Главные вкладки

    Календарно-тематическое планирование по биологии. 6-9 класс.
    календарно-тематическое планирование по биологии на тему

    Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Биология". 6-9 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kalendarno.doc631 КБ

    Предварительный просмотр:

    Календарно-тематическое планирование 6-9 классы.

    Календарно-тематическое планирование.6 класс.

            

    № .

                                Название раздела, темы.

                              Элементы содержания

                        Вид контроля

    §

    учебника

    Дата проведения

     План.

    Факт.

    1

    1

    Биология-наука о живой природе

    Биология. Биосфера. Экология. Фенология.

    2

    2

    Устройство увеличительных приборов

    Ручная лупа. Штативная лупа. Микроскоп. Тубус. Окуляр.

    Объектив. Штатив.

    Практическая работа.

    §1

    3

    Строение клетки. Ее жизнедеятельность, деление, рост.

    Л.р.внутреннее строение кожицы лука.

    Органоиды растительной клетки.

    Лабораторная работа

    §2 -3

    4

    Ткани.

    Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические. Покровные.

    Индивидуальный опрос

    §4

    Царства бактерии и грибы.

    5

    Бактерии, их строение и жизнедеятельность

    Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности, особенности представителей п/ц Настоящие бактерии, значение

     бактерий в природе и жизни человека

    Фронтальный опрос

    §5-6

    6

    Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

    Л.р. строение шляпочных грибов.

    Характерные признаки царства Грибы, отделы царства, особенности организации их основных представителей,

     роль грибов в природе и жизни человека. Профилактика отравления грибами.

    Лабораторная работа

    §7-8

    7

    Плесневые грибы. Дрожжи. Грибы паразиты

    Л.р. плесневый гриб мукор.

    Дрожжи, мукор, пиницил.грибы- паразиты: спорынья, головня. Гриб-трутовик.

    Лабораторная работа

    §9-10

    Царство Растений.

    8

    Разнообразие и значение растений.

    Ботаника. Низшие и высшие растения. Слоевище. Таллом.

    Тестовый контроль

    §11

    9

    Водоросли. Лишайники.

    Многообразие видов, приспособленность к условиям жизни, роль в природе, практическое значение;

    Индивидуальный опрос

    §12-13

    10

    Мхи, Папоротники. Хвощи. Плауны.

    Знать характерные особенности мхов, черты усложнения в организации.

    Индивидуальный опрос

    §14-15

    11

    Голосеменные растения.

    Л.р. строение хвои и шишки хвойного дерева.

    Общие признаки голосеменных.

    Лабораторная работа

    §16-17

    Строение и многообразие покрытосеменных растений

    12

    Строение семян.

    Части семян двудольных и однодольных растений,

    Фронтальный опрос

    §18

    13

    Виды корней и типы.зоны корня. Видоизменение корней.

    Л.р. определение типа корневой системы растения.

    Стержневая и мочковатая корневая система. Зоны корня. Корнеплоды, корневые клубни. Воздушные корни, дыхательные корни.

    Лабораторная работа

    §19-21

    14

    Побег и почки.

    Л.р. строение клубня.

     Строение побега. Листорасположение. Верхушечные и пазушные почки.строение почки.

    Лабораторная работа

    §22

    15

    Внешнее и клеточное строение листа. Практическая работа.

    Внешнее и внутреннее

    строение листа.

    Влияние факторов на строение листа. Видоизменение листьев. Простые и сложные листья, типы жилкования.

    Практическая работа.

    §23-25

    16

    Строение стебля. Видоизмененные побеги.

    Функции стебля, его внешнее и внутреннее строение

    Фронтальный опрос

    §26-27

    17

    Цветок. Соцветия.

    Строение цветка. Строение тычинки и петика.Типы соцветий.

    Фронтальный опрос

    §28-29

    18

    Плоды. Распространение плодов и семян.

    Разнообразие плодов, их классификация, функции плодов, способы распространения семян.

    Фронтальный опрос

    §30-31

    Жизнь растений

    19

    Химический состав растений.Минеральное питание растений.

    Органический и минеральный состав растений

    Тестовый контроль

    §32-33

    Фотосинтез. Дыхание.

    Понятие «фотосинтез». Различие процессов дыхания и фотосинтеза

    Индивидуальный опрос

    §34-35

    20

    Испарение воды растениями.

    значение испарения воды и листопада в жизни растений. Передвижение воды и питательныхвеществ.

    Индивидуальный опрос

    §36-37

    21

    Прорастание семян.

    Растительный организм как единое целое.

    Практическая работа. Проращивание семени.

    Проросток. Условия необходимые для проростания семян.

    Практическая работа.

    §38-39

    22

    Способы размножения растений.

     Размножение споровых растений

    ЗООСПОРА. СПОРГАНИЙ.

    Индивидуальный опрос

    §40-41

    23

    Способы размножения растений. Вегетативное размножение

    Виды вегетативного размножения.

    Индивидуальный опрос

    §42-43

    24

    Способы размножения растений. Половое размножение

    §44

    Классификация растений

    25

    Основы систематики растений

    Различать понятия «сорт» и «вид». Знать значение классификации растений

    Практическая работа.

    §  45-46

    26

    Класс двудольные: семейство крестоцветные, розоцветные

    Двудольные, однодольные. Формула цветка.

    Фронтальный опрос

    §47-48

    227

    Класс двудольные: семейство мотыльковые, пасленовые, сложноцветные

    Фронтальный опрос

    §49-51

    28

    Класс однодольные

    Злаки. Лилйные. Формула цветка однодольных

    Фронтальный опрос

    §51-52

    Природные сообщества

    29

    Основные экологические факторы и их влияние на растения.

    Биотические факторы, абиотические факторы.

    Фронтальный опрос

    §54-55

    30

    Растительные сообщества.

    Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. Растительность. Типы растительности.ярусность.

    §56-57

    31

    Итоговая контрольная работа.

    Фронтальный опрос

    32

    Происхождение растений.

    Фронтальный опрос

    §58

    33

    Влияние деятельности человека на растительный мир.

    §59

    334

    Резервный урок

    Календарно-тематическое планирование. 7 класс.

    № .

                                Название раздела, темы.

                              Элементы содержания

                        Вид контроля

    §

    учебника

    Дата проведения

     План.

    Факт.

    1

    1

    История развития зоологии

    Ученые-зоологи (А. Левенгук, Аристотель).

    классификация растений

    §1

    2

    Современная зоология.

