Урок по теме "Земноводные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Сидягина Людмила Анатольевна

Урок по теме "Земноводные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zemnovodnye.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Класс Земноводные, или Амфибии».

Сидягина Л.А. – учитель биологии

МБОУ Пильнинской СШ № 2

 
Тип урока: изучение нового материала.
 

Цели урока:
Образовательные: 
1. Раскрыть особенности внешнего строения земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде.
2. Установить происхождение земноводных от древних кистеперых рыб.
3. Показать значение земноводных и необходимость их охраны.
4. Продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности живых организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, использовать дополнительную литературу.
Развивающие: 
1. Развивать умение анализировать материал по теме.
2. Формировать умение излагать свою точку зрения.
Воспитательные: 
1. Формирование научно-материалистического мировоззрения, собственных убеждений.

2. Воспитание бережного отношения к животным.


Оборудование:

таблицы «Тип Хордовые. Класс Земноводные», «Тип Хордовые. Класс Земноводные. Лягушка», «Развитие и размножение лягушки», рисунки и  фотографии с изображением земноводных, презентация к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Изучение новой темы

Как вы думаете, почему земноводные так называются?

    Они живут на суше и в воде и приспособлены к этому.  На суше большинство из них встречается во взрослом состоянии, а размножение, рост и развитие личинок-головастиков протекает в водной среде.  

      Как вы думаете, от кого произошли земноводные?

 Земноводные появились около 350 млн. лет назад от древних кистеперых рыб. Это были первые наземные позвоночные.  Они передвигались с помощью парных конечностей, дышали с помощью легких и кожи.

Первыми наземными земноводными, которые вышли на сушу, были стегоцефалы, что означает «покрытоголовые».  

    Прочитайте текст, делая пометки:    + новое , V – уже знал, - думал иначе, ? не понял, есть вопросы. Заполним таблицу и потом обсудить записи, внесенных в  таблицу.

+ новое

V – уже знал

- думал иначе

? не понял, есть вопросы

Тело современных земноводных подразделяется на голову, туловище и конечности. На голове расположены пара ноздрей для дыхания атмосферным воздухом, пара глаз, защищенных веками.  Кожа голая (лягушки, квакши), влажная от выделяемой специальными железами слизи (необходимое условие при кожном дыхании), прохладная за счет постоянного испарения влаги с ее поверхности, ороговевшая (жабы). Дышат кислородом воздуха легкими, а также растворенным в воде кислородом через кожу. Есть представители, имеющие наружные жабры.   Кровь течет по двум кругам кровообращения. Сердце у взрослых земноводных трехкамерное.

Температура тела непостоянная и зависит от температуры окружающей среды, поэтому все земноводные активны лишь в теплое время суток и года. При понижении температуры окружающей среды они впадают в оцепенение. Животные раздельнополые. Оплодотворение внутреннее или наружное. Икра, отложенная самкой, развивается в воде. Вышедшие из икринок личинки не похожи на взрослых земноводных и сходны с личинками рыб. Дышат с помощью наружных жабр. Сердце личинок, как у рыб, двухкамерное. Один круг кровообращения. Есть боковая линия. Движение в воде осуществляется за счет изгибов сплющенного с боков хвоста. Через 2-3 месяца личинка-головастик превращается во взрослое животное.

Земноводные уничтожают большое количество насекомых, в том числе кровососущих, и их личинок. Служат пищей многим животным и даже человеку. Лягушка - незаменимый объект лабораторных исследований.   Многие виды редкие и охраняемые.

Земноводные  объединены в три отряда: Безногие, Хвостатые и Бесхвостые.  

Отряд Бесхвостые - самая многочисленная группа земноводных, насчитывающая около 3 тыс. видов. Они распространены по всему земному шару, встречаются на всех континентах и островах обоих полушарий, за исключением Антарктиды и самых северных островов. Из отряда бесхвостых земноводных наиболее известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки, чесночницы.     В отличие от представителей других отрядов бесхвостые в большей степени освоили сушу, но не потеряли связи с водой. Эти амфибии имеют ряд специфических приспособлений к условиям жизни.

Тело короткое, приземистое. Голова широкая, без шеи, слита с туловищем. Хвоста нет. Кожа голая, снабжена множеством желез, секрет которых обильно увлажняет поверхность тела. На голове имеется пара подвижных глаз с мигательными перепонками и пара ноздрей на кончике морды. Дышат атмосферным воздухом с помощью легких и через кожу. Поступательное движение в воде прерывистое за счет работы длинных, снабженных плавательными перепонками конечностей, превращенных в ласты. Передние конечности короче задних, при плавании прижимаются к телу. На земле бесхвостые земноводные предпочитают двигаться прыжками, используя мощные задние конечности. Эти животные активны в течение всего времени суток. Взрослые ведут хищный образ жизни.

