Главные вкладки

    Конспект урока презентация к уроку "Земноводные" в 7 классе
    презентация к уроку по биологии (7 класс) на тему

    Материал содержит интересную презентацию и содержательный конспект урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zemnovod.rar1.6 МБ

    Предварительный просмотр:

    Закрепление

    10 мин.

    Итог урока.

    5 мин

    задание на дом

    Класс Земноводные.

    Ход урока.

    На уроке сегодня, ребята,

    На один вопрос нам ответить надо.

    Проблема совсем не простая стоит,

    Так что сегодня нам предстоит

    Дружно работать и наблюдать,

    Думать, новые знания получать.

    - Посмотрите, какие гости присутствуют у нас на уроке  сегодня,

    - Кто узнал их? Назовите этих животных!

    (картинки беспозвоночных животных, дети называют)

    - К какой группе животных они относятся? Почему?

    (картинки  позвоночных животных)

     -По каким признакам делят животных на низших и высших хордовых животных?

    - Назовите  классы, относящиеся  к  высшим?

    - Какие из этих классов мы уже знаем?

    Огромная часть наших знаний по физиологии получена в исследованиях на  лягушках, неприхотливых, терпеливых, живучих существах. Внесли они свой вклад и в развитие эмбриологии.  В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. Второй памятник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами-медиками. Оба памятника - дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки.

    Сегодня мы с вами приступаем к изучению, этих животных, первыми наземными позвоночными, одной из самой древней группы животных нашей планеты. Эти животные относятся к Классу Земноводные или Амфибии

    Тема нашего урока:  Класс Земноводные (записываем в тетрадь)

    -Ребята, как вы думаете, с чего мы должны начать изучение животных, принадлежащих к классу Земноводные?

    Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения и жизнедеятельности земноводных, с их происхождением и разнообразием.

     

     В классе земноводных известно 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Внешний вид их разнообразен.*** Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся  к отряду бесхвостых амфибий. Отряд хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны, саламандры. Земноводные с червеобразным телом  и безногие так и называются — Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая  червяга.  ***

    В Калужской области обитает 11 видов земноводных – гребенчатый и обыкновенный тритоны, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная и зеленая жабы, многочисленны озерная, прудовая остромордая и травяная лягушки. Чесночница встречается редко, она ведет сумеречный, ночной образ жизни, а на день закапывается в почву при помощи крупных роговых пластинок, расположенных на лапах.***

    Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь на сушу им

    проложили, как нам известно, рыбы, сходные с кистеперыми,*** однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной  и воздушной среде отличаются очень сильно.

    -Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу?

    (Учащиеся высказывают предположения)

    Вывод: для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие проблемы:

    • дыхание кислородом воздуха,
    • проблема высыхания,
    • возросшее действие силы тяжести, что означало новую нагрузку на позвоночник,
    • размножение, оплодотворение, необходимые условия для яиц от высыхания,
    • восприятие окружающей среды: слух, зрение, обоняние,
    • приспособленность к неблагоприятным условиям среды: осень, зима

    Понятно, что при освоении новой среды обитания земноводным пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения и позволили этим животным, приспособится к жизни на суше.

    Все эти изменения мы рассмотрим на примере лягушки.

      Лягушка — животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. Давайте рассмотрим внешнее строение лягушки. ***

    У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из этих сред. Это поистине удивительные создания. В этом мы еще не раз убедимся.

    Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий.

     - Какая? Как они справляются с этим испытанием? Кожа  с чешуей — никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь.  Кара заключается в  том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа — словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред: воды и  суши. Земноводные хладнокровные животные ( непостоянная температура тела). Температура тела зависит от температуры окружающей среды. Держатся у водоемов, в сырых местах — там испарение невелико. Однако кожа, так осложняющая жизнь амфибий, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить ртом.

     А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка срывает кожу, — не вымысел, а если и  вымысел, то очень правдивый, Кожа — единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, за ют в дупла, под камни. И как ни берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют одежду не менее четырех раз.

    Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенны, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных.

    — Какие особенности скелета земноводных отличают его от скелета рыб?  ***

    Давайте и мы рассмотрим, как устроена лягушка внутри и попробуем выяснить, как особенности строения систем внутренних органов связана с  образом жизни.

    Скелет лягушки состоит: череп, позвоночник, скелет конечностей. У лягушки на конце позвоночника помещается хвостовая кость, а у тритонов этот отдел позвоночника состоит из большого числа подвижных позвонков.

    — Какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животного? Назовите.

    В тетрадь

    Весь организм земноводных находится под контролем нервной системы. Мозжечок развит слабо, более крупный передний мозг, новое качественное развитие получили органы чувств – зрения ( глаза большие с мигательными веками), слуха, обоняния. Воздушная среда дала большие возможности для ориентировки в пространстве.

    Пищеварительная  и выделительная системы земноводных во многом сходны  с пищеварительной  и выделительной системой рыб, имея тот же тип строения.

    Кроме этого, нужно учесть, что лягушки — первые «слюнтяи» планеты. Чтобы на суше можно было легко глотать сухую добычу, потребовалась смазка — слюна. Напомню, что питаются они различными беспозвоночным; муравьями, пауками, жуками, моллюсками и т.д. Однако слюна не содежит пищеварительных ферментов.