    Термины.Этология.Зоогеография

    Энтомология.Ихтиология

    Орнитология

    Фронтальный опрос

    §2

    3

    Многообразие животных.

    33

    Общая характеристика простейших. Их многообразие.

    Л.р. знакомство с разнообразием водных простейших

    Органоиды движения: ложноножки, жгутики, реснички. Колониальные организмы.

    Систематические группы простейших

    Лабораторная работа

    §3

    44

    Простейшие. Их значение.

    Роль простейших в природе и в жизни человека.

    Простейшие – возбудители заболеваний человека .

     Среда и места обитания (свободноживущие,

    паразитические и прикрепленные организмы

    .

    §4

    5

    Тип Губки

    Классы губок: Известковые, стеклянные, обыкновенные.

    Роль губок в природе и в жизни человека

    Фронтальный опрос

    §5

    6

    Тип Кишечнополост

    ные.

    Классы кишечнополостных: Гидроидные, Сцифоидные,

    Коралловые полипы.

    Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека

    Фронтальный опрос

    §6

    7

    Тип Плоские черви.

    Классы плоских червей:

    Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви.

    Плоские черви – возбудители заболеваний человека и животных

    Индивидуальный опрос.

    §7

    8

    Тип Круглые черви.

    Среда обитания, образ жизни (свободноживущие, паразиты).

    Особенности строения.

    Значение круглых червей в природе и жизни человека

    Индивидуальный опрос.

    §8

    8

    9

    Тип Кольчатые черви.

    Л.р. внешнее строение дождевого червя.

    Термины:Олигохеты.Полихеты.

    Классы: Малощетинковые, Многощетинковые, Пиявки.

    Роль кольчецов в природе и в жизни человека

    (в медицине и сельском хозяйстве

    Лабораторная работа

    §9

    10-11

    Тип Моллюски. Их значение.

    Классы моллюсков.

    Практическая работа. Раковины моллюсков.

    Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.

    Роль моллюсков в природе и в жизни человека

    Практическая работа.

    §10

    §11

    12

    Тип Иглокожие.

    Классы иглокожих: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи,

    Голотурии, Офиуры.

    Роль иглокожих в

    природе и в жизни человека

    Индивидуальный опрос.

    §12

    13

    Тип Членистоногие. Класс Ракообразные

    Термины.Фасеточное (мозаичное) зрение

    Хитин.  Партеногенез

    Многообразие сред обитания и образов жизни

     (свободноживущие, паразиты).

    Особенности строения (отделы тела, число ног,

     органы чувств) и жизнедеятельности (типы развития,

    размножения, дыхания и пищеварения).

    Особенности экологии

    Индивидуальный опрос.

    §13

    14

    Класс Паукообразные. Клещи

    Индивидуальный опрос.

    §14

    15

    Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

    Л.р.изучение представителей отрядов насекомых.

    Лабораторная работа

    §15

    16

    Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки.

    Признаки отрядов: ротовой аппарат, строение крыльев, тип развития.

    Экологические особенности (среда обитания, образ жизни и адаптации)

    представителей отрядов насекомых. Названия отрядов насекомых.

    Значение насекомых в природе и в практической деятельности человека.

     Биоиндикация. Вредители сельскохозяйственных растений. Опылители,

     естественные враги насекомых-вредителей, переносчики заболеваний

    человека.

    Основные представители отрядов насекомых

    Фронтальный опрос

    §16

    117

    Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

    Фронтальный опрос

    §17

    18

    Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи

    Практическая работа.

    Разнообразие бабочек.

    Практическая работа.

    §18

    19

    Перепончатокрылые насекомые.

    Практическая работа. 

    Определение

    Принадлежности

    животных к

    определенной

    систематической группе

    Практическая работа.

    §19

    20

    Тип хордовые животные. Ланцетники. Круглоротые..

    Представители подтипа бесчерепные. Термины

    Бесчерепные Хордовые

    Деление хордовых на низших и высших .История открытия

    ланцетника П. С. Палласом.

    Среда обитания и образ жизни. Особенности строения: хорда

    Индивидуальный опрос.

    §20

    21

    Класс Рыбы.

    Л.Р. Внешнее строение рыбы.

    Водная среда обитания и образ жизни.

    Признаки подтипа Позвоночные (скелет головы, позвоночник,

    совершенствование органов чувств, сердце, органы дыхания).

    Значение в природе и жизни человека.

    Приспособления для жизни в воде

    Лабораторная работа

    §21

    22

    Хрящевые рыбы.

    Отряды: Акулы, Скаты, *Химерообразные

    Значение в природе.

    Признаки класса:

    жаберные щели, хрящевой скелет

    Тестирование.

    §22

    23

    Костные рыбы

    Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные,

    Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные;

    Кистеперые и двоякодышащие рыбы.

    Промысловые рыбы.

    Признаки класса: жабры, костный скелет,

    плавательный пузырь

    Индивидуальный опрос.

    §23

    24

    Класс Земноводные.

    Отряды земноводных: Безногие, Хвостатые,

     Бесхвостые.

    Значение в природе и жизни человека.

    Особенности строения земноводных.

    Представители земноводных

    Индивидуальный опрос.

    §24

    25

    Класс Пресмыкающиеся.их особенности.

    Систематика пресмыкающихся.

    Значение в природе и жизни человека.

    Признаки класса: сухая кожа, трехкамерное сердце,

    два круга кро-вообращения, внутрен-нее оплодотворение,

     наличие яйца, ячеистое строение легких

    Индивидуальный опрос.

    §25

    26

    Класс Пресмыкающиеся. Отряды Крокодилы и Черепахи.

    Термины

    Покровительственная окраска

    Среда обитания и образ жизни, способы передвижения.

    Биологические и экологические особенности.

    Признаки отрядов.

    Исчезающие виды и охраняемые виды

    Индивидуальный опрос.

    §26

    227

    Класс Птицы.

    Л.р. изучение внешнего строения птиц.

    Среда обитания и образ жизни.

    Признаки класса: крылья, перья, яйца, теплокровность,

    альвеолярные легкие,

     четырехкамерное сердце. Термины

    Инкубация

    Гнездовые птицы.Выводковые птицы

    Особенности внешнего строения.Типы перьев:

    маховые, рулевые

    Лабораторная работа

    §27

    28

    Отряды птиц: Пингвины, Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные.

    Образ жизни и среда обитания.

    Значение в природе и в практической

    деятельности человека.

    Особенности строения нелетающих птиц.

    Признаки отрядов (оперение, строение ног),

    основные представители и их распространение

    Индивидуальный опрос.

