Разработки программ, уроков и классных часов.
материал по биологии на тему

Ондар Кара-Кат Кошкар-оолвна

Классный час. Ступени ведущие с использованием технологии развития критического мышления.

Урок. (ФГОС) Относится ли плесень к грибам? 

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ступени ведущие …… Тема

Слайд 2

Цель Развивать умения применять взвешенные решения, работать информацией , анализировать различные стороны жизни. Стимулировать участие в разговоре на общую тему, желание высказываться в обществе. Воспитывать гражданскую позицию, желание и стремление быть полезным в жизни.

Слайд 3

Сегодня я хочу начать наш час общения с демонстрации нескольких портретов известных вам людей Посмотрите внимательно на этих людей и скажите, что общего между ними? Что их объединяет?

Слайд 6

Молодцы! Действительно все эти люди добились успеха в жизни. сегодня мы поговорим о секретах достижения успеха.

Слайд 7

Успех

Слайд 9

Антипод успешного человека

Слайд 10

Опишите 3-мя прилагательными каждое слова Образованный Целеустремленный Упорный Здоровья

Слайд 11

Раскройте смысл этих понятий Правонарушения Алкоголизм Наркомания Курения Деградация личности

Слайд 12

Вывод Составить синквейн . Имя существительное (что?) 2 прилагательное (какой?, какая?) 3 глагола ( что делать?, что сделать?) Предложение или фраза об успехе Имя существительное (что?)

Слайд 13

Оценочный лист Прекрасный, замечательный урок Хороший, увлекательный урок Обычный урок

Слайд 14

Запомните дети!!! Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. – Д. Рокфеллер



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 

Тема: Относится ли к грибам – плесень.

Цель :

  1. Расширить представление о грибах на примере плесени.
  2. Развивать творческую инициативу учащихся, коммуникативные способности.
  3. Воспитывать желание узнавать новое.

 Оборудование: микроскопы, предметное стекло, выращенный на хлебе плесень.

Ход урока

Стадия вызова

I Организационный момент

II Проверка домашнего задания

Ребята, какая ассоциация возникает, когда вы услышали слово грибы. Напишите  или нарисуйте в тетрадях

                                Грибы

Шапка                        Съедобные

Споры         Несъедобные

Ножка

Мицелий

         Смысловая стадия

I  Работа с новым текстом.

        А  еще грибы бывают

Посмотрите ребята, а оказывается плесень тоже  относиться к  грибам. Кто видел плесень. А где именно видели.  Что они могут вызывать. Да ребята плесень скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. На сегодняшний день практически нет материалов, не разрушаемых плесенью. Даже в космосе и на любых титановых и молибденовых конструкциях она существует. Развитие плесневых грибов на поверхности строительных и отделочных материалов приводит к физическому разрушению последних. Она легко разрушает лакокрасочные покрытия, выкрашивает кирпич, цемент и бетон (пораженная грибком бетонная плита рассыпается буквально за пару лет). Кроме негативного влияние плесени на любые строительные материалы и конструкции, они так же вредно сказываются и на организме человека. Ларингит и трахеит, пневмония и бронхит, конъюнктивит, стоматит, дерматит, экзема и бронхиальная астма – вот только некоторые болезни вызываемые ею.                               

Последствия, нанесенные сыростью в жилом помещении, могут быть появление  грибков и плесени. Так вот, чтобы избежать этого, стоит помнить несколько причин. Одной из самых распространенных причин, особенно в старых сооружениях отсутствие надлежащей вентиляции.  Следующими причинами возникновение повышенной влажности могут быть: промерзание стен, слабая гидроизоляция или утепление полов (особо характерна для новостроек).

Существует несколько методов борьбы с плесенью. Один из них предусматривает закраску поврежденной поверхности и сушка.

- Закраска производится с помощью мелового раствора. Процесс покраски следует разбить на несколько слоев, хотя бы на два, и наносить следующий, только после высыхания предыдущего.

