Урок-наркотики (10 класс)
классный час по биологии (9, 10 класс) на тему

Иовлева Галина Осиповна

Предлагается урок - лекция, для учащихся 9-10 классов на тему "Здоровый образ жизни". Цель урока: закрепить у учащихся представление о характере действия наркотиков: начальный этап их действия на психику можно расценить как «полёт», но далее- обязательно «падение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-narkotiki-10_klass.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-лекция для учащихся 10 класса на тему «Здоровый образ жизни»

Тема: «Приём наркотиков- всегда полёт, но в конце- всегда падение.

Цель урока: закрепить у учащихся представление о характере действия наркотиков:

                        начальный этап их действия на психику можно расценить как «полёт»,

                         но далее- обязательно «падение».

Информация на плакатах:

  1. Средняя продолжительность жизни наркомана-21 год.
  2. 50% наркоманов погибают спустя полгода после начала регулярного приёма зелья.
  3. 13% наркоманов, как пещерные люди, доживают до 30 лет; и лишь 1%-до 40 лет.
  4. От 30% до 80% всех самоубийств совершаются в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

                         Ход урока.

Лекционный материал:

В истории человечества известно несколько целей использования наркотических средств.

  1. В медицине - с целью обезболивания, в том числе во время операций;
  2. Использование наркотических веществ в обрядовых целях (введение человека в состояние экстаза);
  3. Применение наркотических веществ для достижения удовольствия.

Гедонизм- этическое учение, которое целью жизни и высшим благом признаёт наслаждение.

В музее города Каира находится мумия малолетней принцессы, жившей в 14 веке до н.э.

Во рту у неё были обнаружены остатки опиума. И вполне возможно, что она умерла от его передозировки. Тогда не было известно, что опиум может вызывать пристрастие, и «маковые соски» без колебаний рекомендовали как успокаивающее средство для маленьких детей.

Первые упоминания о применении опиума в медицине были обнаружены в греческих источниках 7 века до н.э. В России эта практика продолжалась до 30-х годов 20 века. Кроме того опиум использовался в быту: настойку опия можно было купить в наших аптеках без рецепта почти до 60-х годов.

Потребление наркотических веществ с тем, чтобы вызвать у человека необычайные ощущения и переживания, изначально связано с обрядовыми целями. Но, обнаружив стимулирующие свойства некоторых  наркотических веществ и расслабляющее действие других, какая-то часть людей стала использовать их исключительно для того, чтобы вызвать у себя такие же  ощущения и переживания.

В настоящее время наиболее широко распространены способы потребления наркотических веществ в медицинских целях и для того, чтобы ввести себя в состояние приятного одурманивания.

Первое-называется «законным оборотом наркотиков», второе- «незаконный оборот наркотиков». Наркогенным (т. е. опьяняющим, одурманивающим) действием обладают разнообразные по химическому строению вещества, найденные в природе или полученные искусственным путём. В зависимости от особенностей своего строения они влияют на различные отделы ЦНС, вызывая привлекательные для человека психические состояния. В связи с этим все наркотические вещества можно поделить на три основные группы:

  1. Вещества и средства, угнетающие нервную систему (психодепресанты):

                         А) опийная группа-морфин, омнопон, кодеин, героин, опий-сырец, промедол,  

                              фентамил.

                          Б) препараты и вещества с седативным (успокаивающим действием)- фенобарбитал,

                                ноксирон, реладорм, реланиум, фенозепам.

               2.Вещества и средства с возбуждающим действием (психостимуляторы)- кокаин,  

                                певитин, эфедрон, сиднофен, сиднокарб,кофеин.    

               3.Вещества и средства с галлюциногенными свойствами: гашиш, марихуана, ЛСД

                                (производное пластиковых пакетов), фенциклидин, циклодол, ингалянты

                                (бензин, пятновыводитель, ацетон, толуол и другие).                            

Такие состояния достигаются главным образом за счет способности одурманивающих веществ усиливать субъективно «положительное» и тормозить субъективно «отрицательное» в психике.

