Бактерии
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Урок по теме  «Бактерии»  предусмотрен для учащихся 9 классов, разработан  по программе Н.И.Сонина.В данном уроке показана работа учащихся в группах. Учащиеся выполняют полученные задания, составляют рисунок бактерии. В конце урока, проходит закрепление материала с помощью игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bakterii.doc726 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Прокариоты

Тип урока: формирования новых знаний

Вид урока: комбинированный урок с использованием учебного проекта и элементов игры-соревнования

 Методическая цель урока: активизация познавательной самостоятельности обучающихся в приобретении профессионально значимых знаний путем использования деятельностного подхода в обучении

 Цели урока:


  1. образовательная: сформировать представления обучающихся о двух уровнях клеточной организации живой природы, познакомить их с особенностями строения прокариот, показать многообразие бактерий и их роль в природе и жизни человека

  2. развивающая: развитие самостоятельности и активности в познании объектов и явлений органического мира, формирование навыков работы с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, анализировать

  3. воспитательная: формирование ответственности, аккуратности, а также социальной коммуникации.


 Методы обучения: фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный рассказ, репродуктивный метод, самостоятельная работа, учебный проект

Оборудование:


  1. карточки  с заданиями «Отношения между понятиям»

  2. Раздаточный дидактический материал (на столах):

  • рисунок «Строение бактериальной клетки»


  • рисунок учебника«Виды бактерий»

  1. Настенный плакат «Строение бактерии и сине-зеленой водоросли»

  2. Сведения о бактериях для творческого задания («молочнокислый стрептококк», «кишечная палочка», «золотистый стафилококк»)

  3. Листы бумаги, карандаши, фломастеры для выполнения творческого задания




Х О Д У Р О К А

1 Оргмомент

Приветствие. Проверка присутствующих. Настрой на рабочий лад.


2. Актуализация знаний

Живое представлено необычным разнообразием форм. Выявление и объяснение


 3. Изучение нового материала

Актуализация приобретаемых знаний

Учитель .: Итак, ребята, мы вспомнили с вами строение клеток растений и животных.

Но наш сегодняшний урок посвящен другим, совершенно удивительным созданиям.

Мотивация


       Именно с них начинается история развития жизни на Земле


  • Более того, почти 2 миллиарда лет они господствовали на нашей планете

  • Да и сейчас они неплохо освоились в современных условиях

  • Французский ученый 19 века Луи Пастер (именно он придумал пастеризацию) сказал о них: «…этим бесконечно малым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе»

  • Человек использует их в производстве масла, сыра, различных кисломолочных продуктов, квашеной капусты и других продуктов

  • Эти организмы помогают очищать загрязненную воду

  • И в то же время они вызывают опаснейшие заболевания – дизентерию, брюшной тиф, сальмонеллез и другие


Вы, наверное, догадались, о каких организмах идет речь?

 Обуч. : О бактериях

Объяснение преподавателем нового материала

Учитель.: Совершенно верно. Ученые выделяют их в особую группу – прокариоты.

Запишите, пожалуйста тему сегодняшнего урока «Прокариоты» (
записывают число и тему)

Дело в том, что по строению клетки все живые организмы делятся на ядерные организмы – эукариоты и доядерные – прокариоты, основными представителями которых являются бактерии, а также сине-зеленые водоросли.


На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со строением прокариот, прежде всего бактерий, их многообразием и значением в жизни человека. Особенно в том, что связано с питанием человека. Сделаем мы это по следующему плану
(записан на доске):


Объяснение с демонстрацией плаката



А сейчас, пожалуйста, посмотрите на плакат. Сейчас мы вместе расскажем о строении прокариот на примере бактериальной клетки.
Для работы используем рисунок учебника

СЛАЙД 1
Снаружи бактериальная клетка окружена плотной оболочкой …
1…, а у некоторых видов еще и слизистой капсулой
Под оболочкой, состоящей из углеводов, находится второй уровень защиты…
2.. Цитоплазма прокариот содержит несколько меньше растворенных веществ, чем эукариотическая. В ней располагаются органоиды  4 5 6 7 8……, …., а также многочисленные мембранные структуры, выполняющие различные функции (пигментсодержащие используются для фотосинтеза, аэросомы – газовые вакуоли, карбоксисомы, заполненные ферментами.

У многих бактерий имеются органоиды движения – …
9…, которые, быстро вращаясь, вызывают вращение клетки. Так она передвигается.

Как уже было сказано, у прокариот бактерий и сине-зеленых водорослей нет оформленного ядра. Генетический аппарат представлен нуклеоидом,
3 состоящим из двухспиральной молекулы ДНК. Размножаются прокариоты делением пополам.

Похожи по строению и клетки сине-зеленых водорослей.

Итак, вы прослушали рассказ о прокариотической клетке.

Учитель.: Итак, мы выяснили общие черты строения прокариот в целом и бактерий в частности. Но на самом деле бактерии очень многообразны, отличаются друг от друга по многим параметрам и прежде всего по форме, способу питания и отношению к кислороду. У вас в учебнике находятся сведения о видах бактерий.

Игра «Снежный ком»


Как называются бактерии шарообразной формы…….., палочковидные…… , спиралевидные………

СЛАЙД 4-9
Мир бактерий или – в широком смысле слова – прокариот, огромный, но до сих пор мало изученный, рядом с нами, вокруг нас, внутри нас, всегда с нами
Учитель дополняет 
Роль крохотных бактерий велика не только в жизни человека, но и всей планеты Земля:


  • Многие бактерии принимают участие в геохимических процессах образования серы, фосфора, каменного угля, нефти

  • Бактерии играют важнейшую роль в круговороте азота: нитрифицирующие и азотфиксирующие повышают плодородие почвы

  • В результате деятельности гнилостных бактерий, земля очищается от погибших растений и животных

  • Человек научился использовать бактерии для приготовления вакцин и сывороток, в производстве антибиотиков.