                   Когда же данную поверхность нужно закрасить водоэмульсионной краской, то в таком случае поврежденное плесенью место промывают и сушат, после чего грунтуют слоем олифы. Потом можно осуществлять покраску, которая опять-таки, наносится несколькими тонкими слоями. Последний слой, как правило, должен наноситься в направлении света

Плесень ( муккор и пеницилл)

 5-1263 ple_

Вы наверно устали ребята. Давайте сделаем физминутку

II Проверка содержания прочитанного

Я думал что грибы - это

Теперь я думаю, что грибы– это еще и…

А почему плесень относится к грибам чем – же они похожи,  для того чтобы узнать ответ на этот вопрос,  давайте  мы с вами проделаем практическую работу. Рассмотрим строение белой и черной плесени.

Работаем   осторожно  соблюдаем технику безопасности.  Руками не трогаем, пользуемся бинзетами,  на вкус и на запах не проверяем. Помните что плесень яд и разрушитель.

Рассматриваем под микроскопом внимательно.  Рассмотренный объект  рисуем и делаем выводы. Почему плесень гриб? Молодцы ребята, вы хорошо поработали сегодня.  Интересно ли было?  Чтобы проверить как вы поняли составьте «Синквейн»  со словом плесень

Что?  Плесень

Дома вы составьте листовки  как защитить стволы деревьев  от грибков. Спасибо дети,   за урок.  



Предварительный просмотр:

Программа курса «Знакомство с природой родного края»

6 класс

Пояснительная записка

Интерес к проблеме изучения родного края продиктован необходимостью                              в формировании бережно относящегося к природным ценностям своего Отечества.

        Данный курс дает возможность учителю расширить и углубить знания школьников о своей малой Родине.

       Биологическое краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, способствует личностному развитию ребенка; показывает, насколько интересен и увлекателен свой край. А главное - все это здесь, рядом с нами. Не нужно ехать за сотни километров, нужно только внимательно посмотреть вокруг, изучить окружающее. И  это помогает учащимся углубить и расширить свои знания, полюбить свой населенный пункт и гордиться им. А из этой любви развивается более глубокая любовь к своей великой Родине. Изучение родного края, где человек родился и вырос, пробуждает гордость за свою малую Родину, желание сделать свой край процветающим, формирует чувство хозяина.

  Программа опирается на знания учащихся, полученные при изучении курсов «Окружающий мир» и «Живой организм», в ходе освоения которых у учащихся сформировались представления о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии, роли в природе и жизни человека.                           

 Важным звеном, позволяющим учащимся получить конкретные представления и понятия о природе, глубже проникнуть в окружающий мир, лучше понять его, являются экскурсии. Умение вести наблюдения, сравнивать объекты природы (устанавливать признаки сходства и отличия),  воспитывают и развивают мышление детей. Но в условиях учебного процесса не всегда можно позволить организацию экскурсий в течение всего учебного года, однако, это можно сделать, не выходя из кабинета, с учетом возможностей мультимедиа.

Программа курса ориентирована на  более глубокое и подробное изучение природы родного края.

       Курс «Знакомство с природой родного края» предназначен для учащихся 6 класса основной школы. Занятия проводятся 1 раза в неделю (17 часов за год обучения).

       Цель курса – расширить и конкретизировать знания учащихся о природе родного края, об экологическом и систематическом разнообразии растений и их роли в жизни человека.

       Задачи курса:

  • раскрыть значения растений и грибов в природе родного края и жизни человека;
  • познакомить учащихся с правилами и сроками сбора лекарственного сырья, правилами сбора грибов;
  • формировать навыков безопасного поведения в лесу;
  • прививать учащимся интереса к познанию объектов живой природы родного края;
  • развивать потребности общения с природой

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

  1. описывать и объяснять результаты наблюдений;
  2. осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
  3. проводить самостоятельный поиск дополнительной информации о лекарственных растениях и грибах с использованием различных источников;
  4. определять растения и грибы;
  5. объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
  6. оценивать влияние веществ, входящих в состав растений, на здоровье человека;
  7. объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  8. применять полученные знания в повседневной жизни без вреда для здоровья.

