Конспект урока на тему:«Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Курносенкова Светлана Алексеевна

 Конспект урока на темуТип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Скачать:


Предварительный просмотр:

30.11.

План-конспект урока.

Предмет: биология

Класс: 7 класс

Тема урока: «Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Цель: создать условия для первичного усвоения, осознания и осмысления новой учебной информации  средствами технологии развивающего обучения. Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний. 

Планируемые образовательные результаты:

1. Предметные:

  • - способствовать формированию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности животных типа Членистоногие,
  • - раскрыть признаки, свидетельствующие об усложнении организации животных в типе Членистоногие по сравнению с животными типа Кольчатые черви и типа Моллюски.
  •  -раскрыть особенности строения Класса Ракообразные

 -создать условия для развития познавательной активности,

  • - интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

2. Метапредметные:

  • - способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы,
  • -способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстами, учебником, с материалами мультимедийной презентации,схемами,
  • - создать условия для совершения учащимися «малых открытий»,
  • -привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого  материала;
  • -навыков  делать  обобщения и выводы.

 Личностные:

  • - способствовать воспитанию  культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде,
  • - способствовать развитию коммуникативных умений;
  • - развивать интерес к изучаемому предмету.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Членистоногие, ракообразные, паукообразные, насекомые, хитин, мозаичное зрение, фасеточные глаза, линька, панцирь,; головогрудь, брюшко, ногочелюсти, клешни, ходильные ноги».

Формы организации деятельности учащихся – фронтальная работа, индивидуальная работа, самостоятельное оценивание правильности выполнения задания на уровне соответствия результата заданным требованиям;

Педагогические технологии: Технология проблемного обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационная

Методы обучения:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщение,

Наглядные методы: работа с книгой, схемой, презентацией, коллекцией

Практические методы: решение тестов, лабораторная работа,

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Оборудование: - Экран, проектор, компьютер,

- Дидактический раздаточный материал,

- Коллекции ракообразных.

- Презентация, выполненная в MS Power Point.

СТРУКТУРА УРОКА И ХРОНОМЕТРАЖ (45 мин)

1.Организационный момент. 1 мин.

 2. Актуализация знаний. 2 мин

2. Самоопределение к деятельности (целеполагание)  2 мин

3.Учебно-познавательная деятельность (изучение нового материала). 30 мин

4. Физкультминутка 1мин.

5 . Закрепление, обобщение и систематизация полученных знаний  6 мин

6. Подведение итогов урока. Рефлексивная деятельность.  3 мин

7.  Информация о домашнем задании на следующий урок.1 мин

Ход  урока:

1 Организационный этап.

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка  готовности к уроку.

Организационный момент.

Учитель.    Все встали. Здравствуйте. Садитесь.

                    Настройтесь и раскрепоститесь.

                    Урок начнем мы, как всегда  с вопроса:    Все готовы?

Ученики.     Да!

II.Проверка домашнего задания.

Проверка пройденного материала.

 Разминка. Задай вопрос другу

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с типами кольчатых червей и моллюсков. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

Ответьте на любой из предложенных вопросов.

1.Что характерно для кровеносной системы кольчатых червей?

2.Чем представлена нервная система кольчатых червей?

3.Благодаря чему кольчатые черви получили своё название?

4.Какого типа кровеносная система у моллюсков?

5.Чем представлены органы дыхания большого прудовика?

6.Что такое мантия?

Ученик, правильно ответивший на вопрос, называет следующего отвечающего.

Вы видите, что разные типы животных обладают разными признаками и имеют разное строение.

Представители типа, с которым мы познакомимся на сегодняшнем уроке, освоили абсолютно все среды и встречаются во всех уголках нашей планеты.

Отгадать о каких животных сегодня пойдет речь, вам  помогут загадки

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Целеполагание.

Отгадывание загадки

1. Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь
. (Жук)

2. Не зверь, не птица,
А нос, как спица.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт
. ( Комар)

3. Все они живут в реке, норы делают в песке,

Всегда пятятся назад, и усами шевелят.

