Методические рекомендации по автоматизации звуков
тренажёр (9 класс) по теме

Карабецкая Лариса Ивановна

Данное практическое пособие поможет логопедам, воспитателям и родителям в работе по исправлению дефектов звукопроизношения в качестве домашних заданий на автоматизацию и дифференциацию корректируемых звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по автоматизации звуков

Данное практическое пособие поможет логопедам, воспитателям и родителям в работе по исправлению дефектов звукопроизношения в качестве домашних заданий на автоматизацию и дифференциацию корректируемых звуков. Выполняя задания по звукотаблицам, дети смогут усвоить также и грамматический строй родного языка, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Цели:
• автоматизация, дифференциация корректируемых звуков в словах (в разной позиции), словосочетаниях, предложениях;
• развитие грамматически правильной речи (словоизменение, словообразование, согласование существительных с прилагательными, числительными);
• развитие лексического запаса;
• развитие цветового восприятия;
• развитие пространственной ориентировки;
• развитие связной речи
• Для удобства в использовании звукотаблицы страницу можно разрезать на две части: звукотаблицу (предлагается ребенку) и задания (с ними знакомится взрослый, затем объясняет ребенку).
• Работа со звукотаблицей проводится индивидуально. 
• За один подход можно выполнять по 3 – 4 задания, а с более взрослым ребенком, а также по желанию ребенка можно увеличить количество заданий, выполняемых за один прием.

Данное практическое пособие входит в комплект материалов «Говорун».

Комплект включает в себя:

* звукотаблицы (домашние задания на автоматизацию и дифференциацию звуков;
* логографические упражнения (домашние задания на развитие графомоторных навыков и автоматизацию и дифференциацию звуков) 
* мнемотаблицы (задания на автоматизацию и дифференциацию звуков в предложении и в речевом потоке)
* тематические карточки (задания по изучаемой лексической теме, отраженной в упражнениях по развитию лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи, слогового анализа, что является закреплением полученных навыков на занятиях логопеда).
* упражнения на закрепление речевых навыков (задания для воспитателей, разработанные для индивидуальных вечерних занятий по заданию логопеда)
* «Сказки – связки», «Мини – сказки – связки» (практическое пособие на автоматизацию и дифференциацию звуков в предложении и связной речи. Данное пособие учит ребенка «читать» графическую информацию и «перерабатывать» ее в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание)

Автор материала: Инга Дидковская

Также по теме: «Автоматизация звуков»

ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Л
ЗВУКОТАБЛИЦА на звуки Ш – Ж
ЗВУКОТАБЛИЦА на звуки С З Ц
ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Щ
ЗВУКОТАБЛИЦА на звуки Ш – Ж – С – З - Ц
ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Р (в сочетании ТР, ДР)
ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Р
ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Ч
ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Ль
ЗВУКОТАБЛИЦА на звук Рь

Звукотаблица на звук Л

Слова – подсказки:

сЛон,

игоЛка,

акуЛа,

футбоЛка,

 

пЛатье,

Лошадь,

метЛа,

беЛка,

 

осеЛ,

еЛка,

воЛк,

Ложка,

 

Лук,

крокодиЛ,

Лопата,

пчеЛа

*Описание: слоник

Описание: иголка

Описание: акула

Описание: футбоЛка

Описание: пЛатье

Описание: Лошадь

Описание: метЛа

Описание: беЛка

Описание: осеЛ

Описание: еЛка

Описание: воЛк

Описание: Ложка

Описание: Лук

Описание: крокодиЛ

Описание: Лопата

Описание: пчеЛа

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу 
«Я встаЛ(а)»
Я вста
Л(а) на сЛона 
Я вста
Л(а) на игоЛку 
Я вста
Л(а) на акуЛу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у с
Лона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: сЛон - живой, игоЛка неживая и т.д. 
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно :
с
Лон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.
8. Показывай и называй сЛон – же
Лтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.
9. Назови, что находится 
в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10.С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, с
Лон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)

Звукотаблица на звуки Ш-Ж

Слова – подсказки:

