Рабочая программа элективного курса Цитология 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Савватеева Елена Александровна

Современная программа по общей биологии включает глу­бокое и объемное содержание. Она предусматривает изучение строения клетки, ее ультраструктурного уровня, изучение про­цессов, протекающих в клетке на молекулярном уровне, вклю­чая рассмотрение обмена веществ и энергии на основе новей­ших биохимических исследований, знакомит с генетической, теорией, лежащей в основе селекции, с ролью генетики в раз­витии сельскохозяйственной науки и практики, со значением ее для медицины, излагает учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений, включая основные по­нятия по экологии растений и животных, знакомит с учением о биосфере.

Успешное усвоение программного материала по общей биологии зависит от многих факторов, одним из которых является широкое использование натуральной и изобразительной наглядности.

Одним из наиболее действенных путей, которым достигаются об­разовательные цели, является активное познание, включающее не только интеллектуальную, но и практическую деятельность школь­ников. Ориентация педагогического процесса на особое внимание к развитию практико-ориентированной деятельности школьников реально способствует обучению, воспитанию и развитию: «...Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, ока­зываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал» (К.А. Тимирязев).

Практические работы — это средство, способствующее творческому развитию самостоятельности школьников, прове­дение их способствует систематизации знаний, позволяет вскрывать связи явлений, а также вызывает большой интерес к предмету, так как приобретаются осмысленные н прочные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план элективного курса

 «Основы цитологии»

 9 класс.

Тема 1. Введение (1 час)

1.

Предмет науки цитологии. Методы исследования клетки (лекция).

08.09.12

Тема 2. Химический состав клетки (6 часов)

2

Химическая организация клетки.

15.09.12

3

Органические вещества клетки (лекция)

22.09.12

4

Белки. Лабораторная работа № 1«Обнаружение белков. Качественные реакции на белки»

29.09.12

5

Свойства белков. Лабораторная работа № 2 «Денатурация белков»

06.10.12

6.

Лабораторная работа № 3 « Обнаружение крахмала, белков и жира в растительной ткани»

13.10.12

7

Вода и её роль в клетке. Лабораторная работа № 4 «Вода, обнаружение и функции»

20.10.11

Тема 3. Основы цитологии и физиологии клетки (9 часов)

8

Устройство микроскопа. Лабораторная работа № 5 «Перекрест волос под микроскопом»

27.10.12

9

Отработка навыко работы с микроскопом. Лабораторная работа № 6 «Волокна ваты и пузырьки воздуха»

03.11.12

10

Строение растительной клетки

17.11.12

11

Лабораторная работа № 7 «Оболочка. Наружная клеточная мембрана и ее проницаемость»

24.11.12

12.

Лабораторная работа № 8 «Плазмолиз и деплазмолиз»

01.12.12

13.

Цитоплазма. Пластиды. Лабораторная работа № 9 «Движение цитоплазмы. Пластиды»

08.12.12

14                                                                                                      

Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 10 «Хромопласты. Лейкопласты»

15.12.12

15

Строение клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 11 «Извлечение хлорофилла»

22.12.12

16

Клеточные включения.

12.01.13

Тема 4. Микроорганизмы (2 часа)

17

Микроорганизмы – бактерии. (лекция)

19.01.13

18.

Лабораторная работа № 12 «Изучение морфологии бактери-альных клеток»

26.01.13

19.

Работа над проектами

02.02.13

20

Защита проектных работ.

09.02.13                                                                                                            

Пояснительная записка к элективному курсу «Основы цитологии»

в 9 классе.

Современная программа по общей биологии включает глубокое и объемное содержание. Она предусматривает изучение строения клетки, ее ультраструктурного уровня, изучение процессов, протекающих в клетке на молекулярном уровне, включая рассмотрение обмена веществ и энергии на основе новейших биохимических исследований, знакомит с генетической, теорией, лежащей в основе селекции, с ролью генетики в развитии сельскохозяйственной науки и практики, со значением ее для медицины, излагает учение о центрах происхождения и многообразия культурных растений, включая основные понятия по экологии растений и животных, знакомит с учением о биосфере.

Успешное усвоение программного материала по общей биологии зависит от многих факторов, одним из которых является широкое использование натуральной и изобразительной наглядности.

Одним из наиболее действенных путей, которым достигаются образовательные цели, является активное познание, включающее не только интеллектуальную, но и практическую деятельность школьников. Ориентация педагогического процесса на особое внимание к развитию практико-ориентированной деятельности школьников реально способствует обучению, воспитанию и развитию: «...Люди, научившиеся...наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал» (К.А. Тимирязев).

Практические работы — это средство, способствующее творческому развитию самостоятельности школьников, проведение их способствует систематизации знаний, позволяет вскрывать связи явлений, а также вызывает большой интерес к предмету, так как приобретаются осмысленные н прочные знания.

Практические работы имеют цель дать учащимся ряд технических и методических навыков по работе с микроскопом, по изготовлению простейших микроскопических препаратов, по зарисовке изучаемых объектов, в приобретении элементарных исследовательских навыков. Практическая работа с использованием натуральных и изобразительных средств обучения должна иметь следующую структуру:

а)        беседа, в результате которой перед учащимися раскрывается главная задача предстоящей работы;

б)        инструктаж (указания к выполнению работы по карточке-инструкции) ;

Небольшая часть предложенных работ описана в школьных учебниках, но большинство из них не предусмотрено действующей программой, однако для углубленного изучения биологии представляется весьма целесообразным. Основными методами практических и лабораторных работ выступают метод микроскопирования, метод проведения биолого-химического эксперимента, метод наблюдения за живым объектом.

Содержание курса соответствует программе курса «Общая биология» и включает четыре темы. Тема «Введение» (1 час) содержит необходимые первоначальные сведения о науке цитологии и методах ее изучения.технике микроскопирования. Выполняя практические и лабораторные работы темы «Основы цитологии и физиологии клетки» (9 работ), школьники знакомятся как с техникой микроскопирования, так и с  особенностями строения клеток растений, животных, грибов, с некоторыми процессами их жизнедеятельности. Тема «Органические вещества клетки» (6 работ) посвящена изучению биохимической организации.клетки. Тема «Микроорганизмы» (2 часа) дает возможность познакомиться с морфологией бактериальных клеток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...

Рабочая программа элективного курса - 10 класс

Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...

Рабочая программа элективного курса 11 класс

Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...

рабочая программа элективного курса 5 класс

рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...

Авторские (модифицированные) программы. Рабочая программа элективного курса 7 класс «Химия в быту» .

Пропедевтическая подготовка учащихся предполагает введение первоначальных элементов химических знаний в 7 классе.Элективный курс «В мире веществ « ориентирован на развитие любознател...