«Эмбриональное развитие и окружающая среда»
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Захарова Яна Валерьевна

Формирование и развитие  представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на развитие зародыша человека. Интегрированный (биология, химия) с использованием ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока:

 «Эмбриональное развитие и  окружающая среда»

Учебный предмет: биология-химия

Класс: 10

Авторы УМК:

  1. О.Э.Габриелян«Химия 10 класс» М: «Дрофа», 2010;
  2. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов,  Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. «Биология. Общая биология. Профильный уровень», М:  «Дрофа», 2011.
  3. И.В. Болгова. Сборник задач по общей биологии, для поступающих в вузы с решениями.

Авторы:

Фуражкина С.И.. – учитель химии высшей квалификационной категории МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск «Биология. Общая биология. Пофильный уроыень».

Захарова Я.В.– учитель биологии  высшей квалификационной категории МБОУ ХМР СОШ п. Горноправдинск.

Тема урока: «Эмбриональное развитие и окружающая среда»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формирование и развитие  представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внутренней и внешней среды на развитие зародыша человека.

Планируемые результаты:

Формирование общеобразовательных компетенций:

• усвоение понятий онтогенез, зародыш, эктодерма, энтодерма, мезодерма, бластула, гаструла, органогенез,

• развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи

Формирование коммуникативных компетенций:

• развивать умение работать в группе,

• формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих,

• развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения,

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

• способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни,

• способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения:  наглядно-словесные, проектные, исследовательские, поисковые, интерактивные, проблемные.

Форма обучения: практико-ориентированная, групповая, индивидуально-дифференцированная.

Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая; беседа, решение задач, демонстрация и выполнение лабораторных опытов

Технологии и подходы в обучении: системно-деятельностный подход, элементы исследовательских, развития критического мышления, здоровьесбережения, применения ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Ponabord Board, презентация, инструкционные карточки для выполнения лабораторного опыта и выполнения заданий, оборудование для проведения лабораторных опытов.

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на уроке системно-деятельностного подхода, информационно – коммуникационных технологий, педагогики сотрудничества.

«Целью всего является развитие!»    Бернар Вебер

Деятельность учителя

                                           Деятельность обучающихся, развивающая  УУД

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

I этап.  Организационный момент

Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

Проверка учащихся к  уроку.

«Целью всего является развитие!»    Бернар Вебер

Развитие мышления

II этап. Актуализация необходимых знаний и умений, включая проверку домашнего задания

Фронтальный опрос

- Каждый организм в своём развитии проходит стадии «Онтогенеза».  Сформулируйте определение: «филогенез», «онтогенез», «эмбриональное развитие», «постэмбриональное развитие». Как называется этап эмбрионального развития человека?

 Внутриутробное развитие очень важный этап в жизни человека. Судите сами из 1 оплодотворённой яйцеклетки, всего лишь за 9 месяцев появляется сложно устроенный организм, состоящий более чем из 100 триллионов клеток. Причём, этот процесс не хаотичен, а строго упорядочен. Давайте вспомним основные этапы эмбриогенеза у человека.

     Промежуточная рефлексия:

1.С опорой на видеоролик заполните недостающую информацию в таблице с характеристикой эмбриогенеза человека.

2.С помощью интерактивной доски составить схему этапов эмбриогенеза человека.

Показ слайдов.

Заранее формируется группа учащихся, которые готовят теоретический материал по данной теме в виде слайдовой презентации. По этой слайдовой презентации класс должен сформулировать тему и цели урока. И создается группа экспертов, которые выскажут свою позицию о соответствии информации слайдов с изучаемым материалом по данной теме.

Отвечают на вопросы

Показ видеоролика

Осмысливают материал, повторяют понятия «онтогенез», «Филогенез», «Эмбриональное развитие», «Постэмбриональное развитие»

Формулирование темы и цели урока. Развитее памяти и внимания, умение доказывать свою точку зрения, сравнение и умение делать выводы. Работа с таблицей, работа с интерактивной доской.

Настраиваются на решение проблемы

Чтение слайдов

Сотрудничество учителя и ученика

Умение строить монологическую речь, правильное использование биологической  и химической терминологии

Отвечая на вопросы готовятся к поиску проблемы Контролируют правильность ответов обучающихся

Следят за последовательностью показа слайдов ,правильностью информации и  по ходу просмотра слайдов оценивают и фиксируют информацию слайдов по ранее разработанному алгоритму

Способность быстро ответить на вопрос

учителя

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

III этап.  Мотивационно-информационный. Постановка проблемы.