    §28

    29

    Отряды птиц:.Дневные хищные птицы.совы. куриные.

    Признаки отрядов хищных птиц: крючковатый

    клюв, мощные ноги с острыми когтями.

    Особенности биологии и экологии

    Признаки куриных: жесткий перьевой покров,

     крылья короткие, голова маленькая, клюв

    короткий, сильные четырехпалые ноги.

    Признаки воробьинообразных: небольшие размеры,

    маленькая голова, четырехпалые конечности.

    Особенности биологии и экологии

    Фронтальный опрос

    §29

    30

    Отряды птиц:.воробьинообразные, голенастые.

    Признаки воробьинообразных: небольшие размеры,

     маленькая голова, четырехпалые конечности.

    Особенности биологии и экологии

    Фронтальный опрос

    §30

    31

    Млекопитающие. Первозвери.

    Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые

    Признаки отрядов:

    Сумчатые – наличие сумки, недоразвитые детеныши;

    Насекомоядные – вытянутая мордочка, слабо

     дифференцированные зубы.

    Рукокрылые – кожистая перепонка между

    передними и задними конечностями, большие

    размеры ушных раковин.

    Представители, обитающие на территории данной

    местности.

    Редкие виды и их охрана

    Проверочная работа

    §31

    32

    Грызуны. Зайцеобразные.

    Признаки отряда:

    Грызуны – по два резца в верхней и нижней челюстях;

    постоянный рост резцов, отсутствие клыков.

    Зайцеобразные – две пары резцов на верхней челюсти;

    одна пара на нижней челюсти

    Фронтальный опрос

    §32

    33

    Китообразные. Хоботные. Хищные.

    Распространение; признаки отрядов: форма тела,

    особенности волосяного покрова, конечностей

    Значение в природе и жизни человека.

    Редкие виды и их охрана

    Фронтальный опрос

    §33

    34

    Парнокопытные. Непарнокопытные.

    Признаки отрядов:

    Копытные – число пальцев, наличие копыта

    Фронтальный опрос

    §34

    35

    Приматы.

    Распространение; признаки отряда: развитие полушарий

     головного мозга, пятипалые конечности, расположение

     большого пальца, расположение глаз.

    Значение в природе и жизни человека.

    Редкие виды и их охрана

    тестирование

    §35

    336

    Обобщение по теме: Многообразие животных.

    Л.р. распознавание животных разных типов

    Лабораторная работа

    ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ.

    337

    Покровы тела.

    Функции покровов тела: защитная, регуляция to тела,

     предохранение от потери влаги

    Индивидуальный опрос

    §36

    38

    Опорно-двига-тельная система.

    Функции опорно-двигательной системы: обеспечение

    перемещения, защитная, опора

    Практическая работа.

    §37

    39

    Полости тела. Способы передвижения

    Л.р. изучение способов передвижения животных

    Виды движения: амебовидное, движение при помощи

    жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц

    Приспособления к различным способам движения у

     животных (передвижение по грунту, плавание, полет,

    прыжки, бег, ходьба

    Лабораторная работа

    §38

    40

    Органы дыхания. Газообмен.

    Термины

    Альвеолы

    Диафрагма

    Пути поступления кислорода.

    Газообмен у животных разных систематических групп:

    поверхность тела, жабры, легкие

    Двойное дыхание птиц

    Индивидуальный опрос

    §39

    41

    Органы пищеварения. Обмен веществ.

    Термины

    Пищеварение

    Значение питания.

    Питание животных готовыми

    Индивидуальный опрос

    §40

    42

    Кровеносная система

    Термины

    Капилляры. Вены

    Артерии

    Венозная кровь

    Артериальная кровь

    Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения.

    Строение сердца у различных животных.

    Функции крови

    Тестирование

    §41

    43

    Органы выделения.

    Пути удаления веществ из организма.

    Появление выделительной системы.

    Значение органов выделения.

    Органы выделения: канальцы, почки, мочеточник, мочевой пузырь

    Индивидуальный опрос.

    §42

    44

    Нервная система. Рефлекс.

    Термины

    Раздражимость

    Функции нервной системы.

    Строение нервной системы у различных животных.

    Строение головного мозга у позвоночных животных

    Термины

    Рефлекс

    Инстинкт

    Врожденные и приобретенные рефлексы

    Индивидуальный опрос.

    §43

    45

    Органы чувств.

    Регуляция деятельности организма. Практическая работа. Наблюдение за поведением животных.

    Значение органов чувств.

    Основные виды чувствительности: равновесие, зрение,

    осязание,

    химическая чувствительность, обоняние, слух.

    Влияние среды обитания и образа жизни на строение органов чувств

    Практическая работа.

    §44

    446

    Органы размножения

    Размножение – свойство живых организмов.

    Значение органов размножения.

    Строение половой системы животных: половые железы,

    половые пути.

    Влияние среды обитания на строение органов размножения

    Фронтальный опрос

    §45

    47

    Способы размножения у животных.

    Фронтальный опрос

    §46

    48

    Развитие животных с превращением и без превращения.

    Термины

    Развитие без превращения

    Метаморфоз

    Биологическое значение развития с метаморфозом

    Фронтальный опрос

    §47

    49

    Периодизация и продолжительность жизни.

    Термины

    Онтогенез

    Периодизация: эмбриональный период,

     формирование и рост организма,

    половая зрелость, старость

    Фронтальный опрос

    §48

    50

    Закрепление по теме: ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ

    Фронтальный опрос

    551

    Проверочная работа.

    Проверочная работа

    552

    Обобщение по теме: эволюция строения. Лабораторная работа

    «Распознавание органов и систем органов у животных

    Лабораторная работа

    Развитие животного мира на земле.

    53

    Доказательства эволюции животных

    Палеонтологические, эмбриологические, доказательства эволюции.

    Значение для объяснения эволюции животных

    Индивидуальный опрос.

    §49

    54

    Ч. Дарвин о причинах эволюции животных

    Ч. Дарвин о причинах эволюции. Роль наследственности, изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции.

    Индивидуальный опрос.

    §50

    55

    Усложнение строения животных.

    Многообразие видов.

    Лабораторная работа

     «Выявление приспособлений у животных к среде обитания

    Усложнение и упрощение организации животных в эволюции.

    Разнообразие видов как результат эволюции

    Лабораторная работа

    §51

    РАЗМЕЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ

    56

    5

    Ареалы обитания. Миграция.

    Закономерности размещения животных

    Термины

    Ареал

    Эндемики

    Виды-космополиты

    Причины, определяющие границы ареала

    Тестирование.

