Рабочая программа курса биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Изварина Надежда Николаевна

Рабочая программа курса биологии 9 класса по учебнику авторов И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова, 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_biologii_9_kl._2014-2015.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

  • Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • Программа разработана на  основе  авторской   программы  курса                                                         биологии «Основы общей биологии. 9 класс», авторы  И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова
  • Базисного  учебного  плана  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федерального  перечня  учебников, утвержденных приказом от 31 марта 2014 г. №253, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

         Рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Изучение курса «Основы общей биологии»  проводится в течение одного учебного года, в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях существования жизни, о разнообразии  биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, ее отличает целостность, поскольку главной идеей является выявление закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих явлений и их роли в культуре человечества. 

Содержание программы отражает современное состояние науки ее вклад в решение глобальных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен  и в другие разделы курса. Программа разработана на  основе  авторской   программы  курса  биологии «Основы общей биологии. 9 класс », авторы  И.Н. Пономарева, Н.М.Чернова, полностью отражающей содержание  авторской программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

          Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета биологии в 9 классе  68 часов за  год обучения. Рабочая программа рассчитана на  68 учебных часов.

Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник   « Основы общей биологии. 9 кл.», авторы  И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова.  

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу  включены лабораторные и практические работы, предусмотренные  программой. Все лабораторные и практические работы подлежат обязательному оцениванию. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а же применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Таблица тематического распределения количества часов.

Разделы темы

лекции

Практические и лабораторные работы

Контрольные работы

Всего количество часов

1

В ведение в основы общей биологии

2

1

3

2

Основы учения о клетке  

8

1

1

10

3

Размножение и развитие организмов (онтогенез)

3

1

1

5

4

Основы наследственности и изменчивости

6

4

9

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

4

4

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

4

4

7

Учение   об эволюции

8

2

1

10

8

Происхождение человека (антропогенез)

4

1

5

9

Основы экологии

10

3

13

10

Обобщение

4

1

5

Итого

53

9

6

68

 

Поурочное календарное планирование  курса биологии

урока

Тема урока

(названия разделов учебного материала)

К-во часов

Дата план

Дата факт

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

УМК

 Оборудование

1.В ведение в основы общей биологии

3

1

   Биология – наука о живом мире.

04.09

Биология – наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов.

Знать методы изучения живых объектов; определение биологии как науки о живой природе.

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира; приводить примеры достижений современной биологии

§1

Дидактические карточки, диск №9 (§1)

2

Общие свойства живых организмов.

06.09.

Признаки живых организмов. Обмен веществ

Знать признаки живых организмов.

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, роста, развития, размножения, наследственности;  доказывать, что живые организмы – открытые системы

§2

 Диск №9 (§2)

3

Многообразие форм живых организмов. Входная диагностическая контрольная работа.

11.09.

Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. Царства живой природы.

Знать определение понятия «таксон», уровни организации жизни.

Уметь характеризовать царства живой природы.

§3

 Таблица,

диск №9 (§3)

2.Основы учения о клетке  

10

4

 Анализ контрольной работы. Цитология – наука о клетке. Многообразие клеток.  

13.09.

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема

Знать основные положения клеточной теории.

Уметь объяснять общность происхождения растений и животных; узнавать клетки различных организмов

§4

Таблица № 20, диск №9 (§4)

5

  Химический состав клетки.

18.09.

Особенности химического состава живых организмов: микроэлементы, макроэлементы. Неорганические вещества, их роль в организме: вода, минеральные соли. Органические вещества: белки, углеводы и липиды

Знать: признаки клетки как биологического объекта, ее химический состав; неорганические и органические вещества.

Уметь: характеризовать значение микроэлементов; классифицировать углеводы по группам

§5

Таблицы № 19,20,21,

диск №9 (§5)

6

Органические вещества клетки.

20.09.

Особенности химического состава живых организмов. Органические вещества, их роль в организме. Белки, аминокислоты. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции

Знать: основные продукты, богатые белками; мономеры белков и нуклеиновых кислот.

Уметь: характеризовать функции белков и нуклеиновых кислот; сравнивать строение молекул ДНК и РНК

§5-6

Таблицы №   24,25,26,

диск №9 (§5-6)

7

  Строение клетки.

25.09.

