Многообразие и значение моллюсков.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Егорова Ольга Михайловна

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о многообразии и значении моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx282.3 КБ

Предварительный просмотр:

1.Радула, мантия, раковина, целом, почки, жабры, печень (разминка)

2. Работа по карточкам(индивидуальный контроль)Разработка урока биологии по теме:
Многообразие и значение моллюсков.

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о многообразии и значении моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

2.Развивать мышление, умение вести наблюдение за живым объектом, делать выводы из увиденного, выполнять сравнительно-аналитическую работу с информацией..

3.Воспитывать бережное отношение к животным .

Ход урока:

1. Организационная минутка, пояснение задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение моллюсков . Вы узнаете много интересного о их особенностях, многообразии , значении в природе и человеческой деятельности. Понаблюдаете за движением катушки, изучите раковины и получите возможность приоткрыть для себя еще одну тайну живого мира.

1.Актуализация изученного: Объясните значение терминоврадула, мантия,почки, жабры, целом, паренхима, печень .

3.Вставить пропущенные слова: 
( задание проецируется на интерактивной доске, учащиеся вписывают пропущенные слова.)

А) моллюски имеют……………………..симметрию(двустороннюю)

Б) в отличие от кольчатых червей, их тело не……………. на ………..(разделено, сегменты)

В) Тело моллюсков делится на три отдела………..,…………….,……………(голова, туловище, нога,)

Г) тело моллюска покрыто кожной складкой……….(мантией)

Д) сердце моллюсков состоит из………… камер.(2-3)

Е) между мантией и телом находится…… ………. (мантийная полость)

Ж) способ передвижения головоногих………….(реактивное движение)

З) орган выделения моллюсков ……………(почки)


Формирование новых знаний:

1.. Многообразие моллюсков : ( вводное слово учителя)

500-600 млн. лет назад в древнем океане из разнообразных кольчатых червей выделилась группа животных, у которых на теле стали появляться защитные известковые образования в виде игл. Со временем они усложнялись , и наконец , получилось то, что мы сейчас называем моллюсками. За прошедшие миллионы лет моллюски заселили всю Землю. По количеству видов они занимают второе место после насекомых . В настоящее время известно около 130 тысяч видов. 

Когда впервые человек столкнулся с моллюсками, сейчас судить трудно, но раскопки захоронений и стоянок древних людей свидетельствуют, что это было очень давно. В штате Миннесота , что в Северной Америке при строительстве железной дороги был найден скелет девочки ледникового периода, на шее которой висела раковина из далеких южных морей. В 1876 г. во Франции было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, посуда и…ожерелье из морских раковин.

Все раковины найденные при раскопках можно разделить на две группы: одни имели эстетическую ценность для человека, другие же –пищевую. Так на о.Крит найдены большие скопления раковин названные «кухонные кучи».

Моллюски и их раковины сыграли не последнюю роль в судьбе человечества, с ними связано множество легенд, историй.


Сейчас вы познакомитесь с некоторыми представителями моллюсков и по ходу сообщений заполните пустуюие графы таблицы (дана на доске и в тетрадях. См. приложение 1)

Сообщения учащихся :(примерное содержание)

1.Среди брюхоногих моллюсков наиболее известны различные виды 
ципрей(демонстрация кадр.5.5.4.6.,5.5.4.7)Раковины ципрей называли каури, использовали когда-то в качестве денег в Японии, Китае. Эти раковины как бы самой природой предназначены выполнять функцию денег: имеют гладкую поверхность, округлую форму и очень прочны.использовались каури в Корее, Индии и России. Где их называли «Ужовки», «змеиные головки».Было это в безмонетный период(XII-XIV век).http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_3/25/d-24512/7z-docs/1_html_757f03bf.jpg

2.Следующий моллюск-
рапана .Его раковины в качестве сувениров продаются во всех черноморских городах, но не все знают, что в Черном море рапана появилась всего 50 с небольшим лет назад. До 1974 года она обитала только в Японском и Желтом морях. Каким образом она оказалась в Черном море, остается только догадываться. Скорее всего в виде отложенных яиц-капсул или личинок –велигер (парусников).Так или иначе, но рапаны прижились. Но измельчали, ведь вода в Черном море менее соленая, и стали нападать на двустворчатых моллюсков, парализуя их ядовитым веществом.

3. Существует легенда о том как был открыт пурпур –очень ценившийся, дорогой краситель. Как –то царь финикийского города Тира прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и, когда подбежала к хозяину, ее морда была покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что это не кровь, а что-то другое. Оказалось, что это вещество выделяемое моллюсками семейства мурицид. Процесс получения пурпура очень трудоемкий. Моллюсков вынимают из раковин, вымачивают в соленой воде, вялят на солнце, варят, и в итоге из 10000 моллюсков получают всего 1 грамм краски. Поэтому вещи окрашенные пурпуром были очень дороги, но и красивы. Так в Древнем Риме платье , окрашенное пурпуром, в пересчете на современные деньги стоило около 112000 долларов.

3.Существуют моллюски опасные для человека. Например ,
конус.

Имеют очень красивую конусовидную раковину, хищники, Питаются червями, моллюсками, рыбой. В зубах радулы имеются каналы, по которым стекает яд. Яд оказывает паралитическое действие и смертельно опасен для человека. Обитают в бассейне Тихого океана.