    §52

    БИОЦЕНОЗЫ

    57

    Естественные и искусственные биоценозы.

    Практическая работа. Наблюдения за биоценозами

    Термины

    Биоценоз

    Агробиоценоз

    Естественные и искусственные биоценозы.

    Структура биоценоза: продуценты, консументы, редуценты

    Практическая работа.

    §53

    58

    Факторы среды и их влияние на биоценозы

    Термины

    Среда обитания

    Экологические факторы

    Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные

    Индивидуальный опрос.

    §54

    59

    Цепи питания. Поток энергии

    Термины

    Цепь питания

    Продуктивность биоценоза

    Индивидуальный опрос.

    §55

    60

    Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

    Трофические связи.

    Связи по отысканию строительного материала.

    Связи, способствующие расселению видов

    Тестирование.

    §56

    ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

    61

    Воздействие человека на животных

    Термины

    Промысел

    Прямое и косвенное воздействие человека на животный мир

    Фронтальный опрос

    §57

    62

    Одомашнивание животных.

    Лабораторная работа

    « Распознавание домашних животных»

    Термины

    Одомашнивание

    Селекция

    Причины и факторы одомашнивания

    Лабораторная работа

    §58

    63

    Законы России об охране животного мира.

    Термины

    Мониторинг

    Законы России об охране животного мира

    Фронтальный опрос

    §59

    64

    Итоговая контрольная работа.

    Контрольная работа.

    65

    Анализ работы.

    Практическая работа. Животные « Красной книги»

    Практическая работа

    66

    Охрана и рациональное использование животного мира

    Заповедники

    Заказники

    Памятники природы

    Природные национальные парки

    Беседа.

    §60

    667

    Экскурсия.

    668

    Итоги года. Задание на летние каникулы.

    Календарно-тематическое планирование. 8 класс.

    № .

                               Название раздела, темы.

                              Элементы содержания

    Вид контроля

    §учебника

    Дата проведения

     План.

    Факт.

    1

    Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.

    Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека.

    §1

    2

    Становление наук о человеке

    Труды Аристотеля,Гиппократа,Клавдий Гален.

    Изучение человека в эпоху Возрождения. Луи Пастер,

    И.И,Мечников.

    Фронтальный опрос.

    §2

    Происхождение человека 3 часа.

    3

    Систематическое положение человека

    Рудименты, атавизмы, доказательство

    животного происхождения человека,

    систематическое положение

    Фронтальный опрос.

    §3

    4

    Историческое прошлое людей

    Основные этапы эволюции человека.

    Влияние биологических и социальных факторов на нее. Австролопитеки,питекантропы,синантропы,

    неандертальци,кроманьонци.

    Фронтальный опрос.

    §4

    5

    Расы человека

    Расы: европеоидная,монголоидная,негроидная,

    австралоидная.

    Тестирование.

    §5

    Строение и функции организма 4 часа

    6

    Общий обзор организма. Практическая работа.

    Измерение массы и роста своего организма

    Внешняя среда, внутренние органы;

    внутренняя среда; гормоны; органы;

    системы органов; уровни организации; полости тела

    Практическая работа.

    §6

    7

    Клеточное строение организма.

    Органоиды, развитие, рост, обмен веществ в

     клетке, деление клетки,свойства клеточной

     мембраны.

    Индивидуальный опрос.

    §7

    8

    Ткани: эпителиальная, соединительная, мышечная

    Л.р.Ткани организма человека.

    Ткань, нервное волокно, основные виды тканей,

     строение нейрона, свойства нервной и мышечной

     тканей.

    Лабораторная работа.

    §8

    9

    Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

    Рефлекс и его виды; рефлекторная дуга; рецепторы.

    Индивидуальный опрос.

    §8-9

    Опорно-двигательная система 7 часов

    10

    Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей Практическая работа.

    Изучение внешнего вида отдельных костей

    Макро- и микроскопическое строение кости, соединения костей.типы костей:трубчатые,губчатые,плоские.

    Практическая работа.

    §10

    11

    Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей

    Осевой скелет,добавочный скелет, мозговой и

    лицевой отделы черепа,позвонок,

    межпозвоночный диск.Отделы

    позвоночника.

    Индивидуальный опрос.

    §11

    12

    Соединение костей.

    Скелет поясов и свободных конечностей:

    добавочный скелет.

    Соединение костей: подвижное,

    полуподвижное, неподвижное.

    Индивидуальный опрос.

    §12

    13

    Строение мышц. Обзор мышц человека.

    Практическая работа.Мышцы человеческого тела.

    Брюшко мышцы, сухожилия,головка и

    хвост мышцы. Мышцы антагонисты,

    мышечные пучки. Мышечное волокно.

    Практическая работа.

    §13

    14

    Работа скелетных мышц и их регуляция.

    Двигательная единица. Исполнительный

     нейрон, тренировочный эффект.

    Динамическая и статистическая работа,

    гиподинамия.

    Индивидуальный опрос.

    §14

    15

    Осанка. Предупреждение плоскостопия.

    Л.р осанка и плоскостопие.

    Осанка, остеохондроз,корригирующая

    гимнастика, сутулость,сколиоз-боковое искривление,плоскостопие. Причины

     нарушения осанки и развития плоскостопия.

     Их выявление, предупреждение и исправление

    Лабораторная работа.

    §15

    16

    Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

    Ушибы. Переломы открытый и закрытый.

     Синяк, растяжение связок.вывих.

     Первая помощь при ушибах, переломах

     костей и вывихах суставов

    Тестирование.

    §16

    Внутренняя среда организма 2 часа.

    17

    Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

    Практическая работа.Рассматривание крови человек а под микроскопом.

    Антитело; компоненты внутренней среды; свертывание крови; состав крови и плазмы; лимфатические сосуды и лимфатические узлы; фагоцитоз; строение и функции клеток крови; группы крови; правила переливания крови; иммунитет, его виды; иммунная система; аллергия;  резус-фактор.

    Практическая работа

    §17

    18

    Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

    Индивидуальный опрос.

    §18-19

    Кровеносная и лимфатическая системы 6 часов.

    19

    Транспортные системы организма

    Артерии, аорта, кровеносные капилляры,вены,

    лимфатические капилляры,лимфотические сосуды и узлы.кармановидные клапаны.

    Фронтальный опрос

    §20

    20

    Круги кровообращения

    Большой и малый круги кровообращения. Легочные

     капилляры артерии и вены,артериальная кровь,

    венозная кровь.венечная артерия.

    Фронтальный опрос

    §21

    Строение и работа сердца.

