Класс Птицы. Внешнее и внутреннее строение.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Птицы —высокоорганизованные теплокровные животные, приспособленные к полету. Благодаря большой численности и широкому распространению на Земле они играют исключительно важную и многообразную роль в природе и хозяйственной деятельности человека. Известно свыше 9 тыс. современных видов птиц.

Пти́цы (лат. Aves) — класс теплокровных яйцекладущих позвоночных животных. Представляют собой хорошо обособленную группу, одним из наиболее характерных признаков представителей которой является покров из перьев, предохраняющий тело от неблагоприятных изменений температуры и играющий важную роль при полёте. Способность к полёту является главнейшей особенностью птиц (отсутствие её у некоторых видов — вторичное явление). Верхние конечности приобрели форму крыльев. Птицы обладают особым строением органов дыхания и пищеварения, что тесно связано с их способностью летать. Ещё одним отличительным признаком является наличие клюва.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass_ptitsy.pptx2.84 МБ
Файл urok_klass_ptitsy.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Строение птиц КЛАСС ПТИЦЫ Учитель биологии ГБОУ СОШ №629 г. Москва Агапова У.В.

Слайд 2

Задачи: Сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом и образом жизни. Развить представления о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации. Развивать умение выделять главное и составлять опорные конспекты. Воспитывать бережное отношение к природе. Цель: изучить особенности строения птиц в связи с полетом.

Слайд 3

Внешнее строение птиц Внутреннее строение птиц Скелет и мускулатура Пищеварительная система Дыхательная система Кровеносная система Выделительная система Нервная система Особенности класса План урока

Слайд 4

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦ СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ

Слайд 5

Птицы – позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья. Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселится на Земле.

Слайд 6

1. ОПИШИТЕ ФОРМУ ТЕЛА ПТИЦЫ И УКАЖИТЕ, ИЗ КАКИХ ОТДЕЛОВ ОНО СОСТОИТ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПТИЦЫ ГОЛОВА ШЕЯ КРЫЛО ХВОСТ ТУЛОВИЩЕ ЦЕВКА

Слайд 7

Рассмотрите голову птицы. Какие органы располагаются на ней? ГЛАЗ СЛУХОВОЕ ОТВЕРСТИЕ ПОДКЛЮВЬЕ ЯЗЫК НАДКЛЮВЬЕ И НОЗДРЯ

Слайд 8

Роговые чехлы, одевающие клюв, менее тверды, чем зубы, но зато они легче, могут принимать любую форму, растут всю жизнь и самозатачиваются.

Слайд 9

А ДЛЯ ЧЕГО ПТИЦЕ ТАКИЕ КРАСИВЫЕ НАРЯДЫ?

Слайд 10

Наличие перьев и значительное изменение скелета привели к развитию у большинства птиц структурных приспособлений, которые позволили им летать и овладеть воздушной стихией. Перья птиц – это производные эпидермиса, которые ведут своё происхождение от чешуи рептилий.

Слайд 11

2 . ВЫЯСНИТЕ, КАК РАСПОЛАГАЮТСЯ ПЕРЬЯ НА ТЕЛЕ ПТИЦЫ. ГДЕ РАСПОЛАГАЮТСЯ САМЫЕ КРУПНЫЕ ПЕРЬЯ, А ГДЕ – БОЛЕЕ МЕЛКИЕ?

Слайд 12

ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫ ОПАХАЛО ОЧИН СТЕРЖЕНЬ

Слайд 13

Увеличение 10 ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ В 10 РАЗ МОЖНО УВИДЕТЬ БОРОДКИ ПЕРВОГО ПОРЯДКА

Слайд 14

А ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ В 200 РАЗ МОЖНО УВИДЕТЬ БОРОДКИ ВТОРОГО ПОРЯДКА УВЕЛИЧЕНИЕ В 200 РАЗ

Слайд 15

СРАВНИТЕ СТРОЕНИЕ ПЕРЬЕВ ПТИЦЫ. В ЧЁМ ИХ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ? КОНТУРНОЕ МАХОВОЕ КОНТУРНОЕ КРОЮЩЕЕ ПУХОВОЕ ПЕРО ПУХ

Слайд 16

Покорители воздушного пространства

Слайд 17

Внутреннее строение птиц Скелет и мускулатура Скелет птиц приспособлен к полету: кости тонкие и прочные, внутри заполнены воздухом. Почему именно такое строение скелета?