Строение клетки. Цитоплазма. Строение и функции ядра. Клетки бактерий. Прокариоты, эукариоты. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Вирусы – неклеточные формы жизни

Уметь: распознавать и описывать на таблицах основные органоиды клетки; характеризовать функции основных органоидов клетки, механизм пиноцитоза и фагоцитоза

§7

Таблицы № 21,19,20,

диск №9 (§7)

8

Основные органоиды клеток растений и животных. Лабораторная работа № 1  «Изучение клеток растений и животных».

27.09.

Клетки растений и животных. Основные органоиды, их функции в клетке

Знать основные органоиды растительной и животной клеток.

Уметь: сравнивать клетки организмов разных систематических групп; рассматривать клетки на готовых микропрепаратах

§8, Учебник с. 230

Таблица № 21, диск №9 (§8), микроскопы, препараты.

9

Обмен веществ и превращение энергии  

02.10.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии.

Уметь: сравнивать процессы ассимиляции и диссимиляции; называть этапы обмена веществ и роль АТФ в этом обмене; объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции

§9

 Диск №9 (§9)

10

Биосинтез белков в живой  клетке.

04.10.

Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Биосинтез белка в клетке

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, этапы белкового синтеза.

Уметь: называть свойства генетического кода; характеризовать механизмы транскрипции, трансляции

§10

 Таблица №28,29, диск №9 (§10)

11

Биосинтез углеводов   - фотосинтез.

09.10.

Питание. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений.

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, сущность фотосинтеза

§11

Таблица № 30,

диск №9 (§11)

12

 Обеспечение клетки энергией.

11.10.

Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление.

Знать сущность биологических процессов обмена веществ и превращения энергии, биологический смысл дыхания.

Уметь: перечислять этапы диссимиляции; характеризовать этапы энергетического обмена

§12

Диск №9 (§12)        

13

Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке»

16.10.

Клеточное строение организмов. Клетки растений, грибов, животных, бактерий. Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов

Уметь применять полученные знания      для решения практических задач

Повторить §1-12

Тесты

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

14

  Анализ контрольной работы. Типы размножения организмов.

18.10.

Размножение. Половое и бесполое размножение. Вегетативное размножение, его виды

Уметь: характеризовать сущность процесса размножения, его особенности у растений и животных; называть основные формы размножения; виды полового и бесполого размножения

§13

Таблица № 27, диск №9 (§13)

15

  Деление клетки. Митоз. Лабораторная работа № 2 «Изучение микропрепаратов с делящимися клетками растений» 

23.10.

Деление клетки эукариот. Митоз и его фазы. Деление клеток прокариот. Клеточный цикл.

Знать сущность фаз митотического цикла.

Уметь объяснять биологический смысл митоза

§14, учебник с 231

Таблица №  23,

комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы, диск №9 (§14)

16

Образование  половых клеток. Мейоз.

25.10.

Половые клетки, их особенности. Сущность мейоза: мейоз 1, мейоз 2. Оплодотворение.

Знать сущность биологического процесса деления клеток.

Уметь: характеризовать биологический процесс деления клеток; объяснять причины наследственности и изменчивости

§15

Комплект «Митоз и мейоз клетки», микропрепараты и микроскопы, диск №9 (§15)

17

Индивидуальное развитие организма – онтогенез.

30.10.

Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья человека

Знать сущность процессов роста и развития организма.

Уметь: анализировать и оценивать факторы риска, влияющие на здоровье; использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек; характеризовать сущность эмбрионального и постэмбрионального периодов развития; объяснять, чем развитие отличается от роста

§16

Диск №9 (§16)

18

Контрольная работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов.

01.11.

Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Рост и развитие организмов

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Повторить §13-16

 Диск №5 (тесты)

4. Основы наследственности и изменчивости

9

 

19

Анализ контрольной работы. Наука генетика. Из истории развития генетики.

13.11.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики.

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: объяснять роль генетики причины наследственности и изменчивости; характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости

§17-18

Таблица, комплект «Основные генетические законы», диск №9 (§17-18)

20

Генетические опыты Г.Менделя.     

15.11.

Наследственность – свойство организмов. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Неполное доминирование, анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей

Знать определение понятий «гибридологический метод», «гомозиготы», «гетерозиготы», «доминантный признак», «рецессивный признак», «моногибридное скрещивание».