Жук,

рубаШка,

бабуШка,

круЖка,

 

маШина,

лоШадь,

груШа,

миШка,

 

мыШка,

ноЖик,

еЖик,

лоЖка,

 

Шкаф,

коШка,

ШиШка,

Жираф

 *Описание: Жук

Описание: рубаШка

Описание: бабуШка

Описание: круЖка

Описание: маШина

Описание: лоШадь

Описание: груШа

Описание: миШка

Описание: мыШка

Описание: ноЖик

Описание: еЖик

Описание: Ложка

Описание: Шкаф

Описание: коШка

Описание: ШиШка

Описание: Жираф

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * 
(жук, рубашка, бабушка, кружка, мишка, груша…) 
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «
Шаг» : 
Шаг – Жук, 
Шаг – рубаШка,
Шаг – бабуШка и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Жука – рубаШка, у бабуШки – круЖка и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
Живой – неЖивойЖук – Живой, рубаШка – неЖивая, бабуШка – Живая, круЖка – неЖивая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Жук, два Жука, пять Жуков ; одна маШина, две маШины, пять маШин и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: 
Жук – Жучок, маШина – маШинка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в оранжевый цвет.
8. Показывай и называй 
Жук – Желтый, рубаШка – оранЖевая, бабуШка – Желтая и т.д. 
9. Назови, что находится в
 правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
11. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Жук и рубаШка – Жук надел новую рубаШку )

Следи за правильным произношением звуков Ш Ж!

Звукотаблица на звуки С З Ц

Слова – подсказки:

Слон,

Самолет,

ЗаяЦ,

Сыр,

 

кактуС,

Собака,

Стол,

лиСа,

 

оСлик,

Зонтик,

Сова,

ананаС,

 

Стул,

НеЗнайка,

ноСки,

Свинья

*Описание: Слон

Описание: Самолет

Описание: ЗаяЦ

Описание: Сыр

Описание: кактуС

Описание: Собака

Описание: Стол

Описание: лиСа

Описание: оСлик

Описание: Зонтик

Описание: Сова

Описание: ананаС

Описание: Стул

Описание: НеЗнайка

Описание: ноСки

Описание: Свинья

1. Назови все предметы по порядку «змейкой» , начиная с картинки со звездочкой * 
(слон, самолет, заяц, сыр, лисица, стол, собака …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«я вСтал(а)»:
Я в
Стал(а) на Слона,
Я в
Стал(а) на Самолет,
Я в
Стал(а) на ЗайЦа и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Слона – Самолет, у ЗайЦа – Сыр и т.д.. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Слон, два Слона, пять Слонов; один Самолет, два Самолета, пять Самолетов и т.д.
5. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: 
Слон – Слоник, Самолет – Самолетик, ЗаяЦ – Зайчик и т.д.
6. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в розовый цвет.
7. Показывай и называй : 
Слон – краСный, а Самолет – роЗовый и т.д.
8. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
9. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Слон и Самолет – Слон летит на Самолете )

Звукотаблица на звуки С З Ц

Слова – подсказки:

Слон,

Самолет,

ЗаяЦ,

Сыр,

 

кактуС,

Собака,

Стол,

лиСа,

 

оСлик,

Зонтик,

Сова,

ананаС,

 

Стул,

НеЗнайка,

ноСки,

Свинья

 

*Описание: Слон

Описание: Самолет

Описание: ЗаяЦ

Описание: Сыр

Описание: кактуС

Описание: Собака

Описание: Стол

Описание: лиСа

Описание: оСлик

Описание: Зонтик

Описание: Сова

Описание: ананаС

Описание: Стул

Описание: НеЗнайка

Описание: ноСки

Описание: Свинья

1. Назови все предметы по порядку «змейкой» , начиная с картинки со звездочкой * 
(слон, самолет, заяц, сыр, лисица, стол, собака …)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«я вСтал(а)»:
Я в
Стал(а) на Слона,
Я в
Стал(а) на Самолет,
Я в
Стал(а) на ЗайЦа и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Слона – Самолет, у ЗайЦа – Сыр и т.д.. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один Слон, два Слона, пять Слонов; один Самолет, два Самолета, пять Самолетов и т.д.
5. Назови каждый предмет в уменьшительной форме: 
Слон – Слоник, Самолет – Самолетик, ЗаяЦ – Зайчик и т.д.
6. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в розовый цвет.
7. Показывай и называй : 
Слон – краСный, а Самолет – роЗовый и т.д.
8. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
9. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Слон и Самолет – Слон летит на Самолете )

