Урок по теме "Выделение" 8 класс
план-конспект занятия по биологии (8 класс) на тему

Коспект урока по изучению нового материала по теме "Выделение". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока по курсу «Человек» 8 класс.

Урок №44.

Тема:  Выделение. Строение и работа почек.

Цели урока:

1. Раскрыть значение органов выделения в поддержании          постоянства внутренней среды организма.

2. Показать механизм образования первичной и вторичной мочи.

3. Рассмотреть урологические заболевания и их       предупреждение.

Оборудование: Таблицы, изображающие систему органов  выделения,      модель почек человека, презентация  «Выделение. Строение и работа почек»

План урока:

1.Организация класса. (1мин.)

2.Проверка знаний учащихся.(5 мин.)

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление.

5.Подведение итога урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

1.Проверка знаний учащихся по теме: Покровные органы. Терморегуляция.

Работа проводится в рабочих тетрадях. Тема №10, задание №155, 156.(индивидуальная работа с последующей проверкой учителем и выставлением оценок)

2. Переход к изучению нового материала.

         При изучении курса «Человек» мы рассмотрели ряд органов и систем органов организма человека. Разобрали их строение и функции. Одним из показателей нормального функционирования организма человека является постоянство его внутренней среды, то есть гомеостаз.

Вопрос учащимся: Чем образована внутренняя среда организма человека?

Предполагаемый ответ: внутренняя среда организма образована кровью, лимфой и тканевой жидкостью.

Вопрос учащимся: Какие системы органов поддерживают постоянство внутренней среды организма?

Предполагаемый ответ:

Гомеостаз поддерживается с помощью кровеносной, дыхательной и выделительной систем.

Учитель: кровеносную и дыхательную системы мы изучили, поэтому сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Запись темы урока в тетради учеников и на доске.

Учитель: Какие цели урока вы могли бы сформулировать? (После формулировки учащимися, познакомить с целями и задачами урока (слайд №2)

3. Изучение нового материала.

      А) Значение процесса выделения.

Вопрос учащимся: Каково значение системы органов выделения?    Предполагаемый ответ: Удаление из организма продуктов жизнедеятельности, которые вредны для организма и могут привести к его отравлению. Основная функция органов выделения - поддержание постоянства внутренней среды организма.

      Б) Задание учащимся: Составьте схему органов, участвующих в выведении из организма продуктов жизнедеятельности. Последующая проверка с использованием (слайд. №3,4,5)

      В) Вопрос учителя: Какие органы образуют  мочевыделительную систему?

Предполагаемый ответ: (Слайд№6), (Почки – мочеточники – мочевой пузырь – мочеиспускательный канал.)

      Г) Объяснение учителя: Внешнее строение почек и топография. (Слайд №7.) (Расположение на уровне 12-го грудного и 1,2 поясничных позвонков)

      Д) Внутреннее макроскопическое строение почек

- наружный тёмный – корковый слой

- внутренний  светлый - мозговой слой

- почечные пирамидки,     - почечная лоханка

       Е) Внутреннее микроскопическое строение почек. (Слайд №9), (Нефрон -структурная единица почек. В каждой почке около 1млн. нефронов. Нефрон состоит из капсулы, почечного канальца, собирательной трубочки)

        Ж) Образование мочи: Постановка проблемы. Как протекает процесс образования первичной и вторичной мочи и в чём их отличие по составу. Объяснение учителя с использованием

- образование первичной мочи (Слайд №10)

- образование вторичной мочи (Слайд №11)в первичной и вторичной

Составить  таблицу «Состав первичной и вторичной мочи»,стр.215-216 учебник.

Состав первичной мочи

Состав вторичной мочи

Мочевина, соли мочевой, фосфорной и щавелевой кислот, карбонаты, глюкоза, аминокислоты, витамины.

Концентрированный раствор солей мочевой, щавелевой, фосфорной и других кислот, мочевины.

         З) Предупреждение почечных заболеваний (Слайд №12). Самостоятельная работа учащихся по материалу учебника на стр.216. «Предупреждение почечных заболеваний» с последующим обсуждением.

Вопрос учителя: Какие гигиенические правила необходимо соблюдать для сохранения нормальной работы мочевыделительной системы?

Самостоятельная работа учащихся по материалу учебника на стр.216 «Предупреждение почечных заболеваний» с использованием четверостиший, составленных учителем.

Чтобы путь микробам

К почкам преградить,

Нужно за зубами хорошо следить,

Кариес зубной вовремя лечить.

Гигиена, чистота-

Почкам верные друзья.

К ним микробам не пробраться,

Если чистые вы, братцы.

Пищу в меру ты соли,

Не увлекайся ею,

Избыток соли почкам враг,

Хоть и жаль, но это так.

Уксус, перец и горчица!

Нужно вам остановиться.

Эти пряности всегда

Почкам вовсе не друзья.

Воды можно много пить,

Только чистой и прозрачной.

А избыток в ней солей

Причина почечных камней.

Чтобы почки сохранить,

Нельзя водку, пиво пить

И не следует курить

Если хочешь долго жить

4.Закрепление.

 Фронтальная рабата по вопросам 1-4 в учебнике на стр.217.

5. Подведение итога урока.

  V.  Вывод по уроку. Рефлексия (5минут)

1.  Обобщение учителя: в процессе изучения темы «Выделение» вы ещё раз увидели, какая существует тесная взаимосвязь между строением и функциями органов и систем органов. Как регулируются процессы жизнедеятельности, протекающие в организме человека. Как образ жизни человека сказывается на его здоровье и долголетии.

2.  Рефлексия: рассматривание различных ситуаций  позволяет лучше понять материал, разобраться с предложенными проблемами и принять самостоятельное решение, что позволит в будущей взрослой жизни размышлять и самостоятельно действовать.

Вопросы учащимся: где можно использовать полученные знания на уроке? Что мы можем сделать, чтобы снизить негативное воздействие на свой организм, а именно на работу мочевыделительной системы.

3.  Анализ работы учащихся, эффективность усвоение учебного материала. Анализ активности, полноты, логичности ответов учащихся. Выставление оценок.

6. Домашнее задание:  §42, ответить на вопросы 1-4, устно.

7. Используемая литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....