. знания используются в не стандартной ситуации

Широко использую форму зачётной системы с 6 по 11 класс. Зачёт проводится после изучения крупных или небольших тем. Учащиеся нацелены на зачёт в самом начале изучения темы. Предварительно необходимо познакомить учащихся с ходом проведения зачёта, отметить его особенности (использование тетр, отработанных лабораторных, СD и т.д.). Очень важно, что бы учащийся имел информацию о критериях оценки и понимал, как ему определиться.

        Контроль знаний учащихся проходит по трём уровням

1 уровень: осознанно воспринято и зафиксировано в памяти

2 уровень: готовность применять знания по образцу

3 уровень Знания применять в не стандартной ситуации

Структура занятий может быть разнообразна. Главное – подбор заданий, задач.

Урок, как форма достижения образовательных целей, позволяет заинтересовать учащегося предметом и вывести осознанно во внеурочную деятельность.

Так появился кружок «БИО». Где основная цель работы заключается в поиске индивидуальных интересов и их реализации. Процессы эти идут опять на разных уровнях. Как учащийся выходит по своей траектории движения с урока, он это движение продолжает дольше во внеурочной деятельности.

Выстраивается некая схема:

  1. Урок ------ кружок «Био» --------- увлечение по интересам (наитии себя в био пространстве)…..
  2. исследовательская деятельность учащихся ----- выбор тем из интересов….
  3. выход за пределы образовательного пространства школы (конференции, марафоны, конкурсы)…
  4. отдых (интеграция с другими предметами - ОБЖ)----- возможность переключиться на другой вид деятельности.

ИТОГ: самоопределение учащегося в образовательном пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках математики, как личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.

Разработка системы дифференцированных заданий по математике для повышения уровня развития личности учащихся. Функции 7 класс....

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики.

Дифференцированное обучение как элемент здоровьесберегающей технологии обучения математики....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Статья "Дифференцированное обучение и обучение в сотрудничестве среди других современных педагогических технологий»

   Обращение к педагогическим технологиям как к совокупности приемов, форм, методов обучения и воспитания представляется очень важным для современной школы, потому что предполагает не...