Урок биологии в 7 классе по теме « Черви. Профилактика заболеваний»
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Карпов Александр Владимирович

Урок посвящен паразитическим червям, относящимся к разным типам. Профилактики заболеваний, вызываемых паразитическими червями. Урок построен на выступлениях обучающихся в виде защиты проектных работ, самостоятельном заполнении таблиц и выполнении тестовых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologii_v_7_klasse_po_teme_kruglye_chervi.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7а   классе по теме  « Черви. Профилактика заболеваний»

 Тип урока: комбинированный.

Цель: Выявить пути заражения гельминтами и меры профилактики гельминтозов

Задачи:

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации  плоских и круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты  приспособленности червей к паразитическому образу жизни;

-выяснить способы заражения гельминтами ;

- запомнить  профилактические мероприятия гельминтоза;

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности».

Задача: выработка основных представлений о здоровом образе жизни, условиях, способах охраны жизнедеятельности и последствиях соблюдения или нарушения утверждаемых современной культурой норм и правил.

Обязательный минимум содержания образования

Требования к уровню образованности учащегося

Предм.-информ. составл.

Деят.-коммун. составл.

Методы профилактики наиболее распространённых для подросткового возраста заболеваний

Знать общие и специфические методы сохранения и постоянного укрепления физического здоровья

Постоянно использовать традиционные для всех регионов, а также специфические для Поволжья, методы сохранения и укрепления здоровья в повседневной жизни

Оборудование:  Таблицы с изображением круглых и плоских червей; влажные препараты человеческой аскариды. Компьютеры, проектор

Основные этапы урока:

1. Орг.момент Постановка целей и задач на урок- 2 мин

2. «Мозговая зарядка». Блиц опрос каждого ученика -3 мин

3.Проведение теста на компьютерах – 10мин                                                                                                                

4. Вред, наносимый здоровью человека, и меры предупреждения гельминтозов(сообщения)

5) Общения полученного материала в виде таблицы, схемы или записей в тетради.

6) домашние задания

Ход урока:

I.Организационный момент:    Учитель проверяет готовность к уроку, напоминает тему прошлого урока,

 ставит цели и задачи на  данный  урок.(2 мин)

                                                     

II. а   Проверка  знаний «Мозговая разминка»

                                                               

II.б Проверка знаний:  Самостоятельная работа по индивидуальным

                                        карточкам. ( Самоконтроль )                                                        (7 мин)

  1. Обязательная (тест)

Выберите верный ответ, используя таблицу:

ВИД ЧЕРВЯ

ДЛИНА ВЗРОСЛОГО ОРГАНИЗМА

ОСНОВНОЙ ХОЗЯИН

МЕСТО ПАРАЗИТИРОВАНИЯ

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОЗЯИН

ЗНАЧЕНИЕ

1.ПЕЧЕНОЧНЫЙ СОСАЛЬЩИК

2

2. БЫЧИЙ

ЦЕПЕНЬ

1

3. ШИРОКИЙ

ЛЕНТЕЦ

3

4. ЭХИНОКОКК

4

5. ДЕТСКАЯ

ОСТРИЦА

5

ФАМИЛИЯ                                                                                                           ОТМЕТКА

Вопросы к таблице:

  1. Основным хозяином данного плоского червя является только человек.
  2. Промежуточный хозяин – малый прудовик.
  3. Длина взрослого организма может достигать 15-20 метров.
  4. Место паразитирования – легкие, печень, мозг.
  5. Вызывает зуд кожи вокруг анального отверстия.

 III. Изучение нового материала: 25 минут

 Учитель объявляет тему урока, формулирует вместе с учащимися цели:

1Выявиить особенности червей в связи с паразитическим образом жизни.

2 На основе творческих сообщений обучающихся заполняют схемы(см  приложения)

3Делают выводы по профилактике гельминтов.

 

Анализ урока (проведенной Панариной В С) по теме « Черви паразиты. Профилактика заболеваний. Учитель КарповАВ.

 Урок начинается с постановки четких целей и задач. Проводится фронтальный  опрос во время которого ученики закрепляют пройденный материал, а затем пишется тест на заранее приготовленных бланках. Путем взаимоконтроля ученики узнают результаты своих знаний в течении 5 минут. Происходит анализ ошибок допущенных учениками. Практически все ученики показывают хорошие знания по данным темам. Возможность участия на уроке предоставляется и присутствующим учителям!

Следующая часть урока проходит с участием учеников 7а и 7 б класса которые приготовили прекрасные презентации о гельминтах и профилактике гельминтоза.

