Комплект оценочных средств по предмету "Биология"
методическая разработка по биологии (10, 11 класс) по теме
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по учебной дисциплине "Биология."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kos_biologiya.docx | 54.98 КБ |
Предварительный просмотр:
для проведения промежуточной аттестации
в рамках программы подготовки
квалифицированных рабочих и служащих
по учебной дисциплине
БИОЛОГИЯ
Пояснительная записка
В условиях модернизации профессионального образования конкурентоспособность выпускника учреждения профессионального образования во многом зависит от глубины овладения профессией, его готовности решать самостоятельно сложные технологические задачи.
Одним из механизмов решения данной задачи является введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.
Важная роль в формировании основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС отводится отбору содержания в рамках профессионального модуля, внедрению современных педагогических технологий, реализации целей обучения, воспитания и развития обучающихся.
Важнейшим условием, является организация и управление полноценной учебно-познавательной деятельностью обучающихся, а также качественная оценка ее результатов. Наиболее сложным во внедрении ФГОС является разработка контрольно-оценочных средств (КОС), которые призваны определить готовность обучающегося к выполнению конкретного вида деятельности, отраженного в программе по учебной дисциплине.
Паспорт комплекта оценочных средств
1. Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения по ОДБ.03 Биология
С целью выявления соответствия стандарту уровня освоения дисциплины используются вид контроля:
- промежуточная аттестация по дисциплине - дифференцированный зачет.
1.1 Общие положения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов.
КОС включают контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета КОС разработаны, на основе ФГОС СПО по специальности 19.01.17 Повар, кондитер.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций.
3.1 Общие положения организации контроля и оценивания
Форма аттестации | Организация контроля и оценивания |
Дифференцированный зачет | Комплект оценочных средств В состав комплекта входят задания для учащихся (контрольные вопросы) и пакет экзаменатора (эксперта). Контрольные вопросы представлены в четырех вариантах. Каждый вариант содержит 10 вопросов:
Общее число баллов за выполнение всех контрольных вопросов 30. Оценка «3» ставиться, если учащийся набирает 18-23 баллов, «4» - за 24-28, «5» - 29-30. Дифференцированный зачет проходит в кабинете биологии. Максимальное время выполнение задания 120 минут. Студенты могут воспользоваться конспектами. |
4. Комплект оценочных средств
4.1. Задания для проведения экзамена
Дифференцированный зачет по биологии. Группа _________________________профессия ________________________ Вариант № | |
Условия выполнения задания. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все возможные ответы. Выберите правильный ответ. | |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
2.1. Условия выполнения задания
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест
• справочные материалы;
• бланки с контрольными вопросами по вариантам;
• бланки для ответов;
• опорные конспекты.
Контрольные вопросы к дифференцированному зачету.
Вариант №1
- Закончите фразу: «Основными свойствами живого существа является …»
А) наличие в нем углеродосодержащих веществ;
Б) обмен веществ, энергии;
В) наличие в нем воды;
Г) передача признаков.
2 балла
- Найдите соответствие между названием вещества и классом биоорганических соединений:
1.жиры;
2.углеводы;
3.нуклеиновые кислоты;
А) крахмал;
Б) триолеин;
В) сахароза;
Г) т-РНК;
Д) ферменты
5 баллов
3. Охарактеризуйте непрямое постэмбриональное развитие организмов, приведите два примера организмов с таким развитием.
3 балла
4. Назовите два типа законов генетики по характеру наследования признаков потомками, сформулируйте эти законы.
4 балла
5.Закончите фразу: «Возникновение из рыбообразных предков древних земноводных является …, так как его появление привело к … уровня организации организмов». Выберите ответ и дайте определения:
А) идиоадаптацией;
Б) дегенерацией;
В) ароморфозом;
Г) биологическим регрессом.
3 балла
6.Назовите две группы доказательств эволюции органического мира, в чем их сущность.
4 балла
7.Закончите фразу: «Экологической единицей вида является …».
2 балла
8.Охарактеризуйте абиотический фактор, приведите примеры.
1 балл
9.Закончите фразу: «Капуста является …, тля …, а божьи коровки, питающиеся тлей …». (ответ представьте последовательностью букв):
А) редуцентом;
Б) фитофагом;
В) консументом;
Г) продуцентом;
Д) консументом 2-го порядка.
3 балла
10.Назовите три типа взаимодействия организмов друг с другом. Охарактеризуйте их.
3 балла
Вариант №2
1.Назовите азотсодержащие вещества, без которых невозможна жизнь. Выберите ответ:
А) анилин;
Б) аминоуксусная кислота (глицин);
В) этанол;
Г) белок;
Д) фермент.
2 балла
2.Найдите соответствие между составом вещества и классом биоорганических соединений, к которым оно относиться (ответ представьте цифрой с буквой, например 2в):
1.белки;
2.углеводы;
3.жиры;
4.нуклеиновые кислоты;
А) бензол;
Б) клетчатка;
В) фиброин шелка;
Г) и-РНК;
Д) тристеарин.
