Урок биологии в 8 классе по теме "Органы дыхания"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Севостьянова Татьяна Филипповна

Урок биологии с использованием мультимедийного приложения, тестовой проверкой знаний и практической работой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_8_klasse_po_teme.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Севостьянова Т.Ф.

Урок биологии в 8 классе по теме «Органы дыхания»

ЗАДАЧИ УРОКА: 

а)  образовательная : раскрыть значение дыхания как процесса, в ходе которого освобождается энергия; показать взаимосвязи органов дыхания и кровообращения; установить взаимосвязь строения и функций органов дыхательной системы;

б)  развивающая : обосновать, почему нужно дышать через нос, разъяснить суть голосообразования, гигиенические правила охраны голосового аппарата; развивать умение делать выводы на основе полученной информации.

 в) воспитательная - развивать память, логическое мышление, четкость ответов.  

Оборудование:  мультимедийное приложение к УМК «Образовательный комплекс «Биология. Человек. 8 класс», ЗАО «1С», таблицы «Ткани», «Органы дыхания»; модель гортани.

          ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  1. Изучение нового материала.    

-Что нужно человеку для жизни?

Известно, что без пищи человек может прожить несколько недель. Иначе говоря, запас прочности против временного недоедания , заложенный в нас природой, достаточно велик.

Без воды человек не проживет и недели, хотя сам он в основном и состоит  из нее. ( В его организме содержится 65% воды, даже в костях – 25%) Но лишней воды в организме нет, и  он моментально реагирует на водный дисбаланс. Потеря даже 10% воды может вызвать обморочное состояние. Но даже при таком жестком режиме водообмена человек может выжить, если проявит старание и смекалку в в стремлении утолить жажду.

Но природа, к сожалению, не позаботилась о нас в случае нехватки третьего, самого главного компонента поддержания жизни –воздуха, которым мы дышим.

  «Пока дышу, надеюсь» - сказал римский поэт Овидий. Эта фраза стала крылатой, ибо дыхание – самое оберегаемая и драгоценная «ниточка», от которой зависит  наше земное состояние, ибо запасов кислорода в организме нет.

 - Что же такое дыхание?  (Процесс постоянного обмена газам между организмом и окружающей средой)

 -    Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

 А. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

Б. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

В. Окисление (распад) органических соединений с обязательным присутствием кислорода, при этом высвобождается углекислый газ, вода и энергия, необходимая для физиологических функций организма.
Энергия необходима для жизнедеятельности организма: когда вы трудитесь, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия. Снабжение клеток кислородом и удаление из них углекислого газа осуществляется кровью, а обмен газов между кровью и воздухом происходит в легких.

ИТАК, дыхание – обязательное условие обмена веществ.

- Какие органы дыхания характерны для представителей типа Хордовых? (Беседа)

В ходе беседы заполняется часть таблицы «Строение и функции органов дыхания» (носовая полость, носоглотка), остальные графы заполняются дома

               Строение и функции органов дыхания

Название органа

Особенности строения

Функции

Носовая полость

Носоглотка

Большая поверхность, слизистая оболочка с ресничками, слизь, множество кровеносных сосудов

Миндалины

Проводит воздух, согревает, очищает, увлажняет, обеззараживает

Проводит воздух, убивает микробы

 По функциональному признаку органы дыхания делятся на воздухоносные, или дыхательные, и органы газообмена.
К воздухоносным дыхательным органам относятся: носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи.
Органами газообмена являются лёгкие


                     
Строение носовой полости       

Сколько девушек и юношей, разглядывая себя в зеркало любовались, (а может быть, и огорчались) своим носом. Как бы критически вы к нему не относились, нос – украшение лица. А если серьезно? Для чего нос человеку?    

      Носы любой формы: курносый «римский», прямой и т. д., имеют одинаковое внутреннее строение и выполняют одни и те же функции.

              Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости. Оболочка носовой полости обильно снабжена кровеносными сосудами.

- Какое это имеет значение?   Следовательно, воздух в носовой полости согревается, но не только..

