Обмен веществ
учебно-методический материал по биологии (6 класс) на тему

Григорова Людмила Александровна

- изучить особенности обмена веществ и превращения энергии в организме животных;

- развивать умения работать с учебником, рисунками, схемами;

- воспитывать бережное отношение к живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obmen_veshchestv.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по биологии 6 класс

Учитель: Григорова Л.А.МБОУ ООШ № 17

Тема урока: Обмен веществ и превращение энергии в организме животных.

Цель:

- изучить особенности обмена веществ и превращения энергии в организме животных;

- развивать умения работать с учебником, рисунками, схемами;

- воспитывать бережное отношение к живому.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Приемы: работа с текстом, рисунками, схемами, эвристическая беседа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Какие функции выполняет выделительная система?
  2. Назовите вещества, которые выделяют живые организмы в виде отходов.
  3. Что произойдет с живым организмом, если у него нарушается работа выделительной системы? Почему?
  4. Какие органы выделения  имеют растения?
  5. Где у растений накапливаются вредные вещества?
  6. Что такое гидатоды?
  7. Что такое листопад?
  8. Какие органы  выделения имеют насекомые?
  9. Какие органы выделения имеет дождевой червь?
  10. Для  каких животных  характерны органы выделения почки?
  11. Какие органы кроме почек составляют выделительную систему млекопитающих?
  12. Какой процесс лежит в основе работы почек?
  13. Имеют ли органы выделения одноклеточные животные?
  14. Какие органы выделения имеют грибы?
  15. Почему нельзя употреблять в пищу старые грибы?

Из перечня вопросов выбрать 5 любых, зачеркнуть их номера в таблице  и ответить.

Составь схему обмена веществ у растений, используя карточки:

Растения                   свет            Энергия                   кислород              углекислый газ

вода        минеральные соли       органические вещества      дыхание     фотосинтез

(используя стр. 86-87)

Игра «Третий лишний»      Выбрать лишнее понятие и объяснить почему?

  1. артерии, капилляры, почки
  2. нефридии, выделительные канальцы, сердце
  3. ситовидные трубки, сосуды древесины, легкие
  4. сердце, кровеносные сосуды, сократительная вакуоль

Физкультминутка:

Выполняем действия, которые звучат в стихотворении:

Спал цветок, и вдруг проснулся,

Шевельнулся, покачнулся,

Покружился и взлетел.

Солнце утром вдруг проснется,

Бабочка кружит и вьется.

  1. Изучение нового материала:

Сообщения об особенностях  выделения у рыб, обитающих в пресных водоемах и морях:

- Пресноводные рыбы живут в среде с пониженной концентрацией солей, вода постоянно проникает в их организм  через кожу, жабры и с пищей. По некоторым данным, за 3-5 часов поступающей  извне  водой заменяется вся вода организма и ему грозит излишнее «Обводнение». Поэтому у пресноводных рыб высоко развит фильтрационный аппарат почек. За сутки они выделяют от 50 до 300 миллилитров мочи  и более на 1 кг массы тела. Потеря солей компенсируется поглощением  их жабрами из внешней среды, часть солей поступает с пищей.

- У морских рыб свои приспособления. Они выделяют лишь 0,2 – 20 миллилитров воды на кг массы тела в сутки. Выделение избытка солей осуществляется через жабры и чтобы рыбы смогли пить морскую воду.

Скажите, можно ли связать темы ваших сообщений с темой «Обмен веществ и энергии»?

Да. Ведь выделение  - это процесс выведения из организма продуктов обмена веществ. Значит выделение – это составляющая часть обмена веществ.

_ Существуют ли различия в обмене веществ у растений и животных. А может,  вы попытаетесь дать ответ на этот вопрос?

И животные, и растения  обязательно должны осуществлять связь с внешней средой обмен веществ, без него  они сразу погибнут. животные, так же как и растения питаются, дышат, выделяют вещества. Но у растений и у  животных это происходит по-разному.

 Давайте поработаем с текстом учебника С.86 и выделим этапы осуществления обмена веществ и энергии в организме животных.

( в тетради и на доске)

  • Получение белков, жиров и углеводов в готовом виде.
  • Расщепление более сложных веществ до более простых.
  • Усвоение простых веществ  клеткой
  • Образование в клетке других сложных веществ из простых
  • Распад образовавшихся сложных веществ до простых с выделением энергии.
  • Использование выделившейся энергии

(Выполнение гимнастики для глаз)

В чем заключается главное отличие обмена веществ у растений от обмена веществ у животных?

