Конспект урока "Витамины"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Налесник Ирина Юрьевна

ФИ.О. автора:  Налесник Ирина Юрьевна, учитель биологии, Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 5 города Алексеевка Белгородской области.

Название работы: методическая разработка урока «Витамины-чудесные вещества»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vitaminy_statya.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Витамины-чудесные вещества. 8 класс.

Цель урока: формирование знаний о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Задачи:

Образовательные:

- углубить и расширить знания о витаминах, как о биологически активных веществах, и их роли для организма человека;

- сформировать знания о заболеваниях, связанных с отсутствием, недостатком и избытком витаминов;

- познакомить с источниками витаминов и способами сохранения их в пищевых продуктах.

Развивающие:

- продолжить работу по развитию интеллектуальных способностей учащихся, умений и навыков самостоятельной работы с таблицами, дополнительной литературой;

- формировать умение логически мыслить, обосновывать свою точку зрения, делать выводы.

Воспитывающие:

- создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков, умения сообща находить ответ на вопрос;

- развивать творчество и сотрудничество.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый, словесный, наглядный, игровой.

Оборудование: таблица: «Витамины»; плакаты  «Овощи», «Фрукты»; схема «Классификация витаминов»,  плакат «Пирамида питания», овощи, фрукты, продукты животного происхождения, богатые витаминами; выставка литературы, проектор, экран, карточки с латинскими буквами, обозначающие название витаминов.

Предполагаемый результат: усвоение знаний о витаминах, применение знаний для сохранения здоровья.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие учителя, приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
  2. Проверка знаний. Фронтальная беседа.

1. Сделайте выводы из следующих опытов:

А) Анализ показал, что у животного после кормления в крови воротной вены печени содержится 0,3% глюкозы, а в крови печеночной вены – 0,12% глюкозы; у голодного животного в крови воротной вены – 0,05% глюкозы, в крови печеночной вены – 0,12% глюкозы.

Б) Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в ее печени был обнаружен животный крахмал.

2. Выскажите свои соображения, почему медики физиологи образно называют печень «химической лабораторией», «продовольственным складом» и «диспетчером организма».

3. Какие вещества входят в состав следующих пищевых продуктов: масло, шоколад, орехи, молоко, сыр, яйца, свекла, хлеб, мясо, морковь, картофель? Какие продукты являются конечными при распаде этих веществ?

4. Чем отличается пластический обмен от энергетического? Почему они существуют в единстве?

3.Актуализация знаний. Выявления первичных знаний о витаминах. 

Учитель: Ребята, посмотрите на эти плакаты и скажите, что объединяет овощи и фрукты? (Учитель проводит частично-поисковую беседу, используя плакаты «Овощи» и «Фрукты»).

А почему овощи и фрукты полезны для человека? (Предполагаемый ответ: Фрукты и овощи содержат много витаминов). 

Учитель: А что такое витамины?

Учитель: Ребята, если витамины – полезные для здоровья человека вещества, то наверно мы должны быть с ними хорошо знакомы. Давайте посмотрим, что вы уже знаете о витаминах. Какие ассоциации возникают у вас со словом витамины? (Учитель записывает на доске ассоциации детей и делает вывод о том, что они кое-что уже знают о витаминах.)

Да, жизнь без витаминов невозможна. Их роль в обмене веществ сродни какой-нибудь маленькой гаечке в огромном самосвале: ее и не разглядишь, но если гаечка не на месте, многотонная махина не сдвинется с места. Так же и витамины. Нужно их совсем немного, но горе тому, кто эти граммы не доберет. В чем же здесь секрет? Оказывается, витамины в микроскопических количествах встраиваются в молекулы ферментов и помогают им обеспечивать обмен веществ в организме. Нет витамина - и обмен веществ останавливается.  

Чтобы подробнее познакомиться со значением важнейших витаминов для организма человека, предлагаю вашему вниманию устный журнал «Азбука витаминов», каждую страницу которого подготовила одна из групп учащихся.

