Программа подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Гусева  Марина Владимировна

        Программа элективного курса -  форма подготовки к ЕГЭ по биологии.

Цель программы: Создать условия для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по билогии через организацию повторения курса.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со спецификой, структурой и типологией заданий ЕГЭ по биологии
  2. Проанализировать материал ЕГЭ прошлых лет по биологии
  3. Сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
  4. Оценить уровень подготовки учащихся на разных этапах программы.

           На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа подготовки к ЕГЭ89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования городского округа Богданович»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Проект программы подготовки учащихся

11 класса  к ЕГЭ по биологии

       

Составитель:

Гусева Марина Владимировна,

учитель биологии и экологии

Высшей квалификационной категории

Богданович, 2015г.

Пояснительная записка

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. В начале 11 класса следует заранее выявить, кто из учащихся уверенно выбирает ЕГЭ для аттестации, и предложить им план систематической самостоятельной подготовки к экзамену.

Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к ЕГЭ? Особенностью подготовки к экзамену по биологии является то, что разделы учебной программы изучаются на протяжении нескольких лет: с 6-го до 11 класса: к выпускному классу многое забыто. Поэтому следует начать подготовку к экзамену с учетом этого обстоятельства.

Обучающийся  не всегда понимает школьную программу, часто не видит связи биологии с повседневной жизнью, испытывает во время обучения негативные эмоции. С введением ЕГЭ эти проблемы встали ещё более остро. Я предлагаю использовать элективный курс, как форму подготовки к экзаменам.

Цель программы: Создать условия для успешной подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии через организацию повторения курса.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со спецификой, структурой и типологией заданий ЕГЭ по биологии
  2. Проанализировать материал ЕГЭ прошлых лет по биологии
  3. Сгруппировать учебный материал для более эффективного его изучения.
  4. Оценить уровень подготовки учащихся на разных этапах программы

Объект: Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Предмет: Элективный курс, как форма подготовки учащихся к ЕГЭ

Методы работы над проектом: 

  1. Анализ результатов ЕГЭ по биологии прошлых лет
  2. Анкетирование учащихся 11 класса
  3. Обобщение и систематизация знаний по предмету.

Ожидаемые результаты: готовность учащихся к сдаче ЕГЭ по биологии.

Начинать подготовку следует с анализа структуры экзаменационной работы и выделения тех тем, которые в неё включены. Затем необходимо подобрать учебные материалы, которые позволят учащемуся последовательно повторить сначала весь курс общей биологии и только затем перейти к повторению разделов из биологии растений, животных и человека, т.к. в экзаменационной работе они рассматриваются с общебиологической точки зрения.

Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы. Спецификация включает в себя назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На основе спецификации формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно – измерительных материалов (КИМов).

Содержание элективного курса для подготовки к ЕГЭ по биологии

Варианты заданий ЕГЭ по биологии прошлых лет предполагают знания у выпускников базового и повышенного уровня, требуемого для подготовки абитуриентов, предусмотренных современным образовательным стандартом и программами по биологии, рекомендованными Министерством образования РФ.

На уроках биологии в наиболее тщательной отработке нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы задания для контроля результатов их усвоения выполнялись всеми учащимися. С этой целью при организации учебного процесса в курсе общей биологии старшей школы особое внимание должно быть уделено повторению и закреплению наиболее значительных и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы.

В общем виде план изучения материала соответствует следующему содержанию:

Тема 1.  Многообразие организмов.

1.  Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии. Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни. Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты (обзорно).

2.        Многообразие форм жизни. Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов. Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека.

3.        Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли. Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Простейшие. Их организация, классификация, роль и место в биосфере; значение для человека.

4.        Растения. Ткани. Высшие жизненные формы: растения и животные. Классификация царств. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

5        Животные. Беспозвоночные.  Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

6        Животные. Позвоночные.  Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

Тема 2 «Клетка как биологическая система»

7.  Клеточная теория. Химический состав клеток.  Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли.         Клетка как биологическая система. Неорганические вещества. Органические вещества клетки.  Клеточный уровень организации жизни. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов.

8. Способы передачи генетической информации. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

9. Реализация генетической информации. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.

10.        Клеточный метаболизм. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.

Тема 3 «Человек и его здоровье»

11.  Общий обзор организма на примере человека.  Ткани, органы и их системы. Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека. Внутренняя среда организма человека  Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма.

12. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

13. Метаболические системы организма человека. Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.

14. Репродуктивный аппарат человека

Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

15. Системы регуляции функций организма. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека.

Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.

