конспект урока Класс Ракообразные
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Белянина Елена Васильевна

план-конспект урока по  теме Тип Членистоногие. Класс Ракообразные  содержит загадки, задания, инструкции к лабораторной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК №1 .

Тема урока: «Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.».

Цели урока.

Образовательные: сформировать понятие об особенностях строения и жизнедеятельности представителей типа Членистоногие как одного из сложноорганизованных, учить раскрывать черты приспособленности членистоногих к средам обитания, научить называть основные классы, составлять общую характеристику класса Ракообразные

Развивающие: совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием

Воспитательные: убедить в необходимости биологических знаний для сохранения биоразнообразия на примере восстановления численности речного рака в реке Воронеж.

Методика: лабораторное исследование

Оборудование.

Натуральные объекты:  живой рак в аквариуме, коллекции «Расчленённый речной рак», влажные препараты – «Внутреннее строение речного рака»

Графическое: таблицы «Внутреннее строение речного рака», рисунки ракообразных, пауков, насекомых, инструкции к лабораторной работе.

Технические средства обучения: лупы, компьютер, видеопроектор.

ПЛАН УРОКА.

1. Актуализация знаний по теме «Кто такие Членистоногие?»

2. Изучение нового.

1 этап. Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих        с        кольчатыми        червями.   (Методика – рассказ учителя с элементами  беседы).

2 этап. Места обитания, внешнее строение и образ жизни речного рака.                                                        (лабораторная работа)

3 этап  Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности  ракообразных. (Самостоятельная работа с текстом учебника)

 4 этап.  Многообразие и значение ракообразных.  (Изучение рисунков, таблиц)

3. Закрепление.

4. Обобщение.

5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний по теме

Загадки о членистоногих

1. Прыгает пружинка

 -Зелёная спинка

-С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик)

2. Хоть они и жалят больно,
             Их работой мы довольны.(
 пчела)

3. Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

4.Кто они? Откуда! Чьи?
Льются чёрные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (муравьи, муравей)

5. Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!» (паук)

6 Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
Никто не приручает,
А на нас сама садится. (муха)

7. Ни зверь, ни птица,
А нос, как спица.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт .( Комар)

2. Изучение нового

1 этап.  Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих        с        кольчатыми        червями.   (Методика – рассказ учителя с элементами  беседы).

Цель учителя:  дать понятия «наружный скелет, членистые конечности, смешанная полость».

Цель учащихся: каких животных называют членистоногими?

  Ребята, все животные, о которых были загадки  относятся к типу Членистоногие – самому разнообразному на Земле, самому многочисленному. По разным данным количество видов членистоногих достигает 1,5  млн видов. В нашей области обитают порядка 10 000 видов беспозвоночных, из них 3964 вида   - насекомые.

Тип членистоногие включает в себя Класс Ракообразные, класс Паукообразные, класс Насекомые.

Само название типа членистоногие показывает, что ноги у них членистые, очень подвижные, подвижно соединены с телом. Мышцы, приводящие в движение ноги крепятся  внутри хитинового панциря (кутикулы), которым одето всё тело членистоногого.

Поскольку панцирь поверх тела, прочен и нерастяжим, то расти эти животные могут только когда сбросят панцирь, то есть во время линьки. Рост членистоногих скачкообразен. Пауки линяют до 12 раз за лето, а речной рак – только раз в году.

 Кровеносная система незамкнутая.  Кровь называют гемолимфой.

Дышат с помощью жабр – водные и с помощью лёгких и трахей наземные виды.

 Членистоногие – древняя группа.В кембрии обитали многие их классы. Произошли в докембрии от каких-то близких к кольчатым червям животных. Первыми сформировали свой облик трилобиты, от них произошли паукообразные.

Размножаются членистоногие половым путём, и лишь немногие из них гермафродиты (некоторые раки – усоногие, десятиногие, паразитические равноногие).

В наше время членистоногие заселили все, казалось бы даже самые непригодные для жизни места. Во всех широтах – от Арктики до Антарктиды, в морях, в пресных водоёмах, в пещерах и почве.

Тип Членистоногие разделяют на три подтипа

 1. Жабродышащие.

2. Хелицеровые.

3. Трахейные.

Вывод по цели учащихся: членистоногие – самые многообразные животные на Земле. Общее в их строение – наружный скелет – панцирь, членистые конечности.

Обобщение по цели учителя:

2 этап.   Места обитания, внешнее строение и образ жизни речного рака.   (Лабораторная работа)

 Цель учителя: дать понятия  «Панцирь, линька; головогрудь, брюшко, ногочелюсти, клешни, ходильные ноги».

Цель учащихся:  - Где живёт речной рак? Каково внешнее строение рака в связи со средой обитания?