Важно знать, что все одурманивающие вещества делятся на две большие группы:

1)- вещества, употребление которых без медицинского назначения запрещено законом.

Это и есть наркотики, а пристрастие к ним-наркомания.

2)-вещества, хотя и способны вызвать одурманивание, но их невозможно запретить (средства бытовой химии). Их называют токсическими. Пристрастие к ним-токсикомания, но с точки зрения одурманивания-это одно и то же: и «эйфория», и «ломка», и психическая зависимость и болезненное пристрастие.

Наркотические вещества способны также вызывать особые состояния сознания, нередко опасные для жизни людей. При этом сохраняется восприятие собственного психического состояния, но отключается контакт с внутренними органами, что создаёт иллюзию невесомости, бестелесности, «свободы», «парения» над временем и пространством.

По мере возрастания наркотического «стажа» степень приятного эффекта наркотика снижается, а интенсивность «ломки» возрастает. Наркоман вновь принимает наркотик, чтобы предотвратить «ломку».

Проявление «ломки»: портится настроение, возникает раздражимость, всё вокруг начинает «бесить», болит всё тело, человек буквально не может найти себе места. Это вполне можно сравнить с «падением».

Монолог наркомана по рассказу «Морфий» М. Булгакова:

«При впрыскивании почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тот час же переходящее в восторг и блаженство. Но потом всё исчезает бесследно, как не было.

Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, чёрные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной ломаной и чёрной, тянется к нему….»

В заключении лекции учащимся можно предложить игру «Тихая дискуссия»

Цель: помочь участникам игры определить свою позицию в отношении различных аспектов наркотизма.

Кто может участвовать в игре: подростки 14-15 лет.

Что приготовить к игре: большие листы ватмана, карандаши для каждого участника.

Ход игры: в центре плаката записывается тезис, который выносится на всеобщее обсуждение. Все участники игры располагаются вокруг плаката. Каждый из участников в течение 2-3 мин. Записывает свое мнение по поводу дискуссионного тезиса. Затем участники игры начинают медленно двигаться вдоль плаката, перемещаясь «на одно мнение». Остановившись около соседней надписи, участники знакомятся с ней и рядом письменно высказывают свою точку зрения по поводу позиции своего товарища («согласен», «считаю ошибочным» и т.п.). Игра может продолжаться до тех пор, пока каждый из участников не вернется на свое место (если участников много, игра может быть прекращена раньше).

Участники игры читают записи, сделанные их товарищами, сверяют свою позицию и позиции остальных членов группы.

Ведущий игры может предложить участникам «тихую» дискуссию сделать «громкой» и обсудить точки зрения по поводу дискуссионного обсуждения.

Варианты тезисов, выносимых на обсуждение

- Наркоманы – это преступники, с которыми нужно бороться.

- Наркоманию нельзя победить, так как это очень прибыльный бизнес.

- Использовать или не использовать наркотики – личное ело каждого.

- Государство несет полную ответственность за распространение наркомании.

- Иногда применение наркотиков может помочь человеку решить его проблемы.

- Для того, чтобы судить о наркотиках, нужно хотя бы раз попробовать их.

- Подросткам сегодня очень сложно избежать знакомства с наркотиками, так как большинство людей вокруг их уже пробовали.

Советы ведущему

Эта игра может заменить традиционный круглый стол или дискуссионный клуб. Здесь каждый из участников, даже самый стеснительный или молчаливый, сможет высказать свое мнение. Поэтому игру лучше использовать при работе с группой, члены которой мало знакомы друг с другом и поэтому еще не решаются высказать свою точку зрения вслух.

Однако у «тихой» дискуссии есть и недостаток. Он заключается в том, что участники игры могут испытывать трудности при формулировке своей точки зрения в письменном виде, давая усеченные, упрощенные ответы.

При выборе обсуждаемого тезиса необходимо помнить, что он должен носить действительно дискуссионный характер, предполагающий обсуждение, неоднозначное толкование. Стоит ли доказывать, что для данной игры не подойдет тезис типа «Использование наркотиков причиняет вред здоровью» и т.п., поскольку спорить и обсуждать здесь будет нечего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....