    Практическая работа. Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке

    Положение сердца в грудной клетке. Фазы сердечного

     цикла.

    Практическая работа.

    §22

    21

    Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

    Артериальное давление крови. Пульс, кровоснабжение. Гипертония и гипотония. Спазмы сосудов,артериолы.

     Инсульт, инфаркт.приборы для измерения

    артериального давления крови.

    Лабораторная работа.

    §23

    22

    Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Практическая работа.

    Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений, измерение кровяного давления

    Изучение приемов остановки

     капиллярного, артериального

     и венозного кровотечений,

    измерение кровяного давления

    Практическая работа

    §24

    23

    Первая помощь при кровотечениях

    Внутреннее и внешнее кровотечение, гематома, виды кровотечений: венозное, артериальное, капиллярное. Жгут. Закрутка.

    Тестирование.

    §25

    Дыхание 4 часа.

    24

    Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевание дыхательных путей.

    Дыхание; органы дыхания; верхние и нижние

     дыхательные пути; значение дыхания; диффузия газов

    Беседа по теме.

    §26

    25

    Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

    «Ворота легких», легочная плевра, пристеночная

     плевра, плевральная полость, диффузии.

    Фронтальный опрос

    §27

    26

    Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

    Фронтальный опрос

    §28

    27

    Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания. Приемы реанимации

    Л.р. измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

    Жизненная емкость легких, остаточный воздух.обхват грудной клетки,флюрография,туберкулез легких.палочка Коха, рак легких.искуственное дыхание, непрямой массаж сердца.

    Лабораторная работа.

    §29

    Питание и пищеварение 6 часов.

    28

    Питание и пищеварение

    Энергетический и пластический обмен. Пищеварение,питательные вещества.пищевые

     продукты. Аминокислоты,глицерин, жирные кислоты,глюкоза, простые сахара.

     Пищеварительный тракт.перисталика. рацион.

    Индивидуальный опрос.

    §30

    29

    Пищеварение в ротовой полости.

    Изменение пищи в процессе пищеварения, этапы пищеварения; органы пищеварения;

    механическая и химическая обработка

    пищи;строение зубов. Уход за зубами.

    Индивидуальный опрос.

    §31

    30

    Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

    механическая и химическая обработка пищи; пищеварительные ферменты; механизм

    всасывания; роль печени в организме;

    регуляция пищеварения;

    Индивидуальный опрос.

    §32

    31

    Функции тонкого и толстого кишечника

    Ворсинки,всасывание.воротная вена.

    Печень,печеночная вена.Слепая кишка,

    аппендикс, аппендицит,перитонит.

    Индивидуальный опрос.

    §33

    32

    Регуляция пищеварения

    Нервная регуляция пищеварения.

    Методы Павлова в  изучения пищеварения.

    Условный и безусловный рефлекс.

    Гуморальная регуляция пищеварения.

    Тестирование.

    §34

    33

    Гигиена органов пищеварения Практическая работа.

    Определение норм рационального питания

    Правила приема пищи. Кишечные инфекции и их предупреждение. Ботулизм.сальмонелез.холера.диарея.дизентерия.

    Практическая работа

    §35

    Обмен веществ и энергии 3 часа

    34

    Итоговая контрольная работа за полугодие.

    Контрольная работа.

    35

    Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов.

    Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен этапы обмена веществ; витамины, их роль; основные гиповитаминозы; нормы питания и режим питания

    Фронтальный опрос.

    §36

    36

    Витамины.

    Фронтальный опрос.

    §37

    37

    Энергозатраты человека и пищевой рацион

    Выполнение проекта.

    §38

    Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.4 часа.

    38

    Кожа наружный покровный орган.

    Строение и функции кожи. Роль кожив обменных процессах. Рецепторная функция кожи. участие кожи в теплорегуляции..

    Индивидуальный опрос.

    §39

    39

    Уход за кожей.

    Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Гигиена одежды и обуви. Кожные заболевания и их причины. Травмы.

    Индивидуальный опрос

    §40

    40

    Терморегуляция организма.

    Терморегуляция. Теплообразование. Теплоотдача, Тепловой удат. Солнечный удар. Закаливание.

    Индивидуальный опрос

    §41

    41

    Выделение.

    Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение

    Тестирование.

    §42

    Нервная система.5 часов.

    42

    Значение нервной системы

    Значение нервной системы. Потребности. Активностьопознание объектов. Субъективное отражение.

    Индивидуальный опрос

    §43

    43

    Строение нервной системы. Спинной мозг.

    спинной и головной мозг; нервы и нервные узлы; строение и функции спинного мозга

    Фронтальный опрос.

    §44

    44

    Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. Практическая работа

    Изучение строения головного мозга (муляжи

    Задний мозг: продолговатыймозг, мозжечек,средний мозг. Передний мозг: промежуточный2 мозг.большие полушария,желудочки мозга.

    Практическая работа

    §45

    45

    Функции переднего мозга.

    Таламус, гипоталамус,извилины.доли мозга.старая и новая кора.ее функции.

    Фронтальный опрос.

    §46

    46

    Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

    соматический и автономный отделы нервной системы; симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы

    Фронтальный опрос.

    §47

    Анализаторы. Органы чувств. 5 часов.

    47

    Анализаторы.

    Анализаторы и органы чувств; значение анализаторов;

    §48

    48

    Зрительный анализатор. Практическая работа.

    Изучение изменения размера зрачка

    зрительный анализатор; положение и строение глаз; строение и функции сетчатки; бинокулярное зрение

    Практическая работа.

    §49

    49

    Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

    гигиена зрения; предупреждение глазных болезней, травм глаза; близорукости и дальнозоркости; коррекция зрения;

    Фронтальный опрос.

    §50

    50

    Слуховой анализатор.

    слуховой анализатор; строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха; гигиена органов слуха

    Индивидуальный опрос

    §51

    51

    Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса.

    Вестибулярный аппарат.органы равновесия. Мышечное чувство. Кожная чувствительность. Обоняние. Органы вкуса.

    Тестирование.

    §52

    Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. 7часов

    52

    Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

    Высшая нервная деятельность.И,М,Сеченов,И,П,Павлов.

    Приобретенные рефлексы; временная связь, подкрепление, угасание условного рефлекса без подкрепления.торможение рефлекса, доминанта.

    Фронтальный опрос.

    §53

    53

    Врожденные и приобретенные программы поведения

    Л.р. выработка навыка зеркального письма

    Динамический стереотип; инстинкты; рассудочная деятельность; сон, его стадии; правила гигиены сна; мышление;  познавательные процессы человека; роль речи в познании и труде;

    .

