Конспект урока биологии в 8 классе
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Антонова Елена Валерьевна

Урок составлен в соответствии с  возрастным психологическим и педагогическим особенностям восьмикласников.

Актуальность и оригинальность:

- возможность каждому школьнику проявить свои возможности, развитие его познавательной самостоятельности и творчества, умений анализировать информацию, выбирать главное, развитие коммуникативных УУД, чувства ответственности и причастности к созданию «своего» урока (при этом учитель выступает в роли координатора).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_microsoft_word.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока биологии в 8 классе

«Зрительный анализатор»

Биология 8 класс.

Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»

Цель урока:    Создать условия для развития познавательной активности  и

                        самостоятельности учащихся при освоении блока информации по теме –

                        «. Зрительный анализатор».

   

Задачи урока: 1.  Помочь  учащимся разобраться в строении, функционировании и

                              значении  органа зрения – глаза и зрительного анализатора. Чётко

                              сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор».

  2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником,

                               дидактическим материалом, наглядными пособиями, проводить

                              простейшие опыты, наблюдения. Учить анализировать, делать выводы

  3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать    умение слышать и уважать друг друга.

Уровневые цели

 - репродуктивный уровень: усвоить понятия зрительный анализатор, знать части зрительного анализатора;

  • - конструктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи между строением зрительного анализатора и его функциями
  • - творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи связанные с функциями зрительного анализатора, находить способ деятельности для решения проблем).

Оборудование Учебни зоовлажные препараты. Плакат. Средства ИКТ.к. Энциклопедии.

Тип урока: Изучение нового материала.

Планируемые результаты:

личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и биологических                        знаний для решения практических задач, охрана здоровья

                устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать  

                        собственный вклад в работу группы;

метапредметные: формировать умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия

                        в соответствии с поставленной задачей,

самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение; сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);

предметные: установить взаимосвязь понятий:    Между органом зрения и зрительным анализатором                  

Ожидаемые результаты. Знать строение глаза. Части зрительного анализатора

Ученики знают понятия:

на базовом уровне: анализатор, орган зрения,

на повышенном уровне: световоспринимающая система глаза, рефлекторная  дуга зрительного анализатора

Ученики умеют:

на базовом уровне: называть части глаза и  их место положение;

для повышенного  уровня: составлять рефлекторную дугу, объяснять работу оптической системы

Межпредметные связи: физика, биология.

Форма организации учебного процесса: групповая, индивидуальная

Форма урока :Проектная деятельность

                                                       Ход урока

1. Организационный момент.

2 Подготовка к основному этапу занятия.

Мы постоянно получаем информацию из окружающей среды, которая обрабатывается нервной системой. А какие органы помогают нам получать эту информацию? (Органы чувств)

Какие органы чувств вам известны?

Что такое анализатор? Названия частей анализатора  расположите и в нужном порядке.

 Объявление темы урока и целеполагание.

Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир.

Примерно 70% всей информации мы получаем с его помощью.

Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера.

- Как вы думаете, какой орган мы будем изучать сегодня на уроке?

ТЕМА урока: « Зрительный анализатор»

Сформулируйте цель урока.

3.Усвоение новых знаний и способов действий

Почему орган зрения называют зрительным анализатором?

Гипотеза: Если орган зрения называют зрительным анализатором, следовательно он включат  в себя  следующие звенья :

рецептор , чувствительный нейрон  зрительного нерва , зрительная зона коры.

РАБОТА В ГРУППАХ:

Составление схемы  на доске

Строение ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА

1.Вспомогательные системы

2.Оболочки глаза

3.Оптическая система

4.Световоспринимающая система

5. Анализирующая система.

Выполните свою работу по инструктивным карточкам.

№2

Прочитайте параграф . Выпишите вспомогательные системы глаза . Покажите их на плакате. Укажите какое значение они имеют для зрительного анализатора.

№3

Прочитайте параграф.  Выпишите оболочки глаза . Покажите их на плакате. Дайте оценку их значения  для зрительного анализатора.

№4

Прочитайте параграф Выпишите  оптическую систему глаза . Покажите их на плакате. Дайте оценку их значения  для зрительного анализатора.

 №5 Прочитайте статью. Определите  световоспринимающую систему глаза . Покажите  её плакате. Докажите её значение для зрительного анализатора.

№1 Прочитайте статью Определите  анализирующую систему глаза . Покажите  её плакате. Докажите её значение для зрительного анализатора.

Заполнение таблицы «Строение и функции органа зрения».