Уметь: описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя; составлять схему моногибридного скрещивания; определять по фенотипу генотип и наоборот

§19

Таблица, комплект «Основные генетические законы», диск №9 (§19)

21

Дигибридное скрещивание. Практическая работа № 1 «Решение генетических задач»

20.11.

Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков (ІІІ закон Менделя)

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости; объяснять причины наследственности и изменчивости; описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания; анализировать и составлять схему дигибридного скрещивания

§20, учебник с. 231

Таблица, комплект «Основные генетические законы», диск №9 (§20)        

22

Сцепленное наследование и кроссинговер.

22.11.

Хромосомная теория наследственности. Сцепление генов, значение работ Т. Моргана для развития генетики, явление кроссинговера и его значение

Знать строение генов и хромосом.

Уметь: отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана; объяснять причины рекомбинации признаков при сцепленном наследовании

§21

  Диск №9 (§21)

23

Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. 

27.11.

Взаимодействие генов и их множественное действие

Знать строение генов и хромосом, определение терминов.

Уметь: называть характер взаимодействия неаллельных генов; описывать проявление множественного действия генов

§22

 Диск №9 (§22),  комплект «Основные генетические законы».

24

Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Практическая работа  № 2 «Решение генетических задач».

29.11.

Определение пола. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и предупреждение

Знать определение термина «аутосомы».

Уметь: приводить примеры наследственных заболеваний человека, сцепленных с полом; Объяснять причины проявления наследственных заболеваний человека; решать генетические задачи

§23,26

 Диск №9 (§22,26), комплект «Основные генетические законы».

25

Наследственная изменчивость.

04.12.

Изменчивость – свойство организмов. Формы изменчивости; виды мутаций, мутагенов. Синдром Дауна.

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: выявлять изменчивость организмов; объяснять причины наследственности и изменчивости, причины мутаций; называть основные формы изменчивости, виды мутаций; различать наследственную и ненаследственную изменчивость; приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций

§24

  Диск №9 (§24), комплект «Основные генетические законы».

26

Другие типы изменчивости.

Лабораторная работа  № 3 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у растений разных видов, произрастающих в неодинаковых условиях».

06.12.

Закономерности изменчивости. Ненаследственная изменчивость. Причины возникновения модификационной изменчивости

Знать определение термина «изменчивость».

Уметь: объяснять различие фенотипов растений; характеризовать модификационную изменчивость; описывать различные формы изменчивости организмов

§25, с. 233

 Диск №9 (§25), комплект «Основные генетические законы».

 

27

Зачет по теме «Основы наследственности и  изменчивости». Лабораторная работа  № 4 «Изучение изменчивости  у организмов».

11.12.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Электр. диск Уроки Кирилла и Мефодия

5. Основы селекции растений и животных и микроорганизмов

4

28

Генетические основы селекции организмов.

13.12.

Наследственность и изменчивость – основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

Уметь: приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком; характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции; объяснять сущность закона гомологических рядов

§27,

29

Диск №9 (§27, 29)

29

Особенности селекции растений.

18.12.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов

Знать определения понятий «порода», «сорт».

Уметь: распознавать и описывать культурные растения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения культурных растений; характеризовать методы селекции растений

§28

Таблицы по курсу биологии, Диск №9 (§28)

30

Особенности селекции животных.

20.12.

Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов. Приемы выращивания и разведения домашних животных, ухода за ними

Уметь: распознавать и описывать домашних животных; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; называть методы селекции животных

§30

Диск №9 (§30)

31

Основные направления селекции микроорганизмов.

25.12.

Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия, генная инженерия и их роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии.

Знать определения понятий «биотехнология». «штамм».

Уметь: приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности

§31

Диск №9 (§31)

6.Происхождение жизни и развитие органического мира.

4

32

Представления о возникновении жизни на Земле. Современная теория возникновения жизни на Земле.

27.12.

Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина

Знать этапы развития жизни.

Уметь высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни

§32,

33

Таблицы №1, 9, комплект по эволюции растений и животных, диск №9 (§32,33)

33

Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни.

15.01.

Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот к эукариотам. Фотосинтез. Круговорот элементов в природе.

Знать определения основных понятий.

Уметь: объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды; описывать начальные этапы биологической эволюции; характеризовать сущность гипотез образования эукариотической клетки

§34

Таблицы «Филогенетическое древо животного мира», комплект «Эволюция растений и животных», коллекция «Форма сохранности ископаемых животных и растений».

