Наземно-воздушная среда обитания 5 класс ФГОС ООО
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Наталья Ивановна Волкова

Приведён урок  в  5 классе в соответствии с требованиями  ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_23.10_5_klass_fgos.docx494.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 5 классе

 по теме «Наземно-воздушная среда»

Учитель: Волкова Н. И. 23.10.2015

Цель: 

-изучить приспособления растений и животных к разнообразным условиям наземно-воздушной среды обитания.

Задачи:

-развить знания о средах жизни на основе рассмотрения наземно-воздушной среды;

-сформировать умения устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания;

-развить умение работать с различными источниками информации, развить умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

Планируемые результаты:

Называть основные абиотические  факторы в наземно-воздушной среде;  определять  и находить группы растений и животных по отношению к водному режиму и иллюстрировать их примерами; выделять характерные черты организмов,  обитающих в разных условиях влажности в наземно-воздушной среде, описывать приспособления; сравнивать особенности водной и наземно-воздушной среды обитания;  уметь работать с разными источниками информации, объяснять;  устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.

Основные термины и понятия:

наземно-воздушная среда, водная среда;  группы растений по отношению к водному режиму:  влаголюбивые,  умеренной влажности, сухолюбивые;  группы животных по отношению к водному режиму: влаголюбивые, обитающие в условиях умеренной влажности,  устойчивые к недостатку влаги

Основное содержание:

1.Общая характеристика наземно-воздушной среды обитания.

2.Особенности наземно-воздушной среды.

3.Приспособления  наземных организмов к водному режиму

Ресурсы:

Основные:  учебник стр.22-25, электронное приложение «Наземно-воздушная среда», тетрадь-тренажёр, презентация

Дополнительные: гербарий на каждом столе, цветы в кабинете.

Тип урока: Изучение нового материала, комбинированный

Ход урока:

1.Организационный этап (приветствие, отметка в журнале темы и отсутствующих, проверка наличия на парте  УМК, тетрадей).

Слово учителя. 2 мин.

2.Установление темы и цели урока:

Проводится игра «Пятый  лишний» с целью актуализации знаний по теме. Учащиеся вспоминают основные термины, изученные ими ранее: 1 мин.

-  Ответы учащихся: «царство», «отдел», «вид»,  «водная среда», наземно-воздушная среда.  

(Запись в презентации )1 мин.

На вопросы учителя, какую среду уже изучили и какую дальше логично изучать,  учащиеся дают ответ, заключающий в себе тему урока – наземно-воздушная среда.

Учитель: но этот  термин вам пока  неизвестен.

3. Цель ставят учащиеся сами по аналогии с прошлой темой:

Групповая работа по определению цели урока – 3 мин.

-охарактеризовать наземно-воздушную среду обитания

    - изучить , как разные организмы приспособились к жизни в данной среде

Данный этап урока завершён, своей цели достиг.        

4.Ко мне попала  схема, которая отражает то, чем мы будем заниматься на уроке. Помогите мне с ней разобраться. 4 мин.

(презентация)

Учащиеся догадываются, что изображены абиотические факторы  и

описывают по схеме основные характерные черты наземно-воздушной среды (рис.1) ( слайд 5)

        http://www.nscience.ru/biology/ecology/walking_on_a_biosphere/ground_and_air/scheme.jpgC:\Users\Светлана Ларионова\Desktop\дз\Состав воздуха (Рисунок).png

Сравнивают количества воздуха в воде и  в наземно-воздушной среде. Анализируют его состав, пользуясь круговой диаграммой (рис.2) 5 мин.

( слайд 6)

Требуется вспомнить план, по которому характеризуется любая среда. В ходе презентации задаются вопросы,  и учащиеся, отвечая на них, заполняют тетрадь. 2 мин.

5.Письменная работа в тетради. (Работа в парах)3  мин.

В тетради продукт этого этапа урока выглядит так:

На слайде:

План-конспект « Характеристика наземно-воздушной среды»:

1.свет  ̶  много

2.температура   ̶  непостоянная

3.воздух   ̶  много

4.влажность  ̶  недостаточно

5.ветер  ̶  есть

___Учащиеся сравнивают. _______________________________________________________________

6.  Изучив характеристику среды обитания, логично перейти к  пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней. 7мин.

Проблема  -   выяснить приспособления живых организмов к этой такой контрастной среде обитания.

Выбираем 1 параметр  ̶   влажность, так как на прошлом уроке изучали водную среду, и анализируем черты приспособленности к водному режиму:

   -у животных

-у растений

Используя рисунок в учебнике на  стр.25, учащиеся  объясняют, что среди животных есть группы:

-устойчивые к недостатку влаги (перечисляют примеры);

-обитающие в условиях умеренной влажности (перечисляют примеры);

-влаголюбивые (перечисляют примеры)

СЛАЙД.

7. Первичное закрепление:  5-6 мин.

  • тетрадь-тренажёр стр. 23 №6: расположить только что изученных животных под фотографиями озера, пустыни и леса.

- Какие же существуют группы растений по отношению к воде?  

Учащиеся читают текст на стр.25 учебника  и выясняют, что есть следующие группы растений по отношению к влажности:

- влаголюбивые,

- умеренной влажности,

-сухолюбивые.

Вычленяют в тексте основные черты внешнего и внутреннего строения у растений из разных мест. (Отвечают устно.)  

8. Следующая задача – среди  растений из гербария, разложенных  у них на столах,  найти отличительные  черты и определить группу этих растений по отношению к влаге. Учащиеся называют растений, по которым они отнесли их к той или иной группе.   3 мин.

10. Следующая задача –  найти в классе живые  растения  и группы, к которым их можно отнести (учащиеся по одному подходят к растениям, называют отличительные черты и группу, к которой они отнесли данное растение) 4 мин.

Продукт этого этапа-  в виде схемы:

Растения

влаголюбивые

10.Закрепление знаний:4 мин.

Представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, должны сразу предупредить гостей?

Какие приспособления встречаются у животных и растений при нехватке или избытке воды?

Насколько необходима вода для жизни?

11.Рефлексия( презентация на доске), предлагается ответить на вопросы: 2 мин.

-Чего ты не знал до урока?

-О чём бы ты рассказал своим друзьям или родителям?

-Где могут пригодиться полученные сегодня  знания?

Со звонком учащиеся покидают класс, задвигая за собой стулья, и с оценками в дневниках.

12. Подведение итогов урока: 1мин.

1.Оценки (за карточки, за активную работу на уроке, за работу с гербариями и живыми объектами исследования)

13.Информация о домашнем задании: 1мин.

1.Подготовиться к лабораторной работе, для этого прочитать учебник стр.22-25, принести тетради - практикумы.

2.Творческое задание №7,8 стр.34-35- привести примеры растений и животных родного края из разных групп по отношению к водному режиму, выделить основные черты строения, по которым вы их отнесли к данной группе. Привести примеры комнатных растений по группам.

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы

Обитание Наземно-воздушная среда

Приспособились к жизни в данной среде  Разные организмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение» Контрольные задания по технологии 5-й класс. ФГОС «Материаловедение»

Контрольная работа по технологии в разделе" материаловедение"-необходима для проверки усваения материала....

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....