Поднимают клешни вверх «Покусаем мы вас всех»,

Кто такие забияки?

Это маленькие…раки

4. Долгорукий старичок,
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
(паук)

Что мы сегодня будем изучать на уроке?

Все мы с самого детства знаем, как выглядят раки, пауки и насекомые. (таблица) Казалось бы, совершенно очевидно, что эти животные очень не похожи друг на друга. Однако при всей непохожести мы легко можем найти и общие черты в их строении. Сходство это неслучайно. Все эти животные принадлежат к одному типу, который называется Членистоногие.

Запишите тему нашего урока: « Тип Членистоногие. Класс Ракообразные».

Как вы думаете, какие цели и задачи мы должны поставить перед собой, исходя из темы   Цель урока: Сформировать представление о характерных признаках

Членистоногих и Ракообразных.

Задачи:1. Выяснить характерные признаках Членистоногих и Ракообразных.

2. Узнать особенности внешнего и внутреннего строения раков.

3. Узнать об особенностях образа жизни раков.

4. Научиться распознавать животных на таблицах и натуральных объектах.

.Эпиграф к уроку

 Винсон Браун сказал: «…накопление знаний подобно росту дерева…» я надеюсь, что на этом уроке у каждого из вас появится новая «веточка» знаний об удивительной группе животных «членистоногие».

 IV. Изучение нового материала.

 1. Постановка проблемного вопроса.

Членистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более полутора миллиона видов членистоногих. Членистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле.  Они приспособлены к самым разным условиям обитания. Они живут во всех морях и океанах – в толще воды и на дне, и в грунте на разных глубинах; обитают во всевозможных пресных водоёмах, некоторые виды приспособились обитать в очень солёных водоёмах, некоторые – в горячих источниках.

Большая армия представителей этого типа приспособились и к жизни на суше, где членистоногие особенно многообразны.

Многие членистоногие – паразиты, Членистоногих можно встретить во всех климатических зонах. Велико их разнообразие в тропиках, но есть они и в высоких широтах Арктики и на побережье Антарктиды. Членистоногих можно встретить и в сухих пустынях. Это тип животных, который по полноте овладения поверхностью земного шара не имеет равных.

Внимание вопрос.

- Какие особенности организации и жизнедеятельности позволили этим животным так широко расселиться на Земле и приспособиться к условиям существования?

2. Самостоятельная работа №1. «Признаки типа Членистоногих. Систематика Членистоногих»

- Используя материал учебника на стр. 143, познакомьтесь с особенностями строения членистоногих и выявите у них прогрессивные черты развития, подумайте, какие причины повлияли на их возникновение. Какие классы включает в себя этот тип животных? Проверь себя. Работа в парах.

( Проверка записей в тетрадях, заполнение схемы «Тип членистоногие» в тетради.

1. Членистоногие - это двусторонне - симметричные животные

2.  Они имеют плотный покров из хитина

3. Конечности членистые

4. Тело большинства членистоногих разделено на отделы: голова, грудь и брюшко

5. Происходят они от древних многощетинковых кольчатых червей.

6.  К данному типу относится 1,5 млн.  видов.

           Тип членистоногие включает три класса

http://festival.1september.ru/articles/580739/img1.jpg

Почему Членистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Членистоногих по сравнению с кольчатыми червями?

1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.
2. Членистые конечности.
3.Членистое тело разделенное на крупные части.   Сегментированность тела указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, груди и брюшка. 

Все вышеперечисленные признаки позволили членистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания

Рассмотрим более подробно 1 из признаков – хитиновый покров. Хитин это органическое вещество. Он прочен, не растяжим, не пропускает воду и воздух и служит наружным скелетом для Членистоногих. К хитиновому панцирю присоединяются внутренние мышцы. Таким образом, хитиновый покров выполняет функции защиты, опоры и движения. Хитиновый покров не растет вместе с животным, ограничивает размеры тела. Поэтому? ( на этот вопрос ответим изучив строение и образ жизни речного рака)

 3. Изучение представителей Типа Членистоногих Класса Ракообразных.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из представителей Типа Членистоногих Класса Ракообразных – речным раком.