 Звукотаблица на звуки Ш-Ж–С–З-Ц

Слова – подсказки:

Слон,

СнеЖинка,

ЗаяЦ,

ноЖниЦы,

 

СолныШко,

еЖик,

арбуЗ,

миШка,

 

БелоСнеЖка,

Шляпа,

Сова,

мороЖеное,

 

СуШки,

ЗолуШка,

карандаШ,

Собака

*Описание: Слон

Описание: СнеЖинка

Описание: ЗаяЦ

Описание: ноЖниЦы

Описание: СолныШко

Описание: еЖик

Описание: арбуЗ

Описание: миШка

Описание: БелоСнеЖка

Описание: Шляпа

Описание: Сова

Описание: мороЖеное

Описание: СуШки

Описание: ЗолуШка

Описание: карандаШ

Описание: Собака

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, снежинка, заяц, ножницы, мишка, арбуз…)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«Шаг» : 
Шаг – Слон,
Шаг – СнеЖинка,
Шаг – ЗаяЦ т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у 
Слона – СнеЖинка, у ЗайЦа – ноЖниЦы и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
Живой – неЖивой : Слон – Живой, СнеЖинка – неЖивая, ЗаяЦ – Живой, ноЖниЦы – неЖивые и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один Слон, два Слона, пять Слонов и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : 
Слон – Слоник,СнеЖинка – СнеЖиночка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в красный цвет.
8. Показывай и называй : 
Слон – Желтый, СнеЖинка – краСная и т.д.
9. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, 
Слон и СнеЖинка - Слон поймал СнеЖинку )

Звукотаблица на звук Р в сочетании ТР, ДР

Слова – подсказки:

сТРаус,

асТРа,

сТРекоза,

осТРов,

 

инсТРументы,

сТРоитель,

касТРюля,

Кот МаТРоскин,

 

ПеТРушка,

ТРон,

ДРакон,

веДРо,

 

ТРоллейбус,

поДРужки,

ДРова,

выДРа

 

*Описание: сТРаус

Описание: асТРа

Описание: сТРекоза

Описание: осТРов

Описание: инсТРументы

Описание: сТРоитель

Описание: касТРюля

Описание: Кот МаТРоскин

Описание: ПеТРушка

Описание: ТРон

Описание: ДРакон

Описание: веДРо

Описание: ТРоллейбус

Описание: поДРужки

Описание: ДРова

Описание: выДРа

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (страус, астра, стрекоза, остров, Кот Матроскин, кастрюля, строитель, инструменты, Петрушка...)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и проговаривай : 
я смоТРю на… 
Я смо
ТРю на сТРауса
Я смо
ТРю на асТРу
Я смо
ТРю на сТРекозу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у с
ТРауса – асТРа, у сТРекозы – осТРов , у МаТРоскина – касТРюля и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: сТРаус – живой, асТРа – неживая и т.д. 
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один сТРаус, два сТРауса, пять сТРаусов и т.д. 
6. Живой предмет называй с числом 
ТРИ, а неживой предмет с числом ТРИДЦАТЬ ТРИТРи сТРауса, ТРидцать ТРи асТРы, ТРи сТРекозы и т.д.
7. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету... ; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).
8. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(
усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сТРаус и асТРа – СТРаус съел асТРу)

Следи за правильным произношением звука Р!

