Рабочие программы
рабочая программа по биологии на тему

Поликарпова Марина Павловна

рабочие программы по биологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_programmy.rar397 КБ

Предварительный просмотр:


Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы среднего (полного) образования (профильный уровень) по биологии, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы.-М.: Дрофа. 2006.-138с.), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 10 классе отводится 105 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 3 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Изучение биологии в 10 классе основывается на знаниях учащихся, полученных в 5-9 классах средней школы, и приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

Рабочая программа адресована учащимся 10 класса средней общеобразовательной школы (профильный уровень) и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии на профильном уровнеориентирован на подготовку учащихся к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности и направлен на изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Для формирования у учащихся научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе;
  • дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;
  • обеспечение равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий :структурно-логических (системный подход), информационно-коммуникационных (формы работы: работа с ЦОР и ЭОР; лекции с мультимедийным сопровождением; создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов; организация исследования на уроках и внеурочной деятельности, проведение экспериментов, демонстрация отчетов учащихся об исследовании; поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник, создание аннотированных списков ресурсов Интернет по заданной теме; тренинги навыков с использованием компьютеров; контроль обученности средствами интерактивного тестирования); тренинговых, проектных (Приложение №1),, игровых, диалоговых, здоровьесберегающих Основной формой обучения являются уроки разных типов: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как уроки - лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги, защита проектов; экскурсии; уроки контроля; презентации и др.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов; установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса предусмотрен следующий инструментарий:

- использование разнообразных форм контроля (предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль): контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование (в том числе и компьютерное), диктант, письменные домашние задания, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради). Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии;

- разнообразные способы организации оценочной деятельности учителя и учащихся.

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы:

- увеличено количество часов на темы: «Структурно-функциональная организация клеток эукариот», «Обмен веществ и энергии», «Основные закономерности наследственности», «Генетика человека» - так как вышеуказанные темы являются наиболее сложными в курсе Общей биологии и включают в себя большое число лабораторных и практических работ;

- расширен раздел «Индивидуальное развитие» за счет темы «Жизненные циклы растений и животных», так как вопросы этой темы включены в Примерную программу по биологии профильного уровня в объеме 5 часов;

- уменьшено количество часов по темам: «Предпосылки возникновения жизни на Земле» - на 1 час, «Современные представления о возникновении жизни на Земле» - на 3 часа.

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени. Уменьшение количества часов осуществлялось за счет концентрации и интеграции учебной информации, не предусматриваемой Примерной программой по биологии и включенной в авторскую программу в качестве дополнительных элементов содержания.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ.

Представленные в рабочей программе лабораторные и практические работы являются как фрагментами уроков, так и отдельными уроками, требующими для их проведения дополнительных учебных часов.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся образовательных компетентностей: ценностно-смысловых, общекультурных учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования

Программа предусматривает следующие условные обозначения:

Пр/р – практическая работа, Л/ р – лабораторная работа, Сам. раб – самостоятельная работа., Проект – проектная деятельность, Исп. ИКТ – использование ИКТ, Иссл. деят – исследовательская деятельность

Содержание тем учебного курса.

Раздел 1. Введение в биологию (5 часов)

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии (2 часа)

Биология как наука; предмет и методы изучения биологии. Общая биология – учебная дисциплина и один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности.

Связь биологических дисциплин с другими науками.

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие жизни на Земле (3 часа)

Жизнь как форма существования материи. Уровни организации жизни.

Основные свойства живого. Многообразие жизни. Царства живой природы; естественная классификация живых организмов.

Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (15 часов)

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле (4 часа)

История представлений о возникновении жизни на Земле. Предпосылки возникновения жизни на Земле.

Практическая работа № 1«Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земла (5 часов)

Предпосылки возникновения жизни на Земле

Семинар по теме«Предпосылки возникновения жизни на Земле»

Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (5 часов)

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теории происхождения протобиополимеров. Свойства коацерватов. Эволюция протобионтов. Значение работ С. Фокса и Дж. Бернала. Гипотезы возникновения генетического кода. Начальные этапы биологической эволюции.

Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле»

Зачет №1Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле

Резерв – 1 час

Тема 3.2. Химическая организация живого вещества (11 часов)

Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование молекул живого вещества. Неорганические молекулы: вода, её свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их значение.

Органические молекулы. Биополимеры. Белки, ферменты. Структура и свойства белков. Углеводы в жизни организмов. Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль полисахаридов. Жиры. Особенности  строения жоров и липоидов. ДНК – молекулы наследственности. Уровни структурной организации ДНК. Генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК. Транскрипция. РНК, структура, функции, виды. Витамины: строение, источники поступления, функции.

Определение нуклеотидных последовательностей геномов растений и животных. Геном человека. Генетическая инженерия.

Семинар по теме «Строение и функции белков»

Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты»

Лабораторная работа №1 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание»

Практическая работа №2 «Решение задач по молекулярной биологии»

Зачёт №2 по теме «Химическая организация живого вещества»

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки (1 час)

Царство Прокариот Форма и размеры. Строение. Генетический аппарат бактерий. Особенности жизнедеятельности. Спорообразование и его биологическая роль. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот (9 часов)

Структурно-функциональная организация клеток эукариот. Клеточные технологии. Стволовые клетки и перспективы их применения в биологии и медицине. Клонирование растений и животных.

Лабораторная работа №2 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

Лабораторная работа №3 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке»

Практическая работа №3 «Сравнение строения клеток растений, грибов и бактерий»

Зачёт №3 по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке – метаболизм (9 часов)

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Компартментация процессов метаболизма. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Реализация наследственной информации. Биологический синтез белков и других органических молекулв клетке. Транскрипция, процессинг иРНК, трансляция. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Принципы нервной и эндокринной регуляции процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Практическая работа №4 «Решение задач по теме «Биосинтез белка»

Семинар по теме «Обмен веществ и энергии»

Зачёт №4 по теме «Обмен веществ в клетке – метаболизм»

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток (2 часа)

Жизненный цикл клеток. Митоз.

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2 часа)

Неклеточные формы жизни. Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. СПИД. Бактериофаги.

Тема 3.8. Клеточная теория (1 час)

Клеточная теория строения организмов.

Энергетический обмен на примере расщепления глюкозы.

Пластический обмен: биосинтез белка и фотосинтез (интерактивные модели).

Раздел 4. Размножение организмов (7 часов)

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных (2 часа)

Бесполое размножение.Формы бесполого размножения. Вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения.

Тема 4.2. Половое размножение (5 часов)

Половое размножение. Половая система млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. Развитие половых клеток.Мейоз. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Моно- и полиспермия. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения.

Практические работы

№ 6 «Сравнение процессов бесполого и полового размножения.»

№ 7 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных»

№ 8«Сравнение процессов митоза и мейоза».

Семинар по теме «Размножение организмов».

Зачет № 5 по разделу «Размножение организмов»

Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (12 часов)

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (4 часа)

Краткие исторические сведения. Типы яйцеклеток и их строение. Эмбриональное развитие животных. Эмбриогенез: дробление, бластуляция, гаструляция и органогенез. Регуляция эмбрионального развития. Роль нервной и эндокринной систем в обеспечении эмбрионального развития организмов. Управление размножением растений и животных. Искусственное осеменение, осеменение invitro, пересадка зародышей. Клонирование растений и животных; перспективы создания тканей и органов человека.

Семинар по теме«Эмбриональное развитие животных»

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие (2 часа)

Закономерности постэмбрионального период развития. Непрямое развитие. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития. Прямое развитие. Старение и смерть.

Тема 5.3. Онтогенез растений (4 часа)

Онтогенез высших растений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прорастание семян, дифференциация органов и тканей, формирование побегов и корневой системы. Регуляция развития растений.

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза (1 час)

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков.Биогенетический закон. Работы А. Н. Северцова.

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда (3 часа)

Развитие организма и окружающая среда. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Критические периоды развития. Влияние изменений гомеостаза организма матери и плода в результате воздействия токсических веществ на ход эмбрионального и постэмбрионального развития.