Дыхательные пути на всем протяжении выстланы клетками эпителия, каждая из которых снабжена миниатюрными выростами – ресничками.  В эпителии много железок, выделяющих слизь, Реснички и слизь работают как дворники, задерживая и удаляя занесенные ветром пылинки, бактерии прочий мусор. В сутки человек пропускает около 10 тысяч литров воздуха.

Суммируя, можно сказать, что носовая полость:  проводит воздух, согревает, увлажняет, очищает и обеззараживает его. 

Сообщение учащегося

«Дыхание возможно только тогда, когда свободны воздухоносные пути. Охлаждения ног, сквозняки вызывают рефлекторное расширение кровеносных сосудов в стенках дыхательных путей. Носовые ходы становятся узкими, забиваются слизью, и воздух через них пройти не может. Возникающие при этом кашель и насморк способствуют выведению слизи наружу и восстановлению нормального дыхания. Если естественные реакции не дают эффекта. Их приходится поддерживать специальными препаратами (мази, капли) или, наоборот, стимулировать. Так, микстуры от кашля делают слизь более жидкой, и она легче отделяется.  

Вирусы простуды попадают в организм человека в основном через нос, так как полость рта для них – неблагоприятная среда. С носа заболевшего человека вирусы попадают на руки.  Человек трогает дверные ручки, посуду, мебель. Через эти вещи вирусы попадают на руки здорового человека. А оттуда на его нос. Как часто, сами того не замечая, мы трогаем собственный нос? Результаты наблюдений показали: примерно 10 раз  в течение часа. Поэтому, не трогайте свой нос без особой нужды, особенно в период эпидемий, связанных с простудными заболеваниями. Ну и уж если вы все-таки заболели, можно погрузить руки в горячую горчичную ванну, использовать мед,  липовый цвет, малиновое варенье; промывать нос содовым раствором (полчайной ложки питьевой соды на стакан кипяченой воды). Использовать лекарственные препараты можно только по совету врача.»

 Из носовой полости воздух попадает  в носоглотку, затем в глотку, а оттуда в гортань. Вход в гортань защищен миндалинами, лимфоциты которых уничтожают микробов. Воспаление миндалин снижает сопротивляемость организма инфекциям.

Гортань имеет вид воронки, состоящей из нескольких хрящей. Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящевым надгортанником. Между хрящами гортани имеются голосовые связки – тонкие мышечные образования, пространство между ними называется голосовой щелью. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и щель между ними имеет вид треугольника. При натяжении связок щель между ними сужается, выдыхаемый воздух, проходя через узкую щель, заставляет колебаться голосовые связки – возникает звук. Голосовые связки могут колебаться с частотой от 80 до 10 000 в секунду. Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Это характерно для женщин и детей, их голоса более высокие. (Запись детского голоса)

У мужчин голосовые связки длиннее, поэтому их голоса значительно ниже (Запись баса)

Окончательное формирование звуков речи человека происходят в полостях глотки, носоглотки, рта, носа, при изменении положения языка, губ, нижней челюсти.

- Зажмите нос и произнесите несколько слов.  Надуйте щеки и щелчком постучите по щеке.  Чем отличается поставленный голос от непоставленного?

(Полости выполняют роль резонаторов. Опытный певец добивается громкого пения не путем усиленного выжоза, а умелым использованием этих резонаторов. Певцов и дикторов учат специальным приёмам дыхания, позволяющим им управлять воздушной струёй при выдохе в моменты речи или пения)

- Произнесите гласный звук «А». А теперь сверните губы трубочкой и произнесите тот же звук. Он становится другим. А вспомните, как меняется голос при насморке, при потере зубов… У детей младшего возраста артикуляция (произношение звуков) бывает несовершенной. Чтобы ее выправить, ребенок должен слышать правильную речь, поэтому при разговоре с ними нельзя пытаться шепелявить, подстраиваться под их неправильную речь.

Голосовой аппарат – тончайший инструмент, который необходимо беречь.

