Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе
календарно-тематическое планирование (биология, 10 класс) по теме

 

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной  программы основного полного общего образования по биологии (Дрофа, 2010г), а также программы «Природоведение. Биология. Экология (под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2010).

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.

Программа для 10 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.

Раскрытие учебного материала в курсе «Общая биология» проводиться по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни.

Программа по биологии построена на гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний.

Для изучения общей биологии отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Обучение по биологии в 10 классе ведется по учебнику: «Биология. Базовый уровень: 10 класс» /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М. 2010 (Вестник образования России №5, 2010г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_10_kl_-_1chas.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной  программы основного полного общего образования по биологии (Дрофа, 2010г), а также программы «Природоведение. Биология. Экология (под ред. И.Н. Пономаревой – М.: Вентана-Граф, 2010).

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии.

Программа для 10 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного) образования, и с учетом дифференциации содержания биологического образования.

Раскрытие учебного материала в курсе «Общая биология» проводиться по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни.

Программа по биологии построена на гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний.

Для изучения общей биологии отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Обучение по биологии в 10 классе ведется по учебнику: «Биология. Базовый уровень: 10 класс» /Под ред. И.Н. Пономаревой. – М. 2010 (Вестник образования России №5, 2010г)


Тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

лабораторные

работы

экскурсии

1.

Введение в курс общей биологии

6

-

-

2.

Биосферный уровень организации жизни

9

1

1

3.

Биогеоценотический уровень организации жизни

8

1

-

4.

Популяционно-видовой уровень организации жизни

12

1

-

Всего:

35

3

1

Для повышения уровня и использования полученных знаний, для приобретения практических навыков планом предусматривается выполнение 2 лабораторно-практических работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Темы и содержание лабораторных  работ:

Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

Л.р.3 «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»


Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы

(общеобразовательный уровень)

В результате обучения учащиеся должны:

  1. характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч.Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; происхождение человека  и движущие силы антропогенеза; закономерности эволюции; основные царства органического мира; организм как биосистему; половое и бесполое размножение организмов; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики; изменчивость, ее виды и причины; норму реакции; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; ген и генетический код; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров;
  2. сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы  и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез  белка и фотосинтез; РНК и ДНК;
  3. обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; роль закона генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
  4. применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
  5. владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

урока

п/п

Кол-во

часов

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

ТЕМА 1. Ведение в курс общей биологии; 6 часов

1.

1.

Содержание и структура курса общей биологии. Экскурсия №1 «Многообразие видов в родной природе»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

познакомить с содержанием и построением курса общей биологии

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§1

2.

2.

Основные свойства жизни

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

охарактеризовать свойства живой материи

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§2

3.

3.

Структурные уровни организации жизни

лекция

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

охарактеризовать структурные уровни организации живого

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§3

4.

4.

Значение биологических знаний

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

показать основные области применения биологических знаний

таблицы по общей биологии

контроль

§4

5.

5.

Методы биологических  исследований

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные, проблемные

групповые, индивидуальные

Назвать и охарактеризовать основные методы, которые используются в биологии

таблицы по общей биологии

контроль

§5, стр.18 вопросы

6.

6.

Живой мир и культура. Семинарское занятие

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

проверка и оценка усвоения полученных знаний

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§6, стр.24. задания письменно

ТЕМА 2. Биосферный уровень организации жизни; 9 часов

7.

1.

Учение о биосфере.

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

ознакомить с основами учения о биосфере В.И. Вернадского

таблицы по общей биологии

контроль

§7

8.

2.

Происхождение вещества

комбинированный

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

раскрыть этапы биологической эволюции в развитии биосферы

таблицы по общей биологии

контроль

§8

9.

3.

Биологическая эволюция в развитии биосферы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть функции живых организмов в биосфере

таблицы по общей биологии

контроль

§9

10.

4.

Биосфера как глобальная экосистема

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

раскрыть воздействие человеческого общества на природу, дать определение ноосфере

таблицы по общей биологии

контроль

§10

11.

5.

Круговорот веществ в природе

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

Определение биологического круговорота; биосфера как глобальная экосистема

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§11

12.

6.