Зачет № 6по разделу «Индивидуальное развитие организмов"

6. Основы генетики и селекции (30 часов)

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости (2 часа)

История развития представлений о наследственности и изменчивости. Современные представления о структуре гена.

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности (14 часов)

Основные закономерности наследственности. Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения. Второй закон Менделя – закон расщепления. Неполное доминирование. Множественный аллелизм. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Практические работы

№ 9 «Решение генетических задач на неполное доминирование и множественный аллелизм»»

№ 10 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

№ 11 «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

№ 12 «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.»

№ 13 «Решение генетических задач на взаимодействие генов»

Семинар по теме «Основные закономерности наследственности»

Контрольная работа по теме «Основные закономерности наследственности»

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости (7 часов)

Основные закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Мутации. Зависимость проявления генов  от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость). Фенотипическая изменчивость. Норма реакции.

Лабораторная работа № 4«Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Зачет № 7по теме «Основные закономерности наследственности»

Тема 6.4. Генетика человека (3 часа)

Методы изучения генетики человека. Наследственные заболевания и их предупреждение.

Практическая работа №14 «Решение задач по составлению родословных»

Семинар по теме «Генетика человека»

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов (5 часов)

Создание пород животных и сортов растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения современной селекции.

Тематическое планирование.

п/п

Наименование разделов и тем программы

Сроки

Вид занятия

Виды и формы деятельности

Виды контроля

план

факт

Раздел 1. Введение в биологию (5часов)

Тема 1.1. Предмет и задачи общей биологии (2 часа)

1

Введение. Инструктаж ТБ. Свойства живых организмов

2.09

Урок обобщения и систематизации знаний

Объясняют сущность эволюционных преобразований

Вопрос 3 на с.17

учебника.

2

Уровни организации живой материи

3.09

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определение понятию «Жизнь», объяснять проявление иерархического принципа организации живой природы.

Раздел учебника «Задания».

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Тема 1.2. Основные свойства живого. Многообразие жизни на Земле (3часа)

3

Методы биологии.

4.09

Урок обобщения и систематизации знаний.

Описание методов познания живых организмов

Раздел учебника «Задание».

4

Критерии живых систем.

9.09

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определение ключевым понятиям, выявлять признаки живого сравнивать сущность процессов обмена веществ в неживой природе и метаболизма

Раздел учебника «Вопросы для повторения».

5

Тестирование по теме «Общие свойства живых организмов»

10.09

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная тестовая работа

Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (15часов)

Тема 2.1. История представлений о возникновении жизни на Земле (4 часа)

6

История представлений о возникновении жизни.

11.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Обосновывать принцип « все живое из яйца».

Анализировать и оценивать содержание научной и религиозной точек зрения по вопросу происхождения жизни.

Фронтальный опрос

7

Работы Л. Пастера.

16.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Описывать опыты Пастера, доказывающие невозможность самозарождения жизни. Отличать наблюдение от эксперимента. Давать определение понятию «абиогенез».

Раздел учебника «Вопросы для повторения».

8

Теории  вечности жизни.

17.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни.

Раздел учебника «Вопросы для повторения».

9

Материалистические теории о происхождении жизни

18.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни.

Выполнение практической работы

«Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни».

Тема 2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле (5 часов)

10

Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

23.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Перечислить космические и планетарные предпосылки возникновения жизни абиогенным путем на нашей планете.

Раздел учебника «Вопросы для повторения».

11

Образование планетарных систем

24.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Объяснять роль различных источников энергии на процессы образования органических молекул.

Вопросы со свободным ответом

12

Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни

25.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализировать и оценивать предпосылки возникновения жизни на Земле .Проекты

Исп. ИКТ

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

13

Источники энергии и возраст Земли

30.09

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Перечислять возможные источники энергии.

Вопросы со свободным ответом

14

Условия среды на древней Земле.

1.10

Урок обобщения и систематизации знаний.

Перечислять вещества, определяющие состав атмосферы.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения».

