Урок исследование
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Пермякова Татьяна Николаевна

Конспект урока биологии 7 класс по теме "Значение бактерий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-issledovani.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок-исследование в 7-ом классе  «Значение бактерий»

Тип урока - изучение нового материала.

Форма проведения урока – урок-исследование.

Цель урока: раскрыть роль бактерий в природе и жизни человека, используя технологию учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Воспитывающие – расширение кругозора учащихся по данной теме; воспитать уважительное отношение к мнению одноклассников, чувство товарищества
  2. Развивающая – формирование умений анализировать, делать выводы, обобщать; развивать учебно-исследовательские, информационные и коммуникативные умения, навыки групповой работы с различными источниками информации (метапредметные результаты).
  3. Обучающая – формирование знаний о многообразии и значении бактерий в жизни человека и в природе (предметные результаты).

Универсальные учебные действия, которые формируются на уроке:

Личностные:

формирование личного, эмоционального, позитивного  отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.

Познавательные:

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; установление причинно-следственных связей,   построение логической цепи рассуждений, умение структурировать знания

Коммуникативные: умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация(ЛУУД)

Учитель задаёт вопрос: «Как Вы думаете, какую роль играют бактерии в жизни человека?

Учащиеся предлагают ответы, связанные с различными инфекционными заболеваниями, то есть вскрывают отрицательную роль бактерий.

Учитель создаёт проблемную ситуацию.

Попробуйте узнать роль бактерий в природе из этих строк:

Вот на зелёный стебелёк

Садится пёстрый мотылёк

Попил нектар со всех цветов,

Их опылил -  и в путь готов.

Но тут попался – Боже мой! -

На завтрак птице луговой.

А у неё гнездо в траве

И куча птенчиков в гнезде,

И уж, конечно, их помёт

Питанье травушке даёт.

  1. Формулирование проблемы.

В ходе обсуждения формулируется проблема: Бактерии – это друзья или враги?

  1. Выдвижение гипотез. (КУУД)

Учащиеся выдвигают следующие гипотезы:

- бактерии – это только враги (гипотеза 1),

- бактерии – это в ряде случаев враги, иногда – друзья (гипотеза 2),

- бактерии – это только друзья (гипотеза 3),

-… (учащиеся могут предложить другие гипотезы)

5.Проверка гипотез. (РУУД) Разделимся на группы и попытаемся доказать наши предположения(гипотезы): бактерии помогают или вредят человеку?

Учащиеся выбирают способ проверки гипотез – это теоретический анализ. Для того, чтобы ответить на вопрос выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанную гипотезу.

1.Подумать и задать себе вопрос.

2.Спросить у взрослых.

3.Понаблюдать.

4. Провести эксперимент.

5.Посмотреть в книге, компьютере, справочной литературе

При ознакомлении с материалами разных источников информации учащиеся приходят к выводу о том, что бактерии выполняют как отрицательную, так и положительную функцию в окружающем нас мире.

6.Сбор, систематизация и анализ фактического материала.

Учитель предлагает вниманию учащихся кинофильм о роли бактерий в природе, предлагает изучить текст о бактериях в учебнике, изучить дополнительную литературу о бактериях, которая заранее найдена и подготовлена к уроку (ПУУД). В ходе этой работы дети должны заполнить таблицу (КУУД) (работа в группах):

Название бактерий

Значение бактерий

В природе

В жизни человека

Бактерии гниения

Почвенные бактерии

Азотфиксирующие бактерии

Молочнокислые бактерии

Патогенные бактерии (холера, туберкулёз, ангина, столбняк)

7.Подведение итогов.

Учащиеся делают вывод о том, что значение бактерий заключается в следующем (ЛУУД, РУУД):

  1. Отрицательная роль бактерий

- патогенные бактерии

- порча продуктов

  1. Положительная роль бактерий

- почвообразование (формирование перегноя - гумуса)

- усвоение газообразного азота

- помощь в переваривании целлюлозы у растительноядных животных

- производство молочнокислой продукции

- производство антибиотиков, витаминов и т. д.

3) Чтобы бактерии помогали человеку, нужно вести здоровый образ жизни: соблюдать режим дня,  не курить, не употреблять алкоголь и наркотики, заниматься спортом, правильно питаться, принимать  витамины. Тогда полезные бактерии объявят войну вредным бактериям и организм победит.

Учащиеся фиксируют полученную информацию в тетради (подтвердилась гипотеза 2).

Обсуждение завершённой работы.

8.Рефлексия. (РУУД)

Подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.

Какова наша тема? Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Как доказать помогают или вредят бактерии человеку? Почему польза некоторых бактерий вызвала у вас сомнение? Как мы вышли из затруднительно положения?

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Вот и подошёл к концу наш урок. Мы хорошо потрудились: молодцы . Исследование помогло нам решить проблему: помогают или вредят бактерии человеку? Однако тот, кто по-прежнему сомневается в верности нашего вывода, может дома продолжить исследование по данной проблеме, используя другие методы для сбора информации. Ваши отчёты мы выслушаем на следующем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».

«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.

Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в  9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...

Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация

žЯ, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок  литер...

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"

Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...