Звукотаблица на звук Р

Слова – подсказки:

баРан,

аРбуз,

воРона,

сыР,

 

баРабан,

зебРа,

веРтолет,

жиРаф,

 

носоРог,

кРовать,

коРова,

гРуша,

 

кРужка,

Рыба,

Роза,

Рак

 

*Описание: баРан

Описание: аРбуз

Описание: воРона

Описание: сыР

Описание: баРабан

Описание: зебРа

Описание: веРтолет

Описание: жиРаф

Описание: носоРог

Описание: кРовать

Описание: коРова

Описание: гРуша

Описание: кРужка

Описание: Рыба

Описание: Роза

Описание: Рак

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, зебра, барабан и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово 
«пРыг» : 
п
Рыг на баРана
п
Рыг на аРбуз
п
Рыг на воРону и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у ба
Рана – аРбуз, у воРоны – сыР и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые красивыми, а неживые - хорошими : ба
Ран – кРасивый, а аРбуз – хоРоший, воРона – кРасивая, а сыР – хоРоший и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один баРан, два баРана, пять баРанов и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : ба
Ран - баРашек, аРбуз - аРбузик и т.д.
7. Раскрась живые предметы в красный цвет, неживые предметы – в серый цвет.
8. Показывай и называй баРан – к
Расный, аРбуз – сеРый, воРона - кРасная и т.д.
9. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ба
Ран и аРбуз – БаРан ест аРбуз)

Звукотаблица на звук Ч

Слова – подсказки:

бабоЧка,

перЧатки,

девоЧка,

Чайник,

 

клюЧ,

Чайка,

мяЧ,

пЧела,

 

мальЧик,

Чашка,

ПеЧкин,

Чай,

 

Часы,

овеЧка,

оЧки,

Черепаха

 

*Описание: бабоЧка

Описание: перЧатки

Описание: девоЧка

Описание: Чайник

Описание: клюЧ

Описание: Чайка

Описание: мяЧ

Описание: пЧела

Описание: мальЧик

Описание: Чашка

Описание: ПеЧкин

Описание: Чай

Описание: Часы

Описание: овеЧка

Описание: оЧки

Описание: Черепаха

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(бабочка, перчатки, девочка, чайник, пчела, мяч, чайка, ключ и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет свой указательный пальчик и добавляй к называемому предмету сначала фразу 
«пальЧик на …»
паль
Чик на бабоЧке
паль
Чик на перЧатках
паль
Чик на девоЧке и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у бабо
Чки – перЧатки, у девоЧки – Чайник и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. К живому предмету добавляй слово 
РЫЧИТ, а к неживому предмету – МОЛЧИТ : бабоЧка – рыЧит, а перЧатка молЧит, девоЧка – рыЧит, а Чайник – молЧит и т.д. и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна бабоЧка, две бабоЧки, пять бабоЧек и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно: пер
Чатки – перЧатоЧки, Чайник – ЧайниЧек и т.д.
7. Раскрась живые предметы в коричневый цвет, неживые предметы – в черный цвет.
8. Показывай и называй: бабо
Чка – кориЧневая, перЧатки – Черные и т.д.
9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в 
правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, бабо
Чка и перЧатки – БабоЧка носит перЧатки)

Звукотаблица на звук Ль

Слова – подсказки:

маЛьчик,

шЛяпа,

уЛитка,

кЛюч,

 

корабЛь,

шмеЛь,

теЛефон,

козЛята,

 

Лиса,

кошеЛек,

Лев,

колокоЛьчик,

 

вентиЛятор,

баЛерина,

коЛяска,

Лягушка

 