34

Этапы развития жизни на Земле.

17.01.

Этапы развития жизни на Земле. Катархей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой

Знать определение терминов «ароморфоз», «идиоадаптация».

Уметь: приводить примеры ароморфозов идиоадаптаций у растений и животных

§35

Таблицы, диск №9 (§35)

35

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

22.01.

Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Многообразие организмов – результат эволюции. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни

Уметь выявлять приспособления организмов к среде обитания; распознавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания

Повторить §27-35

 Диск №5 (тесты)

7. Учение   об эволюции

10

36

Идея развития органического мира в истории биологии.

24.01.

Учение об эволюции органического мира. Положения учения Ч. Дарвина

Уметь: описывать предпосылки учения Ч. Дарвина; объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений; раскрывать сущность понятий «теория», «научный факт»; различать эволюционные взгляды Ч. Дарвина и Ж.-Б. Ламарка

§36

Таблица№15, диск №9 (§36)

37

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.  Движущие силы эволюции.

29.01.

Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Основные положения теории Ч. Дарвина

Знать сущность биологического процесса эволюции.

Уметь: характеризовать сущность: искусственного отбора, борьбы за существование, естественного отбора; называть основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; приводить примеры их проявления; сравнивать естественный и искусственный отбор; использовать приобретенные знания для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных; устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции

§37

Диск №9 (§37), комплект по эволюции растений и животных.

 

38

Результаты  эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде.

 Лабораторная работа №5 «Приспособленность организмов к среде обитании».  

31.01.

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность к среде обитания. Основные типы приспособленности организмов к окружающей среде

Уметь: объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; раскрывать относительный характер приспособлений; выявлять приспособления организмов к среде обитания; называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде

Таблицы №12, коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания», диск №5 (тесты)

39

Современные представления об эволюции органического мира.

05.02.

Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе

Уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира;

Знать сущность биологического процесса эволюции на современном уровне

§38

Диск №9 (§38)

40

Вид, его структура и особенности.

07.02.

                                                         

Вид. Признаки вида (критерии). Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции.

Знать признаки вида и популяции.

Уметь называть критерии вида; отличать понятие «вид» и «популяция»; доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

§39

Диск №9 (§39)

41

Процесс образования видов -  видообразование.

12.02.

Процесс образования новых видов в природе – видообразование. Видообразование как результат эволюции.

Уметь: характеризовать сущность биологического процесса видообразования; описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования; доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни

§40

Диск №9 (§40)

42

Понятие  микроэволюции  и макроэволюции.

14.02.

Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс

Уметь: характеризовать сущность биологических процессов эволюции (макро- и микроэволюции)

§41

Комплект по эволюции растений и животных,

набор палеонтологических находок  «Происхождение человека», диск №9 (§41)

43

Основные направления эволюции.  

19.02.

Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Микроэволюция. Макроэволюция.

Знать сущность процесса эволюции, его направления и закономерности.

Уметь: называть основные направления эволюции; приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, примеры проявления направлений эволюции; различать понятия "микроэволюция" и «макроэволюция».

§42

Таблица№30,  комплект по эволюции растений и животных,

набор палеонтологических находок  «Происхождение человека», диск №9 (§42)

44

 Влияние деятельности человека на процессы эволюции видов. Практическая работа № 3 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

21.02.

Последствия деятельности человека в экосистемах, сохранение биоразнообразия. Антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Уметь: объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствия деятельности человека в экосистемах; называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы

Диск №5 (тесты)

45

Административная контрольная работа по теме:  «Учение об эволюции»

26.02.

Учение об эволюции органического мира, движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

Повторить §36-42

Таблица№15  «Филогенетическое древо животного мира», комплект «Эволюция растений и животных», коллекция «Форма сохранности ископаемых животных и растений», диск №5  (тесты)

8.Происхождение человека (антропогенез)

5

46

Анализ контрольной работы. Место и особенности человека в системе органического мира.

28.02.

Место и роль в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Антропология. Антропогенез

Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с животными; обосновывать принадлежность биологического объекта Человек разумный к определенной систематической группе; характеризовать роль биологии в формировании естественнонаучной картины мира; давать определение терминам «антропология», «антропогенез»

§44

Таблица№12, комплект по эволюции растений и животных,

набор палеонтологических находок  «Происхождение человека», диск №9 (§44)

47

Доказательства эволюционного происхождения человека.