    §54

    .лабораторная работа.

    54

    Сон и сновидения.

    Фронтальный опрос.

    §55

    55

    Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

    Потребности людей: базовые, вторичные. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы.ощущения и восприятие.

    Фронтальный опрос.

    §56

    56

    Память и воображение.

    Память: механическая и логическая.

    Фронтальный опрос.

    §57

    57

    Воля, эмоции, внимание.

    Волевое действии:борьба мотивов, выбор цели, способа действия, оценка результатов. Внушаемость, негативизм,эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния: аффект, стресс. Эмоциональные отношения

    Фронтальный опрос.

    §57

    58

    Урок-обобщение по теме В.Н.Д

    Тестирование.

    Эндокринная система 2 часа.

    59

    Роль эндокринной регуляции

    Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны , их действие на внутренние органы.

    Индивидуальный опрос.

    §58

    60

    Функции желез внутренней секреции.

    Индивидуальный опрос

    §59

    Индивидуальное развитие организма. 6 часов.

    61

    Жизненные циклы. Размножение

    Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Мужская и женская половые системы

    §60

    Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

    Образование и развитие зародыша. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

    Практическая работа.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье

    §61

    62

    . Наследственные и врожденные заболевания. Болезни передающиеся половым путем.

    Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика

    Индивидуальный опрос

    §62

    63

    Итоговая контрольная работа.

    64

    Анализ контрольной работы.

    Проанализировать выполнение контрольной работы, выполнить работу над ошибками.

    §63

    65

    Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

    Развитие ребёнка после рождения. Индивид и личность. Темперамент и характер.

    Фронтальный опрос.

    66

    Интересы, склонности, способности.

    Интересы:непосредственные,опосредованные.Склонности. способности. Наследственные задатки.

    Тестирование.

    §64

    67

    Обобщение по курсу.

    68

    резерв

    Календарно-тематическое планирование. 9 класс.

    № №

                             Название раздела, темы.

                              Элементы содержания

    Вид контроля

    §

    учебника

    Дата проведения

     План.

    Факт.

    Введение. Биология в системе наук. (3ч.)

    1

    Биология- наука о жизни

    Современная биология – комплексная наука. Знать о роли

    биотехнологии. Дифференциация и интеграция наук

    Фронтальный опрос.

    §1

    2

    Методы исследования в биологии.

    Практическая работа. Пророст семян

    Методы изучения живой природы . Основных этапы научного

     исследования. Понятия: гипотеза, теория, эксперимент, закон.

    Практическая работа.

    §2

    3

    Сущность жизни и свойства живого

    Практическая работа. Основные свойства живых организмов.

    Современные научные представления о сущности жизни; общие

     признаки (свойства) живого организма.  Процессы синтеза и

     распада.  Обмен веществ.

    Практическая работа.

    §3

    4

    Входная диагностическая контрольная работа

    Контрольная работа.

    Уровни организации живой природы (43 ч.)

    Молекулярный уровень (9 ч)

    5

    Молекулярный уровень: общая характеристика

    Элементы, преобладающие в составе живых организмов,  их

     свойства и значение. Процессы и механизмы, происходящие в

     живом организме на молекулярном уровне

    Фронтальный опрос

    §1.1

    6

    Углеводы.

    Особенности строения углеводов, основные функции углеводов. Принадлежность углеводов к биомолекулам.

    Фронтальный опрос

    §1.2

    7

    Липиды.

    Особенности строения липидов, их функции. Принадлежность

     липидов к биомолекулам.

    Фронтальный опрос

    §1.3

    8

    Состав и строение белков.

    Мономер белковой молекулы и его составляющие. Особенности

    строения мономера белка и белковой молекулы в целом.  Процесс

    образования пептидной связи, процесс образования

    белков различных уровней организации. Принадлежность белков к биомолекулам.

    Тестирование.

    §1.4

    9

    Функции белков.

    Фронтальный опрос

    §1.5

    10

    Нуклеиновые кислоты.

    Типы нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Функции ДНК и РНК,

     типы РНК.

    Фронтальный опрос

    §1.6

    11

    АТФ и другие органические вещества

    Составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные

    группы витаминов.

    Фронтальный опрос

    §1.7

    12

    Биологические катализаторы.

    Свойства и роль ферментов. Механизм катализа.

    Фронтальный опрос

    §1.8

    13

    Вирусы – неклеточная форма жизни.

    Особенности строения и функционирования вирусов.

     Примеры вирусных заболеваний растений, животных

     и человека

    Тестирование.

    §1.9

    Клеточный уровень (12 ч)

    14

    Основные положения клеточной теории

    Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана.

    Лабораторная работа.

    Клеточное строение растительной и животной клетки.

    Основные положения клеточной теории, авторы

     клеточной теории. Значение создания клеточной

    теории для развития биологии. Строение

    прокариотов и эукариотов, растительной и

     животной клеток (автотрофов и

     гетеротрофов). Строение и функции наружной

     мембраны клетки, способы проникновения веществ

    в клетку

    Лабораторная работа.

    §2.1-2.2

    15

    Ядро. Роль ядра в клетке.

    Строение и функции ядра. Диплоидный и

    гаплоидный наборы хромосом. Значение

     гаплоидного набора хромосом для живых

     организмов.

    Индивидуальный опрос.

    §2.3

    16

    Органоиды цитоплазмы. ЭПС, рибосомы, Аппарат Гольджи.

    Строение ЭПС, рибосом, лизосом и др.

    органоидов,  их функции.

    Индивидуальный опрос.

    §2.4

    17

    Органоиды цитоплазмы. Лизосомы, митохондрии, пластиды.

    Виды пластид

    Наличие большего количества митохондрий в

     молодых клетках и в клетках с большими

     энергетическими затратами

    Индивидуальный опрос.

    §2.5

    18

    Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения.

    Строении клеточного центра и органоидов

    движения; знать функции клеточного центра

    и органоидов движения.

    Индивидуальный опрос.

    §2.6

    19

    Различие в строении клеток эукариот и прокариот

    Ассимиляция и диссимиляция.

    Лабораторная работа.

    Строение клеток прокариот и эукариот

    Различие клеток прокариот

     и эукариот. Роль спор в жизни

    прокариот. Ассимиляция и диссимиляция.

    Лабораторная работа.

    §2.7-2.8

    20

    Энергетический обмен в клетке.

    Особенности обмена веществ и превращение

    энергии в клетке, этапы энергетического

     обмена.

