Рабочии программы по предмету биология
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и программы курса "Человек и его здоровье" для 8 -го класа автора Н.И.Сонина, М.Р.Сапина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_8_klass.docx65.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка 8 класс

Рабочая программа по биологии 8 класс «Биология. Человек»  составлена    в соответствии с нормативными документами:

         1.ФГОС основного общего образования (утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года №19644) – для педагогов, работающих по ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.

2.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России №1019 от 5 марта 2004г.) – для педагогов, работающих по ГОС первого поколения.

3.Примерной программы по биологии.

4. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса

 «Человек и его здоровье» для  8-го класса автора Н.И.Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек» 8 класс   отражающей содержание рабочей программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования обучающихся, потому что в ней   заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Поэтому одной из главных задач биологического образования в основной школе стало формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения, направленной на здоровый образ жизни. Решение данной задачи возможно на основе изучения в курсе биологии 8-го класса не только анатомо-физиологических особенностей организма человека и общегигиенических норм и правил, но и генетических  и экологических условий, влияющих на процесс индивидуального развития человека. Такой подход позволит рассмотреть влияние на здоровье человека трех важнейших факторов – наследственности, природной и социальной среды, образа жизни.   Это  даст возможность связать биологическое и гуманитарное знания, поможет ученикам ориентироваться в личных проблемах, строить взаимоотношения с окружающими людьми.

Цель курса:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; об открытиях в

биологической науке; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения

жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и

здоровью других людей;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни, заботы о

собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;

  • развитие личности учащихся, стремление к участию в трудовой деятельности в области медицины.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений российской Федерации предусматривает обязательное изучение биологии в 8 классе в объёме 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

                  Название темы

Количество часов

Количество

лабораторных  

практических работ

1.Место человека в системе органического мира

2

2. Происхождение  человека

3

3. Краткая история развития знаний о  человеке

1

4. Общий обзор   организма человека

4

л.р.1,

п.р.1

5. Координация и регуляция

11

   

п.р.2

6. Опора и движение

8

л.р.1,

п.р.2

7. Внутренняя среда организма

4

л.р.1

8. Транспорт веществ

4

 

п.р.1

9. Дыхание

5

п.р.1

10. Пищеварение

5

л.р.1

п.р.1

11. Обмен веществ и энергии

2

12. Выделение

2

13. Покровы тела

4

14. Размножение и развитие

3

15. Высшая нервная деятельность

5

16. Человек и его здоровье

5

л.р.1,

п.р.1

17. Повторение

2

ИТОГО:

 70

л.р.5,

п.р.9.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Место человека в системе органического мира ( 2 часа ).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных  обезьян. Человек разумный.

  1. Происхождение человека ( 3 часа ).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

  1. Краткая история развития знаний о   человеке  (1 часа )

               Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий    

      Гален, Андреас Везалий. Развитие .

  1. Общий обзор   организма человека ( 4 часов ).

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные,

мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

  1. Координация и регуляция ( 11 часов ).

Гуморальная регуляция ( 2 часа )

 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция ( 9 часов )

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора  больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств ( анализаторы) , их строение, функции. Строение , функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Практическая работа №2  Изучение головного мозга человека ( по муляжам)

Практическая работа №3   Изучение изменения размера зрачка.

Опора и движение ( 8 часов ).

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей:  трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Мышечная система. строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения костей.

Практическая работа № 4 Измерение массы и роста своего организма.

Практическая работа № 5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма (4 часа ).

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови6 эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Лабораторная работа №3 Изучение микроскопического строения крови.

  1. Транспорт веществ ( 4 часов ).

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа №6.Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

9 Дыхание ( 5 часов ).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях ; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Практическая работа № 7  Определения частоты дыхания.

10 Пищеварение ( 5 часов ).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы : печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Лабораторная работа № 4  Действие ферментов слюны на крахмал.

Практическая работа №8 Определение норм рационального питания.

     11. Обмен веществ и энергии ( 2 часа ).

             Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение ( 2 часа ).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

13. Покровы тела ( 4 часа ).

Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожения, электрошоке.

14. Размножение и развитие ( 3 часа ).

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15 Высшая нервная деятельность ( 5 часов ) .

Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения  человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной  системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена  умственного труда.

16. Человек и его здоровье ( 5 часов).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа № 5 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Практическая работа № 9 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

17. Повторение (2 часа).

Требования к результатам обучения

Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на интеллектуальные умения (доказывать, строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Метапредметные результаты: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определениям понятиям, наблюдать,  проводить эксперименты, делать выводы и заключения.

Предметные результаты: различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека, объяснять роль биологии в практической деятельности людей, места и роль человека в природе, роль различных организмов в жизни человека, проявления наследственных заболеваний у человека.

ученик научится

ученик получит возможность научиться

-распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

-изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

-проводить простые биологические исследования: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

-анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- оказывать доврачебную помощь при травмах тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

 

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Метапредметные

Индивидуальная, фронтальная, защита творческих работ, собеседование, зачет

Предметные

Зачет, защита творческих работ,  диагностические работы (промежуточные и итоговые»

Личностные

Защита творческих работ, зачет, собеседование

Перечень

учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса

Программа к завершенной предметной линии и системе учебников

Программы для общеобразовательных учреждений.   Биология 5-11 кассы. – М.: Дрофа, 2009

Учебник, учебное пособие

 Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология.Человек» 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений- М.: Дрофа, 2010.-215 с.;

Рабочая тетрадь для обучающихся

 тетради с печатной основой

Н.И.Сонин «Биология.Человек 8 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек»  М.: Дрофа, 2010.-64 с.;

Электронное приложение к УМК

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Человек»

Дидактический материал

Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПБ, ООО "Полиграфуслуги", 2006г

Материалы для контроля (тесты и т.п)

М.В.Оданович, Биология 7-8 классы "Тесты". -Волгоград, 2007г,

 Г.П. Игошин, Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА. -Ярославль:Академия развития, 2010г.

 

Методическое пособие с поурочными разработками

Н.Б.Ренева , Н.И.Сонин. «Биология.Человек.» 8 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . «  Биология.Человек.» 8 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Список  используемой литературы

Е.В.Тяглова, Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. -М.: Планета, 2010г

И.Н.Фасевич и др. Конспекты уроков: семинары, конференции, формирование ключевых компетенций. -Волгоград:Учитель, 2009г

М.В.Высоцкая,Нетрадиционные уроки биологии в 5-11 классах. -Волгоград:Учитель, 2004г.

Открытые уроки биологии 7-9 классы. -Волгоград:Учитель,2003г.

Л.М.Кудинова, олимпиадные задания по биологии 6-11 классы. -Волгоград:Учитель, 2007г.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Биологии», « Человек» 8 класс, DVD Биология. Человек (часть 1-2)

        Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 8 «Д» и «Е» классов и специфики данных классных коллективов.

Образовательные технологии, основные формы организации деятельности учащихся на учебных занятиях

  1. Интегрированное обучение (умение самостоятельно применять знания из разных

дисциплин при решении новых вопросов и задач)

- внутрипредметное

- межпредметное (биология-физика, биология-химия)

      2.   Дидактические игры

      3.   Лабораторные и практические работы

      4.   Работа в парах

      5.   Фронтальная работа

 

Психолого-педагогическая характеристика 8 «Д» класса

                                       


Календарно-тематическое планирование курса  Биология 8 класс «Человек».

п/п

в теме

Дата

Тема

Основное содержание урока

Используемые ресурсы

Основные виды учебной деятельности

Объекты и формы текущего контроля

Средства адаптации для классов СКК

план

факт

8а8б

8в8г

8а8б

8в8г

I Человек как биологический вид

1

1

Место человека в системе органического мира.

Знакомство со структурой учебника. Человек часть живой природы.

Учебник

Таблицы

Самостоятельная работа с учебником и раб. Тетрадью к учебнику.

