Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Устройство увеличительных приборов"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Устройство увеличительных приборов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon teh.karta_urok_biologiya_5_klass.zip17.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор

Учитель биологии Коротаева Галина Васильевна МКОУ «Орловская СОШ» Хохольского района Воронежской области

Предмет

Биология

Класс

5

Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): 

Изучение нового материала

Методы и методические приемы обучения

наглядный (демонстрация презентации, увеличительных приборов), словесный (объяснение правил работы с увеличительными приборами, инструктаж по технике безопасности при работе со стеклянным оборудованием), работа с листами индивидуального контроля знаний, выполнение практической работы, постановка вопроса проблемного содержания, создание проблемных ситуаций, работа в парах, самостоятельная работа в индивидуальных картах контроля знаний, работа с дополнительными источниками информации.

Форма обучения

фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тема урока

Устройство увеличительных приборов

Цель

сформировать знания об устройстве увеличительных приборов и правила работы с ним.

Задачи

Образовательные: познакомить учащихся с материалом об истории открытия и устройстве увеличительных приборов, правилами работы с микроскопом.

Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности за результат своего труда, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности и внимания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: обучающихся знакомятся с устройством увеличительных приборов, учатся работать с ними, узнают историю создания светового микроскопа и открытия клеточного строения организмов; убеждаются,  что живые организмы действительно имеют клеточное строение.

Метапредметные:.обучающихся учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Личностные: интерес к работе с новым оборудованием и проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к познанию нового.

Образовательные ресурсы

1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-141,[3] с.

2.Пасечник В.В.Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс/ В.В. Пасечник.4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2015.-60, [4] с.

3.Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

Оборудование

Лупа, микроскоп, набор микропрепаратов, ноутбук, интерактивная доска, медиапроектор.

Наглядно – демонстрационный материал

Зрительный ряд: таблица «Увеличительные приборы».

Основные понятия

Клетка, лупа, ручная лупа, штативная лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, предметный столик, зеркало.

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

Деятельность учителя.

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия.

Формируемые умения (универсальные учебные действия).

Промежуточный контроль.

1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их.

- Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.

-Дополняет ответы.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня утром я получила необычное письмо, адресованное мне и вам, мои юные друзья.

Давайте скорее его прочитаем.

Учитель читает письмо.

Привет, мальчишки и девчонки из 5  класса!

Пишет вам знаменитый астроном из Цветочного города – Стекляшкин. Надеюсь, что вы помните меня. Я друг Незнайки!

Я очень любознательный и интересующийся, очень похож на вас. Всю свою жизнь я делал из осколков битых бутылок увеличительные стекла. Я даже сделал большую подзорную трубу, в которую можно смотреть на луну и на звезды.

А недавно я прочитал, что есть прибор, с помощью которого можно заглянуть внутрь живых объектов.

Очень вас прошу, помогите мне найти ответы на вопросы: что это за прибор, как с ним правильно работать?

С уважением, ваш Стекляшкин.

Ребята, чему мы посвятим наш сегодняшний урок?

Стекляшкин делал из осколков увеличительные стёкла, которые используются во многих приборах и вещах. Какие из них вы знаете? Есть ли среди них прибор, о котором спрашивает Стекляшкин? Что мы будем делать? (Изучать увеличительные приборы)

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других людей, строят понятные монологические высказывания.

 

Устные ответы.

2. Совместное открытие знаний

Работа с текстом и иллюстрациями учебника.

Выполнение заданий в тетради с печатной основой. Заполнение кластера на доске

Учитель консультирует, осуществляет контроль за выполнением работы.

Просмотр видео «Микроскоп Левенкуга»

Вопросы по фильму

- Кто создал первый микроскоп?

-Был ли он таким же, как современный микроскоп?

Работа в группах. Отчёт каждой группы – отчётный лист, являющийся частью кластера.

Работа в группах:

Группа 1 .Работа с лупой

Работа по учебнику

1.Рассмотрите рис.16 на стр.30 .

 2.Выполните задание в р.т. с.17 упр.21

3.Ответьте на вопросы:

-Что собой представляют лупы?

-Какое увеличение они могут дать?

Группа 2.Работа с микроскопом.

1.Рассмотрите рис.17 на стр.32 .

 2.Выполните задание в р.т. с.18 упр.22,23

3.Ответьте на вопросы:

-Устройство микроскопа

-Порядок работы с микроскопом

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Находят в  учебнике информацию, необходимую для выполнения задания.

Группая, индивидуальная, фронтальная.

Познавательные: учатся вести поиск и извлекать необходимую информацию из текста параграфа, соотносить рисунки учебника и тетради. Могут составить произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: осуществляют учебные действия по плану. Ориентируются в учебнике;

Коммуникативные: умеют слушать и понимать речь других людей, вступают в диалог с учителем и одноклассниками. 

Устные ответы. Письменная работа.

3. Физкультминутка

Учитель: Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Будет влево поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок:

Раз, два, три, четыре.

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

Слушают учителя и выполняют движения за учителем

3.Практическая деятельность обучающихся

Выполнение лабораторной работы.

Учитель организует и сопровождает совместную учебную деятельность.

Выполнение лабораторной работы «Устройство микроскопа и приемы работы с ним».  

Читают текст параграфа с.33 учебника Отвечают на вопросы.

Выполняют лабораторную работу.

Индивидуальная

Познавательные: учатся проводить простейшие исследования и оформлять их результаты.

Коммуникативные: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные: осуществляют учебные действия по плану.

Устные ответы.

Письменная работа.

4.Рефлексия

Заключительная беседа по вопросам.

- Смогли мы  ответить на вопросы, поставленные в начале  урока?

-Выполнили ли мы задания, полученные от литературного героя?

-Чему мы научились на этом уроке?

-Какие трудности у вас появлялись в процессе работы.

-Как вы их преодолевали?

-С каким настроением вы уходите с урока

Итак, урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная, индивидуальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, на уроке.

Устные ответы.

5.Домашнее задание

1.§ 6,с.30-33, вопросы на с.33;

2.Записать в тетрадь «Порядок работы с микроскопом» с.32-33;

3. Р.т. с.17-18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

Предмет: БиологияКласс: 5 классБазовый учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012. – 141 с.Тема урока: «Биолог...

Технологическая карта урока. Биология. 6 класс.

Тема: Взаимосвязи живых организмов....

Технологическая карта урока биологии 7 класс

Тип урока:  урок открытия нового знанияЦели урока: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных...

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"

Технологическая карта урока биологии 8 класс "Заболевания органов дыхания"...

Технологическая карта урока биологии 5 класс.

В технологической карте прописаны УУД учащихся, деятельность учителя, рефлексия....