Методическая разработка блок - урок "Белки"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Метельская Екатерина Евгеньевна

Блок-урок (интеграция химии и биологии) позволяет более рационально и наглядно представить материал, экономить время на уроке.       Применение таких уроков способствует положительной мотивации  изучения химии и биологии. Такой урок может проводиться как индивидуально, так и в группах.  Работая в группах, учащиеся реально оценивают свои возможности. Слабые учащиеся, учащиеся с плохой памятью, с рассеянным вниманием мобилизируются, ориентируясь на презентацию и видео-файлы ,сопровождающие данные уроки.Так же, урок такого формата дает возможность прохождения программы дистанционно, что немаловажно в школе для детей с ОВЗ при отсутствии возможности посещать учащегося, вследствие нахождения его на длительном лечении в течение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_belki_dolbaya_g.r._metelskaya_e.e._redakt.doc801 КБ

Предварительный просмотр:

Блок-урок « Белки» в курсе биологии и химии (10 класс) в условиях индивидуального обучения детей с ОВЗ (в контексте ФГОС).

Учитель биологии Долбая Г.Р.

Учитель химии Метельская Е.Е.

        В современной науке в качестве приоритетной тенденции развития школьного естественнонаучного образования признана идея интеграции, одном из механизмов и средств реализации которой в обучении являются межпредметные связи.  При этом они способствуют формированию у школьников системных знаний, обобщенных предметных  и общепредметных умений, опыта активной познавательной деятельности, а так же оказывают существенное влияние на развитие их мышления.

        Познавательная деятельность учащихся  может быть организована на репродуктивно-познавательном, частично- поисковом и творческом уровнях. Одной из проблем обучения в нашей школе является большое количество пропусков учащимися уроков, связанное с их заболеваниями.

           Мы, для преодоления отставания по программе используем такую форму обучения как организация самостоятельной (творческой) деятельности учащихся на основе использования электронных образовательных ресурсов. Самые сложные и сходные темы даются учащимся, обобщенными, в виде блоков.

Последовательное сочетание подобных заданий, на примере изучения темы « Белки» позволяет ученикам быстрее и объемнее овладеть сложным учебным материалом, систематизировать полученные знания, сделать соответствующие выводы. В процессе выполнения реальной и виртуальной практической работы учащие отрабатывают основные навыки и умения.  Оценивают качество самостоятельного выполнения  предложенных заданий, приобретенный опыт применяют на практике.

Цель урока обобщить и актуализировать знания учащихся о белках из курсов биологии и химии, изучить химические свойства и функции белков.

Задачами этого урока являются следующие:

Образовательные: ознакомить учащихся с важнейшими веществами и материалами, из которых состоят все живые объекты, расширить знания учащихся о белках,   изучить строение и свойства белков.

Развивающие: развивать мышление учащихся (выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать), продолжить отрабатывать практические умения выполнять эксперименты, в том числе и виртуальные, делать выводы; продолжить развивать умения применять знания из других предметов; развивать опыт творческой деятельности.

Воспитательные: продолжить воспитывать аккуратность  учащихся, продолжить формировать бережное отношения к своему организму и окружающей среде.

Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные умения

Личностные умения

Знать важнейшие вещества и материалы - белки, их химические свойства и функции.

Уметь анализировать предложенный материал, выделять главное;  проводить виртуальные и реальные эксперименты, обобщать,  делать выводы; применять  знания из других предметов, решать творческие задачи.

 управлять познавательной деятельностью, планировать результат, сопоставлять свои действия с предложенной задачей, бережно и аккуратно относиться к себе и окружающим

Методическая разработка блок – урока «Белки»

Конспект урока.

  1. Актуализация знаний.
  1. Дайте определение белков. Сколько АК входят в состав белковых молекул?  
  2. Вспомните из курса биологии строение белковых молекул. Какие уровни организации белковых молекул вы знаете?

Эпиграф: Нет ничего позорнее для натуралиста, чем мнение, будто что – либо может произойти без причины (Цицерон)

Почему жизнь – это форма существования белковых молекул? (ответьте на этот вопрос в конце урока)

  1. Основная часть.

1. Открытие белков

1883 г. Данилевский открыл пептидную группу и связь.

1902 г. Фишер определил полипептидное строение белков

В клетках находятся свободные АК из которых синтезируются белки, свойственные организму.  Эти АК называют “аминокислотным фондом” .

2. Получение полипептида

Из “аминокислотного фонда” в клетках организма строятся молекулы полипептидов.

3. Химические свойства белков.

  1. Виртуальная практическая работа № 1 “Химические свойства белков” (выполняется с применением ИКТ, заранее подготовленной презентацией с видеофрагментами)

Цель: Изучить химические свойства белков. Изучить понятия денатурации и качественные реакции на белки.

Учащиеся заполняют таблицу 2 и делают выводы.

Вывод: при взаимодействии белка куриного яйца с различными веществами наблюдается два вида денатурации, если вещества агрессивные, то денатурация необратимая.

  1. Практическая работа № 2 “Обнаружение белка в природных объектах”

Цель работы: Доказать наличие белка в данных растворах.

Ход работы:

  1. Взять обе пробирки с растворами и добавить к ним такое же по объему количество спирта или уксусной кислоты.
  2. Что вы наблюдаете? В какой из двух пробирок оказался белок?
  3. Сделайте вывод о действии спирта на белковые молекулы.

4. Оформите таблицу 3:

          Вывод: Спирт приводит к денатурации белка, при добавлении спирта или уксусной кислоты к раствору куриного белка в пробирке выпал осадок.

         3) Практическая работа № 3.