*Описание: маЛьчик

Описание: шЛяпа

Описание: уЛитка

Описание: кЛюч

Описание: корабЛь

Описание: шмеЛь

Описание: теЛефон

Описание: козЛята

Описание: Лиса

Описание: кошеЛек

Описание: Лев

Описание: колокоЛьчик

Описание: вентиЛятор

Описание: баЛерина

Описание: коЛяска

Описание: Лягушка

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(мальчик, шляпа, улитка, ключ, козлята, телефон, шмель …)
2. Ставь на каждый предмет два пальчика одной руки (указательный и средний) и добавляй к называемому предмету сначала фразу 
«ПаЛьчики встаЛи»
Па
Льчики встаЛи на маЛьчика,
Па
Льчики встаЛи на шЛяпу,
Па
Льчики встаЛи на уЛитку и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у ма
Льчика – шЛяпа, у уЛитки – кЛюч и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя 
живой – неживой: маЛьчик - живой, шЛяпа - неживая и т.д. 
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один маЛьчик, два маЛьчика , пять маЛьчиков ; одна шЛяпа , две шЛяпы, пять шЛяп и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно :
ш
Ляпа – шЛяпка, уЛитка - уЛиточка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в зеленый цвет, неживые предметы – в малиновый цвет.
8. Показывай и называй ма
Льчик – зеЛеный , шЛяпа - маЛиновая , уЛитка – зеЛеная и т.д.
9. Назови, что находится в
 правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между , над ...., под... и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, ма
Льчик и шЛяпа – маЛьчик надел новую шЛяпу)

Звукотаблица на звук Рь

Слова – подсказки:

ящеРица,

гРиб,

чеРепаха,

огуРец,

 

пРищепка,

моРяк,

каРета,

пРинцесса,

 

богатыРь,

веРевка,

Ребенок,

шаРики,

 

ваРежки,

пахаРь,

кРесло,

скРипачка

 

*Описание: ящеРица

Описание: гРиб

Описание: чеРепаха

Описание: огуРец

Описание: пРищепка

Описание: моРяк

Описание: каРета

Описание: пРинцесса

Описание: богатыРь

Описание: веРевка

Описание: Ребенок

Описание: шаРики

Описание: ваРежки

Описание: пахаРь

Описание: кРесло

Описание: скРипачка

1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой *(ящерица, гриб, черепаха, огурец, принцесса, карета, моряк, прищепка и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала словосочетание 
«на Рисунке»
на 
Рисунке – ящеРица
на 
Рисунке – гРиб
на 
Рисунке – чеРепаха и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у яще
Рицы – гРиб , у чеРепахи – огуРец и т.д. 
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые нарядными, а неживые - резиновыми : ящеРица - наРядная, а гРиб – Резиновый, че
Репаха – наРядная, а огуРец – Резиновый и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в 
ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: одна ящеРица, две ящеРицы, пять ящеРиц и т.д. 
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : г
Риб - гРибочек, чеРепаха - чеРепашка и т.д.
7. Раскрась живые предметы в 
сиреневый цвет, неживые предметы – в коричневый цвет.
8. Показывай и называй яще
Рица – сиРеневая, гРиб – коРичневый, чеРепаха - сиРеневая и т.д.
9. Назови, что находится в 
правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
10. С каждым предметом придумай по одному предложению (усложненный вариант задания : придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, яще
Рица и гРиб – ящеРица ест гРиб)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к авторскому речевому тренингу по автоматизации звука [Ш], созданному в пространстве Mimio

Это описание авторской методической разработки, которая предтавляет из себя речевой тренинг индивидуального плана, ориентированный на старших дошкольников (5 – 6 лет) с диагнозом ОНР, ФФНР, НПОЗ. Трен...

Методическая разработка. "Автоматизация звука "Р" в словах и в предложениях, объединённых темой "В мире птиц".

В занятии дети участвуют в телепередаче" В мире птиц". Телезрители задают вопросы,а дети отвечают,...

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств

[Методические рекомендации] Методические рекомендации, специальность Автоматизация технологических процессов и производств...

Методическая разработка Конспект открытого индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий с учащимся 3 класса коррекционной школы VIII вида. «Автоматизация звука «с» с использованием методики «Закрытая карт

Тип занятия- индивидуальное Цель-  Автоматизация звука «с» в словах, предложениях, коррекция оптической дисграфии, формирование умения задавать вопросы и с их помощью выяснять со...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПРОЕКТ - "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА /Л/"

В данном проекте освещены такие вопросы как : актуальность темы проекта, цели и задачи проекта, ожидаемый результат. А так же раскрыты здоровье сберегающие компоненты проекта и этапы его реализаии....