_ Растения сами создают себе органические вещества, а животные получают их в готовом виде, потом расщепляют и используют запасенную в них энергию.

Сложность обмена веществ и энергии у животных заставляет рассматривать обмен веществ на основе взаимосвязанного функционирования всех систем органов позвоночных животных.

Составление схемы:

Пищеварительная система

Получение и расщепление сложных веществ

    Кровеносная система

Транспорт органических веществ и кислорода в клетки, удаление углекислого газа, продуктов распада

Дыхательная система

Доставка кислорода из внешней среды и удаление углекислого газа

Выделительная система

Удаление из организма продуктов распада, вредных для организма

По уровню обмена веществ животных делят на холоднокровных и теплокровных.

Теплокровные – животные, температура тела которых не зависит от температуры окружающей среды.

Холоднокровные – животные, температура тела которых зависит от температуры окружающей среды.

Работа с учебником и рисунками на  с . 88

У каких животных будет более совершенная кровеносная и дыхательная система?

_ Чем совершеннее кровеносная и дыхательная системы, тем богаче насыщение крови кислородом, тем активнее идет распад сложных органических веществ, тем большее количество энергии высвобождается для осуществления разных процессов жизнедеятельности и для согревания тела, тем выше уровень обмена веществ, тем больше независимость от температуры окружающей среды, тем легче приспособленность к различным условиям жизни.

  1. Закрепление.

Итак, каковы же черты сходства и различия процессов обмена веществ у растений и животных?

- Попробуем составить цепи питания, пользуясь  рисунками, текстом учебника.

  1. Задание на дом: изучить раздел 14 до конца. Ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания» №6,7,8,9

Выделительная система

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

  1. Какие функции выполняет выделительная система?
  2. Назовите вещества, которые выделяют живые организмы в виде отходов.
  3. Что произойдет с живым организмом, если у него нарушается работа выделительной системы? Почему?
  4. Какие органы выделения  имеют растения?
  5. Где у растений накапливаются вредные вещества?
  6. Что такое гидатоды?
  7. Что такое листопад?
  8. Какие органы  выделения имеют насекомые?
  9. Какие органы выделения имеет дождевой червь?
  10. Для  каких животных  характерны органы выделения почки?
  11. Какие органы кроме почек составляют выделительную систему млекопитающих?
  12. Какой процесс лежит в основе работы почек?
  13. Имеют ли органы выделения одноклеточные животные?
  14. Какие органы выделения имеют грибы?
  15. Почему нельзя употреблять в пищу старые грибы?

  • Получение белков, жиров и углеводов в готовом виде.

  • Расщепление более сложных веществ до более простых.

  • Усвоение простых веществ  клеткой

  • Образование в клетке других сложных веществ из простых

  • Распад образовавшихся сложных веществ до простых с выделением энергии.

  • Использование выделившейся энергии

Игра «Третий лишний»   

 

  Выбрать лишнее понятие и объяснить почему?

  1. артерии, капилляры, почки

  1. нефридии, выделительные канальцы, сердце

  1. ситовидные трубки, сосуды древесины, легкие

  1. сердце, кровеносные сосуды, сократительная вакуоль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ "Обмен веществ и превращение энергии. Перспективы практического использования фотосинтеза"

Методическая разработка.Обобщающий урок с использованием ИКТ. по теме  "Обмен веществ и превращение энергии.Перспективы практического использования фотосинтеза" с приложениями и презентацией....

Контрольная работа по биологии "Обмен веществ" 10 класс

Контрольная работа по биологии для 10 класса по теме "Обмен веществ"...

Презентация. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма (8 класс)

Презентация познакомит учеников с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы; покажет взаимодействие желез внутренней секреции при росте и раз...

«Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен»

Предлагаю вам конспект урока в 8 классе общеобразовательных школ   по биологии «Обмен веществ. Пластический и энергетический обмен». Данный материал будет полезен при подготовке и проведени...

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен.

Конспект занятия. Понятие "обмен веществ", этапы пластического обмена....

ТЕМА : "Обмен веществ и энергии". Энергетический обмен.

Всем живым клеткам постоянно нужна энергия, необходимая для протекания в них различных биологических и химических реакций. Одни организмы используют энергию солнечного света, другие – энергию химическ...

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты.

Презентация. Биология. 8 класс. Обмен веществ и энергии. Питательные вещества и пищевые продукты....