16.  ВНД человека. Организм человека как единое целое. Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

Тема 4 «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира»

17. Закономерности наследственности. Генетика как наука. Методы генетики. Гибридологический метод. Правило чистоты гамет. Законы Г. Менделя: единообразие первого поколения гибридов, закон расщепления, закон независимого наследования признаков. Полное и неполное доминирование. Чистые линии сортов и пород. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

18. Закономерности изменчивости. Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека

19. Основы селекции и биотехнологии. Селекция, ее задачи. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия, экспериментальный мутагенез. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, открытие им закона гомологических рядов и наследственной изменчивости. Сорта растений, причины их разнообразия. Породы животных, причины их многообразия. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.

20. Развитие эволюционных представлений в биологии. Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

21. Синтетическая теория эволюции. Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция. Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.

Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности»

22. Экология организмов. Сообщества живых организмов. Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства. Экосистемы. Основа охраны природы. Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Проблемы устойчивого развития.

Тематическое планирование курса по подготовке к ЕГЭ по биологии

Курс рассчитан на 2 час в неделю, всего 68 занятий. Из них 40 лекционных и 28 практических занятий.

№ урока

Тема урока

Кол- во часов

Тип занятия

Проверка

1 урок

Биология как наука о живой природе. Сравнительная характеристика клеток представителей разных царств живой природы.

2 час

Лекция

-

2 урок

Многообразие форм жизни. Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы.

2 час

Лекция

3 урок

Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли.

2 час

Лекция

Тест: «Низшие растения. Водоросли»

4 урок

Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные

2 час

Лекция

Тест: «Систематика растений»

5 урок

Животные. Беспозвоночные

Систематический обзор царства Животные.

2 час

Лекция

6 урок

Животные. Позвоночные

Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.

2 часа

Урок- диалог

Домашний итоговый тест работа

7 урок

«Клетка как биологическая система». Клеточная теория. Химический состав клеток. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества.         

2 часа

Лекция

8 урок

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации. Строение ядра.

2 часа

Лекция

9 урок

Матричный принцип воспроизведения информации. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз.

4 часа

Лекция

Проверочная работа

10 урок

Реализация генетической информации

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка.

2 часа

Лекция

-

11 урок

        Клеточный метаболизм

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен.

2 часа

Лекция

Проверочная работа

12 урок

Общий обзор организма человека. Ткани, органы и их системы. Системы органов.

2 часа

Лекция

Тест «Ткани», «ОДС»

13 урок

Взаимосвязь систем внутренней среды организма Иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

4 часа

Лекция (практич. тесты)

Тест «Кровь»

14 урок

Метаболические системы организма человека. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.

2 час

Лекция

15 урок

Репродуктивный аппарат человека. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

2 часа

Лекция

Тест

16 урок

Системы регуляции функций организма. ЖВС. Эндокринный аппарат. Нервная система человека.

2 часа

Лекция

Тест «Нервная система и нервная регуляция»

17 урок

ВНД человека. Организм человека как единое целое

Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

2 часа

Лекция

Тест

18 урок

Закономерности наследственности. Генетика как наука. Методы генетики. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование.

4 часа

Практикум

Карточки

19 урок

Закономерности изменчивости

Изменчивость. Виды. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.

4 часа

Практикум

20 урок

Основы селекции и биотехнологии. Селекция, ее задачи. Методы выведения новых сортов растений, пород животных, их генетические основы. Чистые линии, гетерозис, полиплоидия.

2 часа

Лекция

Тест

21 урок

Развитие эволюционных представлений в биологии.

Теории эволюции. элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

2 часа

Лекция

Тест -

22 урок

Синтетическая теория эволюции. Критерии вида. Микроэволюция. Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Антропогенез.

2 часа

Лекция

Блок 1

23 урок

Экология организмов. Сообщества живых организмов

Экологические факторы. Цепи питания. Биоценоз.Экосистемы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.

4 часа

Практикум

Карточки

Итоговое повторение (6 часов)

24 урок

Итоговое повторение

 3 часа

Практикум

Решение Варианта ЕГЭ

25 урок

Итоговое тестирование

3 часа

Практикум

Демоверсия

Заключение

Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную его структуру и особенности тестовых заданий.

При подготовке учащихся к экзамену стоит попытаться сделать их соучастниками работы. Познакомьтесь со структурой экзаменационной работы прошлых лет. Проанализировать материал, который в них входит, и наметить последовательность его изучения.

Материал элективного курса сгруппирован учебный для более эффективного его изучения.  В процессе занятий в течение года каждый учащийся может проработать 10-15 вариантов экзаменационных работ прошлых лет. В процессе прохождения курса все таблицы, рисунки, схемы, будут быть рассмотрены и изучены. С КИМами учащиеся   ознакомятся к концу учебного года, после того как будет  наработан теоретический материал и знания обретут систему.

Подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ – это, прежде всего, хорошо знать программу за курс средней полной школы.