    Чем же еще может удивить нас лягушка? А вот чем.***

     Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней — она не стронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на дальнюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. ***

    «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха — возвращается на место? О чем это говорит? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессах вдоха и выдоха!  Такой насос называется всасывающий. А вот лягушки воспользоваться таким насосом не могут. Как же они дышат?

    Органы дыхания земноводных — легкие и кожа. Легкими дышат только на суше, а кожей — как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу. Личинки земноводных дышат жабрами.

    Для более удобного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным.

    Земноводные – раздельнополые животные. Размножение и развитие  возможно только в условиях избытка влаги. В брачный период самцы издают очень громкие звуки «поют», привлекая внимание самок. Вскоре самки начинают откладывать икру. Оплодотворение у большинства земноводных наружное. После оплодотворения в икринках начинает развиваться зародыш. Формирующийся зародыш получает кислород из окружающей среды, тепло солнечных лучей и защиту от механических повреждений, т.е. защита о потомстве – нет. ***

    Если бы можно было рассмотреть внутреннее строение головастика, то мы увидели бы хорду, жаберные щели, двухкамерное сердце, один круг кровообращения.

    Знаменитый эволюционист Сен- Илер говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом является превращение головастика во взрослее земноводное.

    -Какое значение имеют земноводные в природе и жизни человека?

    • Поедают насекомых
    • Пища для  животных,
    • Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используютохотники, медики, домохозяйки,
    • Объекты для науки,
    • Для красоты.

    физминутка.

    Самостоятельная работа со статьей  учебника.

    1. бесхвостые
    2. хвостатые
    3. безногие.

    Особенности внешнего строения. Какие животные относятся.

    Все работали прекрасно,

    А теперь, чтоб стало ясно,

    Что запомнилось, что нет.

    Будете держать ответ,

    С силами вы собрались?

    Все, вопросы начались!

    - Кто является предком земноводных?

    - Какая кожа земноводных?

    - Как осуществляется дыхание?

    -  Какова особенность развития земноводных?

    1. Тест «Волна» я читаю вы рисуете

    1. обитают в воде

    2. обитают и на суше и в воде

    3. дыхание при помощи кожи и легких

    4. дыхание при помощи жабр

    5. кожа сухая, покрыта чешуйками

    6. тело покрыто влажной слизистой кожей

    7. постоянная температура тела

    8. непостоянная температура тела

    9. один круг кровообращения

    10. два круга кровообращения

    11. сердце двух камерное

    12 сердце трехкамерное

    13. размножение откладыванием яйц

    14. размножение метание икры

    2. Заполните пропуски в тексте.

    Земноводные обитают  ____________________ местах.

    Питаются лягушки ____________________________ .

    Активны лягушки _________________ время года.

    Тело амфибий покрыто ______________ кожей.

    Кровеносная система __________________, сердце _____камерное,

     ______круга кровообращения.

    Проверяем!

    Поднимите руки у кого нет ошибок, у кого 1, 2, 3,… Молодцы!

    1. Распределите животных по отрядам.***

    желтая карточка -  бесхвостым,

    зеленая  - хвостатым,

    оранжевая – безногим.

    Давайте подведем итог.

    Вот закончился урок,

    Он пошел, конечно, впрок.

    Вы работали, старались,

    Много знаний вы набрались

    Ведь сегодня  изучались _______ (подскажите мне, кто?)

    А как следующий урок придет –

    Пресмыкающимся настанет черед.

    - Что нового вы открыли (узнали) для себя на уроке?

     

    § 24, т.н.о. № 1-5

     

    Сегодня на уроке мы познакомились с (каким?) типом хордовые.  

    - Какие классы объединены в тип хордовые?

     - Какими признаками хордовые отличаются от беспозвоночных?

    Давайте проверим полученные знания.

    Задание. Выберите в списке общие признаки животных  типа хордовых.

    Проверяем (сигнальные карточки)

     Если вы ответили да, то поднимаете желтую карточку, если нет зеленую.

    1. скелет наружний, хитиновый или известковый;

    2. скелет внутренний, хрящевой или костный;

    3.  животные имеют лучевую симметрию тела;

    4. у всех вторичная полость тела;

    5.  кровеносная система замкнутая;

    6.  кровеносная система незамкнутая;

    7. у большинства хорошо развит головной мозг;

    8. сердце расположено на брюшной стороне тела.

    Задание №3.  Заполните пропуски в тексте.

    Ланцетники относятся к подтипу ____________________________.

    Обитая на дне, ланцетники ведут ___________________образ жизни.

    Наиболее активны   в ____________________ время суток.

    Питаются ланцетники__________________________.

    Органы чувств развиты ____________________.

           Хорда сохраняется _______________________.

    Проверяем!

    Поднимите руки у кого нет ошибок, у кого 1, 2, 3,… Молодцы!

     (чем Круглоротые  отличаются от ланцетника, круглоротые – низшие хордовые животные)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 1 классе по теме «Класс».

    Тема: «Класс»Цель: познакомить ученика с новыми по звучанию материалом (решают примеры). Продолжить работу над речевым дыханием, умением произносить на одном выдохе до 8-10 слов, выделять ударны...

    Конспект урока на тему " Классы неорганических соединений . Кислоты " 8 класс

    Урок знакомит учащихся с кислотами, их составом, классификацией, номенклатурой. Учащиеся выступают с сообщениями о кислотах, индикаторах. На уроке развиваются умения работать с лабораторным обор...

    Конспект урока "Дружба. Дружный класс". 6 класс

    Урок преследует следующие цели:выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личност...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

    Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

    План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

    Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

    Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

    Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....