- Что вредит голосовым связкам?   (Крик, частые воспалительные процессы, курение и употребление алкоголя)

У детей ясельного возраста голосовые связки примерно одинаковы у мальчиков и девочек, поэтому их голоса трудно различить. В период полового созревания у мальчиков становится сильнее заметен щитовидный хрящ (кадык), происходит мутация голоса. Заниматься пением, да и вообще напрягать голосовые связки в это время нельзя, так как это может вызвать изменение голоса, которые останутся на всю жизнь. После мутации голос приобретает специфический тембр. У девочек мутации голоса происходят менее болезненно.

Трахея отходит от нижнего края гортани; это полая трубка длиной 10-13 см трубка. Она состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких.

В нижней части трахея делится на
2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое.

Органы, которые подводят воздух к альвеолам лёгких,  называются дыхательными путями. Верхние дыхательные пути – это носовая и ротовая полости, носоглотка, глотка. Нижние дыхательные пути – это гортань, трахея, бронхи.

  1. Закрепление

1). Работа с тестом «Проверь себя» по теме «Органы дыхания»

2). Проверочный тест  по теме "Дыхание".

  1. 1.Источник энергии для организма 

А – окисление органических веществ

Б – восстановление органических веществ

В – окисление минеральных веществ

Г – восстановление минеральных веществ

2. Органы дыхания

А – мышцы     В – легкие

Б – ребра         Г – почки

3. Определите путь воздуха при вдохе

А – легкие – бронхи – трахея – гортань – носовая полость

Б – носовая полость – трахея – гортань – бронхи – легкие

В – носовая полость – гортань – трахея – бронхи – легкие

Г – носовая полость – гортань – бронхи – трахея – легкие

4. У человека из гортани воздух попадает в

А – легкие       В – бронхи

Б – альвеолы    Г – трахею

5. Температура воздуха в носовой полости даже в сильные холода приближается к температуре тела, так как носовая полость

А-   обильно снабжается кровью

Б – выстлана слизистой оболочкой

В – покрыта слизью

Г – клетки слизистой оболочки имеют реснички

 

6. Голос возникает при прохождении воздуха через

А – бронхи

Б – голосовую щель между голосовыми связками

В – трахею      Г – носовую полость

7. Дышать нужно через нос, так как в носовой полости

А – происходит газообмен

Б – много слизи  В – нет капилляров

Г – воздух согревается и очищается

3). Решите задачи:

А) Под стеклянный колпак . глее в воздухе было много микробов. Посадили кролика. Он выжил. Под второй колпак с таким же составом воздуха тоже посадили кролика, но ему в носовую полость вставили пластмассовые трубочки, через которые он дышал. Кролик через некоторое время погиб. Объясните причину гибели кролика.

Б) в период внутриутробного развития у человека формируются легкие в виде мешочков с гладкими стенками. Бронхи и легочные пузырьки формируются позднее. О чем говорят эти факты?

4. Домашнее задание: параграф 23, закончить заполнение таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии с ЭОР на тему "Дыхание и здоровье человека"

Вашему вниманию представлен урок биологии в 8 классе по теме «Дыхание и здоровье человека». Данный урок – один из заключительных уроков по теме «Дыхание». Он тесно связан с предыдущими и работает на п...

Открытый урок по биологии 8 класс по теме "Дыхание"

разработка открытого урока в 8 классе по теме "Дыхание" с использованием презентации...

Тест биология 8 класс Транспорт веществ .Дыхание

К уроку биологии 8 класс, тест "Траспорт веществи дыхание"...

дыхание растений. урок. биология 6 класс.

"Дыхание растений". Комбинированный урок, с использованием  проблемно-поискового метода, самостоятельной работы в группах, демонстрация опыта, проведение лабораторного опыта, моделирование....

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Урок с он-лайн использованием Интернет-ресурсов. Биология. 6 класс. "Фотосинтез и дыхание"

Конспект и презентация урока по теме "Дыхание растений" с использованием интерактивных элементов, он-лайн просмотром видео и лаборатории.Сделан по ФГОС.Проверка и повторение фотосинтеза, введение пред...