Слайд 18

Скелет. Отделы скелета. череп туловище конечности Кости плоские, Зубов нет Позвоночник, Грудина (киль), Ребра. Передние конечности: пояс конечностей (воронья кость, лопатка, ключица) ; Свободная конечность (плечо, предплечье, кисть, фаланги пальцев) Задние конечности: пояс конечностей (тазовые кости, крестец) ; Свободная конечность (бедро, голень, цевка, стопа)

Слайд 19

Мышцы хорошо развиты, особенно: грудные, шейные, крыльев, ног – имеются мышцы с длинными сухожилиями . Мускулатура

Слайд 20

Пищеварительная система 1. пища 9. рот (клюв) 7. глотка 8. клоака 11. пищевод (зоб) 10. кишечник 6. желудок 5. толстый 4. тонкий 3. мускульный 2. железистый 15. желчный пузырь 14. поджелудочная железа 13. печень 12. внешняя среда

Слайд 21

Пищеварительная система Анальное отверстие Внешняя среда Непереваренные вещества Пища Рот Клюв, нет зубов Пищевод Желудок Переваривание пищи Кишечник Всасывание питательных веществ в кровь Печень Ферменты – расщепление и обеззараживание пищи Зоб Накопление пищи Желчный пузырь Содержит ферменты Клоака Поджелудочная железа

Слайд 22

Птицы дышат только легким, которые имеют губчатое строение. Дыхательная система Какое строение имеют легкие земноводные и пресмыкающиеся?

Слайд 23

Дыхательная система На земле: путем расширения и сужения грудной клетки. ВДОХ – удаление грудины от позвоночника. ВЫДОХ – приближение грудины к позвоночнику В полете: грудная клетка неподвижна. ВДОХ – взмах крыльев. ВЫДОХ – опускание крыльев

Слайд 24

Дыхательная система

Слайд 25

Кровеносная система Животные теплокровные. Почему?

Слайд 26

КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ АРТЕРИИ КАПИЛЛЯРЫ ВЕНЫ ДВА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ МАЛЫЙ – ЛЕГОЧНЫЙ БОЛЬШОЙ – ПО ВСЕМУ ОРГАНИЗМУ КРОВЬ НЕ СМЕШАННАЯ 2 предсердия 2 желудочка

Слайд 27

Выделительная система ПОЧКА ПОЧКА ФИЛЬТРАЦИЯ МОЧИ МОЧЕТОЧНИК МОЧЕТОЧНИК КЛОАКА ВНЕШНЯЯ СРЕДА

Слайд 28

Выделительная система Какую функцию выполняет мочевой пузырь? Почему у птиц нет мочевого пузыря? Почему птица часто выводит из организма продукты обмена?

Слайд 29

Нервная система Центральная нервная система Вегетативная нервная система Головной мозг Спинной мозг нервы Передний мозг Средний мозг Промежуточный мозг Мозжечок Продолговатый мозг

Слайд 30

Головной мозг

Слайд 34

Тело покрыто перьями Передние конечности видоизменены в крылья Постоянная температура тела Интенсивный обмен веществ Сложное поведение Особенности класса

Слайд 35

ХАРАКТЕРИСТИКА: Раздельнополы Оплодотворение внутреннее Яйцекладущие Яйца содержат желток и покрыты известковой скорлупой Личиночной стадии нет Размножение и развитие

Слайд 36

Размножение и развитие Раздельнополые с хорошо выраженным половым деморфизмом

Слайд 37

Размножение и развитие Образование пар Токование самцов Гнездование Отклады вание яиц Насиживание яиц Забота о потомстве Определить последовательность процессов

Слайд 38

Размножение и развитие Оплодотворение внутреннее, самка откладывает яйца, содержащие запас питательных веществ для зародыша и защищенной скорлуповой и подскорлуповой оболочкой

Слайд 39

Строение яйца Размножение и развитие Задание: По учебнику прочитайте текст «Строение яйца» рассмотрите рисунок и подпишите строение.

