Календарно - тематическое планирование по биологии 7 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Марченко Татьяна Николаевна

Календарно - тематическое планирование по биологии в 7 классе составлено по программе И.Н. Пономаревой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl._2014.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Согласовано

заместитель директора по НМР

_____________ Е.В.Бондаренко

         29 августа  2014 года

Муниципальное образование Новокубанский район муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение  гимназия №2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Календарно – тематическое планирование

по биологии

Уровень образования (класс)    основное общее образование,  7   класс___

Количество часов  68   (2 часа в неделю).

Учитель Марченко Татьяна Николаевна

Планирование составлено на основе рабочей программы 1 вида

Марченко Т.Н., утвержденной решением педагогического совета

протокол №1  от 29 августа 2014 г.

урока

п/п

урока

по

темам

Содержание

(разделы, темы уроков)

Неделя

проведения

урока

Дата

фактического

проведения

урока

Оборудование

1. Общие сведения о мире животных (4ч)

1

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Зоология - наука о царстве животных. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. 

1-6 сентября

Экранно-звуковые средства обучения (ЭЗСО)

2

2

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Экскурсия №1 «Многообразие животных ». Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и заботливое отношение к животным. Охрана животного мира.

1-6 сентября

(ЭЗСО)

3

3

Классификация животных. Значение классификации животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.

8-13 сентября

(ЭЗСО)

4

4

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

8-13 сентября

(ЭЗСО)

2. Строение тела животных (3 ч)

5

1

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма.

15-20  сентября

(ЭЗСО)

6

2

Особенности животных клеток и тканей.

15-20  сентября

7

3

Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

22-27  сентября

(ЭЗСО)

3. Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные (4 ч)

8

1

Общая характеристика простейших. Разнообразие простейших в природе. Амеба  протей как одноклеточный организм. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

22-27 сентября

(ЭЗСО)

9

2

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

29 сентября-4 октября

(ЭЗСО)

10

3

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Л. р. №1 «Изучение строения инфузории-туфельки». Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

29 сентября-4 октября

Лабораторное оборудование

11

4

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Значение простейших в природе и жизни человека. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией.

6-11 октября

(ЭЗСО)

4. Подцарство Многоклеточные животные: Тип Кишечнополостные (2ч). Краткая характеристика подцарства Многоклеточные животные

12

1

Общая характеристика типа Кишечнополостные. Пресноводная гидра. Значение в природе. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Эктодерма и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация.

6-11 октября

(ЭЗСО)

13

2

Морские кишечнополостные. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

13-18  октября

(ЭЗСО)

5. Типы Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (6 ч)

14

1

Разнообразие червей. Типы червей. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

 Тип Плоские черви. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

13-18 октября

(ЭЗСО)

15

2

Свиной (либо бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

20-25 октября

(ЭЗСО)

16

3

Тип Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Понятие «паразитизм» и его биологический смысл.  Их строение, жизнедеятельность и значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

20-25 октября

(ЭЗСО)

17

4

Тип Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Л.р. №2 «Изучение внешнего строения дождевого червя».

Л. р. №3 «Наблюдение за поведением дождевого червя». Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

27 октября-1 ноября

(ЭЗСО)

18

5

Дождевой червь. Значение, место червей в биогеоценозах.

27 октября-1 ноября

Лабораторное оборудование

19

6

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

10-15 ноября

(ЭЗСО)

6. Тип Моллюски (4 ч)

20

1

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

10-15 ноября

(ЭЗСО)

21

2

Брюхоногие моллюски. Роль в природе и практическое значение. Большой прудовик (либо виноградная улитка) и голый слизень. Их среды обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие.

17-22 ноября

(ЭЗСО)

22

3

Двустворчатые моллюски. Л. р. №4 «Изучение строения раковины». Л.р. №5 «Изучение раковин различных  моллюсков». Беззубка (или перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

17-22 ноября

Лабораторное оборудование

23

4

Головоногие моллюски. Особенности их строения. Роль в биоценозе и практическое значение. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Передвижение. Питание. Поведение.

 24-29 ноября

(ЭЗСО)

7. Тип Членистоногие (7 ч)

24

1

 Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных.

  24-29 ноября

(ЭЗСО)

25

2

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Значение пауков в биогеоценозах. Многообразие паукообразных. Паук-крестовик (или любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль.

 1-6 декабря

(ЭЗСО)

26

3

 Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Меры защиты от клещей. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

1-6 декабря

(ЭЗСО)

27

4

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. 
Л.р. №6 «Изучение внешнего строения комнатной мухи». Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере майского жука или комнатной мухи, саранчи или другого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (или Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

 8-13 декабря

Лабораторное оборудование

28

5

Одомашнивание насекомых на примере тутового (или дубового) шелкопряда. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и в жизни человека Насекомые — переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи — общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты.

8-13 декабря

(ЭЗСО)

29

6

Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых. Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биоценотическое и практическое значение.

 15-20 декабря

(ЭЗСО)

30

7

Экскурсия №2 «Разнообразие членистоногих».

 15-20 декабря

(ЭЗСО)

8. Тип Хордовые (32 ч)

 Подтип Бесчерепные (1ч)

31

1

Краткая характеристика типа Хордовых. Бесчерепные. Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.  

22-27 декабря

(ЭЗСО)

Подтип Черепные. Рыбы (5 ч)

32

1

Общая характеристика черепных.   Общая характеристика  рыб. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение. Части тела. Покровы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств.