Индивидуальный опрос

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

2

2

Особенности человека.

Особенности человека, отличие от животных.

Учебник

Таблицы. Оксфордская видеоэнциклопедия

Самостоятельная работа с учебником и раб. тетрадью к учебнику.

Фронтальный опрос.

Формирование умения наблюдать (выработка плана наблюдения)

 

II Происхождение человека

 3-4

1-2

Происхождение и этапы становления человека.

Эволюция человека, его предки: особенности строения и образ жизни.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Самостоятельная работа  в раб. тетради к учебнику

Тест

Выделение в учебном материале исходных идей, принципов

5

3

Расы человека.

Расы, механизм их образования и существование в роде человек. Единство вида – Человек разумный. Расоведение. Расизм.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Самостоятельная работа  в раб. тетради к учебнику.

Индивидуальный опрос, сообщения обучающихся

Частая смена видов учебной деятельности

 

III Краткая история развития знаний о человеке

6

1

История развития знаний о человеке.

Вклад древних и русских ученых в изучение строения и функций организма человек. Анатомия, физиология, гигиена, психология.

Портреты ученых. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Составление таблиц.

Дифференцированная проверочная работа.

Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте

IV Общий обзор организма человека

7-8

1-2

Клеточное строение организма

Единство строения клеток организма. Основные части и органоиды клетки. Химический состав клетки.

Таблицы, модели, учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Презентация «Клетка»

Эвристическая беседа

Индивидуальный опрос

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

9

3

Ткани.

Ткани организма человека, их строение и функции: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечные ткани. Лабораторная работа№1 «Изучение микроскопического строения ткани».

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Микроскоп, микропрепараты.

Лабораторная работа

Тест

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

10

4

Органы, системы органов, организм

Органы. Организм. Системы органов. Организм – единое целое. Аппарат. Функциональные системы. Практическая работа№1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Эвристическая беседа

Практическая работа

Фронтальный опрос.

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

V Координация и регуляция

11

1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции, их отличие от желез внешней секреции. Значение ЖВС.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

Индивидуальный опрос. Тест  

Объяснение материала в форме беседы не более 15 мин

12

2

Роль гормонов. Нервно-гуморальная регуляция

Гормоны, их роль в регуляции обменных процессов. Механизм гуморальной регуляции.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Проблемная ситуация.

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте

13

3

Нервная регуляция.

Строение и значение нервной системы.

Строение и функции нервной системы человека. Рефлекторный принцип работы. Виды нейронов, значение и функции.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы.

Работа с учебником¸ составление рефлекторных дуг

Тест

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

14

4

Спинной мозг.

Строение и функции  спинного мозга. Серое и белое вещество мозга, спинномозговые нервы. Рефлекс, рефлекторная дуга.  

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы.

Работа в рабочей тетради.

Индивидуальный и фронтальный опрос

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

15

5

Головной мозг

Кора мозга, мозжечок, ствол, средний, задний и передний мозг.

 Практическая работа №2«Изучение   головного мозга человека (по  муляжам) »

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. Модель головного мозга.

Составление схем.

Лабораторная работа

Тест, отчет по практической работе

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

16

6

Полушария головного мозга

Строение полушарий головного мозга, функции долей и зон коры больших  полушарий.

Таблицы. Модель головного мозга.

Работа с учебником и рабочей тетрадью

Взаимоконтроль.

Чтение текста учебника, запись информации в рабочей тетради

17

7

Обобщение: Нервная система

Особенности строения и работы нервной системы человека.

Работа с таблицами, учебником, рабочей тетрадью

Проверочная работа.

Повторение материала, Использование наглядных материалов  

18

8

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Анализаторы, звенья анализаторов, их строение на примере зрительного анализатора. Гигиена зрения. Органы чувств. Практическая работа №3«Изучение изменения размера зрачка»

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Модель глаза.

Работа в группах. Практическая работа.

Индивидуальный опрос

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

19

9

Анализаторы слуха и равновесия

Гигиена слуха. Строение органов слуха и равновесия. Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко.