Учащиеся должны знать:

  1. свойства веществ, входящих в состав лекарственных растений;
  2. лекарственные растения своего края;
  3. правила сбора грибов;
  4. правила сбора лекарственных растений;
  5. правила безопасного поведения в лесу.

                                                 Учебно-тематическое планирование

п/п

Темы курса

Количество

часов

теория

практика

Тема 1. Многообразие растений родного края (7ч)

1

Многообразие растений родного края.

2

Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам).

3

Мхи родного края.

Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.

4

Многообразие папоротников, хвощей и плаунов.

5

Распознавание наиболее распространенных видов

папоротников, хвощей и плаунов своей местности.

6

Лекарственные растения родного края.

 Правила сбора, хранения и сушки лекарственных растений.                                

7

Ядовитые растения, их воздействие на организм человека.

Распознавание ядовитых и лекарственных растений родного края.

Тема 2. Многообразие грибов родного края (5 ч)

8

Многообразие грибов родного края.

9

Наиболее распространенные виды шляпочных грибов.

10

Правила юного грибника. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами.

11

Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов -двойников.                                                              

12

Грибы, занесенные в Красную книгу. Охрана грибов.

Тема 3. Правила поведения на природе (1 ч)

  13

Правила поведения в лесу.

                                                                                                                                                                     Тема 4. Охрана природы родного края (2ч)

14

Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) родного края.

15

Красная книга. Охраняемые растения своей местности.

Тема 5. Защита проектов и исследовательских работ (2ч)

16-17

Защита творческих проектов.

Итого:

34

Содержание программы

(34 часов, 1час в неделю)

Тема 1. Многообразие растений родного края (14 ч)

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения родного края, их значение в жизни человека. Многообразие дикорастущих видов деревьев, кустарников и трав. Хвойные и лиственные лесообразующие породы деревьев родного края.                                                                                                        

Мхи. Слоевищные и листостебельные мхи. Места произрастания мхов. Роль мхов в природных сообществах. Значение мхов в жизни человека.

Папоротники, хвощи и плауны. Местообитания, роль в природных сообществах, значение в жизни человека. Редкие и охраняемые виды папоротникообразных родного края.

Лекарственные растения. Лекарственные растения - источник здоровья. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Группы лекарственных растений (садовые деревья и кустарники, овощные  и  ягодные  растения, сорняки).  Правила сбора, хранения и использования лекарственных растений.

Ядовитые растения. Описание ядовитых растений, их воздействие на организм человека. Причины отравления. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений по их изображениям. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему.

Практические работы

  • Распознавание деревьев, кустарников и кустарничков как жизненных форм растений (по рисункам, описанию, определителям, справочникам).
  • Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий.
  • Распознавание наиболее распространенных видов папоротников, хвощей и плаунов своей местности.
  • Распознавание ядовитых и лекарственных растений.

Творческие задания

Составление тематической фотогалереи (или презентации) растений своей местности: «Малоизвестные, но интересные», «Мои самые любимые  деревья» и др.

Тема 2. Многообразие грибов родного края (9 ч)

Многообразие грибов родного края. Представители различных экологических групп грибов (сапрофиты, паразиты, симбионты). Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур. Грибы-паразиты плодово-ягодных, овощных и зерновых культур. Наиболее распространенные виды шляпочных грибов. Признаки внешнего строения шляпочных грибов, используемые для определения: трубчатые, пластинчатые грибы; форма шляпки, форма края шляпки, прикрепление пластинок. Съедобные и ядовитые грибы. Виды-двойники. Первая помощь при отравлении грибами. Правила сбора грибов.. Охрана грибов.