Обучающиеся слушают своих товарищей, комментарии педагога, заполняя при этом заранее приготовленные схемы.

На уроке царит атмосфера вовлеченности класса в процесс получения знаний, к которым дети путем анализа и эмпирического мышления.

Урок пошел не смотря на непринужденную обстановку четко и организованно, чувствовалось , что ученики свободно владеют информацией полученной в том числе и с помощью современных ТСО.

Урок проводился в рамках подготовки к педсовету « Педагог творец и мастер»,и получил высокую оценку коллег.

16 04 2014

Председатель М О естествознания                      Панарина В С

Зам директора  

        Овчинникова Л С

  1. познакомиться с паразитическими круглыми червями и заболеваниями, которые они вызывают.

 

  1. Беседа с учениками об особенностях организации круглых червей, (работа с текстом учебника, с. 122-123). Учащиеся делают выводы об усложнении в строении круглых червей по сравнению с плоскими червями.

Учитель отмечает араморфозы:

  • Деление пищеварительной системы на отделы.
  • Ротовое отверстие перемещается на передний конец тела.
  • Задняя кишка открывается наружу анальным отверстием.
  • Внутренние органы «омываются» жидкостью, заполняющей первичную полость тела. Она участвует в процессах обмена веществ и в поддержании формы тела за счет давления на стенки тела изнутри.
  • Разделение полов.

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют кожно-мускульный мешок

2. Пищеварительная система

Рот, ротовая полость, глотка, пищевод, кишка, анальное отверстие. У некоторых кутикулярные выросты – зубы.

3. Выделительная система

Одноклеточные кожные железы.

4.Нервная система.

Органы чувств.

Окологлоточное нервное кольцо; от кольца отходят нервные стволы (6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

- Осязания: щетинки или бугорки вокруг рта.

- Органы  хим-го чувства: по бокам головного мозга.

- Примитивные глаза (у некоторых): пигментные пятна.

5. Половая система

Раздельнополые. Половой диморфизм (четкие внешние различия).

Представлена яичниками (у самок) и семенником (у самцов).

Откладывают яйца, есть живородящие.

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством диффузии.

Задание на дом: самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).

Для слабых учащихся:

Система органов

Строение

1. Покровы тела

1 слой погруженных клеток и мембрана образуют …

2. Пищеварительная система

Рот →  ротовая полость  →глотка → … → …→ ... У некоторых кутикулярные выросты – …

3. Выделительная система

Одноклеточные …

4.Нервная система.

Органы чувств.

Окологлоточное …; от кольца отходят нервные …:(6) вперед и (6) назад.

Развиты слабо.

 – Осязания: ...

- Органы  хим-го чувства: ...

- Примитивные глаза (у некоторых): …

5. Половая система

Раздельнополые. …  … (четкие внешние различия).

Представлена … (у самок) и … (у самцов).

6. Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют. Газообмен и транспорт веществ – посредством ….

Для сильных учащихся:

Система органов

Строение

1. Покровы тела

2. Пищеварительная система

3. Выделительная система

4.Нервная система.

Органы чувств.

5. Половая система

6. Дыхательная и кровеносная

  1. Учитель: «Аскарида человеческая: паразитирует в тонком кишечнике, вызывает заболевание – аскаридоз».

Т. к. учащиеся уже знакомы с текстом, учитель задаёт вопрос: «Как проявляется приспособленность аскариды человеческой к паразитическому образу жизни?»

Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни):

  1. тело покрыто плотной кутикулой;
  2. мускулатура состоит из 4-х продольных мышечных лент и позволяет изгибать тело;
  3. особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина;
  4. микроскопические зубчики, окружающие рот, позволяют прикрепляться к слизистой оболочке кишечника;
  5. очень большая плодовитость.

  1. Цикл развития человеческой аскариды. Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации.

Почва:

  1. Яйца с фекалиями попадают в почву (одна самка может откладывать за сутки до 200000 яиц).
  2. В яйце развивается личинка первого возраста.
  3. Влажная почва: температура 20˚-30˚С (10-15 дней).
  4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течении 7 лет.
  5. Проглатывается.

Человек:

  1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37˚С, высокой концентрации СО2 и рН7.
  2. Личинка: через слизистую оболочку, вены, печень, сердце попадает в легкие.
  3. Две линьки:  1-ая: на 5-6-й день,   2-ая: на 10-й день.
  4. Проникает через стенку альвеол в бронхи, трахеи, вызывают воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.
  5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.
  6. Проходит через пищевод.
  7. Попадает в подвздошную кишку, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1-2 года. (Самка откладывает за сутки до 200000 яиц)
  8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

Т.О. цикл развития происходит без смены хозяина.

