план - конспект урока по теме "Соцветия" в 6 классе.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Гусейнова Анастасия Сергоевна

Данная разработка содержит материал по теме созвети. ЭОР виды соцветий и инструктивную карточку к уроку для обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Соцветия"421.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КОРОЛЁВ                           МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ГИМНАЗИЯ № 9»

141075, Московская область, город Королёв, Кооперативный проезд, д. 1

тел.: 8-495-519-58-57

Урок  № 12, тема «Соцветия»

Учитель первой квалификационной категории

 Гусейнова Анастасия Сергоевна

Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Познавательных:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативных:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

Предметных:

  • Усвоение учащимися строения, многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

Метапредметных:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа;
  • Развивать на уроке активную речевую практику;
  • Умение работать в группе, учитывать мнение собеседников.

Личностных:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

  

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что соцветие-это группа цветков;

-виды соцветий;

-функциональные особенности соцветий;

 

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

-сворачивать и разворачивать текст;

-узнавать соцветия по схемам.

Методы обучениясистемно-деятельностный метод, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, групповой метод.

Тип урокаизучение нового материала.

Оборудование: гербарий,  компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, ЭОР fcior.edu.ru, дидактические карточки комнатных растений.

Учебно-методическая литература:  Пасечник В.В.: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (35 часов, 1 час в неделю) (М.: Дрофа).

Условные обозначения: Л-личностные УУД, К- коммуникативные УУД, Р-регулятивные УУД, П-познавательные УУД.

Содержание урока:

Краткое описание этапов урока.

Деятельность учителя на уроке.

УУД, формируемые на уроке.

  1. 1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

У вас на столах находятся инструктивные карточки урока, в которых вы должны написать свои ответы на поставленные вопросы.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

  1. 2. Этап мотивации знаний.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мне  бы хотелось начать его с рассказа сказки, но не простой, а биологической. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – выявить, что в этой сказке вымысел, а что правда. Помогут Вам в этом следующие вопросы. (на слайде появляются вопросы) 

- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (Царство растений.)

- Кто его жители? (Цветковые растения.)

- Какие заморские гости прилетели в это царство? (Насекомые.)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

  1. 3. Актуализация знаний.obychenie

4. Изучение нового материала

5. Закрепление Материала

   Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди этих жители знатные представители – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто  к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный, а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их. Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они заметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.

А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке вымысел, а что правда? (В результате беседы, отвечая на вопросы,  учащиеся определяют тему урока.

На экране появляется слайд-тема урока по - «Соцветия»)

  1. Что же такое – соцветие?
  2. С какой целью природа создала их?
  3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?
  4.  Какое биологическое значение имеют соцветия?

Вот на эти ключевые вопросы  вы должны ответить в конце урока. (Вопросы у вас указанны в конспекте урока)

 

Изобретя цветок - растения не остановились на этом и стали развиваться на другом уровне структурной организации. Цветы редко расположены поодиночке. Давайте вспомните цветы, у которых цветок одиночный, (тюльпан, роза). У большинства растений цветки собраны в группы-соцветия.

  Соцветия – группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.

  Биологическая эволюция шла в направлении увеличения числа цветков, уменьшение размеров и образование плотной группы. Основная функция соцветий – это привлечение насекомых – опылителей.

Число цветков в соцветиях разных растений различаются, от 1 – 3 у гороха до 1000 у пальмы и могут достигать до 12 метров в размере (пальма).

   Соцветия бывают простые и сложные. У простого соцветия все цветки располагаются вдоль главной оси на цветоножках или без неё (сидячие).             

Простые соцветия более разнообразны:

- кисть (ландыш)

- головка (клевер)

- початок (кукуруза)

- колос (подорожник)

- зонтик (примула)

 

Соцветия будут сложными, когда цветки располагаются на разветвлениях, то есть на осях второго и третьего порядка:

- метелка (сирень)

- зонтик (укроп)

- колос (пшеница) Вашему вниманию предлагается фрагмент кинофильма «Соцветия»

Познакомится с видами простых и сложных соцветий более подробно, вы сможете в ходе выполнения исследовательской работы. А помогут нам в этом фрагменты презентации, наборы соцветий и схемы в учебнике.

Учащиеся выполняют исследовательскую работу и заполняют таблицу. (приложение № 2) 

У вас на столах лежат  наборы  фотографий и схемы соцветий разных растений. Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить.

1)Пользуясь учебником, параграф 12, страница 64-65 и рисунком №51 разложите набор на 2 группы:  простые соцветия (кисть, колос,            

зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия        ( сложная кисть или  метелка,  сложный зонтик, сложный колос).

 2)  определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2).

 3) Ответьте на вопрос: В чём заключается биологическая роль соцветий?

После выполнения исследовательской работы проверяем правильность составления групп, используя слайды в презентации.

