Урок . «Грибы-гетеротрофы».
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Арпова Ольга Николаевна

Урок 5 класс ФГОС к учебник В.В.Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1urok.doc49 КБ
Office presentation icon 1urok.ppt263.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок . «Грибы-гетеротрофы».

Цели.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: гифы, споры.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Этап

Содержание

Оборудова-ние

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

I.

Проблем-ная ситуация и актуали-зация знаний.

1. Диалог Антошки и биолога на с. 88.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?      1 

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о строении и жизнедеятельности грибов и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении. Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Что такое клетка? (§ 14)

– Откуда берут энергию живые существа? (§ 1)

– Чем условия жизни в толще воды отличаются от условий на плотной поверхности? (Жизненный опыт.)

– Расскажи, как выглядели грибы, которые тебе доводилось видеть. (Жизненный опыт.)

– Вспомни, как пахнут грибы и в каких обстоятельствах тебе приходилось ощущать этот запах. (Жизненный опыт.)

Таблица «Строение грибов».

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

II. Совмест-ное открытие знаний.

1. – Что знаем о грибах? Каково их преимущество перед бактериями?

На доске таблица.

 

Организм

Роль

Строение

Питание

Бактерии

Грибы

– Объясните название параграфа.

2. – Сравним бактерии с грибами.

Работа в парах по каждому вопросу и последующее фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу на доске.

1  1  2

– Где встречаются?

– Тело состоит из …? (Строение клеток.)

– Как грибы питаются? (Рис. 15.1 на

с. 89.)

– Как грибы растут? (Рис. 15.4 на с. 89.)

– Каков их размер?

3. – Каким быть лучше (одной клеткой или нитью)? Рисунок 15.5 на с. 90.

Постановка опыта из задачи 15.3 и 15.6. Результаты опыта ученики определят после урока и опишут в тетрадях.

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

III. Самосто-ятельное примене-ние знаний.

1. Лабораторная работа. «Мои биологические исследования. Гифы плесневых грибов». 3  1

2. Вопросы 1–6 на с. 91. Задачи 15.2, 15.3, 15.4, 15.5, 15.7, 15.8 из задачника-практикума на выбор. Самооценка по алгоритму.      2

Микроскоп, микропрепа-рат «Мукор».

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

3. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

IV. Итог урока.

Обмен мнениями по заданиям. 

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

Вопрос 8. 

– При каких обстоятельствах нитевидная форма организма оказывается выгоднее округлой?

Домашнее задание.

§ 15, вопрос 7. Задача 15.1 из задачника-практикума.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор презентации: Арапова О.Н. Биология, 5-й класс Презентация к уроку Учебник «Бактерии.Грибы.Растения.» В.В.Пасечник. ГРИБЫ — ГЕТЕРОТРОФЫ

Слайд 2

Определяем проблему Антошка: Я видел сделанную с помощью микроскопа фотографию плесневых грибов, поселившихся на лимоне. Эти грибы выглядят как нити. Биолог: Да, многие грибы выглядят как длинные нити, такая форма даёт им много возможностей в сравнении с бактериями. Что, по-твоему, следует обсудить на этом уроке? Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?

Слайд 3

Вспомни то, что знаешь Что такое клетка? Откуда берут энергию живые существа? Чем условия жизни в толще воды отличаются от условий на плотной поверхности? Расскажи, как выглядели грибы, которые тебе доводилось видеть. Вспомни, как пахнут грибы и в каких обстоятельствах тебе приходилось ощущать этот запах.

Слайд 4

Определяем план действий Сравним бактерии с грибами. Работа в парах по каждому вопросу и последующее фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу на доске . – Где встречаются? – Тело состоит из … ? (Строение клеток.) – Как грибы питаются? (Рис. 15.1 на с. 89.) – Как грибы растут? (Рис. 15.4 на с. 89.) – Каков их размер?

Слайд 5

Решаем проблему, открываем новые знания В почве и на почве, в воде и на древесине, на поверхности тел и внутри растений и животных Е В жидкостях: речной воде, слюне, мякоти растений, поте, крови, в капельках жидкости в почве ПРОКАРИОТЫ ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ Тело грибов образовано гифами. Гифы могут туго или рыхло переплетаться, ветвиться, срастаться друг с другом, образуя плёнки или жгуты. Эукариоты Грибы всасывают органические вещества всей поверхностью Бактерии впитывают из жидкостей необходимые вещества

Слайд 6

Лабораторная работа «Мои биологические исследования. Гифы плесневых грибов» Спорангии со спорами Гифы

Слайд 7

Делаем вывод по проблеме урока Грибы – царство ядерных организмов. Грибы могут впитывать растворённые органические вещества, но не могут создавать органические вещества из неорганических.

Слайд 8

Домашнее задание §15 , вопрос 7. Задача 15.1 из задачника-практикума.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Грибы - гетеротрофы

Методический материал соответствует требованиям ФГОС....

Методическая разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс

Разработка урока по биологии "Грибы-гетеротрофы" 5 класс...