Придатки и части анадизатора

Вспомогательные системы

Брови

Веки

Слезный аппарат

Оболочки глаза

Белочная

Сосудистая

Сетчатка

Оптическая система

Роговица

Радужная оболочка

Зрачок

Хрусталик

Стекловидное тело

Световоспринимающая

Фоторецепторы – рецепторы, реагирующие на световые лучи

Анализирующая

система

Вернёмся к гипотезе: Если орган зрения называют зрительным анализатором, следовательно он включат  в себя  следующие звенья :

рецептор , чувствительный нейрон  зрительного нерва , зрительная зона коры.

Верна ли наша гипотеза?

Сделаем вывод по изучению строения анализатора:

 Орган зрения является зрительным анализатором, так  является сложной системой, обеспечивающей анализ  световых раздражений поступающих из внешней среды.

ФИЗМИНУТКА- упражнение для глаз

4.. Первичная проверка понимания

Проведение опытов

№1

1. Левый глаз закройте, правый прикройте чёрным квадратиком (4 ×4 см²) и непрерывно смотрите через точечное отверстие в его центре на окно или другой яркий источник света.

Продолжая смотреть через отверстие правым глазом, откройте левый глаз.
Работу какой структуры глаза

выявляет этот опыт?

Поясните своё мнение.

№2

Рассмотрите квадратик из белой бумаги с отверстием в центре диаметром 1см. Вокруг отверстия надпись – «Да будет свет!».
Один глаз закройте.
Разместите квадратик напротив другого глаза на расстоянии 10-15см так, чтобы надпись была чётко видна, а через отверстие можно было увидеть текст, записанный на доске.
А) Прочитайте текст на доске. При этом видите ли вы чётко надпись на квадратике?
Б) Прочитайте надпись на квадратике. При этом видите ли вы чётко текст на доске?

№3

ИЛЮЗИЯ СВЯЗАННАЯ С БИНАКУЛЯРНЫМ ЗРЕНИЕМ
Прочитайте ход лабораторной работы на стр. 249.
Выполните её.

№4

Испытуемый садится на стул лицом к группе, смотрит прямо перед собой.
Двигать головой или скашивать глаза на предмет, который будут ему показывать, нельзя.
Испытуемому сбоку короткое время и в движении демонстрируют по 1 одноцветному предмету – красный, жёлтый, зелёный, синий.

Какой предмет был показан?
Какого цвета был предмет?

Чем объяснить, что испытуемый правильно называет форму предмета,

но неправильно – его цвет?

5.. Закрепление знаний и способов действий

ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ.

 Первый уровень.

№1 Рассмотрите рисунок подпишите части глаза.

2

8. Какой буквой на рисунке обозначена структура глаза, на которой формируется изображение?            

1)  А

2)  Б                                                      

3)  В

4) Г

2 уровень

1.

. Установите соответствие между структурой глаза и её функциональным
значением.

СТРУКТУРЫ ГЛАЗА         ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ         ЗНАЧЕНИЯ

1) роговица                                  А) вспомогательный аппарат

2) веки                                         Б) оптический аппарат

3) брови

4) хрусталик

5) слезная железа

6) стекловидное тело

2

. В   какой   последовательности   расположены   структуры   глаза,   через которые пройдёт световой поток, прежде чем он достигнет зрительных рецепторов?  Ответ запишите в виде определенной последовательности букв.

А) роговица

Б) стекловидное тело

В) хрусталик

Г) зрачок

Д) сетчатка

3 уровень

1.- А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

2. . Почему говорят: сдерживать слезы – значит, медленно себя отравлять?

3. . Почему при боковом зрении хорошо видна форма предмета, его перемещение в поле зрения, но неразличим цвет?

 4. . Почему существует много пословиц и поговорок об органе зрения: «береги как зеницу ока», «глаз-алмаз», «не в бровь, а в глаз», «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»?

6.Подведение итогов занятий

Перед уроком была поставлена цель: Изучить строение и работу зрительного анализатора.

Выполнена ли цель?

. Даётся анализ и оценка успешности достижения цели, и  намечаются перспективы последующей работы.

Было очень интересно.              Было интересно.           Иногда было интересно.

Я весь урок активно                    Я много работал.          Я иногда работал.

работал.

.

7. Рефлексия.

Что нового вы узнали об органе зрения?

        Был ли для вас полезен сегодняшний урок?

8.Домашнее задание

Изучить текст учебника §46, Желающим выполнить презентации и рефераты по темам «Глаз и фотокамера», «Цветоощущение», дефекты зрения, правила  гигиены  зрения и их обоснования; достижения современной медицины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...