4.Громадные раковины улиток-
тритонов люди использовали для подачи звуковых сигналов, а раки-отшельники-в качестве временного жилья.

Виноградная улитка имеет ценность как продукт питания. Во Франции, Италии и в других странах ее едят в вареном виде. Но при массовом размножении основательно приносит вред садоводству.

5.
Жемчужницы –желанная добыча ловцов жемчуга. Попавшая внутрь раковины песчинка постепенно обволакивается слоями перламутра и образует жемчужину. Вот ради них и

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_3/25/d-24512/7z-docs/1_html_661770ad.jpgныряли пловцы на большую глубину, задерживая дыхание и собирая жемчужниц в специальную сетку. Около 500 моллюсков нуджно собрать. Чтобы получить желанную жемчужину, а если повезет, то и несколько . (демонстрация кадра) Позже, жемчуг научились выращивать, разводя жемчужниц на специальных фермах.

6. Головоногие моллюски отличаются удивительной сообразительностью, не свойственной моллюскам. Они способны строить убежища из подводных камней и при опасности, запирать их изнутри, удерживая «двеоь» камень щупальцами, привыкают к человеку, но могут быть и агрессивными и даже кусаться. Укус очень болезнен. Но тем не менее головоногие являются излюбленным кушанием народов многих стран. Еще в древней Спарте варили черный суп из

Каракатицы.

http://kzbydocs.com/tw_files2/urls_3/25/d-24512/7z-docs/1_html_7c9bc730.jpg

В испанских и итальянских поваренных книгах много интересных рецептов блюд из этих моллюсков. Например , каракатица в молоке или осьминог в шоколаде. В Японии и Китае их едят в любом виде: сыром, тушеном, вареном и жареном. 


3. А сейчас давайте понаблюдаем за движением моллюска, изучим раковины в ходе лабораторной работы.


Лабораторная работа № 16

Сравнительное изучение внешнего строения моллюсков.

Цель: сравнить внешний вид раковин разных моллюсков, изучить движение брюхоногого моллюска.

Оборудование: живые катушки из аквариума в стаканах с водой, раковины рапаны, беззубок , прудовиков.

Задания: 1. Понаблюдайте за движением моллюска. Ответьте на вопросы: К какому отряду относится данный моллюск?

Что является органом движения?

Что является органом дыхания?

Рассмотрите раковины, зарисуйте их, выясните: влево или вправо они закручены ?

Контроль усвоения:

4. В завершении работы на уроке выполните 
тест: 

Даны моллюски: 

Вар.1 1. Прудовик:…………………………………

2. Осьминог…………………… 

3.Рапана……………………………

: Вар.2 1. Беззубка …………………………. : ……… 2.Каракатица…………………………

: 3.Винограднаяулитка……………………………

Расставьте буквы соответствующих признаков:

А) относится к классу двустворчатых

Б) относится к классу брюхоногих

В) относится к классу головоногих.

Г) орган дыхания-жабры

Д) орган дыхания-легкие

Е) наземный образ жизни

Ж) морской обитатель

З)пресноводный моллюск

И)хищник

К)имеют щупальца

Л) имеют терку-радулу.

М)личинки паразитируют на теле рыб

Н) фильтратор

(взаимопроверка по ключу)


Домашнее задание: & 47 заполнить информационную таблицу(см. приложение 2), по желанию: составить кроссворд, написать эссе о роли моллюсков в человеческой цивилизации.


.Заполнение таблицы (см. в приложении)

Во время сообщений учащихся на интерактивной доске демонстрируются кадры из электронного учебника «Открытая биология» , иллюстрирующие многообразие моллюсков.

Приложение 1. (Таблица для заполнения на уроке)


Название моллюска


Роль в природе


Хозяйственное значение



Брюхоногие



1.Ципрея




2.Рапана




3Мурекс




4.Конус




5.Тритон




6.Виноградная улитка




7.Слизень





Двустворчатые



8.Мидия




9.Устрица




10.Жемчужница




11.Корабельный червь





Головоногие



12.Каракатица






Приложение 2. Информационная таблица .


Класс 


Места обитания


Вид пищи


Особенности размножения


Особенности дыхания


брюхоногие






двустворчатые






головоногие



















Оборудование урока: инструктивные карты, живые моллюски, иллюстрации моллюсков(таблицы), коллекции раковин моллюсков. Интерактивная доска, электронный учебник « Открытая биология 2,5» 

Тип урока: комбинированный.


Ход урока:

1.Актуализация изученного:


Содержание работы на уроке


Форма проведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека.

Обощающий урок по тме "Насекомые" Его хорошо проводить в форме соревнования....

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Конспект урока на тему "Многообразие и значение моллюсков"

этот урок проводится в 7 классе. на этом уроке дети повтроряют "Типы червей" и знакомятся с многообразием "Типа Моллюски"По каждоиу классу ребята делают сообщения и заполняют сравнительную таблицу по ...

Многообразие и значение моллюсков.

Цели урока: 1.Расширить знания учащихся о многообразии и значении моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека....

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»

Самоанализ открытого урока биологии в 8 классе «Многообразие моллюсков. Значение моллюсков в жизни человека»...