ИНСТРУКЦИЯ К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

«ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ РЕЧНОГО РАКА»

ЗАДАНИЯ

  1. Возьмите фиксированного рака и рассмотрите его со спинной стороны. Какова его окраска, объясните её цвет?
  2. Найдите головогрудь, покрытую прочным панцирем и членистое брюшко. На головогруди обратите внимание на поперечную шейную борозду, разделяющую грудь и брюшко.
  3. Впереди панцирь вытянут в острый шип – рострум, по бокам которого располагаются стебельчатые фасеточные глаза.
  4.  Найдите жабры: осторожно пинцетом отогните боковой край панциря и  загляните под него. Как выглядят жабры рака?
  5. Рассмотрите брюшко, подсчитайте количество члеников. Попробуйте согнуть и разогнуть брюшко рака.
  6. Чем заканчивается тело рака? Какое значение для рака имеет членистость брюшка?
  7.  Определите, самец или самка выданный вам экземпляр? Сравните ширину брюшка и головогруди, наличие ножек на брюшке.
  8. Поверните рака на спинку, рассмотрите усики и конечности. Сколько усиков? Каковы их функции? Сколько конечностей?
  9. Зачем раку конечности с клешнями? Для чего нужны брюшные ножки у самок?

Вывод по цели учащихся: - Каковы особенности строения речного рака в связи со средой обитания и образом жизни?

Обобщение по цели учителя:  Речные раки обитают в наших липецких реках  на дне водоёмов. Роют норы. Активны  ночью. Поедают растения, улиток, личинок, падаль – санитары водоёма. Средний размер – 16 сантиметров. Окраска темно – серо – зелёная. Самки и самцы внешне отличаются. Конечностей – 18 пар, они специализированы для выполнения различных ролей.  

3 этап. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности  ракообразных. (Самостоятельная работа с текстом учебника)

Цель учителя: дать понятия «Смешанная полость тела, гемолимфа, зеленые                    железы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, сложные фасеточные глаза».

Цель учащихся: каковы особенности внутреннего строения речного рака? Каковы особенности жизненных процессов ракообразных?

Самостоятельная работа

Задания:

  1. Питание раков. Чем питаются? Как происходит захват пищи?  Где происходит пищеварение? Как устроен пищеварительный тракт раков?
  2. Дыхание. Как устроены органы дыхания раков?
  3. Как устроена кровеносная система рака?
  4. Как происходит выделение жидких продуктов распада из организма рака?
  5.  Как устроена нервная система раков? Какова её роль в жизни животного?
  6. Как называются органы размножения раков? Как раки развиваются?

Вывод по цели учащихся: каковы особенности внутреннего строения речного рака? Каковы особенности жизненных процессов ракообразных?

Обобщение по цели учителя: проверка правильности усвоения особенностей жизнедеятельности раков.

4 этап. Многообразие и значение ракообразных.  (Изучение рисунков, таблиц,  компьютерной презентации «Многообразие ракообразных»)

Класс Ракообразные чрезвычайно разнообразен и интересен.

Например,  жаброногий рак Артемия 1,5 см длиной может жить в такой солёной воде, в которой больше ни одно животное жить не может. Например, индейцы по берегам  Большого Солёного озера зимой и летом питались только этим рачком.

У щитне целых 70 пар ног! Им уже 200 млн лет!.

Водяные блохи – дафнии –ветвистоусые рачки – ценный корм рыбам.

Содержание белка в теле дафнии – 50%, а жира 11 % по массе. На рыбоводческих заводах выращивают дафний для корма осетровых и лососёвых рыб.

Морские уточки, морские жёлуди не имеют ни жабр, ни сердца, ведут прикреплённый образ жизн. Ими обрастают скалы, сваи в воде, снасти рыболовные, раньше и днища кораблей, что приносит большой экономический ущерб.

Равноногие раки мокрицы – единственные, освоившие сушу всех широт и климатов: от приполярных пустынь до  тропиков и знойных пустынь Сами роют себе норки парами, причём разбивка на супружеские пары происходит у очень молодых неполовозрелых особей. При рытье норок выполняют почвообразующую роль, пропуская частицы плотной почвы через свой ЖКТ.  Являются пионерами освоения пустынь.

 8500 видов - Десятиногие раки: криль, речные, морские эвфаузиды  всего по 3-4 мм длиной (криль)   светятся, потому что имеют фотофоры - десять светящихся органов. В строении светящегося органа – линза, рефлектор, пигментный слой.

В криле поразительно много витамина А.  В одном сухом грамме  в  170 раз больше, чем в тканях человека.

Омары, лангусты, крабы – ценные источники питания человека. Лангусты могут щёлкать клешнями и креветка альфеус – щелкун.

Рак – отшельник (диоген) и актиния – типичный пример квартирантство и симбиоза. Кроме актинии с раком сожительствует морской червь нереилепас.

Пальмовые воры – раки 32 см, сухопутные! Легко взбираются на 20-ти метровые пальмы. Своими клешнями могут отрезать палец человеку. Только их личинки живут в воде.

Манящие крабы, камчатский, китайский крабы – ценные промысловые.

Скорпионы.

Ложноскорпионы.

 

3. Закрепление. Можете ли вы узнать на рисунке ракообразных? Предъявляю рисунки, фотографии, дети угадывают.

4. Домашнее задание. Заполнить таблицу  «Внутреннее строение ракообразных »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ракообразные

презентация к уроку...

План-конспект урока по биологии. Тема: "Ракообразные" 7 класс

Цель урока: 1. Дать общую характеристику типу и классу.Задачи:1. Ознакомить учащихся с типом и классом.2.  Характеризовать термины и понятия и объяснять взаимосвязь между ними.3.  Иметь пред...

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...

Конспект урока на тему:«Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Конспект урока на тему:«Тип Членистоногие. Класс Ракообразные»....