открытый урок
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Хертек Шончалай Владимировна

: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plen.griby_.docx69.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Плесневые грибы и дрожжи.

Цель: изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей, раскрыть их роль в природе и народном хозяйстве, использование в медицине

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение плесневых грибов связано с их жизнедеятельностью;
  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: спорангии, мукор, пеницилл, дрожжи.

– формировать умение сравнивать шляпочные грибы и плесневые грибы.

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные

  1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
  2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  3. Оценивать собственный вклад в работу;
  4. Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности:  беседа, работа с компьютерной презентацией, видеофрагментами, выполнение различных заданий в маршрутных листах, фронтальный опрос, беседа,  

 самоконтроль и взаимоконтроль, рефлексия. 

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, поисково-исследовательский, лабораторная работа.

Приемы деятельности учителя:

работа с компьютерной презентацией, эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников, подведение итогов.

Принципы, соблюдаемые в деятельности учащихся и учителя: сотрудничество, соучастие.

Методы обучения:

  1. Перцептивный аспект (передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.
  2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.
  3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.
  4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.
  5. Аспект контроля: фронтальный, взаимоконтроль, самоконтроль итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного  самосовершенствования.

Оборудование: рисунки  плесневых грибов, компьютер, мультимедийный проектор, экран, видеофильм, натуральные объекты - колонии плесневых грибов на различных субстратах, дрожжи, микроскоп.

Ход урока:

Приветствие: Учитель: Добрый день, ребята! Садитесь. Настройтесь на рабочий лад. А теперь начнём наш урок.

Ребята я прошу ваше внимание на экран. Просмотрев фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?  

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»

И так

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?  (о плесени)

- А где вы видели плесень?

- Кто видел как бабушка или мама печет пироги? Что она добавляет в тесто, после чего оно начинает увеличиваться в размерах, расти?

( Дрожжи)

- Как вы думаете, к какому царству относятся эти организмы? Это бактерии? (Нет, бактерии микроскопически малы.)

- Тогда может быть это растения? (Нет, растения зеленые, им нужен свет для жизни)  

- Тогда, это, наверное, животные? (Нет, животные могут активно двигаться)

- Значит, к какому же царству они относятся? (К царству Грибы)

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Плесневые грибы и дрожжи).

Запишите ее в тетрадь.

Сегодня каждый из вас получит оценку на уроке. Оценивать себя вы будете самостоятельно. Для оценивания будите использовать конвертик, в котором лежат критерии и шкала оценок для каждого задания. Для упражнения №2 и №3 и оценки д/з белая карточка оценивания, для оценивания л/р зеленые карточки, на которых так же указаны критерии и шкала оценивания работы. Розовые карточки  для оценивания итоговой работы в конце урока.

- Какие грибы мы изучали на прошлом уроке? На каких предметах вы еще говорили о грибах? (окруж. Мир; литература)

Предлагаю проверить ваши знания в виде игры «Светофор»

 Отвечать на мои  вопросы будете таким образом. Если утверждение правильно, то поднимаете красные карточки (ДА), а если утверждение неправильно, то поднимаете зеленую карточку (НЕТ).

«Светофор»

  1. Грибы принято выделять в отдельное царство (да)
  2. Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)
  3. Грибы размножаются семенами (нет)
  4. Все  ли грибы съедобны (нет)
  5. Какова роль грибов в природе и в жизни человека?

 Давайте  вместе с вами сформулируем вопросы, которые мы будем обсуждать на уроке. Для этого я вам предлагаю заглянуть в маршрутный лист и заполнить таблицу «Знаю – не знаю»

Знаю

Не знаю

Общую характеристику грибов

Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

1.Совместное открытие знаний. 

 –Вспомни, при  каких обстоятельствах тебе приходилось сталкиваться с плесенью? (Жизненный опыт.)

2. Для того, что бы выполнить задание №1 (учащийся читает задание) мы послушаем сообщение

 Сообщения учащихся «Среда обитания грибов» (2 минуты)

Задание №1 Закончи предложение

Плесневые грибы встречаются ________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Работа в парах задание № 2    и последующая проверка по эталону; фронтальное обсуждение результатов работы с учебником с записью ответов в таблицу

Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика. (5 мин)

Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора?

Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной клетки с множеством ядер в цитоплазме. Головки мукора содержат споры. Эти головки называют спорангиями.

Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных перегородками на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде кисточек.

4.Какие грибы человек использует при выпечки хлеба? (дрожжи). Это микроскопические грибы, которые состоят из одной клетки, имеющую форму шарика, ядро, цитоплазма.

А каким же способом размножаются дрожжи? Стр 79 учеб

5.Работа в парах задание №  2   и последующая проверка по эталону; взаимопроверка.  (2 мин)

Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:

А. Их используют в хлебопечении, виноделии

Б. Их тело многоклеточное

В) Это микроскопические грибы

Г) Имеют форму шарика

Д) Размножаются половым способом

Е) Размножаются почкованием

Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ

Правильные ответы: А В Г Е Ж

Физминутка.

Ежик по лесу шел,  шел

И грибок нашел

Наклонился поднял, положил в кузовок

Наклонился поднял, положил в кузовок

Устал, сел, вздохнул и снова работать стал

Самостоятельное применения знаний:

Лабораторная работа №6

Особенности строения мукора и дрожжей

Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться  делать выводы.

