Дидактическая игра для 8 класса "Знатоки биологии"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Дидактическая игра может быть использована при проведении предметных биологичских недель, в рамках "Ассамблеи знаний", других внеклассных мероприятий. Задания игры активизируют познавательную деятельность учащихся, проверяют знаний по разделам "Ботаника", "Зоология", частично ""Анатомия".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №14»

Г. Череповец Вологодская область

Дидактическая игра по биологии

для 8 класса

«Знатоки биологии»

Автор-составитель:

Учитель биологии

Шанина Анна Николаевна

Череповец

2015

Дидактическая игра по биологии для 8 класса

«Знатоки биологии»

Цель: активизация познавательной деятельности учащихся через использование нетрадиционных форм проведения урока.

Задачи: 

  1. Закрепить и расширить знания о живой природе, о живых организмах, о роли человека в жизни природы.
  2. Развивать у учащихся внимание, сообразительность, быстроту реакции, умение работать в коллективе, умение применять знания в практической деятельности.
  3. Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, умение работать в группе.

Организационный момент

Класс (участники) делится на 4 команды по жребию (6-7 человек). Выбирается командир команды (выбрать необходимо самого эрудированного в вопросах биологии, т.к. он будет участвовать в индивидуальном конкурсе «Гонка за лидером»)

Ход игры:

1 конкурс «Разминка»

Каждой команде предлагается по 2 вопроса, на которые необходимо ответить  после  1 минуты рассуждений. За верный ответ команде начисляется 2 балла. Команды соперники в случае неверного ответа могут дать свой и получить за это 1дополнительный  балл.

4 балла + дополнительные

2 конкурс «Шифровка»

Каждой команде предлагается отгадать 3 ребуса. Время для работы 1 минута. Команда, которая справилась быстрее всех получает 1 дополнительный балл.

3 балла + 1 дополнительный

3 конкурс «В гостях у сказки»

Командам в течение 2 минут необходимо записать как можно больше сказок, в которых упоминаются растения или их  органы.

Количество  сказок = количество баллов

4 Конкурс «Гонка за лидером»

Команда выбирает 1 человека (капитан), которому предстоит отвечать на вопросы ведущего в течение 30секунд.

Количество верных ответов = количество баллов

5  конкурс «Черный ящик»

Подготовить коробку, в которую кладут «правильные ответы на загадки».

Отвечает та команда, которая первой поднимет руку.

За каждый правильный ответ 2 балла.

Подведение итогов

 команда

1 конкурс Разминка

2 конкурс  Шифровка

3 конкурс В гостях у сказки

4 конкурс Гонка за лидером

5 конкурс

Черный ящик

Всего баллов

1

2

3

4

Список использованной литературы

1.  Материалы для работы с родителями по формированию экологической культуры школьников (в помощь классному руководителю).- Череповец:  Порт-Апрель, 2005.-76с.

2. Л.В.Сорокина Тематические игры и праздники по биологии: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с.

3. Пахолкова В.Н., Мартюшова Л.С., Волкова Л.В.  Интеллектуальный марафон и интеллектуальные предметные игры (из опыта работы МОУ «Гимназия №9»). – Череповец: МОУ ДО «ЦПК»,  2004.

4. Примерное планирование учебного материала. Разделы «Животные», «Человек и его здоровье». // Биология в школе. - №8.- 2002. – С. 45.

4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / сост., авт. Вступ. Ст., коммент. И слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335с.