Таблицы. Модель органа слуха

Работа с таблицами, учебником, рабочей тетрадью

Тест

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

20

10

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

Локализация в организме, строение и функции. Значение в жизни человека.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы.

Лабораторный опыт

Индивидуальный опрос

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

21

11

Обобщение: Чувствительность и взаимозаменяемость анализаторов.

Роль нервной системы в приспособленности к условиям среды.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с таблицами, учебником, рабочей тетрадью

Дифференцированный контроль

Повторение материала, Использование наглядных материалов  

VI  Опора и движение.

22

1

Скелет человека.

Отделы скелета: осевой, пояса конечностей. Особенности скелета, связанные с прямохождением, отделы и значение ОДА.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. Скелет.

Эвристическая беседа

 Тест

Найти объяснение в тексте и в рабочей тетради аналогичную информацию

23-24

2-3

Строение, свойства и типы соединения костей.

Строение и состав костной ткани и костей. Функции, рост и типы соединения костей. Трубчатые, губчатые кости. Суставы, связки. Лабораторная работа№2«Изучение внешнего строения костей».

Скелет. Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Лабораторная работа.

Индивидуальный и фронтальный опрос.

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

25

4

Заболевания ОДА и их профилактика.

Возрастные изменения в строении костей. Приёмы первой медицинской помощи при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Практическая работа№4 «Измерение массы и роста своего организма».

Таблицы. Бинт, жгут, шина, весы и ростомер.

Практическая работа.

Отчет по практической работе

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

26

5

Мышцы, строение и функции.

Мышцы: строение, функции. Поперечно-полосатая и гладкая мышечная ткань. Группы мышц и их локализация в организме.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Самостоятельная работа с учебником

Тест

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

27

6

Работа мышц

Работа мышц, движения в суставах. Статическая и динамическая нагрузка. Утомление. И.М. Сеченов – основатель физиологии. Практическая работа №5«Влияние статической и динамической работы на утомление мышц».

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Портрет Сеченова.

Работа в группах. Практическая работа.

Фронтальный опрос, отчет по практической работе

Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте

28

7

Значение упражнений и режима труда в формировании ОДА

Значение занятий физической культуры и режима труда в формировании ОДА. Нарушения осанки: сколиоз, плоскостопие, гиподинамия.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Самостоятельная работа с учебником

Тест

Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте

29

8

Обобщение: Взаимосвязь строения и функций ОДА

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Дифференцированный контроль

Повторение материала, Использование наглядных материалов  

VII Внутренняя среда организма

30

1

Внутренняя среда организма, её значение.

Состав и значение внутренней среды организма Тканевая жидкость, лимфа.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Словарная работа

Выделение в учебном материале исходных идей, принципов

31

2

Плазма крови. Состав крови.

Состав и функции крови. Значение её форменных элементов. Фагоцитоз, плазма и сыворотка крови.

Лабораторная работа №3«Изучение микроскопического строения крови»

Таблицы. Микроскоп, микропрепараты

Лабораторная работа

Фронтальный опрос.

Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте

32

3

Иммунитет

Иммунитет, его виды: врожденный и приобретенный иммунитет. Вакцинация. Прививка.

Таблицы. Диск «Лаб. Практикум по биологии»

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Тест

Самостоятельная работа с учебником, найти объяснения в тексте

33

4

Группы крови. Переливание крови.

Группы крови, резус- фактор. Переливание крови агглютинация. Донор, реципиент. История донорства в СССР и России.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Фронтальный опрос.

Чтение текста учебника, запись информации в рабочей тетради

VIII Транспорт веществ.

34

1

Органы кровообращения.

Органы кровообращения. Сосуды, большой и малый круги  кровообращения. Артерии, вены, капилляры.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику. Таблицы. Модель.

Эвристическая беседа, проблемная ситуация.

Тест

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

35

2

Сердце. Работа сердца.

Строение и расположение сердца в организме. Работа сердца, его фазы. Сердечный цикл.  

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Фронтальный опрос. Практическая работа.