Тема 2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле (5 часов)

15

Теории происхождения протобиополимеров.

2.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение понятию «коацерваты».Называть возможности преодоления низких концентраций, описывать модель образования коацерватных капель. Сравнивать коацерваты с живыми существами.

Раздел учебника «Вопросы для повторения».

16

Эволюция протобионтов.

7.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Составлять схему симбиотического возникновения животной и растительной клеток

Фронтальный опрос

17

Начальные этапы биологической эволюции.

8,10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Анализировать и оценивать современные представления о возникновении жизни на Земле.

Фронтальный опрос

18

Семинар по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле».

9,10

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование Объяснять роль гипотезы происхождения протобиополимеров  в формировании научного мировоззрения.

Раздел учебника

«Проблемные

области».

19

Зачет №1 по теме «Современные представления о возникновении жизни на Земле»

14,10

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Письменная тестовая работа

Раздел 3. Учение о клетке (41 час)

Тема 3.1. Введение в цитологию (1час)

21

Введение в цитологию.

15,10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение понятию «цитология», описание клетки как объекта изучения цитологии.

Л/р «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом»

Тема 3.2. Химическая организация живого вещества (15часов )

22

Неорганические вещества клетки.

16,10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять единство органического мира на основе сопоставительного анализа состава химических элементов. Развернуто обосновывать зависимость функций воды в клетке от строения ее молекул.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

23

Углеводы.

21,10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выделять особенности углеводного состава растительных и животных клеток.

Задания со свободным ответом по выбору учителя.

24

Жиры и липоиды

22.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Описывать химический состав, характеризовать строение жиров, устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

25

Биологические полимеры – белки.

23.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть свойства белков, осуществлять самостоятельный поиск  информации о механизме действия ферментов. Объяснять механизм образования первичной, вторичной, третичной структур белка

Задания со свободным ответом

по выбору учителя.

26

Функции белков

28.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. Прогнозировать последствия на свойства ферментов действия высоких температур.

Задания - карточки

27

Л/р «Каталитическая активность ферментов»

29.10

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполнять л/р, проводить наблюдения, делать выводы

Отчет по л/р

28

ДНК – биологический полимер.

30.10

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать механизм образования суперсперали. Характеризовать функции ДНК.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

29

РНК. Генетический код.

11.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть виды РНК. Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул РНК в клетке. Давать определения ключевым понятиям.

Задания со свободным ответом

по выбору учителя.

Задачи

30

Редупликация ДНК

12.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Характеризовать функции ДНК.

Задачи

31

Семинар по теме «Нуклеиновые кислоты».

13.11

Урок обобщения и систематизации знаний.

Находить при помощи таблицы генетического кода молекулы аминокислот.

Вопросы со свободным ответом

32

Зачет №2 по теме «Химическая организация живого вещества»

18.11

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Тема 3.3. Строение и функции прокариотической клетки (1 час)

33

Строение прокариотической клетки.

19.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям.  уровни клеточной организации. Описывать строение прокариотической клетки.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Тема 3.4. Структурно-функциональная организация клеток эукариот (8  часов)

34

Плазматическая мембрана

20.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Называть функции наружной мембраны, характеризовать механизм мембранного транспорта. Осуществлять самостоятельный поиск  информации на основе  анализа содержания рисунка.

Задания со свободным ответом

по выбору учителя. .

35

Двумембранные и мембранные органоиды

25.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть принцип структурной организации клетки, давать определения ключевым понятиям. Устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки.

Задания со свободным ответом

по выбору учителя

36

Немембранные органоиды

26.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть принцип структурной организации клетки, давать определения ключевым понятиям. Устанавливать взаимосвязи строения и функций органоидов клетки.

Задания со свободным ответом

по выбору учителя

37

Особенности строения растительной клетки.

26.11

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Описывать строение растительной клетки под микроскопом. Характеризовать пластиды растительной клетки.