Начинаем изучение животного с его положения в системе органического мира.

Зная порядок таксонов классификации, составить классификацию речного рака.

Сложить систематику по порядку из отдельных частей.

Вид Речной рак,

 Род Раки,

Семейство Astacidae

Отряд Десятиногие раки

Класс Ракообразные,

Тип Членистоногие,

Царство Животные

Актуализация знаний о речном раке.

 - Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни? Попробуйте угадать мои пословицы. Для этого надо вставить пропущенное слово в пословицу

1.НА БЕЗРЫБЬЕ И … РЫБА

2.КАК … НА МЕЛИ

3.КОГДА … НА ГОРЕ СВИСТНЕТ

4.ОН КРАСНЫЙ, КАК ….

5.Я ТЕБЕ ПОКАЖУ, ГДЕ …. ЗИМУЮТ

6. Пятится как….

4. «Корзина идей». Все вы видели речного рака. Что вы о нём знаете?

Знаю

Хочу знать

Узнал

1.Раки живут в водоёмах с илистым дном.

2.Тело рака покрыто плотным покровом.

Как приспособлено строение рака к среде обитания?

Почему раки краснеют при варке?

 И так проблема!  У нас возникли вопросы:

1. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как растут раки? 

2. Почему раки краснеют при варке?

 3. Как передвигается рак? Всегда ли рак пятится назад? 

4. Где раки зимуют?

)- Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного рака, выполнив лабораторную работу «Внешнее строение речного рака»

Пользуясь демонстрационным материалом коллекции «Речной рак», дополнительным материалом и текстом учебника с.144-145, определите особенности внешнего строения речного рака и ответьте на вопросы  устно. Ответы занесите в таблицу. На задание 10 минут. Работа в парах.

Проверка выполнения лабораторной работы. 

Признаки

Особенности строения

1

Окраска

Зеленовато-черная

2

Покров тела

Хитиновый панцирь

3

Отделы тела

Головогрудь, брюшко

4

Органы головогруди

2 пары усиков, 2 глаза

 3 пары челюстей,

3 пары ногочелюстей

5 пар ходильных ног

5

Органы брюшка

Ходильные ножки, хвостовой плавник

Обсуждение результатов работы.

 Окраска у речного рака зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного рака служат наружным скелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.

Тело речного рака состоит из двух отделов – головогруди и брюшка.

На переднем конце головогруди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток.На переднем конце тела у рака три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими рак разрывает добычу на маленькие кусочки.

На головогруди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко ртуЕсть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими рак схватывает добычу, обороняется.

На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, рак отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.

Отвечаем на вопросы лабораторной работы по вариантам.

1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром? Какое строение имеют конечности рака? (Конечности состоят из многочисленных члеников.) 

 Хитиновый покров на стыке соседних члеников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название - «Членистоногие».

2. . Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста ракообразных?

Рак периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), рак беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.

3. При ловле речных раков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?

Иногда линька происходит очень трудно для рака: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются раки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда рак, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.

4.Почему, когда варят раков, они краснеют?

Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах рака, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке раки становятся красными.

 6. Первичный контроль.

1. Показать на слайде отделы тела рака. Найти признаки типа Членистоногих.

- Членистое тело, членистые конечности, хитиновый покров.

 Признаки класса Ракообразных. Подчеркните в таблице признаки другим цветом.

1. 2 отдела тела - головогрудь и брюшко

2. 2 пары усиков

3. 5 пар ходильных ног

4. 1 пара сложных фасеточных глаз

5. органы дыхания – жабры.

7. Как передвигается рак?  Откуда пошло выражение пятится как рак?

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на этот вопрос.

Движение рака.

После изучения внешнего строения раков у нас возникли новые вопросы:

Строение органа зрения.