Тест

Использование наглядных материалов  

36

3

Движение крови и лимфы по сосудам. Заболевания сердечно-сосудистой системы.

Кровяное давление, его измерение и нормы.  Практическая работа№6

«Измерение кровяного давления.  Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». Причины и профилактика заболевания органов кровообращения. Первая помощь при кровотечениях.

Секундомер, тонометр. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Таблицы.

Лабораторная работа

Отчет по практической работе

Использование наглядных материалов

37

4

Обобщение: «Внутренняя среда организма. Транспорт веществ»

Проверочная работа.

Повторение материала, Использование наглядных материалов  

IX Дыхание

38

1

Строение органов дыхания

Строение и функции органов дыхания. Строение и работа голосовых связок, голосообразование, роль воздухоносных путей.

Таблицы. Модель гортани.

Эвристическая беседа

Тест

Слушание, чтение, запись

39

2

Легкие. Газообмен в легких и тканях.

Строение и роль  легких в дыхании. Газообмен в легких и тканях.

Таблицы. Модель легких.

Самостоятельная работа.

Тест

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

40

3

Регуляция дыхания

Дыхательный центр. Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Гуморальная регуляция Влияние углекислого газа на дыхательный центр. Чередование вдоха и выдоха. Практическая работа №7«Определение частоты дыхания».

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Практическая работа.  

Тест.

Выполнение практической работы, постановка целей

41

4

Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

Гигиенические правила и заболевания органов дыхания. Искусственное дыхание. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Фронтальный опрос.

Выделение в учебном материале исходных идей, принципов

42

5

Обобщение: «Дыхание»

Проверочная работа.

Повторение материала, Использование наглядных материалов  

X Пищеварение

43

1

Питательные вещества и продукты питания. Пищеварение.

Питание: значение и состав пищи. Функции питательных веществ. Пищеварение, органы пищеварения. Витамины.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.  Модель торса человека.

Составление таблиц и схем

Индивидуальный опрос

Включение элементов самостоятельной работы

44

2

Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости.

Строение и функции ротовой полости. Дифференциация зубов. Слюноотделительный рефлекс.  Лабораторная работа№4

«Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал».

Таблицы. Накрахмаленный бинт, раствор Йода, лаб. оборудование

Лабораторная работа.

Отчет по лабораторной работе

Формирование умения наблюдать, выработка плана наблюдения

45

3

Пищеварение в желудке.

Желудок. Пищеварение в желудке, регуляция. Работы И.П.Павлова «Пищеварение в желудке».

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Фронтальный опрос.

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

46

4

Пищеварение в кишечнике.

Кишечник, его отделы. Этапы пищеварения и движения пищи в кишечнике. Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа. Всасывание питательных веществ.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Самостоятельная работа.

Индивидуальный опрос

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

47

5

Гигиена питания. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

Гигиена питания. Правила и нормы  питания. Профилактика желудочно-кишечных  заболеваний.  Практическая работа №8«Определение норм рационального питания»

Таблицы. Доп. литература по питанию.

Лабораторная работа. Работа в группах.

Тест, отчет по практической работе

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

XI Обмен веществ и энергии

48

1

Обмен веществ и энергии

Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Составление сравнительной таблицы.

Фронтальный опрос

Слушание, чтение, запись в тетради

49

2

Витамины.

Витамины. История открытия и роль витаминов в обмене веществ в организме.

Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Эвристическая беседа

Тест

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

XII Выделение

50

1

Выделение и строение почек.

Выделительная система человека. Строение и работа почек. Мочеобразование.

Таблицы. Модель почек.

Эвристическая беседа

Индивидуальный опрос

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

51

2

Заболевания почек. Роль кожи в выделении.

Инфекционные заболевания почек. Факторы, влияющие на работу почек. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику.

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Фронтальный опрос. Тест.

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

XIII Покровы тела.

52

1

Строение и функции кожи

Кожа, строение и функции. Слои кожи.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Эвристическая беседа

Сообщение обучающегося, индивидуальный опрос

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

53

2

Роль кожи в теплорегуляции.