Таким образом, применение данного элективного курса позволит:

- усвоить базовые и углубленные знания по предмету,

 - систематизировать усвоенные знания,

- психологически настроить учащихся на атмосферу экзамена,

- натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы.

Источники информации

  1. ЕГЭ 2014. Биология. Типовые тестовые Задания / Г.С. Калинова, Т.В. Мазяркина, Г.А. Воронина. — М.: Издательство «Экзамен», 2014. — 127, [1] с. (Серия «ЕГЭ. Типовые тестовые задания»)
  2. ЕГЭ-2014: Биология: самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. Е.А. Никишова, СП. Шаталова. — Москва : ACT : Астрель, 2014. — 207, [1] с: ил. — (Федеральный    институт    педагогических    измерений).
  3. ЕГЭ. Биология. Экспресс-подготовка / Ю. А. Садовниченко, А. В. Кустовская. - М.: Эксмо, 2013. - 240 с. - (100 дней до ЕГЭ).
  4. ЕГЭ. Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами / А.А. Каменский, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. — М: Издательство «Экзамен», 2011. — 510, [2] с. (Серия «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»)
  5. ЕГЭ 2013. Биология. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / Г.С. Калинова, Г.А. Воронина. — М. : Издательство «Экзамен», 2013. — 158 с. (Серия «ЕГЭ. Практикум»)
  6. ЕГЭ-2013 : Биология : самое полное издание типовых вариантов заданий / авт.-сост. Е.А. Никишова, СП. Шаталова. — М.: Астрель, 2013. — 191, [1] с: ил. — (Федеральный институт педагогических измерений). (ООО «Издательство Астрель»)

Учебные электронные пособия

  1. Учебное электронное пособие «Уроки биологии».  Кирилл и Мефодий.
  2. Учебное  электронное пособие «Биология. 6-9 класс» Кирилл и Мефодий
  3. Учебное  электронное пособие «Экология» 1С: Образование3.0.
  4. Электронное пособие  «Биология. Анатомия и физиология человека» («Просвещение»).

Ресурсы Интернет

  1. www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации
  2. www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование"
  3. http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии
  4. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-bzdiZVcwdzRCWE0/edit?usp=sharing.
    Общая биология. Пособие для поступающих в вузы. А.Е.Чуйкин. 2004.
  5. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-ME1PNFY3Y3IwdzA/edit?usp=sharing
    Елена Михайловна Бенуж. Тесты по биологии 6 класс к учебнику Пасечника.
  6. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-TnZSTmtPTlB5ZkE/edit?usp=sharing - Общая биология. Тест - задачник 10-11 класс. С.Д.Дикарев, С.Ю.Вертьянов, 2010
  7. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-RFBXMktrNms2Z0E/edit?usp=sharing
    ЕГЭ 2009. Репетитор Лернер.
  8. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-VkhWYTA0TEJKeTQ/edit?usp=sharing
    ЕГЭ 2010.Биология практикум.
  9. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-TXEtRFB4U0RlOFE/edit?usp=sharing
    ЕГЭ 2010. Биология.
  10. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-QXQtWExnR1pWOEE/edit?usp=sharing
    ЕГЭ 2007. Биология. Рустест.
  11. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-M09jemUtWFdEblE/edit?usp=sharing
    ЕГЭ 2008. Биология.
  12. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-RVcxa3Y4MktDd3M/edit?usp=sharing
    Отличник ЕГЭ.
  13. https://docs.google.com/file/d/0Bw-tEKhIiHR-b1VGaDhGdU84ejA/edit?usp=sharing
    Сборник задач по общей биологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

В данном материале обобщена моя работа по подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии. Возможно он поможет начинающим педагогам выработать свою методику в данном направлении, используя мой опыт....

Программа подготовки обучающихся 11-го класса к ЕГЭ по обществознанию

Программа подготовки содержит все основные разделы: направления и содержание деятельности, сроки реализации, анализ результатов, календарно-тематическое планирование, методические рекомендации и ...

«Использование тестовых технологий при подготовке обучающихся к итоговой аттестации по биологии»

       Биология - предмет необязательный для  итоговой аттестации. Выпускник имеет право выбрать биологию в качестве предмета по выбору. ЕГЭ дает выпускникам возможност...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно-значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания должны выступать не как цель, а как средство развития лично...

Проблемы, формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по биологии

Выступление на семинаре "Особенности организации обучения в процессе подготовки обучающихся к ЕГЭ" и на круглом столе  в рамках Городского форума-выставки «Общее образование – путь в профессию»...

Программа подготовки обучающихся 9 классов к устному собеседованию на основе системно — деятельностного подхода.

       Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образоват...

Статья «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»

Методтка использования ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»...