Тест

38

Клеточное ядро. Хроматин

2.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Доказывать, что ядро- центр управления жизнедеятельностью клетки. Устанавливать взаимосвязи строения и функций ядра. Прогнозировать последствия для клетки потери ядра и возможность самостоятельного существования ядра вне клетки.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

39

Семинар по теме «Строение клетки»

3.12

Урок обобщения и систематизации знаний.

Выполняют Л/р, наблюдают, делают выводы

Л/р «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках растений»

40

Зачет №3 по теме «Структурно-функциональная организация клеток эукариот»

4.12

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Тема 3.5. Обмен веществ в клетке – метаболизм (10 часов)

41

Анаболизм

9.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять смысл точности списывания информации с ДНК на РНК

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

42

Решение молекулярных задач

10.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Решать задачи разной степени сложности по молекулярной биологии.

Задачи

43

АТФ. Строение и функции

11.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Объяснять роль  АТФ  в обмене веществ и энергии.

Фронтальный опрос

44

Энергетический обмен веществ.

16.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Характеризовать этапы диссимиляции.

Фронтальный опрос

45

Фотосинтез

17.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Написать уравнения реакций световой и темновой  фаз фотосинтеза, объяснять роль фотосинтеза.

Фронтальный опрос

46

Хемосинтез.

18.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Написать уравнения реакций хемосинтеза. Сравнивать процессы хемосинтеза и фотосинтеза. Характеризовать роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Фронтальный опрос

47

Семинар по теме «Метаболизм – основа жизни»

23.12

Урок обобщения и систематизации знаний.

Доказывать, что основной источник энергии на Земле- Солнце.

Вопросы семинара

48

Зачет № 4 по теме«Обмен веществ в клетке – метаболизм»

24.12

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Тема 3.6. Жизненный цикл клеток (2 часа)

49

Жизненный цикл клетки

25.12

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять значение  интерфазы в жизненном цикле.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

50

Митоз

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Объяснять биологический смысл митоза.  Характеризовать митоз, давать определения ключевым понятиям.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Тема 3.7. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги (2 часа)

51

Неклеточные формы жизни. Вирусы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать проявление специфичности действия вирусов. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

52

Вирусные заболевания

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Описывать пути предотвращения вирусных заболеваний. Прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога.

Индивидуальные задания

Тема 3.8. Клеточная теория (1 час)

53

Клеточная теория

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Отличать теорию от гипотезы. Доказывать положения клеточной теории. Обосновывать единство происхождения живых организмов.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Раздел 4. Размножение организмов (8 часов)

Тема 4.1. Бесполое размножение растений и животных (2 часа)

54

Бесполое размножение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выделять особенности бесполого размножения. Характеризовать биологическое значение бесполого размножения. Объяснять причины генетического однообразия при бесполом размножении.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения»

Фронтальный опрос

55

Вегетативное размножение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Характеризовать распространение в природе или в сельском хозяйстве вегетативного размножения.

Задания со свободным ответом

Тема 4.2. Половое размножение (6часов)

56

Половое размножение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Выделять эволюционное преимущество полового размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения.

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения»

Фронтальный опрос

57

Развитие половых клеток

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Выполнение практической работы «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

Отчет по пр/р

58

Мейоз

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Описать изменения с хромосомами в процессе кроссинговера. Объяснять биологическое значение мейоза

Раздел учебника «Вопросы для обсуждения»

Фронтальный опрос

59

Семинар по теме «Размножение организмов».

Урок обобщения и систематизации знаний.

Вопросы семинара

60

Зачет № 5 по разделу«Размножение организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Раздел 5. Индивидуальное развитие организмов (16 часов)

Тема 5.1. Эмбриональное развитие животных (5 часов)

61

Краткие исторические сведения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Называть предпосылки биогенетического закона. Описывать периоды онтогенеза. Характеризовать вклад ученых в развитие эмбриологии.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

62

Эмбриональный период развития.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Сравнивать стадии зиготы и бластулы. Объяснять биологическое значение дробления.