Человек как житель биосферы. Л.р. №1 «Определение пылевого загрязнения воздуха»

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

таблицы по общей биологии

взаимоконтроль

§12

13.

7.

Особенности биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле

комбинированный

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

раскрыть особенности биосферного уровня организации жизни

таблицы по общей биологии

контроль

§13

14.

8.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

сущность взаимоотношений человека как фактора развития биосферы

таблицы по общей биологии

контроль

§14

15.

9.

Экологические факторы и их значение

урок проверки и оценки знаний

частично - поисковые

групповые, индивидуальные

проверить и оценить усвоение полученных знаний по данному разделу

таблицы по общей биологии

контроль

§15 стр.73 вопросы и задания

ТЕМА 3. Биогеоценотический уровень организации жизни; 8 часов

16.

1.

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть сущность понятия биогеоценоза

таблицы по общей биологии

контроль

§16

17.

2.

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

дать определение понятиям «биоценоз», «экосистема», «биосистема»

таблицы по общей биологии

контроль

§17

18.

3.

Строение и свойства биогеоценоза

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть строение и основные свойства биогеоценоза

таблицы по общей биологии

контроль

§18

19.

4.

Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе Л.р. №2 «Исследование черт приспособленности  растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе»

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

показать многообразие связей в биогеоценозе

таблицы по общей биологии

контроль

§19

20.

5.

Причины устойчивости биогеоценозов

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Устойчивость и динамика  экосистем. Саморегуляция в экосистеме

таблицы по общей биологии

контроль

§20

21.

6.

Зарождение и смена биогеоценозов

комбинированный

словесно-наглядные, частично - поисковые

групповые, индивидуальные

раскрыть понятие сукцессий

таблицы по общей биологии

самоконтроль

§21

22.

7.

Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть необходимость сохранять разнообразие биогеоценозов

таблицы по общей биологии

само-контроль

§22

23.

8.

Экологические законы природопользования

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Законы природопользования

таблицы по общей биологии

само-контроль

§23 стр.126 вопросы и задания

ТЕМА 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни; 12 часа

24.

1.

Вид, его критерии и структура Л.р.3 «Изучение морфологических  критериев вида на живых комнатных растениях и коллекциях животных»

урок изучения нового материала

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

дать определение вида; раскрыть основные свойства вида и его критерии

коллекции насекомых и гербарии растений

само-контроль

§24

25.

2.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

дать определение популяции и раскрыть сущность типов популяции

таблицы по общей биологии

само-контроль

§25

26.

3.

Популяция как основная единица эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть сущность популяции как единицы эволюции

таблицы по общей биологии

само-контроль

§26

27.

4.

Видообразование – процесс увеличения видов на Земле

комбинированный

словесно-наглядные

групповые, индивидуальные

определить видообразование, познакомить со способами видообразования

таблицы по общей биологии

контроль

§27

28.

5.

Этапы происхождения человека

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

ознакомить с этапами эволюции человека

таблицы по общей биологии

само-контроль

§28

29.

6.

Человек как уникальный вид живой природы

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

познакомить с положением человека в системе живых организмов

таблицы по общей биологии

само-контроль

§29

30.

7.

История развития эволюционных  идей

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть особенности популяционно-видового уровня жизни

таблицы по общей биологии

контроль

§30

31.

8.

Современное учение об эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

определение синтетической теории эволюции органического мира

таблицы по общей биологии

контроль

§31

32.

9.

Результаты эволюции и ее основные закономерности

Биологический прогресс и регресс

таблицы по общей биологии

контроль

§32

33.

10.

Основные направления эволюции

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

раскрыть основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация

таблицы по общей биологии

контроль

§33

34.

11.

Особенности популяционно-видового уровня жизни

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Особенности популяционно-видового уровня жизни

таблицы по общей биологии

контроль

§34

35.

12.

Всемирная стратегия охраны природных видов

комбинированный

словесно-наглядные, репродуктивные

групповые, индивидуальные

Проблемы сохранения биологического разнообразия

таблицы по общей биологии

контроль

§35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)...

Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 11 класса

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень)...

Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе

Пояснительная записка(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)Образовательная программа составлена- на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Гр...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...