Маслова Оксана Николаевна.Технологическая карта урока "Переливание.Группы крови" УМК Н.И.Сонин
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Материал позволяет получить знания о группах крови, значении применения переливания. Способствует достижению метапредметных  результатов:сравнивать,обобщать,развитие мыслительных способностей. Направлен на воспитание потребности познавать свой организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhn._karta_gruppy_krovi.perelivanie.doc37.5 КБ
Файл gruppy_krovi.rar1.78 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока 4

Переливание. Группы крови

Задачи

-получить представление о группах крови, значении применения переливания крови, закрепить знания о составе и функциях крови.

-развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, а также умений сравнивать и обобщать; развитие мыслительных способностей учащихся, логического мышления;
- коммуникативной культуры, воспитывать потребность в познании своего организма 

Тип урока

Комбинированный урок

Методы и приёмы

частично-поисковый, самостоятельная работа с учебником, проблемный, ИКТ, беседа

Оборудование

ЦОР, дидактический материал (тесты, задания для групп).

 Основные понятия и термины

Группы крови, донор, реципиент, агглютинация, антигены, резус-фактор

Развитие умений

Находить главную мысль в тексте, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи, развивают умение слушать товарища и принимать правильное решение, привлекать личный опыт, делать выводы.                                                                                              

План урока

       1.Понятие о переливании крови, его значении. 

       2.Группы крови, их различия.

      3. Работа в группах  «Группы крови».                               

      4. Тест по теме «Кровь»

     

Деятельность учащихся

Самостоятельная работа с текстом учебника, анализируют услышанную информацию докладчика и конспектируют в тетради, работа в группах, выполняют тест.

Познавательные задания

  1. Слушая выступление учащегося «История развития учения о переливании крови», составьте хронологию создания учения о переливании крови.
  2. Используя текст на с. 139 сформулируйте понятия, агглютинация, антитела, антигены.
  3.  Знакомятся с группами крови, с понятием резус-фактор, донор , реципиент просматривая слайды.

Выполните и обсудите задания в группах (пример задания)           Вариант  1.

Вопрос  1: Можно ли кровь 1 группы переливать людям с 1,2,3 и 4 группами?

А) Можно, поскольку вещества А и В отсутствуют в эритроцитах и последние не склеиваются веществами π и β, небольшое количество перелитой π и β с крови не может склеить эритроциты, содержащие А во 2 группе, В – в 3, А и В  - в 4 группе.

Б) Нельзя, так как плазма ее содержит π и β и при переливании человеку с 2 группой А встретиться с π, 3 группой В встретиться в β,с 4 группой А и В встретятся с π и β.

В) Можно, так как в эритроцитах крови 1 группы содержится А, но в крови 2 группы отсутствует, 3 группы отсутствует β.

Г) Нельзя, так как π и β 1 группы встретятся соответственно с π и β 1,2,3 групп.

Вопрос 2: Почему кровь 4 группы, содержащую в эритроцитах вещества А и В, нельзя переливать человеку с 3 группой крови, содержащей В и π?

А) В встретиться с В.

Б) А встретится с π.

В) В встретится с π.

Г) А встретится с В.

(где пи это альфа)

 

Домашнее задание

Изучить с. 137-139, написать эссе по теме «Кровь», повторить из курса 7 класса особенности кровеносной системы млекопитающих



Предварительный просмотр:

Вариант  1.

Вопрос  1: Можно ли кровь 1 группы переливать людям с 1,2,3 и 4 группами?

А) Можно, поскольку вещества А и В отсутствуют в эритроцитах и последние не склеиваются веществами π и β, небольшое количество перелитой π и β с крови не может склеить эритроциты, содержащие А во 2 группе, В – в 3, А и В  - в 4 группе.

Б) Нельзя, так как плазма ее содержит π и β и при переливании человеку с 2 группой А встретиться с π, 3 группой В встретиться в β,с 4 группой А и В встретятся с π и β.

В) Можно, так как в эритроцитах крови 1 группы содержится А, но в крови 2 группы отсутствует, 3 группы отсутствует β.

Г) Нельзя, так как π и β 1 группы встретятся соответственно с π и β 1,2,3 групп.

Вопрос 2: Почему кровь 4 группы, содержащую в эритроцитах вещества А и В, нельзя переливать человеку с 3 группой крови, содержащей В и π?

А) В встретиться с В.

Б) А встретится с π.

В) В встретится с π.

Г) А встретится с В.

(где пи это альфа)

                                                             Вариант 3.

Вопрос 1:  Можно ли кровь 2 группы переливать человеку с 1 группой?

А) Можно, потому что В не встретится с β, так как последнего нет в крови 2 группы.

Б) Нельзя, так как В 2 группы встретится с π 1 группы.

В) Можно, поскольку А не встретится с π.

Г) Нельзя, так как А встретится с β.

Вопрос 2: Почему кровь 4 группы нельзя переливать человеку со 2 группой?

А) А встретится с А.

Б) А встретится с  β.

В) В встретится с β.

Г) А встретится с В.

 Вариант 2.

Вопрос 1: Можно ли кровь 2 группы переливать человеку с  4 группой?

А) Можно, так как вещества  β в небольшом количестве перелитой крови недостаточно для склеивания эритроцитов 4 группы, содержащее вещество.

Б) Нельзя, поскольку β, содержащееся в плазме ее, встретиться с В эритроцитов 4 группы.

В) Можно, так как А, содержащееся в ее эритроцитах, не встретится с В 4 группы, поскольку его там нет.

Г) Нельзя, так как А ее эритроцитов встретится с В эритроцитов крови 4 группы.

Вопрос 2:  Почему  кровь 4 группы  нельзя переливать человеку с 3 группой?

А) В встретиться с π.

Б)  В встретится с β.

В) В встретится с В.

Г) А встретится с π.

Вариант 4.

Вопрос 1: Можно ли кровь 3 группы перелить человеку с 1 группой?

А) Можно, так как А не встретится с π.

Б) Нельзя, потому что π встретится с π.

В) Нельзя, поскольку В встретится с β.

Г) Можно, так как В не встретится с β.

Вопрос 2: Почему кровь 3 группы нельзя переливать человеку со 2 группой?

А) В встретится с β.

Б) А встретится с π.

В) А встретится с А.

Г) π встретится с β.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карта-путеводитель по теме "Эукариотическая клетка" для учащихся 10 класса УМК Сонина Н.И.

Разработка путеводителя по теме "Эукариотическая клетка" разработана для использования на уроках и для подготовки домашнего задания...

Технологическая карта по биологии 6 класса по учебнику Сонина Н.И., С учетом требований ФГОС

технологическая карта с учетом требований ФГОС, каждый урок содержит интернет-ссылки на интересный материал в сети...

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОС по учебнику Сонина "Организм как единое целое. " с презентацией

Технологическая карта урока по биологии в 6 классе в соответствии с ФГОСТема: "Организм как единое целое. "Предмет: БиологияКласс: 6 классТип урока: Обобщение знанийТехнология построения урока:Здоровь...

технологическая карта урока "Бактерии" 5 класс Сонин

технологическая карта урока "Бактерии" 5 класс ФГОС линия УМК "Живой организм" Сонин ...

технологическая карта по теме Бактерии 5 класс по ФГОС Н. И. Сонин

Технологическая карта конструирования урока биологии в 5 классе по формированию универсальных учебных действий в системно - деятельностном подходе...

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

Выявление уровня патриотического воспитания у воспитанников "СРЦдН" для несовершеннолетних. Методики Масловой Т.М.

Методики МасловойТ.М. по выявлению уровня патриотической воспитанносьти у школьников....