Приложение 1

1 конкурс «Разминка»

  1. Частота дыхания у собаки в жару резко возрастает. У человека такое явление не наблюдается. Почему?  
  2. Лишайники широко распространены в природе, часто в местах, где жизнь других организмов невозможна.  Однако хорошо известно, что в крупных городах они практически не встречаются. Почему?  
  3. Попытки использования ели обыкновенной в городском озеленении часто бывают неудачными. Хотя в лесах нашей области ель обыкновенная хорошо растет и является основной лесообразующей породой. Объясните это явление.
  4. Еще в Древнем Риме было известно, что бобовые растения улучшают состав почвы и урожай на полях после этих культур всегда богаче.  Почему они улучшают состав почвы?
  5. Шляпочные грибы обычно растут кругами. У народа грибные круги вызывали любопытство и получили разные названия. Например: «ведьмины круги», «ведьмины кольца» С чем связан такой рост грибов? Почему в центре этих кругов плохо растет трава и почва кажется вытоптанной?
  6. Военная крепость Исмаил располагается среди болот. Во время русско-турецкой войны в крепости среди солдат была зафиксирована вспышка малярии. Объясните, как могла возникнуть эпидемия в закрытой и осажденной крепости?
  7. Заяц – беляк, населяющий тундру, лесную и лесостепную зоны нашей страны, к зиме приобретает снежно-белую окраску. Русак, который держится безлесных угодий, зимой белеет лишь частично, а южных частях ареала и зимой сохраняет коричневато-землистую окраску. Чем это можно объяснить?
  8. Утки-кряквы – перелетные птицы. При наступлении осени они улетают (например:  из Вологодской области на морские берега Европы). В Московском зоопарке утки-кряквы остаются зимовать. Объясните изложенные факты.

Приложение 2

4 Конкурс «Гонка за лидером»

 1 команда

  1. Центральный самый толстый корень называется……..(главный)
  2. Корневище растений это видоизмененный ….. (побег)
  3. Женская часть цветка - это … (пестик)
  4. Лягушка и тритон – это представители класса….. (земноводные)
  5. Домик улитки….. (раковина)
  6. Органоиды передвижения инфузории-туфельки…. (реснички)
  7. Ядовитый паук Средней Азии …. (Тарнтул)
  8. Самая маленькая птица…. (колибри)
  9. Яйцекладущее животное Австралии….(утконос, ехидна)
  10. Слепой насекомоядный зверек….(крот)
  11. Наука о строении организма….(анатомия)
  12. Нервная клетка….(нейрон)
  13. Врожденный рефлекс называется…(безусловный)
  14. Место выхода зрительного нерва…(слепое пятно)
  15. Первая слуховая косточка…(молоточек)
  16. Орган вкуса…(язык)
  17. Гормон щитовидной железы   (тироксин)
  18. Самое большое млекопитающее Вологодской области  (лось)
  19. Структура ядра несущая гены… (хромосома)
  20. Национальный парк Вологодской области…(Русский Север)

2 команда

  1. Корни, которые отходят от главного корня называются….. (боковые)
  2.  Плод у яблони называется  …. (яблоко)
  3. Луковица – это видоизмененный….. (побег)
  4. Какими животными образован Большой барьерный риф … (кораллы)
  5. Главная часть клетки…. (ядро)
  6. Насекомое,имеющее жало…. (оса, пчела)
  7. Рыба -  людоед….. (акула)
  8. Наружный скелет черепахи…..(панцирь)
  9. Водный зверь, строящий хатки….(бобр)
  10. Оптический прибор в биологии…..(микроскоп)
  11. Клетки, сходные по строению и функциям…(ткань)
  12. Короткий отросток нейрона….(дендриты)
  13.  Приобретенный рефлекс….(условный)
  14. Рецепторы цветного зрения….(колбочки)
  15. Внутренне ухо…(улитка)
  16. Орган осязания…(кожа)
  17. Мужской половой гормон …(тестостерон)
  18. Заповедник Вологодской области…. (Дарвинский)
  19. Самое большое  животное  в мире…. (синий кит)
  20. Пресмыкающиеся без ног…(змеи)