(Учитель предлагает в тетради начертить таблицу, которую учащиеся будут заполнять в ходе изучения темы.)

Название витамина

Функции

Симптомы

авитаминоза

и гиповитаминоза

Суточная

потребность

Источники

витамина

Ведущий. Сегодня мы познакомимся с азбукой, но необычной. Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Итак, предлагаю вашему вниманию первую страницу нашего журнала «Жизненно необходимые».

(Выступает группа учащихся, подготовившая сообщения об основных витаминах (А, D, Е, В, С), истории их открытия, признаках гипо- и авитаминоза, заболеваниях, вызванных их недостатком в организме. Сообщение сопровождается демонстрацией схемы «Классификация витаминов»)

Ведущий. Следующая страница нашего журнала называется «Кладовая здоровья». Приглашаем к разговору следующую группу учащихся.

(Выступает группа учащихся, подготовившая сообщения о суточной потребности важнейших витаминов, о пищевых продуктах, в которых содержится наибольшее количество того или иного витамина. Сообщение сопровождается плакатом «Пирамида питания»)

Ведущий. Страница третья — «Лесные целители». Приглашаем к разговору следующую группу учащихся.

(Выступает группа учащихся, подготовившая сообщения о растениях, содержащих несколько витаминов: шиповнике, сосне, крапиве, пастушьей сумке и др. Учащиеся сопровождают рассказы демонстрацией гербариев растений, рисунков с изображением растений.)

Ведущий. Пока готовится следующая страница нашего журнала, прослушайте рекламу.

(Выступает группа учащихся, подготовившая сообщение о витаминных препаратах.)

Ведущий. Объявляю следующую страницу нашего журнала. Страница четвертая — «Кулинария».

(Выступает группа учащихся, подготовившая сообщения о правилах приготовления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов.)

Ведущий. В заключение я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его инфекционным заболеваниям. Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте больше овощей, фруктов и ягод.

IV. Закрепление изученного материала (Класс делим на 4 команды)

Учитель: Жители нашего города, узнав о теме нашего урока, прислали вам письма с просьбой ответить на их вопросы (каждая команда получает конверт с вопросом, называет витамин и рекомендует продукты питания).

1. У меня частые носовые кровотечения.

2. Я заметила сильное выпадение волос, в углах рта часто появляются болячки.

3. Кожа сухая, бывает сыпь, с наступлением сумерек я плохо вижу.

4. У меня часто поражается кожа и слизистые оболочки, наблюдаю психические расстройства.

Задание командам: Используя знания, полученные на уроке, ответьте на вопрос (каждая команда получает карточки с заданием, при ответе задание проецируются  на экран).

Команда 1. Витамины – не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

Команда 2. Почему раньше во время длительных морских экспедиций у моряков начинался авитаминоз?

Команда 3. Ваш друг хвастается, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не случилось. Что вы ему ответите?

Команда 4. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Фронтальный опрос (учащиеся поднимают карточки с изображением символа витамина)

1. Витамин, который регулирует свертываемость крови.

2. Авитаминоз этого витамина вызывает рахит.

3. Этого витамина много в мясе, молоке, твороге, сыре, яичном желтке.

4. Им богаты дрожжи.

5. При недостатке наблюдается дистрофия мышечной ткани.

6. Избыток этого витамина вызывает аллергию.

7. Укажите жирорастворимые витамины.

V. Итог урока

(Определяем команду- победителя, на память все учащиеся получают  буклеты «Чудесные вещества»)

VI. Домашнее задание

Изучить параграф 37. Творческое задание: составить кроссворд «Витамины» или подготовить 5-7 загадок с рисунками.

Используемая литература:

1.Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье» в 8 классе: Книга для учителя. – Воронеж: Государственное образовательное учреждение «Воронежский государственный педагогический университет», 2002г. – 196с.

2.Г.В. Чередникова. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева-Волгоград: Учитель, 2007.-1657с.

3. А.А. Кириленко. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Тематические тесты, тренировочные задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...