05.03.

Доказательства эволюционного происхождения человека от животных, его сходство с животными

Уметь: объяснять место и роль человека в природе, родство человека с млекопитающими

§45

Набор палеонтологических находок  «Происхождение человека», диск №9 (§45)

48

Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человек разумный.

07.03.

Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди. Социальная и природная среда, адаптация к ней

Знать признаки биологического объекта Человек разумный: особенности жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь: объяснять место и роль в природе, родство человека с млекопитающими; характеризовать стадии развития человека

§46, 47

Диск №9 (§46,47),

 комплект по эволюции растений и животных.

49

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы   и его влияние на природу Земли.

12.03.

Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид.

Роль человека в биосфере. Человек и окружающая среда. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

Уметь: определять принадлежность биологического объекта Человек разумный к определенной систематической группе; объяснять родство, общность происхождения и эволюцию человека; доказывать единство человеческих рас; объяснять взаимосвязи человека и окружающей среды; обосновывать необходимость защиты окружающей среды

§48- 49

Набор палеонтологических находок  «Происхождение человека», диск №9 (§48)

Набор палеонтологических находок  «Происхождение человека», диск №5 (тесты)

50

Контрольная работа по теме: «Происхождение человека. Антропогенез.»

14.03.

Происхождение человека. Антропогенез.

Уметь применять полученные знания

Повторить §44-49

9. Основы экологии

13

51

Анализ контрольной работы. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы.

19.03.

Экология – наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы

Уметь: объяснять роль биологии в практической деятельности людей; анализировать и оценивать воздействие фактор в окружающей среды на организмы; выявлять приспособленность живых организмов к действию экологических факторов

§50

Таблица по курсу биологии, коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания», диск №9 (§50)

52

Закономерности действия факторов среды на организмы.

21.03.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные; их влияние на организмы

Уметь: объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды, типы взаимодействия организмов и окружающей среды, типы взаимодействия  разных видов в экосистеме

§51

Диск №9 (§51), коллекция «Морфо-экологическая адаптация организмов к среде обитания»,  

53

 Приспособленность организмов к влиянию факторов среды.

02.04.

Приспособления организмов к различным экологическим факторам

Уметь: выявлять приспособления организмов к среде обитания

§52

Таблицы, диск №9 (§52)

54

Биотические связи в природе.

04.04.

Типы взаимодействия между разными видами. Пищевые связи в экосистеме

Уметь: выявлять межвидовые взаимодействия в экосистеме; характеризовать сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; называть типы взаимодействия организмов; анализировать содержание рисунков в учебнике

§53

 Таблица №4, диск №9 (§53)

55

Популяции как форма существования видов в природе.

09.04.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: плотность, возрастная и половая структура

Знать признаки биологического объекта – популяции.

Уметь: характеризовать процессы, происходящие в популяции

§54

Диск №9 (§54)

56

  Функционирование  популяции и динамика ее численности в природе.

11.04.

Популяция – элемент экосистемы. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность, плотность

Знать признаки биологического объекта – популяции.

Уметь характеризовать процессы, происходящие в популяции

§55

Диск №9 (§55)

57

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе.

16.04.

Экосистемная организация живой природы. Структура экосистемы. Понятие о биоценозе. Потребитель, производитель, разрушитель

Знать: признаки экосистемы; определение понятий «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема».

Уметь: сравнивать экосистему и биоценоз; называть признаки и свойства экосистемы; приводить примеры естественных и искусственных сообществ; характеризовать роль производителей, потребителей, разрушителей в экосистеме; объяснять причины устойчивости экосистемы

§56

Диск №9 (§56)

58

 Понятие о биоценозе и экосистеме.

Практическая работа № 4 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)».

18.04.

Экосистема. Биогеоценоз. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах

Уметь: выявлять типы взаимодействия между разными видами в экосистеме; описывать круговороты углерода, фосфора, азота; составлять схемы  пищевых цепей

§57

Диск №9 (§57)

59

Развитие и смена биогеоценозов.

23.04.

Развитие и смена биогеоценозов. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем

Знать: определение понятия «сукцессия»; признаки экосистем и агроэкосистем.