Поэтому изучить многообразие бактерий, познать их свойства, выяснить их значение в природе и для человека – первоочередные задачи, стоящие перед биологией и ее особой областью – микробиологией. Она с этими задачами довольно успешно справляется.

 4. Творческое применение и закрепление полученных знаний

Я предлагаю продолжить наш урок– соревнование творческим этапом. Каждой из групп достается определенная бактерия. У вас будет ее описание, значение в природе и жизни человека. Вам нужно будет схематично изобразить эту бактерию в разрезе, пользуясь полученными сведениями и рисунками «Строение бактериальной клетки» и кратко описать ее. Каждая команда выступает 2 минуты.
Предлагаемые варианты:


  1. Кишечная палочка

  2. Молочнокислый стрептококк

  3. Золотистый стафилококк



Обучающиеся готовятся, потом выступают с сообщениями.

Остальные оценивают

Проведём проверку.

Слайд 10 Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)

Слайд  11 Кишечная палочка (эшерихия коли)

Слайд 12 Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)

5. Подведение итогов занятия 

Игра в снежки

 

        

Тождество                              Соответствие                  Противоположности

Обобщение знаний. Найдите соответствующие комочку пары слов.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

А сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание: (записано на доске)


Большое спасибо всем за урок, до свидания


Дидактические материалы урока:

Кишечная палочка (эшерихия коли)

Кишечная палочка (эшерихия коли) — вид палочковидных бактерий, входящий в состав нормальной микрофлоры желудочно-кишечного тракта человека. Их естественным местом обитания является содержимое толстой кишки. Большинство кишечных палочек имеет жгутики и подвижны, но есть и неподвижные формы. Они не образуют спор, не имеют капсулы.

Кишечные палочки более устойчивы во внешней среде по сравнению с другими бактериями, длительное время сохраняются в почве, воде, фекалиях. Прямой солнечный свет убивает их в течение нескольких минут, температура 60°С и 1% раствор карболовой кислоты — в течение 15 минут. Хорошо переносят высушивание.

Кишечные палочки обладают способностью к размножению в пищевых продуктах, особенно в молоке.

Быстро погибают при кипячении и воздействии дезинфицирующих средств (хлорной извести, формалина, фенола, сулемы, едкого натра и др.).


 Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис)

Молочнокислый стрептококк (Стрептококк лактис) - это кокки овальной формы 0.8-1.2 мкм, которые образуют цепочки различной длины. При старении цепочка дробится. Неподвижны, спор не образуют. Могут образовывать капсулу. Факультативные анаэробы.

Он является первым микроорганизмом, который выделен в чистой культуре (в 1873 г. Листером). Streptococcus lactis встречается и на растениях.

Благоприятной средой для развития стрептококков является гидролизованное молоко, они хорошо растут в присутствии лактозы или глюкозы.

Оптимальная температура роста стрептококков 30 °С. Молочнокислые стрептококки свертывают молоко при 30 °С за 10-12 ч. Образуется ровный, плотный, колющейся консистенции сгусток, который имеет чистые кисломолочные вкус и запах.


 Стафилококк золотистый (Стафилококк ауреус)


Стафилококк золотистый (Staphylococcus aureus) обнаружен Р. Кохом, выделен из гноя фурункула Л. Пастером (1880), описан как возбудитель многих нагноительных процессов. Стафилококки — это целый род микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека.

Стафилококки – это неподвижные условно-патогенные (вызывающие заболевание только при снижении защитных сил организма) бактерии. Они имеют правильную шаровидную форму (отсюда название: кокки, то есть зерно) и делятся, образуя скопления, напоминающие гроздья. Могут образовывать защитную капсулу.

Стафилококки могут существовать и размножаться как при отсутствии кислорода, так и в его присутствии (последнее для них предпочтительнее) при температуре 35-40˚, преимущественно в щелочной среде.

В организме человека стафилококк живет в основном на коже и слизистых оболочках, но при появлении стафилококковой инфекции может распространяться и на другие органы и ткани.

Стафилококки образуют токсины — сильнейшие яды для человека, что серьезным образом отражается на иммунной системе (иммунитете). Именно токсины стафилококка часто становятся причиной пищевых отравлений. Они накапливаются в портящихся продуктах, где размножается золотистый стафилококк. При кулинарной обработке бактерии гибнут, но их токсины разрушаются медленно. Поэтому даже после термической обработки продукты остаются ядовитыми




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок № 4 Тема: «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Урок в 6 классе разработан с помощью модульной технологии, по авторской программе В.В.Пасечника....

Конспект урока "Царство бактерий. Бактерии, их строение и жизнедеятельность."

Урок посвящен харктеристике Царства Бактерий, их особенностям, дается понятие науке микробиология, сравнение бактериальной клетки с растительной. Предлагаются практические работа для выполнения их уча...

Конспект урока «Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека».

Цель урока: Познакомить учащихся с характерными признаками бактерий, их отличием от растений, сформировать умение сравнивать и обобщать материал, дать представление о скорости размножения бактерий, по...

Разработка урока по биологии "Общая характеристика бактерий. Строение бактерий"

Данная разработка может быть использована учителями биологии при подготовке к уроку по теме "Бактерии". На уроке используется виртуальная лабораторная работа. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка : Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии

Методическая разработка по теме: Классификация бактерий. Морфология и ультраструктура бактерий По дисциплине: Основы микробиологии и иммунологии ...

Конспект урока, 5 класс. "Царство бактерии. Строение и жизнедеятельность бактерий."

Методическая разработка предназначена для изучения нового материала по теме "Царство бактерии"...