Практические работы

  • Составление описание грибов по предложенному плану.
  • Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов – двойников

           Творческие задания

Составление тематической фотогалереи (или презентации): «Шляпочные грибы: съедобные и ядовитые», «Грибы-паразиты леса», «Грибы-паразиты культурных растений», «Причудливые грибы нашего края» и др.

Тема 3. Правила поведения на природе (1 ч)

Правила поведения в лесу. Экстремальные ситуации, связанные с пребыванием в лесу.

Тема 4. Охрана природы родного края (4ч)

Влияние деятельности человека на природу. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) родного края: заповедники, заказники, памятники природы. Охраняемые растения своей местности.

Тема 5. Защита проектов (6 ч)

Темы проектов:

«Витамины – чудесные вещества»

«Влияние полезных свойств ягод на здоровье»

«Удивительный мир растений родного края»

«Сорные  лекарственные  растения, их лечебные свойства» и др. 

Список рекомендуемой литературы

  1. Л.В. Янушкевич «Редкие и исчезающие виды растений» (справочное пособие).Тверь,1997 г.
  2. В.В. Абрамович « Кладовые витаминов». М., 2011г.
  3. Н.Н. Алеутский. «Лекарственные растения на вашем огороде».        

Архангельск, 1990 г.

  1. А.П. Попов. «Лекарственные растения в народной медицине». Кемерово, 2010 г.
  2. А.Я. Сктеревский. «Целебные свойства пищевых растений». М., 2009 г.

ПРОГРАММА КУРСА

ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ

Составила учитель биологии

МБОУ СОШ №2  им.Т.Б.Куулар

Ондар К-К.К.



Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность в 5 классе по биологии.

Составила учитель биологии Ондар К-К.К.

                  Курс рассчитан на 34 часов в год, 1 час в неделю.

Предназначен для того, чтобы учащиеся познакомились с удивительным миром живых организмов, прививать им интерес к изучению живой природы. А также воспитывать бережное отношение и любовь к родному краю.

В значительной мере формирование познавательного интереса стимулирует связь содержания изучаемого материала с жизнью школьника, практической значимостью тех или иных сведений, поэтому в программе заложены практические занятия, на которых ребята смогут применить полученные знания.

Цель курса: Формировать у учащихся желание изучать живую природу.

Задачи:

Познакомить учащихся с интересными фактами живой природы.

Учить познавать живую природу через практическую деятельность

Воспитывать бережное отношение к природе.

Весь курс разделен на четыре раздела, включающие царства живой природы. Изучение каждого раздела соответствует следующему плану:

1.     Среда обитания. Образ жизни.

2.     Признаки царства

3.     Способы питания

4.     Способы передвижения

5.     Способы защиты от других организмов.

6.     Интересные факты

7.     Некоторые представители царства

8.      Значение в природе и жизни человека.

Кроме того, в разделе Грибы, Растения, Животные предусмотрены практические занятия.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать и понимать:

·        Сколько существует царств живой природы

·        Кто такие бактерии и каково их значение

·        Почему растения зеленые

·        Значение растений в природе и жизни человека

·        Знать представителей царства животных

·        Знать некоторых представителей царства грибы и их значение

·        Определять ядовитые и неядовитые грибы и растения

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности:

·        Уметь проращивать семена растений и ухаживать за ними

 

Содержание программы 

Тема

Содержание

Кол-во часов

Введение

Знакомство с живой природой. Царства живой природы. Что это за царство?  Место обитания.

4

Бактерии

Кто такие бактерии. Место обитания. Значение бактерий

4

Грибы

Разновидности грибов. Значение грибов. Ядовитые и съедобные грибы.

Практические работы: Выращивание плесени. Почкование дрожжей.

8

Растения

Почему растения зеленые? Знакомство с отделами растений. Насекомоядные растения. Растения – паразиты. Лекарственные, декоративные, пищевые растения. Условия для жизни растений. Редкие виды растений.