Л. р. №7 «Изучение внешнего строения рыбы». Л. р. №8 «Определение возраста рыбы по чешуе».

22-27 декабря

Лабораторное оборудование

33

2

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Л.р. №9 «Изучение скелета рыбы». Л.Р. №10  «Изучение внутреннего строения рыб».

 12-17 января

Лабораторное оборудование

34

3

Размножение и развитие рыб. Особенности поведения.

Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявления у рыб.  Понятие о популяции. Л. р. №11
«Наблюдение за живыми рыбами».

12-17 января

Лабораторное оборудование

35

4

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Современное состояние промысла осетровых. Запасы осетровых рыб и меры по их восстановлению. Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

19-24 января

(ЭЗСО)

36

5

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий). Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение. Прудовое хозяйство. Сазан и его одомашненная форма — карп. Другие виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.  

19-24 января

(ЭЗСО)

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

377

1

Общая характеристика класса. Земноводный образ жизни.

26 – 31 января

(ЭЗСО)

38

2

Внешнее и внутреннее строение лягушки. Питание.

26 – 31 января

(ЭЗСО)

39

3

Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

2-7 февраля

(ЭЗСО)

40

4

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

2-7 февраля

(ЭЗСО)

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

41

1

Общая характеристика класса Рептилии. Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие

9-14 февраля

(ЭЗСО)

42

2

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

9-14 февраля

(ЭЗСО)

43

3

Змеи, ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змеи. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Представители Крайнего Севера.

16-21 февраля

(ЭЗСО)

44

4

Экскурсия №»3 «Разнообразие животных родного края». Значение змей в природе и в жизни человека.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

16-21 февраля

(ЭЗСО)

Класс Птицы (8 ч)

45

1

Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания птиц.

Л. р. №12 «Изучение внешнего строения птицы».
Л. р. №»13 «Изучение перьевого покрова».

23-28 февраля

Лабораторное оборудование

46

2

Особенности внутреннего строения птиц.

Л. р. №14 «Изучение строения скелета птицы».  Приспособленность к полету..

23-28 февраля

Лабораторное оборудование

47

3

Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися.

2-7 марта

(ЭЗСО)

48

4

Размножение и развитие. Забота о потомстве.

2-7 марта

(ЭЗСО)

49

5

Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

9-14 марта

(ЭЗСО)

50

6

Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины и типичные птицы. Распространение. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы.

9-14 марта

(ЭЗСО)

51

7

Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Происхождение птиц. Археоптерикс.

16-21 марта

(ЭЗСО)

52

8

Экскурсия №4 «Знакомство с птицами леса (парка)».

16-21 марта

(ЭЗСО)

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч).

53

1

Общая характеристика класса Млекопитающие. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Л. р. №15 «Изучение внешнего строения млекопитающего».

30 марта-4 апреля

Лабораторное оборудование

54

2

Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися.
Л. р. №16 «Изучение скелета млекопитающего».
Л. р. №17 «Изучение внутреннего строения ».

30 марта-4 апреля

Лабораторное оборудование

55

3

Размножение и развитие. Забота о потомстве.  Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Л. р. №18 «Наблюдение за млекопитающими».

6-11 апреля

Лабораторное оборудование

56

4

Предки млекопитающих — древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих.

Первозвери, низшие и высшие звери. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

6-11 апреля

(ЭЗСО)

57

5

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные (псовые, кошачьи, куньи, медвежьи).

13-18 апреля

(ЭЗСО)

58

6

Ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, хоботные, приматы.

13-18 апреля

(ЭЗСО)

59

7

Основные экологические группы млекопитающих: типично наземные, наземно-древесные, прыгающие, почвенные, летающие, водные и околоводные. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

20-25 апреля

(ЭЗСО)

60

8

Значение млекопитающих. Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации.

20-25 апреля

(ЭЗСО)

61

9

Экскурсия №5 «Домашние и дикие звери».

27 апреля-2 мая

(ЭЗСО)

62

10

Рациональное использование и охрана млекопитающих.

27 апреля-2 мая

(ЭЗСО)

9. Развитие животного мира на Земле (6ч)

63

1

Историческое развитие животного мира.

4-9 мая

(ЭЗСО)

64

2

Доказательство исторического развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции.

4-9 мая

(ЭЗСО)

65

3

Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие.

11-16 мая

(ЭЗСО)

66

4

Современный животный мир - результат длительного исторического развития.

11-16 мая

(ЭЗСО)

67

5

Уровни организации живой материи.

18-23 мая

(ЭЗСО)

68

6

Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете.

18-23  мая

(ЭЗСО)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование для 2 класса УМК М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса, Титул 2012

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 2 класса новой версии учебника М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко. Н.Н. Трубаневой «Английский с удовольствием Enjoy English» для 2 класса...

Календарно - тематическое планирование 5-6 класс и план мастер - класса по Городецкой росписи

Календарно м- тематическое планирование 5,6,7 класс, технология, девочки....

Календарно-тематическое планирование для 9 классов. О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс".

Календарно-тематический план для 9 классов по программе О.В.Афанасьева, И.В.Михеева "Английский язык 9 класс" на 2012 - 2013 уч. г.г....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 7 класс. Базовый учебник Атанасян Л.С. и др.  Геометрия 7-9 класс....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 8 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 9 класс. Базовый учебник  Геометрия 7-9 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др.

Календарно-тематическое планирование. Геометрия 10 класс. Базовый учебник  Геометрия 10-11 класс.Авторы : Атанасян Л.С. и др....