Задания со свободным ответом

63

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Сравнивать стадии зиготы и бластулы. Объяснять биологическое значение дробления

Задания со свободным ответом

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

64

Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Проекты

Исп. ИКТ

Вопросы семинара

Тема 5.2. Постэмбриональное развитие (3часа)

65

Постэмбриональное развитие: дорепродуктивный период период.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры прямого и непрямого развития. Объяснять биологическое значение метаморфоза. Характеризовать типы постэмбрионального развития.

Фронтальный опрос

66

Постэмбриональное развитие: пострепродуктивный период

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры прямого и непрямого развития. Объяснять биологическое значение метаморфоза. Характеризовать типы постэмбрионального развития

Фронтальный опрос

Тема 5.3. Онтогенез растений (4 часа)

67

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Обосновывать зависимость типа размножения у водорослей в зависимости от  условий среды..Описывать жизненный цикл развития водорослей.

Воспроизводить схему жизненного цикла

68

Жизненный цикл и чередование поколений у высших споровых растений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный цикл развития папоротника. Сравнивать строение гаметофита и спорофита у высших споровых растений.

Воспроизводить схему жизненного цикла

69

Жизненный цикл и чередование поколений у голосеменных.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный цикл развития голосеменных растений. Сравнивать строение гаметофита и спорофита у высших споровых растений

Воспроизводить схему жизненного цикла

70

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Описывать жизненный цикл развития  покрытосеменных растений. Сравнивать строение гаметофита и спорофита у высших споровых растений

Воспроизводить схему жизненного цикла

Тема 5.4. Общие закономерности онтогенеза (1 час)

71

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевому понятию- эмбриональная дивергенция. Доказывать проявление биогенетического закона. Доказывать сходство в развитие зародышей.

Задания со свободным ответом

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

Тема 5.5. Развитие организма и окружающая среда (3 часа)

72

Развитие организма и окружающая среда

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть компоненты окружающей среды, влияющие на развитие организма.

Задания со свободным ответом

73

Семинар по теме «Эмбриональное развитие животных

Урок обобщения и систематизации знаний.

Называть компоненты окружающей среды, влияющие на развитие организма

Вопросы семинара

74

Зачет № 6 по теме «Индивидуальное развитие организмов»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Раздел 6. Основы генетики и селекции (50 часов)

Тема 6.1. История представлений о наследственности и изменчивости (3 часа)

75

Основные понятия генетики

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Схематично обозначать хромосомы, расположение аллельных генов на диплоидном и гаплоидном наборах. Отличать признаки, определяемые аллельными генами.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

76

Современные представления о структуре гена.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Объяснять механизм проявления признака на молекулярно-генетическом уровне. Выделять особенности в строении генов в прокариотической и эукариотической клетках.

Терминологический диктант

Тема 6.2. Основные закономерности наследственности (23 часа)

77

Первый закон Менделя – закон единообразия первого поколения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Называть условия проявления доминантных и рецессивных признаков. Записывать обозначения доминантных и рецессивных генов, гомо- и гетерозигот.

Фронтальный опрос

78

Второй закон Менделя – закон расщепления.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевому понятию – полное доминирование .Называть тип доминирования, при котором расщепление по фенотипу и генотипу совпадает. Составлять схемы. Объяснять цитологические основы проявления  второго закона Менделя. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа схемы.

Терминологический диктант

79

Неполное доминирование и множественный аллелизм

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Описывать проявление множественного аллелизма. Составлять схему неполного доминирования.

Фронтальный опрос, решение задач

80

Решение задач на неполное доминирование и множественный аллелизм

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решают генетические задачи

Решение задач

81

Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Расчитывать число типов гамет и составлять решетку Пеннета. Объяснять цитологические основы закона независимого комбинирования

Решение задач

82

Практическая работа № 10 «Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решать биологические задачи.

Решение задач

83

Анализирующее скрещивание

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Составлять схемы анализирующего скрещивания. Объяснять практическое значение анализирующего скрещивания.

Решение задач

84

Хромосомная теория наследственности

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять механизм нарушения сцепления генов. Обосновывать цитологические основы проявления сцепленного наследования. Характеризовать положения хромосомной теории наследственности.