8

Животные

Знакомство с животным миром. Удивительный мир одноклеточных животных. Внешний вид животных. Питание животных. Способы защиты в животном мире. Взаимоотношения животных. Самые быстрые, ловкие сильные.

10

Итоговый  урок

«Что интересного мы узнали»

1

 

 

 

 

Тематическое планирование

Тема

Название занятия

Кол. час.

Цель занятия

Материалы и оборудование

Практические работы

Введение

Знакомство с живой природой.

1

Познакомиться с царствами живой природы.

Презентация «Добро пожаловать в мир живой природы»

 

Царства живой природы.

1

Среда обитания

2

Бактерии

Большой мир маленьких  бактерий

1

Изучить кто такие бактерии.

Презентация «Бактерии»

 

Строение бактерий

1

Место обитания. Значение бактерий

1

Грибы

Грибы – загадочные организмы

1

Что это за царство?

Презентация «Грибы - загадка природы»

Почкование дрожжей

Место обитания.

Значение грибов.

1

Разновидности грибов Ядовитые и съедобные грибы.

2

Строение шляпочных грибов

1

Практическая работа №2

Вред и польза плесневых грибов

1

Строение плесневых грибов

1

Практическая работа № 3

Обобщающий  урок « Парад грибов»

1

Растения

Почему растения зеленые?

 

1

Знакомство с растениями

Микроскоп, листья элодеи, препаровальные и покровные стекла

Строение растительной клетки

Как посадить растение?

 

2

Условия для жизни растений.

Семена растений, банки

Проращивание семян растений

Такие разные растения.

1

Знакомство с отделами растений.

Гербарий растений Презентация

Изучение растения своей местности

1

Насекомоядные растения.

«Растения-хищники »

1

Растения – паразиты.

«Растения- паразиты»

Значение растений

1

Лекарственные, декоративные, пищевые растения.

 

Презентация «Значение растений»

 

 

Редкие виды растений.

1

Практическая работа № 4 Составление альбома редких и исчезающих видов растений своей местности

 

Знакомство с животным миром.

1

Познакомить учащихся с многообразием животного мира

Презентация «Животный мир Земли»

 

Кто что ест?

1

Познакомить учащихся с разнообразными способами питания

Фильм «Питание живых организмов»

 

Взаимоотношения животных.

4

Познакомить учащихся с взаимоотношениями в животном мире.

Презентация «Взаимоотношения живых организмов»

 

 Самые быстрые, ловкие сильные.

1

Познакомить учащихся с интересными фактами о живой природе

Презентация «Самый, самый»

 

Многообразие животных

1

Места обитания животных

1

Парад животных  разных мест обитания

1

Практическая  работа

Итоговый урок

«Что интересного мы узнали»

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки уроков литературы, классных часов и внеклассных мероприятий, работ учащихся

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  По произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Вороб...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия (классного часа) по теме: «Москва вчера, сегодня, завтра»

Классный час «Москва вчера, сегодня, завтра» призван предоставить учащимся возможность получить представление о динамике изменений в городской жизни и перспективах ее развития на примере анализа предс...

Разработка материала для проведения классного часа, посвященного герою Ф.И.Толбухину.

Данный материал содержит презентацию, в которой отражены основные этапы жизни Ф.И.Толбухина, а так же материал для учителя необходимый для подготовки к данному мероприятию....

разработки уроков и классных часов

уроки для учащихся 7 - 9 классов...

Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.  Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...

Разработка и презентация к классному часу по подготовке к ЕГЭ "Есть только миг между прошлым и будущим..."

Экзаменационный период-самый сложный в жизни человека. Психологическое состояние во многом определяет успешность прохождения этого периода....

Разработка интерактивной викторины к классному часу "Своя игра" для учащихся 5 класса

Данная разработка представляет собой интерактивную презентацию для проведения классного часа в виде викторины. Для того, чтобы презентация работала так, как задумал автор, необходимо включить макросы...