5 баллов
3.Назовите две группы организмов по наличию ядра в клетках образующих эти организмы, охарактеризуйте их, приведите примеры.
4 балла
4.Охарактеризуйте прямое постэмбриональное развитие организмов, приведите два примера организмов с таким развитием.
3 балла
5.Закончите фразу: «Фотосинтез относится к …, так как его появление привело к …уровня организации организмов». Дайте определение понятию.
3 балла
6.Назовите два вида скрещивания организмов и дайте им определения.
2 балла
7. Закончите фразу: «Совокупность связей организма с биотическими и абиотическими факторами среды его обитания называется…».
1 балл
8. Закончите фразу: «Воздействие климата на организм является …фактором, а пищевые взаимодействия тли и капусты…».
2 балла
9. Закончите фразу: «Взаимодействие гриба и водорослей в лишайниках является примером …, мальки рыб и медузы - …, а пшеницы и пырея …».
3 балла
10.Найдите соответствие названия организма и его экологической роли:
1.редуцент;
2.продуцент;
3.консумент 1 рода;
4.консумент 2 рода;
А) уж обыкновенный;
Б) яблоня;
В) гнилостные бактерии;
Г) растительноядные животные.
5 баллов
Вариант №3
1.Назовите высший уровень организации живого на планете Земля. Выберите ответ:
А) организменный;
Б) биосферный;
В) биогеоцинотический;
Г) тканевый.
2 балла
2.Найдите соответствие между классом биоорганических соединений и названием вещества (ответ представьте беквой с цифрой, например 1б):
1.фруктоза;
2.р-РНК;
3.трипальмитин;
4.ферменты;
А) жиры;
Б) белки;
В) углеводы.
5 баллов
3.Назовите вид размножения, при котором не происходит обмен наследственной информацией у потомков. Дайте ему определение.
3 балла
4.Сформулируйте первый закон Г. Менделя. Каково расщепление у гибридов первого поколения по генотипу и фенотипу? Докажите этот закон на конкретном примере.
5 баллов
5. Закончите фразу: «Возникновение нескольких видов береговых чаек из одного предка за счет расселения отдельных его популяций в сходных условиях, является примером …, так как при этом уровень организации организмов …». Дайте определение названному направлению эволюции.
3 балла
6. Закончите фразу: «Автором учения об эволюции живой природы был …, а основоположником современной научной теории эволюции органического мира является …».
2 балла
7. Закончите фразу: «Совокупность всех организмов данной экосистемы называется …».
1 балл
8.Назовите вид факторов, если установлено, что лес сменился степью за счет его вырубки. Дайте определение этому фактору.
2 балла
9. Закончите фразу: «Взаимодействие человека и постельного клопа иллюстрирует …, человека и бычьего цепня …, лисы и зайца …».
3 балла
10.Закончите фразу: «В искусственной экосистеме – аквариуме, водоросли являются…, рыбы, питающиеся водорослями …, а рыбы, питающиеся членистоногими (например, дафниями) являются …».
4 балла
Вариант №4
1.Закончите фразу: «Наука, изучающая наиболее общие закономерности развития органического мира, называется …».
1 балл
2.Найдате соответствие названия вещества и класса биоорганических соединений, к которому оно относиться (ответ представьте буквой с цифрой, например 3б):
1.нуклеиновые кислоты;
2.белки;
3.жиры;
4.углеводы;
А) тетрахлорметан;
Б) крахмал;
В) яичный альбумин;
Г) и-РНК;
Д) трипальмитин.
5 баллов
3.Назовите форму деления клеток, при которых число хромосом и количество ядерного вещества в дочерних клетках остается таким же, как и у родительской клетки.
3 балла
4.Запишите определение изменчивости, назовите два ее вида и охарактеризуйте их.
3 балла
5. Закончите фразу: «Появление из свободноживущих плоских червей паразитических форм, иллюстрирует направление эволюции, называемое …, так как при этом уровень организации организмов … . Дайте определение названному виду эволюции.
5 баллов
6. Закончите фразу: «… - это сообщество главных организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии».
1 балл
7.Назовите две стороны метаболизма (обмен веществ) и охарактеризуйте их.
4 балла
8.Назовите вид факторов, если установлено, что из-за затопления территории, вследствие воздействия землетрясения на природные водоемы один биоценоз сменился другим. Дайте определение этому фактору.
2 балла
9. Закончите фразу: «В степном биоценозе ковыль является …, саранча - …, насекомоядные птицы - …». (ответ представьте последовательностью букв, например д, а, к):
А) редуцентом;
Б) продуцентом;
В) консументом 2-го порядка;
Г) консументом 1-го порядка.