3 команда

  1. Корни, которые отходят от стебля, называются ……… (придаточные)
  2. Плод у гороха называется….. (боб)
  3. Клубень картофеля – это видоизмененный ….(побег)
  4. Песчинка обросшая слоями перламутра…..(жемчужина)
  5. Наука о растениях…. (ботаника)
  6. Видоизмененная передняя конечность рака….. (клешня)
  7. Личинка  лягушки…. (головастик)
  8. Животное с фонтанчиком на спине…. (кит)
  9. Древние пресмыкающиеся…..(динозавры)
  10. Взаимовыгодное сожительство….(симбиоз)
  11. Длинный отросток нейрона….(аксон)
  12. Затухание рефлекса….(торможение)
  13. Цветная оболочка глаза….(радужка)
  14. Рецепторы черно-белого зрения….(палочки)
  15. Глазная линза….(хрусталик)
  16. Верхний слой кожи…(эпидермис)
  17. Женский половой гормон…. (эстрогены, прогестерон,  эстрадиол)
  18. Какие животные были завезены в национальный парк «Русский Север… (зубры)
  19. Книга, в которой записаны редкие и исчезающие виды….(Красная)
  20. У каких рептилий четырехкамерное сердце….(крокодил)

4 команда

  1. Колючки кактуса – это видоизмененные…. (листья)
  2. Мужская часть цветка – это ….. (тычинка)
  3. Плод у пшеницы называется …. (зерновка)
  4. Самые крупные головоногие моллюски … (осьминоги)
  5. Наука о животных…… (зоология)
  6. Домик для пчел…. (улей)
  7. Безногая ящерица…. (веретеница)
  8. Покров тела птицы….(перья)
  9. Копытное животное с длинной шеей….(жираф)
  10. Рыба, у которой больше всех   икры….(луна-рыба)
  11. Ответная реакция на раздражитель…(рефлекс)
  12. Жидкая часть клетки….(цитоплазма)
  13. Прозрачная наружная оболочка глаз…(склера)
  14. Жалюзи глаз…(ресницы)
  15. Отдел мозга отвечающий за движение …(мозжечок)
  16. Средний слой кожи…(дерма)
  17. Гормон поджелудочной железы… (инсулин, глюкагон)
  18. Птица символ Дарвинского заповедника….(скопа)
  19. Назовите одного из вымерших животных …(мамонт, тур, стеллерова корова)
  20. Лист какого дерева на флаге Канады….(клен)

Приложение 3

Конкурс «Черный ящик»

Загадки:

1.Шарик бел – весь мир одел. (хлопчатник)

2.Все детки на ветках – с рождения в беретках.

 С дерева упадут – береток не найдут. (желудь)

 3. Избушка нова –

Жильца нет, жилец появится, изба развалится.   (яйцо)

 4. Поднять можно, а через избу перекинуть нельзя. (перо)

5.Белые кисти –

Напрасный наряд.

Зеленые кисти –

Опасный яд.

 Но под ногой –

Клад дорогой.  (картофель)

6. Кто целый век в клетке? (сердце)

7. Идет воин, землю роет, на ногах – без копыт, есть рога, да не бык. (жук)

8. Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крутили, ткали и на стол послали.  (лен)

9. Лежит баба на полатях и вся в заплатах.  (лук)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство активизации познавательной активности на уроках биологии в малочисленной школе.

В современной методике и практике обучения биологии всё большее внимание уделяется оптимальному сочетанию самых разнообразных организационных форм и средств обучения. Это позв...

Дидактические игры на уроках биологии

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...

Дидактические игры на уроках биологии

Методическое пособие по использованию дидактических игр на уроках биологии...

Доклад "Дидактическая игра на уроке биологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дидактическая игра на уроке биологии в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями способствует развитию интереса  к предмету, вызывает положительное отношение к рабо...

Дидактические игры на уроках биологии как средство повышения познавательных интересов обучающихся 5-9 классов

Методическая разработка урока по биологии  содержит подробное рассмотрение понятия "игра", цели и фунцкции игр....

Дидактические игры на уроках биологии и химии

Материал содержит нетрадиционные формы и методы обучения, направленные на развитие и формирование интереса обучающихся...

Дидактические игры на уроках биологии

Дидактическая игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Игровая ситуация ...