Учитель: Теперь, когда мы ознакомились с видами соцветий, выполним следующие задания:

http://fcior.edu.ru/card/9632/stroenie-cvetka-socvetie.html

- Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л)

-Уважительно относиться к учители(Л)

-Уважительно относиться к одноклассникам(Л)

-Умение организовать выполнение задания учителя(Р)

-Умение делать выводы по результатам работы(Р)

-Способность к мобилизации сил, к волевому усилию при разрешении учебной проблемы(Р)

-Умение сотрудничества в поисках и систематизации результатов(К)

-контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли(К)

-Умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя(К)

Умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное (М)

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Возвращаемся к вопросам в инструктивной карточке.

 Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки.

 

7.Домашнее задание.

oshcole

&12, стр. 64-65.  Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление-----оплодотворение----семя.  Вопросы стр.65.


Приложение № 1

Инструктивная карточка урока «Соцветия»

1. Вам предлагается прослушать  сказку и ответить на вопросы.

- О каком царстве-государстве говорится в сказке? (                                          )

- Кто его жители? (                                                  )

- Какие заморские гости прилетели в это царство? (                                            )

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (                                                          )

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых?(                           ).

2.  На слайде вы видите вопросы, на которые вы сможете ответить после изучения темы урока.

  1. Что же такое – соцветие?
  2. С какой целью природа создала их?
  3. Почему цветки сгруппированы в соцветие?
  4.  Какое биологическое значение имеют соцветия?

3.Основные понятия урока:

Соцветие это…………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………

Простые соцветия - цветки располагаются  на главной оси (кисть, колос,            

зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток).

Сложные соцветия -   цветки располагаются на главной и боковых осях (сложная кисть – метелка,  сложный зонтик, сложный колос).

4.Исследовательская  работа виды соцветий.

Цель работы: познакомиться с видами соцветий и их биологической ролью в жизни цветковых растений.

Ход работы.

 Выполнив приведенные ниже задания, вы сможете определить тип соцветия и то растение, у которого его можно встретить.

1)Пользуясь учебником, параграф 12, страница 64-65 и рисунком №51 разложите набор на 2 группы:  простые соцветия (кисть, колос,            

зонтик, завиток, початок, головка, корзинка, щиток), сложные соцветия        ( сложная кисть или  метелка,  сложный зонтик, сложный колос).

 2)  определите вид соцветия и подберите к ним карточки-схемы. Результаты занесите в таблицу (Приложение №2).

 3) Ответьте на вопрос: В чём заключается биологическая роль соцветий?

Домашнее задание: &12, стр. 64-65.  Вопросы стр.65.

Развернуть ассоциативный ряд: растение---цветок----соцветие---опыление------оплодотворение----семя.

приложение №2

Заполните таблицу и выполните лабораторную работу «Типы соцветий»

Номер №

Название соцветия

Схема соцветия

Название растения

Простые соцветия

1

2

3

4

5

6

7

Сложные соцветия

8

9

10

Приложение №3http://scienceforchildren.ru/d/939262/d/img013.gif

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова). Учитель английского языка Луц

Место в учебном плане: Unit 1«Reading…? Why not? » Lesson 3 «Famous British Writers»  Материал может быть использован при изучении Раздела 1 (Unit 1) на уроках разного типа:объясне...

План-конспект урока в 9 классе по английскому языку на тему: “British Writers”(«Британские писатели») составлен по основам УМК для 9 класса, автор УМК «English,9» Student\'s Book ,(В.П. Кузовлев, Н.М.Лапа, Э.Ш.Перегудова).

Пояснительная записка к уроку английского языка в 9 классе на тему «British Writers»Автор: Нестерук Елена ВикторовнаДолжность:учитель английского языкаМесто работы: МБОУ «СОШ» пгт. СиндорПредмет:...

План-конспект урока для 7 класса по немецкому языку, тема “Autos überall!” - " Автомобили повсюду!" по учебнику "Немецкий язык" 7 класс, автор учебника И. Л. Бим.

Урок позволяет проверить и систематизировать знание лексики за курс 5, 6 и 7 классов по темам "Транспорт", "Движение в большом городе", "Правила дорожного движения". В материалах к уроку имеютя: ...

План-конспект урока в 5 классе (автор учебника- Верещагина И.Н.) Тема урока - "Мир в опасности".

План- коспект урока в 5 классе (автор учебние Верещагина И.Н.) Тема урока- "Мир в опасности". Цели урока: развитие монологической речи по теме "Проблемы окружающей среды"; расширение лексического запа...

План-конспект урока в 5 классе "Планы на выходные"

Материал представляет собой план конспект урока в 5 классе "Планы на выходные " УМК  М.З Бибилетова " Английский с удовольствием"...