Закаливание.

Терморегуляция – основная функция кожи. Механизм терморегуляции, его роль в обмене веществ и энергии. Закаливание – тренировка устойчивости организма к температурным колебаниям. Приемы закаливания организма.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Фронтальный опрос.

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

54

3

Гигиена одежды и обуви.

Гигиенические требования к одежде и обуви, их роль в сохранении здоровья человека.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Эвристическая беседа

Тест.

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

55

4

Обобщение: «Обмен веществ. Выделение и теплорегуляция».

Работа с учебником, таблицами, рабочей тетрадью

Дифференцированный контроль.

Повторение материала, Использование наглядных материалов  

X IV Размножение и развитие.

56

1

Половая система человека.

Строение половой системы, значение и гигиена. Раздельнополость.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Эвристическая беседа

Тест

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

57

2

Эмбриональное  развитие

Оплодотворение и стадии внутриутробного (эмбрионального) развития. Лактация.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Составление таблицы.

Фронтальный опрос.

Использование наглядных материалов, изменение темпа изложения материала

58

3

Постэмбриональное развитие

Рост и развитие ребенка. Периоды постэмбрионального развития. Планирование семьи.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Работа в группах.

Тест.

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

XV   Высшая нервная деятельность.

59

1

Рефлекс.

Рефлекс- основа нервной деятельности. Исследования И.М. Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Составление схем.

Фронтальный опрос

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

60

2

Поведение. Торможение и его виды.

Формы поведения человека. Возбуждение, торможение, виды и условия. Роль торможения в жизнедеятельности человека.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Эврестическая беседа. Работа в группе.

Индивидуальный опрос

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

61

3

Особенности ВНД.

Память и её виды. Тренировка памяти. Мышление. Сознание. Членораздельная речь.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Выполнение тренировочных упражнений.

Фронтальный опрос.

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

62

4

Сон. Биологические ритмы

Сон. Сновидения. Физиологическая природа сна и его значение. Биологические ритмы: годовые, суточные, сезонные и др.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Эвристическая беседа. Составление таблиц и  схем.

Сообщение обучающегося

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

63

5

Типы нервной деятельности.

Типы нервной деятельности – виды темперамента и их характеристика. Классификация по Гиппократу, Павлову. Характер и воля человека.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Работа с учебником, эвристическая беседа

Тест

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

XVI Человек и его здоровье

64

1

Здоровье и влияющие на него факторы.

Факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

Таблицы. Учебник. Раб. тетрадь к учебнику

Работа с учебником, доп. литература

Проверочная работа

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

65

2

Оказание первой доврачебной помощи.

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлениях угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях.

 Практическая работа №9 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечения».

Учебник.

Работа с учебником. Лабораторная работа.

Отчет по практической работе

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

66

3

Вредные привычки.

Наркомания, табакокурение.

Лабораторная работа №5«Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье».

Учебник.

Компьютер проектор.

Презентация «О курении табака». Работа с учебником. Практическая работа.

Отчет по лабораторной работе

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

67

4

Заболевания человека

Заболевания органов дыхания, дизентерия, венерические  и глистные заболевания. Их особенности профилактика.

Учебник. Таблицы.

Работа с учебником

Сообщения обучающихся

Самостоятельная работа с учебником, записи в рабочих тетрадях

68

5

Двигательная активность. Закаливание.

Значение двигательной активности и закаливания для организма человека.

Конспект. Учебник.

Фронтальный опрос. Работа в группах.

Сообщения обучающихся

Слушание, чтение, запись информации в рабочей тетради

Повторение

69

1

Итоговое обобщение.

Итоговое тестирование.

Заключительное повторение пройденного материала

70

1

Резервное время



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному ...

Рабочие программы по предмету биология УМК Н.И.Сонина

Представлены рабочие программы по биологии УМК Н.И.Сонина для 6-7, 9-11 классов на 2012-2013 учебный год. Рабочие программы соответствуют типовой структуре, в разделе "Формы и средства контроля содерж...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....