Ход работы:

  1. Рассмотри плесень под лупой
  2.  Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
  3. Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
  4. Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
  5. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Вывод: …..

IV. Закрепление изученного материала.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные на уроке.

1.Вопросы классу.

  • С какими плесневыми грибами мы познакомились на уроке?
  • Какое строение имеет мукор?
  • Имеет ли мукор сходство со шляпочными грибами?
  • Что получают из пеницилла?
  • Как человек использует антибиотики?
  • Как размножаются дрожжи?

Рефлексия:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Данный материал пригодится мне в жизни….

- Плесневые грибы и дрожжи не имеют плодового тела

- Мукор и пеницилл имеют грибницу

- Размножается плесень спорами и обрывками грибницы; дрожжи почкованием

- Дрожжи и многие плесневые грибы – сапрофиты

- Для развития плесневым грибам нужно тепло, влага. Питательная среда

По изученным нами темам какие грибы мы теперь знаем?

Домашнее задание:
Творческое задание (на выбор)
1) Вырастить зеленую плесень. Сфотографировать все этапы ее развития и оформить в виде презентации (можно с помощью взрослых).
2)Подготовить сообщение об открытии пенициллина.
3) Придумать загадки о плесени, дрожжах, пенициллине

        

        

Приложения 1

Число __________

Маршрутный лист Ф.И________________________________________________

Тема урока: _________________________________________________________________

«Знаю – не знаю»

Знаком плюс отметь, что ты уже знаешь (колонка «знаю») и знаком минус, что тебе неизвестно (колонка «не – знаю»)

                                  Утверждения

Знаю

Не знаю

  • Особенности строения плесневых грибов и дрожжей

  • Общую характеристику грибов

  • Роль плесневых грибов и дрожжей в природе

Задание №1 Закончи предложение

Плесневые грибы встречаются ________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Задание №2  Изучите статью §15 на стр 78 «Гриб мукор» и стр. 79 статью «Гриб пеницилл». Самостоятельно ответьте на вопросы, представленные в левом столбике. Для ответа используйте «подсказки» правого столбика. Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом  и проверьте по эталону ошибки правого столбика, оцените работу.

Какое строение имеет мукор? Чем пеницилл отличается от мукора?

Грибница мукора состоит из одной сильно разросшейся и разветвленной _________ с множеством ________в цитоплазме. Головки мукора содержат _________     Эти головки называют _____________  .

Грибница пеницилла состоит из ветвящихся нитей, разделенных ____________    на клетки. Споры пеницилла расположены на концах нитей грибницы в виде ___________ .

   

                                                                                                     

                                                                                                        Оценка:

Задание №3  Из перечисленных сведений выберите те, которые соответствуют особенностям дрожжей:

А. Их используют в хлебопечении, виноделии

Б. Их тело многоклеточное

В) Это микроскопические грибы

Г) Имеют форму шарика

Д) Размножаются половым способом

Е) Размножаются почкованием

Ж) Дрожжи разлагают сахар на спирт и углекислый газ             Ответ: ______________

Поменяйтесь с соседом по парте маршрутным листом  и проверьте по эталону правильность ответа, оцените работу.                                    Оценка:         

Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей»

Цель: познакомиться со строением плесневого гриба - мукора, дрожжи, научиться  делать выводы.

Ход работы:

  1. Рассмотри плесень под лупой
  2.  Приготовь микропрепарат плесневого гриба мукора
  3. Зарисуй строение мукора и подпиши его части.
  4. Зарисуй клетку дрожжей и подпишите названия ее основных частей.
  5. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Мукор

Дрожжи

Вывод:

        Оценка:

Задание №4  Используй рисунки учебника подпиши названия плесневых грибов

МукорПеницилл

                               _________________                                                                      

                                                                                                                         Оценка:

                                                                                                     

Итог урока

Оцените себя за работу на уроке по пятибалльной шкале, поставив знак + или -

Общеучебные умения

0

1

2

3

4

5

Общий балл

Оценка

Отвечал(ла) на вопросы д/з

Выполнил (ла) задание №2 на

Выполнил (ла) задание №3 на

Самостоятельно выполнил (ла) л\р на

                                                      Итого

Сообщения на тему: Среда обитания грибов

Грибы распространены во всем мире, растут в различных средах обитания, в том числе в экстремальных условиях, таких как пустыни, районы с высокой концентрацией солей или ионизирующего излучения, а также в глубине водоемов. Некоторые могут выдержать интенсивное ультрафиолетовое и космическое излучение. Однако они наиболее распространены в земной среде, хотя некоторые виды обитают частично или исключительно в водной среде. Их называют хитридиомицеты. Другие примеры водных грибов включают в себя виды, обитающие в гидротермальных районах океана.

         Существует более 600 видов пресноводных грибов. Ученые полагают, что пресноводные грибы произошли от наземных предков. Многие виды четко приспособлены к жизни в пресной воде. Пресноводные грибы участвуют в распаде древесины и листовых материалов, а также приводят к заболеваниям растений и животных. Однако на сегодняшний день пробелы в знаниях о пресноводных грибах огромные, а эта область микологии нуждается в изучении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...