Питаются бесхвостые земноводные пауками, муравьями, ракообразными, земляными червями, наземными и водными моллюсками и насекомыми. Пищу активно отыскивают с помощью зрения в воде и на суше. Ловят летающих насекомых.  Схватывать и удерживать добычу амфибиям помогают мелкие зубы и клейкий язык, который прикрепляется у основания рта передним концом и сложен в ротовой полости вдвое. В момент приближения добычи выбрасывается далеко вперед.  

Бесхвостые земноводные размножаются в воде. Самки откладывают икру, а самцы выметывают молоки. Оплодотворение икры наружное. Вышедшие из икры головастики похожи на рыб и первые дни жизни питаются одноклеточными сине-зелеными водорослями и простейшими животными. По истечении 50-60 суток в теплой воде и 80-85 суток в холодной головастик превращается в маленького лягушонка, способного покинуть водоем и выйти на сушу.

Жабы связаны с водой только в период размножения. Поверхность кожи жаб ороговевшая, поэтому испарения влаги через кожу не происходит. Дыхание в большей степени осуществляется с помощью легких, что позволяет жабам далеко уходить от водоема. В наших широтах преимущественно распространены обыкновенная и зеленая жабы.

Из настоящих лягушек наиболее распространены озерная и прудовая, жизнь которых в большей степени связана с водой. Травяная и остромордая лягушки, наоборот, используют воду в основном в период размножения. Летом в поисках корма они уходят от водоема и живут на суше.

 Отряд Хвостатые   объединяет земноводных, живущих к северу от экватора, в умеренном поясе Восточного и Западного полушарий. Южнее экватора, в Южной Америке, встречается лишь небольшая группа саламандр. Удлиненное веретеновидное туловище хвостатых амфибий незаметно переходит в длинный хвост, округлый у саламандр и амбистом, сжатый с боков - у тритонов, протеев, аксолотлей.   Изгибание хвоста вправо и влево помогает этим земноводным двигаться в воде. На суше представители хвостатых передвигаются при помощи двух пар слаборазвитых конечностей. Пальцы на концах конечностей многих видов снабжены легкорастяжимой кожистой перепонкой и лишены когтей. Североамериканские сирены не имеют задних конечностей.

Дыхание взрослым хвостатым земноводным обеспечивают легкие, кожа и слизистая оболочка ротовой полости. Постоянно живущие в воде представители отряда дышат с помощью и легких, и наружных жабр. Жабры похожи на перистые веточки, расположенные по бокам головы.

Оплодотворение внутреннее и наружное. Самки откладывают от 2-5 до 600-700 яиц (икринок) в воду либо во влажные места. Развитие яиц длится 2-3 месяца. Вышедшие личинки похожи по облику и способу передвижения на личинок рыб.

Отряд Безногие   состоит из одного семейства червяг.  

Родина безногих земноводных - тропическая часть Африки, Южные Америка и Азия, острова Индийского и Тихого океанов. За исключением южноамериканских червяг, живущих постоянно в воде, все остальные представители семейства являются подземными жителями и встречаются во влажной почве на глубине 30-60 см.

У этих амфибий червеобразное, цилиндрическое тело, слегка сплюснутое в спинно-брюшном направлении. Кожа голая, обильно снабжена многочисленными слизистыми ядовитыми железами. Сверху тело поделено на множество поперечных колец, по внешнему виду напоминающих сегменты дождевых червей. Червяги не имеют конечностей и хвоста, голова у них маленькая, незаметно переходящая в туловище, органы зрения и слуха отсутствуют. Отыскивая еду, червяги, подобно дождевым червям, прокладывают в земле ходы. Питаются беспозвоночными животными: червями, улитками, личинками и взрослыми насекомыми. Могут напасть даже на небольших змей. Пищу отыскивают с помощью хорошо развитых органов обоняния и осязания.

  1. Закрепление.  

Выберите номера правильных ответов:

 1. Амфибии обитают только в воде.

2. Кожа амфибий влажная.

3. Глаза лишены век.

4. Сердце трехкамерное.

5. Один круг кровообращения.

6. У головастика сердце двухкамерное.

7. Аксолотль – представитель отряда бесхвостые.

8. Развитие амфибий  - с превращениями.

9. У головастика есть боковая линия.

10. Лягушки относятся к отряду бесхвостые.

 

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

           Подведем итоги нашего урока. Вам необходимо  составить синквейн к слову – земноводные.

Ученики по желанию могут зачитать свои ответы.

Учитель подводит итоги урока.

 

V. Домашнее задание.  

  • Параграф 24  стр. 115.
  • В рабочей тетради задания № 8-12 стр. 58-59.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...