статья "Обучение и развитие в курсе биологии"
статья по биологии на тему

Назарова Елена Владимировна

Процесс обучения учащихся биологии можно рассматривать как процесс формирования у них определённой системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы научных биологических знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Обучение и развитие в курсе биологии»

Автор: Назарова Е.В.

В последние годы значительно изменились подходы к преподаванию биологии позволяющие дать целостное представление о природе своей Родине, мире в целом на основе раскрытия взаимодействия основных компонентов «природа – человек». Изучение биологии сегодня реализуется на основе нескольких моделей. Каждая модель имеет концептуальное и методическое обеспечение.

Процесс обучения - процесс развития:

  • формирование знаний является важным условием умственного развития;
  • формирование биологических понятий;
  • формирование представлений о конкретных природных объектах;
  • активизация учебной деятельности учащихся;

Процесс обучения учащихся биологии можно рассматривать как процесс формирования у них определённой системы знаний, умений и навыков, составляющих часть общей системы научных биологических знаний.

Задача состоит в организации процесса обучения таким образом, чтобы он обеспечивал умственное развитие школьников, т. е. чтобы обучение при этом являлось развивающим.

Рассматривая проблему развития учащихся в учебном процессе, можно выделить ведущую роль обучения во взаимодействии  обучения и развития учащихся. В результате, формирование знаний является важнейшим условием умственного развития.

Е.Н.Кабанова – Меллер: умственное развитие – широкий и активный перенос приёмов умственных действий, сформированных на одном объекте изучения, на другой объект, а условием, способствующим умственному развитию учащихся, - их специальное обучение системе приёмов умственной деятельности.

В процессе обучения происходит не только механическое накопление знаний, перестраивается и развивается вся его психическая деятельность, а главное развивается его мышление.

Широкий взгляд на биологическую информационную систему иногда противопоставляется узко – информационному, по существу техническому подходу, когда данная система является системой накопления и хранения данных, инструментом для фиксации и характеристики объектов природы, что являлось задачей прошлых веков, но реализуется лишь сейчас на современном компьютерном уровне.

Сегодня информационная технология  - это в первую очередь развитие и образованность.

Используя в учебном процессе ряд технологий, рассмотрим, какое место занимает информационная технология.

Учебный процесс, как единое целое, вмещает в себя технологию метода проекта и коллективного способа обучения, информационная технология накладывается на ПМ и КСО, как составляющая часть.

В изучении курса биологии данная структура наиболее эффективна при блочном структурировании материала, при использовании на учебных занятиях метода погружения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

В процессе обучения биологии, для достижения образованности, большое значение имеет интеграция школьных предметов. Рассмотрим некоторые из них.

Из опыта работы:

Технологические карты урока:

Класс

Тема

Интеграция

Цель

Технология

Информационная технология /CD/

1

«Климат»

Экология – «Воздух»

Биология-«Организм и среда»

- пополнять опыт творческой деятельности учащихся и развивать умение

высказывать своё отношение к исследуемому объекту;

КСО, СИ в ППС, (закрепление изученного)

Игра

«Климат»

2

«Экология мира»

Биология – «Развитие жизни на земле»

Экология  - «Эволюция биосферы и НТП»

- формировать глобальное мышление по отношению к Планете, географическую образованность

Проектный метод. (практикум – моделирование)

 «Конспекты по географии» ЛОС.

Использованием новых педагогических технологий, позволяющих значительно повысить, эффективность обучения, сегодня широко должны использоваться  педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.

Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...

Методические рекомендации использования технологии развития критического мышления при изучении курса биологии для формирования и развития универсальных учебных действий в теме «Царство Растения» (5 класс)

Данный материал может быть использован для проведения урока по биологии в 5 классе. Использована технология  развития критического мышления....

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...