Слайд 40

Размножение и развитие

Слайд 41

Размножение и развитие Гнездовые – появляются беспомощными, со сросшимися веками глаз, долго не покидают гнезда Выводковые – появляются одетыми пухом, с открытыми глазами и могут выйти из гнезда и следовать за матерью

Слайд 42

http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru http://images.yandex.ru/yandsearch?text



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №629

ЮАО г. МОСКВЫ

Урок по теме

Класс Птицы

Разработала:

Учитель высшей квалификационной категории

Агапова Ульяна Вячеславовна

Москва

2014


УРОК

Тема: Класс Птицы

ЦЕЛЬ:

По 1-й линии развития – осознание роли биологии и экологии в познании окружающего мира

  1. Сформировать понятие об особенности строения птиц в связи с полётом; размножением, развития и образа жизни.

По 2-й линии развития – освоение системы биологических и экологических знаний

  1. Формировать умение изучать изменения в строении связанном с особенностями местообитания, усложнением уровня организации.

По 3-й линии развития – использование биологических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных биологических проблем и проектирования путей их решения.

  1. Находить в различных источниках и анализировать экологическую информацию, делать обобщающие выводы.

По 4-й линии развития – использование динамического пособия и моделей

  1. Формировать умение объяснять понятия по теме урока.

По 5-й линии развития – понимать смысл собственной деятельности.

  1. Использовать биологические и экологические знания  для осуществления мер по сохранению и восстановлению экосистем  в природе.

Оборудование: инструктивные карточки с экологическими задачами, презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Птицы – покорители воздуха.

Сформулируйте главный вопрос урока.

Познавательные УУД

  1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
  2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
  3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
  4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Поиск решения.
  • Каково значение животных, микроорганизмов и грибов в биогеоценозе?
  • Какие экологические правила и законы необходимо знать при создании искусственных экосистем. Напишите свод таких законов.
  • Работа по группам:

На конкретном примере опишите процесс развития сообществ, называемой первичной и вторичной сукцессией.

Коммуникативные УУД

  1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
  2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  3. Понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  3. Сверять свои действия с целью и при необходимости   исправлять ошибки самостоятельно.
  4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  1. Самостоятельное применение знаний.

Практическая работа «Составление цепи питания» Рассмотрите предложенные вам образцы (рисунки, фотографии) видов коллекций организмов и составьте из них цепь питания, начиная с продуцентов и заканчивая редуцентами.

Ответьте на вопрос и сделайте вывод.

  • Что вы узнали, выполняя практическую работу?
  • Вывод: ____________________

  1. Итог урока.

Сделайте вывод по уроку.

Домашнее задание:

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Кто или что помогали вам справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто получил сегодня отметку? За что?

ТОУУ

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

  1. Актуализация знаний
  • Отметить учеников, которые правильно формулируют тему урока.
  1. Открытие нового знания
  • Отметить учеников, которые хорошо работали с текстом.
  • Отметить учеников, которые хорошо работали со схемой, таблицей.
  • Отметить учеников, которые хорошо работали над составлением логических цепочек.
  1. Применение нового знания
  • Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с полетом

Технологическую карту и презентацию можно использовать при прохождении темы " Птицы"...

Урок по теме: ”Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных, пресмыкающихся и птиц”, 7 класс.

Цели урока: систематизировать знания учащихся о хордовых, особенностях строения и жизнедеятельности животных каждого класса; учить находить черты сходства и отличия, постепенного усложне...

Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с приспособленностью к полету.

Конспект урока изучения нового материала для учащихся 7 класса с использованием обучающих структур....

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных растений

Познакомить учащихся с особенностями  строения  семян однодольных и двудольных растений....

Технологическая карта урока по теме"Класс Птицы. особенности внешнего и внутреннего строения"

Урок в 8 классе по теме: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения. Разработан в соответствии с ФГОС, по УМК Сонин Н.И....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока по биологии в 7 классе по теме "Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа «Внешнее строение таракана»

Класс: 7Предмет: биологияТип урока в технологии деятельностного метода с включением модели смешанного обучения «Ротация станций»: ОНЗТема: Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение. ...