Уметь: сравнивать экосистемы и агроэкосистемы; называть факторы сукцессий; описывать сущность и причины сукцессий; различать первичную и вторичную сукцессию

§58

Дидактические карточки, диск №9 (§58)

60

Изучение и описание экосистем своей местности. Практическая работа №  5 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» 

25.04.

Состояние экосистем своей местности  

Уметь: изучать процессы, происходящие в экосистемах; характеризовать экосистемы области(видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса); объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; анализировать состояние биоценоза

§57

Диск №9 (§57)

61

 Основные законы устойчивости живой природы.

30.04.

Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.

Знать: определение понятия «биосфера», признаки биосферы.

Уметь: объяснять роль биологического разнообразия в устойчивости биосферы; характеризовать живое, биокосное и косное вещество биосферы

§59

 Диск №9 (§59)

62

Рациональное использование природы и ее охрана. Лабораторная работа № 6 «Оценка качества окружающей среды».

02.05.

Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах

Уметь: анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; объяснять необходимость защиты окружающей среды, взаимосвязи человека и окружающей среды , взаимосвязь собственного здоровья от состояния окружающей среды

§60, учебник с 235-236

Диск №9 (§60)

63

Глобальные экологические проблемы.

07.05.

Глобальные экологические проблемы (парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «озоновых дыр», загрязнение окружающей среды)

Знать глобальные экологические проблемы .

Уметь: анализировать последствия деятельности человека в экосистемах; предлагать пути решения данных проблем

Повторить §50-60

Диск №5 (тесты)

10.Обобщение

5

64

Становление современной теории эволюции.

09.05.

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Современная теория эволюции

Уметь объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи

Разноуровневые тесты

 

65

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

14.05.

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

Уметь: описывать химический состав клетки, структуру эукариотической клетки, процессы протекающие в клетке; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями клеточных структур; характеризовать роль различных клеточных структур в процессах, протекающих в клетке; объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике

Разноуровневые тесты

66

Закономерности наследственности и изменчивости. Взаимодействие организма и среды обитания.

16.05.

Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости.  Прикладное значение генетики. Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

Знать: формулировки законов Г. Менделя; формы изменчивости.

Уметь: объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение , возникновение у потомков отличий от родительских форм; обосновывать необходимость развития теоретической генетики для медицины и сельского хозяйства; составлять родословные, решать генетические задачи.

Уметь: выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах; анализировать видовой состав в биоценозах; выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах, пищевые цепи; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты; объяснять необходимость знания экологических закономерностей для правильной организации хозяйственной деятельности, для решения задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Разноуровневые тесты

67

Итоговая контрольная работа

21.05.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, с обязательным минимумом содержания образования согласно Примерной программе и Требованиям к уровню подготовки учащихся

Разноуровневые тесты

68

Анализ контрольной работы.

23.05.

Список рекомендуемой   учебно- методической литературы.

   1.  И.Н. Пономарева Н.М.Чернова, О.А. Корнилова.    Основы общей биологии. 9 кл. , М.: Издательский центр  « Вентана- Граф», 2012 г.

 2.Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. - М., Просвещение, 1981.

 3.Лернер Г. И. Общая биология: поурочные тесты и задания.-  Аквариум ГИППВ, 2007.

 литература для учащихся:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова Основы общей биологии Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/ под общей ред. проф. И.Н. Пономаревой. - М., Вентана-Граф, 2012.
  2. Киселева З. С., Мягкова А. Н. Генетика: учебное пособие по факультативному курсу для учащихся.- М., Просвещение, 1983.
  3. Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция органического мира. - М., Наука, 1996.
  4. Киселева Э. А.  Книга для чтения по дарвинизму. М., Просвещение, 1984.

1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

        

  1. Биология 5-11 кл.  Издательство «Учитель» - в помощь учителю. Методики. Материалы к урокам,  диск  №2

  1. Биология. 6-11 кл, НФПК, диск №5

  1. Биология 9  кл. «1С: Образование», диск  №9

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 6 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 7 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, авторы: В.Б.Захаров, Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИЯ В 8 КЛАССЕ

Рабочая программа составлена наоснове  авторской программы «Биология» (Программы для общеобразова­тельных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы, автор Н.И. Сонин - М.: ...

Рабочая программа курса "Биология" для классов СПО

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ.На изучение курса биологии в соответствии с учебным планом колледжа выделено 78 часо...