Терминологический диктант

85

Практическая работа «Решение генетических задач на сцепленное наследование»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решать биологические задачи.

Решение задач

86

Генетика пола. Наследование признаков. Сцепленных с полом.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Приводить примеры гомогаметного и гетерогаметного пола у животных. Объяснять цитологический механизм расщепления по полу. Составлять схему хромосомного определения пола и объяснять механизм. Сравнивать кариотип мужчины и женщины

Решение задач

87

Практическая работа «Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом.»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решать биологические задачи.

Решение задач

88

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Приводить примеры аллельного взаимодействия генов. Объяснять проявления комплиментарности, эпистаза. Обосновывать проявления кодоминирования и гетерозиса. Характеризовать формы взаимодействия неаллельных генов. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации на основе анализа рисунка и схемы.

Фронтальный опрос

89

Практическая работа «Решение генетических задач на взаимодействие генов»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решать генетические задачи.

Решение задач

90

Семинар по теме «Основные закономерности наследственности»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Проекты

Исп. ИКТ

Фронтальный опрос

91

Контрольная работа по теме «Основные закономерности наследственности»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Тема 6.3. Основные закономерности изменчивости (10 часов)

92

Наследственная (генотипическая ) изменчивость.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Называть уровни возникновения комбинаций генов. Приводить примеры комбинативной изменчивости. Объяснять причины проявления комбинативной изменчивости у организмов. Размножающихся половым путем.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

93

Мутации.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Объяснять причины наследственных изменений, генных и хромосомных мутаций. Приводить примеры разных типов классификации мутаций. Описывать проявления свойств мутаций. Выявлять источники мутагенов в окружающей среде. Обосновывать биологическое значение мутаций. Объяснять последствия влияния на организм мутаций. Характеризовать типы мутаций.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

94

Зависимость проявления генов  от условий внешней среды (фенотипическая изменчивость).

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определение ключевым понятиям. Описывать проявления модификационной изменчивости. Объяснять причины ненаследственных изменений. Обосновывать влияние нормы реакции на приспособление организмов к среде обитания. Характеризовать биологическое значение модификаций.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

95

Лабораторная работа № 4 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Объяснять результаты учебно-исследовательской работы.

Отчет по л/р

96

Семинар по теме «Основные закономерности изменчивости»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Исп. ИКТ

Вопросы семинара

97

Зачет № 7 по теме«Основные закономерности изменчивости»

Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

Тестирование

Тема 6.4. Генетика человека (5 часов)

98

Методы изучения генетики человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть методы изучения наследственности человека. Выделять трудности в применении методов генетике человека. Анализировать схемы родословной. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации из разных источников.

Вопросы со свободным ответом

99

Наследственные заболевания и их предупреждение

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Объяснять причины наследственных заболеваний. Обосновывать целесообразность запрещения в некоторых странах близкородственных браков.

Индивидуальные задания

100

Семинар по теме «Генетика человека»

Урок обобщения и систематизации знаний.

Решать задачи по теме «Генетика человека»

Вопросы семинара

Тема 6.5. Селекция животных, растений и микроорганизмов (9часов)

101

Создание пород животных и сортов растений.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Объяснять значение для селекционной работы закона гомологических рядов в наследственной изменчивости. Характеризовать положения учения о центрах происхождения растений и животных. Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

Вопросы со свободным ответом

102

Методы селекции растений  

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Выделять признаки сорта.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

103

Методы селекции животных

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения ключевым понятиям. Выделять признаки породы. Сравнивать отдаленную гибридизацию у растений и животных.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

104

Методы селекции микроорганизмов.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть методы. используемые  в селекции микроорганизмов. Характеризовать успехи биотехнологии.

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

105

Достижения современной селекции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать оценку этическим аспектам биотехнологии и генной инженерии.