1. Голова у рака неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?

Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому рак может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.

 Чтобы ответить на вопрос «Где раки зимуют?», послушаем сообщение, которое подготовил___________________

Как размножаются раки?

Обобщение. Подведение итогов:

Давайте вернемся к цели и задачам нашего урока и посмотрим, всё ли мы выполнили.

Мы изучили признаки Членистоногих и ракообразных, узнали о внешнем строении речного рака, ответили на все вопросы, которые у нас возникли в ходе урока.

V. Физкультминутка.

 Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться,

 Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.

VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний.

 А теперь проверим, что вы запомнили.

Задание 1.  Вставьте пропущенные слова. Устно.

1. Тип Членистоногих включает следующие классы: ____________.

2. Представители типа занимают такие среды обитания, как _____ .

3. У всех животных данного типа  симметрия тела_______________.

4. Тело разделено на _______________________________________.

5. Покровы_______________________________________________ .

6. Способ смены покровов: __________________________________.

Задание 2.  Решите тест.

  1. Какие части тела есть у рака:

А) голова, грудь, брюшко;

Б) головогрудь, брюшко;

В) голова, хвост, конечности

2. Ракообразные периодически линяют, потому что:

А) меняются времена года;

Б) панцирь мешает расти;

В) панцирь не имеет клеточного строения

3. Сколько пар ходильных ног у рака:

А) 3;

Б) 5;

В) 10.

4. Первая пара ходильных ног у рака видоизменена:

А) в челюсти;

Б) в ногочелюсти;

В) в клешни.

5. Чем покрыто тело членистоногих:

А) кожа;

Б) раковина;

В) хитин.

Поменяйтесь листочками с соседом для проверки. (взаимопроверка, выставление оценок)  Оценка:

Оценивание :

5 правильных ответов – «5»,      4 – «4»,    3 – «3»,    2 – «2»

Задание 3. Игра «Светофор».

 Выберите номера, обозначающие особенности речного рака:

  1. тело состоит из головогруди и брюшка;
  2. внутренний скелет;
  3. наличие длинных и коротких усиков;
  4. тело покрыто раковиной;
  5. глаза простые;
  6. глаза сидят на подвижных стебельках;
  7. 5 пар ходильных ног;
  8. тело покрыто слизью;
  9. тело состоит из головы, груди и брюшка;

10) наличие кожно-мускульного мешка

VII. Подведение итогов урока.

Выставление оценок в оценочный лист учеником. «Резюме»

Подведение итогов урока выставление оценок учителем.

 Рефлексия: Задание на самоанализ.

 Продолжить фразу: Я знаю что…

Сегодня на уроке я научился…

Для меня было открытием то, что…

Урок навел меня на размышление о…

Мне надо ещё поработать над…

Мне больше всего удалось…

 VI. Домашнее задание:

  1. Прочитать стр. 144 – 151,
  2. По желанию:
    - приготовить проект, о каком - либо интересном представителе ракообразных (краб, омар, мокрица,..);
    - составить кроссворд, используя новые термины по классу ракообразных.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме"England",6 класс

Уважаемые коллеги! Хочу представить конспект  и презентацию урока по теме "England", 6 класс, УМК О.В. Афанасьева ,О.В.Михеева для углублённого изучения иностранных языков.Это урок-обобщение.Цель...

Открытый урок в 7 классе на тему "Тип Членистоногие. Классы Ракообразные и Паукообразные"

Целью урокаявляется  знакомство  учащихся с характерными признаками членистоногих как     наиболее высокоорганизованных беспозвоночных.Задачи урока:• познакомить с общими...

Проверка пройденного материала. к уроку биологии по теме: Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака.

презентация к уроку Тип членистоногие. Класс ракообразные. Особенности внешнего строения и жизнедеятельности речного рака....

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"

конспект урока на тему "Тип членистоногие. Класс ракообразные"...

Технологическая карта к уроку на тему "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Разработка урока на тему "Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...