“Обнаружение ферментов в живых тканях”

    Цель работы: Определить наличие фермента каталазы в живых тканях растительного и животного происхождения.

 Ход работы:

  1. Полученные ткани животного происхождения (свежие и после термической обработки) положить в две пробирки.
  2. К ним добавить раствор перекиси водорода.
  3. Что наблюдаем? (Выделение пузырьков газа свидетельствуют о наличии фермента каталазы)
  4. Полученные ткани растительного происхождения (свежие и после термической обработки) положить в две пробирки.
  5. К ним добавить раствор перекиси водорода.
  6. Что наблюдаем? (Выделение пузырьков газа свидетельствуют о наличии фермента каталазы)
  7. Полученные данные занести в таблицу 4:

Вывод: фермент каталаза находится только в живых тканях растительного и животного происхождения, о чем свидетельствует активная химическая реакция – разложение перекиси водорода, а после нагревания свыше 60 градусов протекает денатурация белков-ферментов и качественная химическая реакция не идет в термически обработанных тканях.

  1. Функции белков.

Назовите известные функции белков для живых организмов.

Составим “ромашку” на доске, а вы дадите краткую характеристику всем функциям белков.

III. Закрепление материала.

        1. Ответьте на вопрос, поставленный в начале урок:

  1. Почему жизнь – это форма существования белковых молекул?
  2. Объясните, почему опасны излучение и ядовитые вещества для человека и животных?
  3. Выданы две ткани. Определите экспериментально, какая из них шелковая, а какая капроновая?

Тест

I вариант:

  1. При нагревании белков происходит:
  1. Денатурация белка
  2. Гидролиз
  3. Растворение
  4. Образование третичной структуры.
  1. Первичная  структура белковой молекулы образована    

    благодаря:

  1. Дисульфидными мостиками
  2. Пептидными связями
  3. Водородными связями
  4. Сложноэфирными мостиками.
  1. В каких условиях происходит гидролиз белков в организме:
  1. При кипячении с концентрированной серной кислотой
  2. Под действием избытка щелочи
  3. Под действии ферментов
  4. При добавлении воды.

II вариант:

     1. Белки состоят из:

        1. Атомов азота

        2. Остатков нуклеиновых кислот

        3. Аминокислот

        4. Фосфорной кислоты

      2.  Необратимая денатурация белков – это:

             1. Изменение цвета белка

        2. Изменение структуры белка

        3. Образование водородных связей

        4. Образование вторичной и третичной структуры

       3.  Третичная структура белка:

        1. Конфигурация полипептидной спирали в пространстве

        2. Главная характеристика белка

        3. Положение белковой молекулы в клетке организма

        4. Положение белковой молекулы в тройной системе координат.

Блок-урок (интеграция химии и биологии) позволяет более рационально и наглядно представить материал, экономить время на уроке.        Применение таких уроков способствует положительной мотивации  изучения химии и биологии. Такой урок может проводиться как индивидуально, так и в группах.  Работая в группах, учащиеся реально оценивают свои возможности. Слабые учащиеся, учащиеся с плохой памятью, с рассеянным вниманием мобилизируются, ориентируясь на презентацию и видео-файлы ,сопровождающие данные уроки.

        Так же, урок такого формата дает возможность прохождения программы дистанционно, что немаловажно в школе для детей с ОВЗ при отсутствии возможности посещать учащегося, вследствие нахождения его на длительном лечении в течение учебного года.

        Следствием применения блок-уроков в теме «химия клетки» на уроках химии и биологии в условиях обучения детей с ОВЗ является большая эффективность достижения результатов: лучшее усвоение учащимися материала урока, выполнение практических работ, самостоятельная проверка и оценивание знаний, проведение дистанционных уроков и дистанционное включение учащихся в жизнь школы.

Приложение.

Таблица 2.

Название реакции

Схема реакции

Что наблюдали?

1

Горение

Белок + O2 → СО2 + Н2О + др.в-ва

2

Денатурация

А) Обратимая

Белок + NaCl → осадок.

Осадок + H2O → белок

Б) Необратимая

Белок + HCl → осадок

Белок + NaOH → осадок

Белок + спирт → осадок

3

Цветные реакции

А) Биуретовая

Белок + NaOH+CuSO4 →

Б)Ксантопротеиновая

Белок + HNO3 →

4

Гидролиз белков

См. схему.

Таблица 3.

Обнаружение белка в полученных растворах

Что делал?

Что наблюдал?

Вывод

1.

 

 

Таблица  4.

                                Обнаружение белка в полученных растворах

Ткань

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы

1.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока-семинара по литературе «Образ Родины в поэзии Александра Блока и Сергея Есенина»

данная форма урока-семинара способствует развитию самостоятельности учащихся, ответственности за порученное дело, развитию творческих способностей каждого ученика, осуществлению индивидуального подход...

Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева».

 Методическая разработка блока уроков по теме « Река Нева»....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Комплексно-семиотический анализ    стихотворений А.А. Блока о Прекрасной Даме»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Наде...

Методическая разработка интегрированного урока-презентации на тему: «Менделеев и Блок»

Дмитрий Менделеев и Александр Блок. Эти два имени-великого ученого энциклопедиста девятнадцатого столетия и одного из крупнейших поэтов двадцатого столетия - оказались тесно связанными в ист...

Методическая разработка комбинированного урока по физике "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" для 7 класса общеобразовательной школы

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Комбинированный урок по физике по теме "Блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку" проводился для...

Методическая разработка блока занятий по карте мира и России

Разработана последовательность занятий по карте мира и России с целью познакомить младших школьников с новыми для них реалиями; определены моменты введения игрового элемента, а также контроля за ходом...