Индивидуальные задания

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Нормативно-инструктивное обеспечение преподавания учебной дисциплины «Биология»:

- Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии (приказ МО России №1089 от 5 марта 2004 г.);

- Типовые учебные программы курса биологии для общеобразовательных учреждений соответствующего профиля обучения, допущенные или рекомендованные МО и Н РФ;

- Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии;

- Перечень учебного оборудования по биологии для средней школы;

- Инструктивно-методические письма «О преподавании учебной дисциплины в общеобразовательных учреждениях области»;

-Методические рекомендации по использованию регионального компонента содержания биологического образования.

2. Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания биологии:

Программа:

Программасреднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В.Б.Захарова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы.-М.: Дрофа. 2006.-138с.)

Учебник:

1) Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс. Профильный уровень. Ч.1/Под ред. Проф. В.Б.Захарова. – М.: Дрофа, 2014;

Методические пособия для учителя:

1) Т.А.Козлова. Методические рекомендации по использованию учебника Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. «Общая биология 10-11 классы» при изучении биологии на базовом и профильном уровне. – М.:Дрофа, 2011. – 48 с.;

2) Т.А.Козлова. Общая биология 10-11 классы. Методическое пособие к учебнику Захарова В.Б., Мамонтова С.Г., Сонина Н.И. «Общая биология 10-11 классы». – М.:Дрофа, 2011. – 224 с.;

2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа. 2005. – 138 с.

3) Сборник нормативных документов. Биология/Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа. 2006;

Электронные пособия

1) Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

2) Образовательный комплекс «1С:Школа. Биология, 10 кл.». Создан на основе УМК под редакцией проф. И. Н. Пономаревой и содержит материалы учебника И.Н. Пономаревой «Биология, 10 кл.» (М., Издательский центр «Вентана-Граф»). Разработчик «1С», 2009;

3) Серия «Электронные уроки и тесты», Биология в школе. Наследование признаков; Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. Разработчик – «Просвещение-МЕДИА»; «Новый Диск», YDP Interactive Publishing, 2007;

4) Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 10-11 классе используется серия мультимедийных уроков, материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/)

Список литературы (основной и дополнительной)

Литература для учителя:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;

2) Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. – М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

3) Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.

4) Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. Кострома, 1996.

5) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь М.,2001.

6) Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002;

7) Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.

8) Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;

9) Мамзин А.С. Биология в системе культуры. СПб. 1998.

10) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.

11) Пименов А.В., Пименова Е.В. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;

12) Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, 1997;

Литература для обучающихся:

1) Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.:Дрофа, 2004;

2) Биологический энциклопедический словарь. М., 1989. 11

3) Биология. Учебник для 10 класса (базовый уровень) /Под ред. И.Н. Пономаревой. М., 2007.

4) Биология .ЕГЭ. Контрольные измерительные материалы./Составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. М., 2007.

5) Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский Ф.Ф. Биология: полный курс общеобразовательной средней школы. М., 2002.

6) Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.\

7) Машкова Н.Н. Биология. Пособие для полготовки к ЕГЭ. СПб. 2004.

8) Основы общей биологии: 9 класс/ Под ред. И.Н. Пономаревой. М.,1996.

9) Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология: Сборник задач и заданий с ответами: 9-11 классы. М., 1999.

10) Петров К.М. Экология человека и культура. СПб. 1999.

11) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. –М.: Дрофа, 2004. – 216 с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

1) Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997. – 240 с.;

2) Биология: школьный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 576 с.: ил. – («Универсальное учебное пособие»);

3) Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. Учреждений/Т.В.Иванова, Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова. – М.: Просвещение, 2002 (Проверь свои знания)

4) Сухова Т.С., Козлова Т.А., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику. – М.: Дрофа, 2005. – 171 с..

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Адреса электронных ресурсов:

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

http://www.informika.ru  - электронный учебник  "Биология" (вер. 2.0 - 2000) из цикла "Обучающие энциклопедии". - Учебный курс, контрольные вопросы.

http://www.college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели,  On-line тесты, учителю.

http://www.biodan.narod.ru - "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

http://www.bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.

http://www.nsu.ru   Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников

http://www.websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети. Подборка материалов и ссылок (программы, проекты, материалы у уроку, абитуриенту).  

http://www.nrc.edu.ru  - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...