    Индивидуальный опрос.

    §2.9

    21

    Питание клетки. Хемосинтез

    Характеристику автотрофных и гетеротрофных

    организмов, особенности их питания,

    организмы со смешанным типом питания.

    Процесс хомосинтеза.

    Тестирование.

    §2.10-2.11

    22

    Фотосинтез. Гетеротрофы.

    Смысл световой и темновой фаз фотосинтеза

    Индивидуальный опрос.

    §2.12

    23

    Синтез белков в клетке.

    Генетический код. Сущность процессов

    транскрипции и трансляции (место

    осуществления этих процессов)

    Индивидуальный опрос.

    §2.13

    24

    Деление клетки. Митоз.

    Механизм деления клетки, способы

     размножения организмов и способы

    деления клетки.

    Индивидуальный опрос.

    §2.14

    25

    Итоговая контрольная работа за полугодие.

    Тема: Молекулярный и клеточный уровень.

    Контрольная работа.

    Организменный уровень (13ч.)

    26

    Размножение организмов. Бесполое размножение.

    Практическая работа. Размножение растений бесполым способом

    Виды бесполого размножения, биологическую

     роль бесполого размножения.

    Практическая работа.

    §3.1

    27

    Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз.

    Сущность полового размножения и

    его виды. Строениие сперматозоида

     и яйцеклетки. Стадии гаметогенеза. сущность и

    стадии мейоза,сущность процесса

     оплодотворения. Отличие в процессах

    формирования мужских и женских гамет

    Фронтальный опрос

    §3.2

    28

    Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

    Механизмах оплодотворения у растений и

     млекопитающих, необходимость выработки

    большего числа сперматозоидов при

    наружном оплодотворении.

    Периоды онтогенеза, чем начинается и

     заканчивается эмбриональный и

    постэмбриональный периоды. Прямое и

    непрямое постэмбриональное развитие

    организмов. Биогенетический закон

    Фронтальный опрос

    §3.3-3.4

    29

    Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание

    Предмет изучения генетики;

    генетические термины, символы,

     понятия; суть гибридологического

    метода; суть правила единообразия

    гибридов первого поколения; суть

    закона чистоты гамет; формулировать

     правило расщепления

    Фронтальный опрос.

    §3.5

    30

    Неполное доминирование. Анилизирующее скрещивание.

    Практическая работа. Решение задач по генетике.

    Практическое значение применения

     метода анализирующего скрещивания.

    Решение задачи на неполное

    доминирование и анализирующее

     скрещивание. Взаимосвязь генотип

    а и фенотипических признаков

    организмов

    Практическая работа

    §3.6

    31

    Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков.

    Практическая работа. Решение задач по генетике.

    Генетические термины и понятия,

    законы наследственности. Что является

    материальным носителем наследственности.

    Практическая работа

    §3.7                                

    32

    Сцепленное наследование. Перекрест

    Законы наследственности, сущность закона

     Т. Моргана. Биологическое значение

     перекреста хромосом

    Индивидуальный опрос.

    §   3.8

    33

    Взаимодействие генов.

    Законы наследственности. Представление

     о различных видах взаимодействия

     неаллельных генов

    Индивидуальный опрос.

    §3.9

    34

    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

    Практическая работа. Решение задач по генетике.

    Группы хромосом (аутосомы и половые

     хромосомы). Механизм наследования

     признаков, сцепленных с полом.

    Практическая работа

    §3.10

    35

    Закономерности изменчивости: модификациооная изменчивость. Норма реакции

    Определение наследственности и

     Изменчивости. Влияние генотипа

     и условий среды на формирование

    фенотипа

    Индивидуальный опрос.

    §3.11

    36

    Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость

    Формы изменчивости. Основные различия

     между модификациями и мутациями. Виды

     мутаций; факторы, способные вызвать

    увеличение частоты мутаций

    Индивидуальный опрос.

    §3.12

    37

    Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова

    Селекция, ее задачи и значение.

     Общебиологические свойства,

    лежащие в основе возникновения

    новых сортов культурных растений

     и пород животных.Основные методы

     селекции.

    Индивидуальный опрос.

    §3.13

    38

    Основные методы селекции.

    Тестирование.

    §3.14

    Популяционно- видовой уровень (3 ч.)

    39

    Критерии вида

    Л.р. изучение морфологического критерия вида.

    Основная систематическая единица в биологии.

     Понятие «вид». Критерии вида (морфологический,

     физиологический, генетический, эко-логический,

    географический, исторический)

    Лабораторная работа.

    §4.1

    40

    Популяции.

    Элементарная единица эволюции (популяция)

    .Роль популяций в экологических системах.

    Сравнительная характеристика организменного

     и популяционно-видового уровней организации

     живой природы

    Индивидуальный опрос.

    §4.2

    41

    Биологическая классификация.

    Основные систематические (таксономические)

    категории. Признаки царств живой природы

     (отделов, классов, семейств цветковых растений;

     подцарств, типов и классов животных

    Индивидуальный опрос.

    §4.3

    Экосистемный уровень (4 ч.)

    42

    Сообщество. Экосистема, Биогеоценоз

    Природные сообщества, их основные

     свойства и задачи, важнейшие

    компоненты экосистем и их классификация.

     Роль регуляторов в поддержании

    устойчивости экосистемы. Границы

     биогеоценоза.Совокупность природных

     экосистем Земли (биосфере)

    Фронтальный опрос.

    §5.1

    43

    Состав и структура сообществ

    Практическая работа.состав и структура данного сообщества.

    Морфологическая и пространственная

    структуры сообщества. Значение видового

     разнообразия как показателя состояния

    сообщества.  Трофическую структуру

     сообщества и классификация групп

    организмов, находящихся на разных

    трофических уровнях

    Практическая работа

    §5.2

    44

    Потоки вещества и энергии в экосистеме

    Продуктивность сообщества. Практическая работа. Составление трофических цепей питания.

    Характеристика потоков энергии и вещества

     в экосистемах. Количественные изменения

    энергии в процессе переноса ее по пищевым

     цепям

    Практическая работа

    §5.3-5.4

    45

    Саморазвитие экосистемы

    Характеристика экологической сукцессии,

    ее природы и механизмов. Стадий сукцессии

     (первичная, вторичная). Значение сукцессий.

    Сходства и различия в функционировании

     наземных и водных экосистем

    Тестирование.

    §5.5

    Биосферный уровень (3 часа)

    46

    Биосфера. Среды жизни.

    Среды жизни живых организмов. Особенности,

    характеризующие различные среды жизни.  