Сегодня вы все ученики, но пройдёт несколько лет,  и вы станете родителями, которые  хотят иметь здоровых, красивых и умных детей. Ученикам демонстрируются фотографии с уродствами у человека.

-Подумайте, сформулируйте и задайте вопросы к увиденному. (Фронтальная беседа)

Вывод: Ребёнок не всегда рождается психически и  физически здоровым.

Постановка проблемы: Каковы же причины появления таких отклонений?

Формулируют тему и цель урока. Использование знаково - символических средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Делают умозаключения.

Настраиваются на урок, устанавливаются рабочие отношения в классе. Работают в группах. выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.

Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Умение формулировать ответ. Умение преобразовывать теорию в практику

IV этап.  Основное содержание урока

Задание. Независимое расследование.

Что бы установить причины проведём независимое расследование, для этого класс предварительно был разделен на 4 группы, каждая из которых представляет свой мини-проект по соответствующей теме. В каждой группе работает эксперт.

1 группа . «Методы изучения эмбрионального развития человека». Демонстрируется мини-проект учащегося.

 2 группа «Основные генетические заболевания человека». Демонстрируется мини-проект учащегося.

Промежуточная рефлексия:

Куратор группы и учащиеся 4 групп, решают задачу на наследование заболеваний, сцепленных с полом.

3 группа "Влияние алкоголя на развитие плода"....

4 группа "Влияние лекарственных средств на развитие плода".....

   

 

Устанавливают  причинно следственные связи,

Осознают возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний

Самостоятельно добывают знания из различных источников

Умение составлять логические связи.

Составление плана работы.

Осмысление

материала

Самостоятельная работа. Работа в парах.( Заполнение опорных схем и листов самооценки)

Струдничество учителя и ученика  

Умение слушать собеседника.

Умение строить монологическую речь, правильное использование биологической терминологиии  химической терминологии. Формируется диалоговая речь.

Составляют блок-схемы. Работают с учебникоми интерактивной доской.

. Работа с карточкой-инструкцией. Выполняют практическую работу.

Решение генетических задач.

Оценивают свои возможности. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания. Умение работать с лабораторным оборудованием. Формируются умения и навыки работы по алгоритму, развитие памяти.

V этап. Домашнее  задание

Повторить§28-37: термины и понятия, записи в рабочих тетрадях (таблицы, схемы, тезисы). (А.А.Каменский, Е.А. Крикскунов, В.В.Пасечник. «Общая биология».10-11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Дрофа»). О.Э.Габриелян«Химия 10 класс»

 Творческое задание. сообщения, проекты, доклады, плакаты, памятки.

Осмысливают задание

Задают уточняющие вопросы.

VI этап. Рефлексия

 Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна взаимопомощь.

А теперь закончим предложения и наш урок

Сегодня на уроке я узнал…

Вызвало затруднение…..

Мне это пригодится….

Наш урок подошел к концу. Оцените работу экспертов по пятибалльной системе.

Урок окончен. Спасибо за урок.

Участвуют в обсуждении

Осознанно подводят итоги

Отвечают на вопросы учителя

Уметь полно и точно выражать свои мысли в устной форме

Осуществляют самооценку. контроль, коррекцию знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического и нравственного воспитания школьников, через развитие интереса к исследовательской деятельности по изучению и сохранению окружающей среды своей малой Родины.

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.Человеку необходимы н...

«Эмбриональное развитие и окружающая среда»

Разработка интегрированного открытого урока по биологии и химии, направленный на формирование и развитие  представлений о эмбриональном развитии человека и влиянии факторов внешней среды на разви...

«Арктика: перспективы устойчивого развития и окружающая среда»

Арктика—фасад РоссииВнеклассное мероприятиедля 7 класса...

"Зависимость от углеводородного сырья" (урок развития критического мышления по теме "Защита окружающей среды" на основе развития навыков чтения и письма)

Данный урок разрабатывался в рамках курса "Критическое мышление" и апробировался в 10 классе (углубленный уровень изучения, УМК "English X", Афанасьева, Михеева; Unit 3).Урок нацел...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...