3 балла
10.Составьте последовательную пищевую цепь из трех звеньев организмов, выполняющих определенную экологическую роль.
3 балла
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Фамилия, Имя
Учебная группа
Профессия / специальность « »
Вариант № 1
№ | Ответ |
1 | б, г |
2 | 1б, 2а, в, 3г |
3 | Непрямое постэмбриональное развитие – это развитие сопровождающееся метаморфозом (превращением); амфибии, насекомые. |
4 | Закон сцепленного наследования – явление совместного наследования генов, локализованных в одной хромосоме (закон Моргана); наследование, сцепленное с полом – наследование признаков, гены которых находятся в половых хромосомах (Х и У хромосомах). |
5 | в, повышению; ароморфоз. |
6 | Цитологические, биохимические, эмбриологические, палеонтологические и др. |
7 | Популяция – совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида. |
8 | Климат – главный фактор внешней среды, его компоненты – свет, температура, влажность. |
9 | г, в, д |
10 | Симбиоз, нейтрализм, конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм. |
Вариант № 2
№ | Ответ |
1 | г, д |
2 | 1в, 2б, 3д, 4г |
3 | Прокариоты (доядерные) – у клеток нет оформленного ядра (бактерии и сине-зеленые водоросли); эукариоты (ядерные) – клетки имеют ядро и органоиды (от одноклеточных зеленых водорослей и простейших до высших цветковых растений и млекопитающих). |
4 | Прямое постэмбриональное развитие – из яйцевых оболочек выходит организм, в котором заложены все органы, свойственные взрослому животному (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). |
5 | г, повышением; ароморфоз |
6 | Моногибридное, дигибридное и полигибридное скрещивание. |
7 | Экологический фактор |
8 | Абиотическим, биотические |
9 | Симбиоз (мутуализм), нейтрализм, паразитизм |
10 | 1в, 2б, 3г, 4а |
Вариант № 3
№ | Ответ |
1 | б |
2 | 1в, 3а, 4б |
3 | Митоз |
4 | При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся по одному признаку, все поколение гибридов окажется единообразным; расщепление по генотипу и фенотипу отсутствует. |
5 | Идиоадаптация – не изменяется |
6 | Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин |
7 | г |
8 | биота |
9 | Внешний паразитизм; внутренний паразитизм; хищничество. |
10 | а, г, в |
Вариант № 4
№ | Ответ |
1 | Общая биология |
2 | 1г, 2в, 3д, 4б |
3 | Митоз |
4 | Наследственная и модификационная наследственность |
5 | Дегенерация; понижается |
6 | Экосистема, б |
7 | Пластический и энергетический обмен |
8 | Абиотический фактор |
9 | б, г, в |
10 | Травоядные животные поедают растения, а выделениями животных и их трупами питаются гнилостные бактерии или трупоядные и навозные насекомые. |
Пакет экзаменатора
Критерии оценки | Условия выполнения заданий |
Общее число баллов за выполнение всех контрольных вопросов 30. Оценка «3» ставиться, если учащийся набирает 18-23 баллов, «4» - за 24-28, «5» - 29-30. | Оборудование: посадочные места для обучающихся; рабочее место преподавателя; бланки ответов на контрольные вопросы по вариантам; Справочные материалы для экзаменующихся: Периодическая система химических элементов; ОК (опорные конспекты) обучающихся; |
5. Рекомендации по проведению оценки:
- Ознакомьтесь с заданиями и их вариантами, оцениваемыми компетенциями и показателями оценки, а также информацией оценочной ведомости.
- Ознакомьтесь с эталоном ответов.
- Создайте доброжелательную обстановку, но не вмешивайтесь в процесс выполнения задании.
- Обращайте внимание на психологическое и физическое состояние обучающегося во время работы.
- Допускается выход обучающегося из кабинета, не более чем на 3 минуты с обязательной фиксацией времени.
- Во время выхода из аудитории обучающийся сдает все выданные ему материалы эксперту (кроме справочных таблиц).
- Результаты проверенных работ фиксируется в бланке ответов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО. КОС предназначен для оценки результатов осво...
Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.
Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....
Комплект оценочных средств по дисциплине "Нормирование труда и сметы"
Комплект оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточнойаттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине "Нормирование труда и сметы",разработан на основе ФГОС СПО по спе...
Комплект оценочных средств для учебной дисциплины "Информатика"
Комплект оценочных средств для учебной дисциплины "Информатика" в рамках основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архи...
Комплекты оценочных средств
В целях установления соответствия уровня подготовки студента на этапе обучения требованиям ОПОП созданы фонды оценочных средств....
Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"
Комплект оценочных средств к учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" для проведения промежуточной аттестации по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», по специальности СПО111801...
Комплект оценочных средств по профессиональному модулю "Приготовление блюд из овощей и грибов"
Комплект предназначен для профессии 260807.01 "Повар ,кондитер"...