Учитель задаёт вопрос: «Наносят ли аскариды вред человеку?»

Отвечают:

  1. Истощают организм хозяина;
  2. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена;
  3. Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

4. Работа в группах: класс делится на 3 группы (например, по рядам). На поиск и обсуждение – 4 минуты.

 Учитель: «Найдите в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.124) и подумайте о мерах профилактики».

 Слово предоставляется более слабым ученикам. Остальные (в т. ч. учитель) дополняют ответы.

                                         Пути заражения

  • Речная вода    
  • Мухи    
  • Немытые руки  
  •  Плохо промытые фрукты и овощи
  • Домашние животные

                                        Меры профилактики

  • Не пить сырую воду из рек и озер.
  • Вести борьбу с мухами.
  • Выделенных аскарид сжигать.
  • Не применять для удобрения огородов человеческие экскременты
  • Соблюдать чистоплотность:  

- мыть руки перед едой;  

     - не грызть ногтей и не чистить их зубами;  

- проводить уборку в домах и т.д.

1 вариант: Учитель размещает на доске карточки (Приложение 2).

2 вариант: презентация «Пути заражения и меры профилактики».

     IV. Домашнее задание: 3 мин.

А) общее для всех: прочитать раздел «Тип Круглые черви»;

Б) по выбору (творческое): дополнительные хорошие оценки.

  • подготовить сообщения о других представителях типа;
  • подготовить презентацию;
  • составить буклет: «Осторожно аскариды!» о путях заражения и мерах профилактики.

Дополнительный материал:

Острица: обитает в нижнем отделе тонкого кишечника. Вызывает заболевание энтеробиоз. Иногда вызывает воспаление червеобразного отростка – аппендицит.

Трихинелла: обитает в кишечнике при мышцах.

Филярия: вызывает «слоновую болезнь»

Гельминты – черви-паразиты, глисты.

Записать:

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Удаление или изгнание паразита из тела хозяина – дегельминтизация.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

V. Закрепление материала. Заполнение кроссворда (приложение 1). 8 мин.

1 вариант: кроссворд начерчен на бумаге;

2 вариант: кроссворд – на интерактивной доске.

                                               Анализ урока

В 7-м классе 13 человек. Приблизительно его можно разделить на три группы: 4 человека – лидеры, активны, быстро включаются в работу, могут работать в высоком темпе, имеют высокий познавательный интерес;  6 человек – менее активны, хорошо работают на базовом уровне;  3 человека – очень слабые, самостоятельно действовать не могут, только при поддержке учителя или товарищей, познавательный интерес отсутствует.

Урок биологии в 7 классе по теме  «Круглые черви»

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока и формы их реализации:

В начале урока учащиеся выполняют самостоятельную работу, состоящую из двух частей: первая – обязательная для всех (тест с выбором одного правильного ответа), вторая – по выбору (оценки выставляется по желанию).

1) Образовательные:

- рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов;

- выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими;

Для реализации этой цели было спланировано и проведено:

  • работа с текстом учебника (с. 122-123), беседа с учениками об особенностях организации круглых червей.
  • Задание на дом (повторение и закрепление): самостоятельно заполнить таблицу (получают разноуровневые заготовки таблиц. Для слабых учеников – форма: «продолжить предложение»).

2) Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

Для реализации этой цели было спланировано и проведено:

  • Объяснение учителя с использованием магнитной аппликации (Цикл развития человеческой аскариды).
  • Работа в группах: найти в тексте информацию о путях заражения человека аскаридой (с.124) и подумать о мерах профилактики.

3) Развивающие:

- продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом;

- развитие наблюдательности и мышления на основе сравнения плоских и круглых червей.

  • Учащиеся работают с учебником, отвечают на вопрос, делают предположения, вспоминают материал прошлого урока (приспособленность плоских червей к паразитическому образу жизни).
  • Для сильных учащихся предусмотрены творческие задания (подготовить сообщение, презентацию, составить буклет).

Различные приемы работы с учащимися на уроке (самостоятельная работа, беседа, работа с учебником, иллюстрация, игра – заполнение кроссворда на этапе закрепления) способствовали активизации мыслительной деятельности учащихся.



                           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними".

Урок для 7 класса по теме "Черви-паразиты и меры борьбы с ними"....

урок биологии 6 класс по теме "Класс Однодольные"

В помощь моим ученикам предлагаю посмотреть видеоурок и презентацию. После изучения материала предлагается выполнить самостоятельную работу...

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...