    Приспособления живых организмов к жизни в

    определенной среде, которые выработались в

     процессе эволюции. Границы и свойства

     биосферы

    Фронтальный опрос

    §6.1

    47

    Средообразующая деятельность организма

    Особенности воздействия живых организмов

     на среду обитания (механического

    воздействия, физико-химического и др.).

    Фронтальный опрос

    §6.2

    48

    Круговорот веществ в биосфере.

    Общую характеристика круговорота веществ

     в природе, его значение. Последствия

     нарушения круговорота веществ в биосфере.

     Биогеохимические циклы азота, углерода и

     фосфора. Роль живых организмов в

    поддержании круговорота биогенных элементов

    Фронтальный опрос

    §6.3

    Основы учений об эволюции (7ч.)

    49

    Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

    Основные положения теории Ч. Дарвина, его

     роль в развитии эволюционных идей.

    Эволюционные теории Ламарка и Дарвина,

    Индивидуальный опрос.

    §7.1

    50

    Изменчивость организмов.

    Основную характеристика различных видов

    изменчивости (ненаследственной,

    наследственной), их роли в эволюции.

     Генофонд популяции

    Индивидуальный опрос.

    §7.2

    51

    Генетическое равновесие в популяциях.

    Генетическое равновесие. Причины

    генетического равновесия. Популяционная

    генетика.

    Индивидуальный опрос.

    §7.3

    52

    Борьба за существование

    Борьбы за существование, формы борьбы

    за существование, роль естественного

    отбора и его формы. Сравнение

    стабилизирующего и движущего отбора

    Индивидуальный опрос.

    §7.4

    53

    Формы естественного отбора. Изолирующие механизмы.

    Индивидуальный опрос.

    §7.5-7.6

    54

    Видообразование. Макроэволюция.

    ПонятиЕ «микроэволюция». Основные

    формы видообразования.Форма отбора,

    которому принадлежит решающая роль

     в процессах видообразования

    Основные таксономические группы.

    Что такое макроэволюция, доказательства

    макроэволюции. Процессы, являющиеся

     движущими силами макроэволюции.

    роводить сравнение макро- и

    микроэволюции (выделять различия).

    Тестирование.

    §7.7

    55

    Основные закономерности эволюции

    Лабораторная работа: средообразующая деятельность организмов.

    Типы эволюционных изменений (параллелизм,

    конвергенция, дивергенция). Главные

     линии эволюции. Разницу понятий

     «параллелизм» и «конвергенция».

    равнение двух линий эволюции

     (идиоадаптации и дегенерации)

    Лабораторная работа

    §7.8

    Возникновение и развитие жизни на земле.5ч

    56

    Гипотезы возникновения жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна.

    Основные гипотезы возникновения жизни

    (креационизм, различия в подходах религии

     и науки к объяснению возникновения жизни;

    гипотеза самопроизвольного зарождения жизни;

     гипотеза панспермии; гипотеза биохимической

     эволюции гипотезу абиогенного зарождения

    жизни и ее экспериментальное подтверждение

    (гипотеза Опарина – Холдейна

    Фронтальный опрос

    §8.1

    57

    Современные гипотезы происхождения жизни

    Современные гипотезы происхождения жизни

    Фронтальный опрос

    §8.2-8.3

    58

    Основные этапы развития жизни на Земле.

    Условия, способствующие выходу растений и

    животных на сушу; приспособления, возникшие

    у них в связи с этим. Основные этапы развития

     жизни на Земле

    Фронтальный опрос

    §8.4

    59

    Эра древней жизни.

    Делении истории Земли на эры, периоды

     и эпохи. Характеристика состояния

     органического мира на протяжении

    архейской эры, важнейшие ароморфозы

    архейской, протерозойской и палеозойской

    эр. Характеристика состояния органического

    мира в мезозое. Основные ароморфозы и

    идиоадаптации. Характеристика развития

     жизни в кайнозое, основные направления

    эволюции растений и животных

    Фронтальный опрос

    §8.5

    60

    Развитие жизни в протерозое и палеозое

    Развитие жизни в мезозое.

    §8.6

    61

    Итоговая контрольная работа по курсу.

    Итоговая

    контрольная

    работа

     по курсу.

    Основы экологии.биосфера и человек. 5ч.

    Организм и среда. 3ч.

    62

    Экологические факторы. Условия среды.

    Окружающая среда – источник веществ,

    энергии и информации.

    Экология как наука.

    Влияние экологических факторов на

     организмы.

    Условия среды.

    Индивидуальный опрос.

    §8.7-8.8

    63

    Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.Экологические ресурсы

    Индивидуальный опрос.

    §9.1

    64

    Адаптация организмов к различным условиям существования Межвидовые отношения организмов.

    Лабораторная работа. Адаптация организмов к различным условиям существования

    Приспособления организмов к различным

     экологическим факторам.

    Популяции. Типы взаимодействия

     популяций разных видов. Межвидовые

    отношения организмов,

    колебания численности организмов.

    Лабораторная работа

    §9.2-9.3

    Биосфера и человек.2ч.

    65

    Колебания численности организмов. Экологическая регуляция.

    Эволюция биосферы.

    Биосфера – глобальная экосистема.

    В.И.Вернадский – основоположник

     учения о биосфере.

    Роль человека в биосфере.

    Экологические проблемы, их

     влияние на жизнь. Последствия

    деятельности человека в экосистемах,

     влияние его поступков на живые

    организмы и экосистемы.

    Индивидуальный опрос.

    §9.4-9.5

    66

    Антропогенное воздействие на биосферу.

    Основы рационального природопользования

    Тестирование.

    §§9.6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование по биологии 6-9 классы

    Тематическое планирование по биологии 6-9 классы. Школа 2100Авт.коллектив А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан...

    Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 класс

    Материал содержит развернутое календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 класс по 34 часа...

    тематическое планирование по биологии 6-9 класс

    в документе представлено тематическое планирование по биологии в 6, 7 классах по программе В.В. Пасечника; 8,9 класс по программе И.Н. Пономаревой...

    Календарно-тематическое планирование по информатике (6-9 классы), 2014

    Календарно-тематическое планирование по информатике (6-9 классы), 2014...

    Календарно - тематическое планирование по географии 6 -9 класс

    Календарно - тематический план составлен с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными воз...

    Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 классов по программе Боголюбова

    Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6-9 классов по программе Боголюбова составлено из расчета 34 учебные недели....

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6-9 класс

    Календарно-тематическое планирование по биологии 6-9 класс...