Конспект обобщающего урока "Размножение организмов"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Cоцкова Татьяна Васильевна

 

Обобщающий урок для учащихся 9 класса содержит ссылки на интерактивный материал. Возраст 13-15 лет  характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с учителями и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razmnozhenie_organizmov.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Размножение организмов»

Характеристика учащихся 7 класса

Возраст12-14 лет  характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с учителями и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий. 

Цель урока: обобщить  знания по теме «Размножение организмов».

Структура урока

№ этапа

Название этапа

Время, мин

1

Организационный момент

5

2

Мотивирование

2

3

Обобщение знаний

28

4

Подведение итогов

5

Организационная структура урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап 1. 

Организационный момент.

Цель: 

проверить готовность учащихся.

Этап 2. 

Мотивирование.

Цель: 

заинтересовать учащихся, подвести к теме урока.

Этап 3.

Обобщение знаний по теме «размножение организмов».

Цель:

обобщить  знания о размножении и развитии организмов.

Этап 4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Приветствие, проверка присутствия и готовности учащихся к уроку.

На этом уроке, мы с вами, ребята, повторим последнюю изученную нами тему «Размножение и развитие организмов». (Слайд 1) Это одна из наиболее важных тем курса общей биологии.  Знания, полученные при изучении этой темы значимы как для здоровья человека, так и для здоровья его потомков.

Работать мы будем устно, а так же  выполнять задания на листе учета знаний.

Вопросы: 

Что такое размножение?  

Каково его значение для природы?  

Какие существуют формы и способы размножения?

Демонстрируется   3 слайд.

Назовите типы и способы размножения изображённых на слайде организмов

Бесполое размножение - очень эффективный процесс.  В благоприятных условиях численность вида может быстро увеличиться.

Но обеспечит ли бесполое размножение разнообразие особей?

Чем же характеризуется половое размножение?

Ученики выполняют 1 задание на листах учета знаний « Дописать предложения».  (Слайд 4, 5, 6)

  • 1.Процесс воспроизведения себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни, -…
  • 2.Бесполое размножение, при котором дочерние особи формируются из тканей и органов материнского организма, -…
  • 3. Форма бесполого размножения, при котором от родительской особи отделяется небольшой вырост и образуется дочерний организм, - ….
  • 4. Процесс образования половых клеток, - …
  • 5. Диплоидная клетка, образовавшаяся в результате слияния мужской и женской гамет, - …
  • 6. Процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой с последующим слиянием их ядер, - …..
  • 7. Развитие зародыша у животных из неоплодотворенной яйцеклетки - ….
  • 8. Особый тип оплодотворения, характерный для цветковых растений, - ….

После выполнения задания, ученики обмениваются зачетными листами с соседями по парте и проверяют правильность выполнения задания. Слайд 7.

В основе роста, развития, размножения лежит деление клеток.

Давайте вспомним, какие мы знаем типы деления клеток?

Слайд 8. Какова роль митоза в жизни организма?

Ученики выполняют задание 2. 

Назвать фазы митоза по их описанию.  (Слайд 9)

Какова роль мейоза в жизни клетки? (Слайд 10) 

Давайте вспомним:

В чём особенности протекания  мейоза?

Сейчас мы с вами зайдём на ссылку (Слайд 11), указанную на экране и один из вас выполнит задание:-расположите иллюстрации фаз мейоза и описание к ним в правильной последовательности.

Ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/000004e1-1000-4ddd-b63c-1d0046bc4332/185.swf

Назовите особенности образования женских и мужских гамет (Слайд 12). (Ученики устно называют особенности  овогенеза и сперматогенеза) 

Ученики выполняют письменно задание 3 и 4 (Слайд 13,14)

После оплодотворения, когда сливаются ядра половых клеток и восстанавливается диплоидный набор хромосом, начинается развитие нового организма - онтогенез.

На какие периоды  делится онтогенез?

Демонстрируется слайд 15. Ученики вспоминают три основных этапа эмбрионального  периода: дробление, гаструляцию, первичный органогенез.

Демонстрируется слайд 16. Какое развитие называют постэмбриональным?  Что такое прямое и непрямое постэмбриональное развитие? Назовите типы развития организмов, указанных на слайде.  

Демонстрируется слайд 17. Сообщение учащихся о влиянии окружающей среды на онтогенез организма.

Мы повторили самые основные понятия темы. Внимательно смотрим на доску и выполняем тестовые задания. (Демонстрируются слайды 18-23.)

А 1.Вегетативное размножение ландыша происходит с помощью:
1) корня;
2)стебля;
3) корневища;
4) подземного побега
        А 2.Какая форма бесполого размножения характерна для мхов, папоротников?
1) бинарное деление;
2) шизогония;
3) почкование;
4) спорообразование

         А 3.Клетки гаструлы:
1) гаплоидны
2) диплоидны
3) тетраплоидны
4) триплоидны

         А 4. Из энтодермы образуются:
1) волосы и ногти
2) скелетные мышцы
3) легкие
4) хрящи
        А 5. Укажите правильно показанный путь развития бабочки: 
1) яйцо – взрослое насекомое;
2) яйцо – личинка – взрослое насекомое;
3) яйцо – личинка – куколка -взрослое насекомое;
4) яйцо – куколка – взрослое насекомое

Задача

  • Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6×10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматической клетке перед началом деления и после его окончания.

После завершения работы ученики, сидящие на одной парте, обмениваются зачетными листами и проверяют друг друга. (Демонстрируется слайд 24 с ответами.)

Рефлексия. Ученикам предлагается отметить на листах учета знаний, понравился ли им урок, был ли он полезным.

Учитель подводит итоги урока, выставляет отметки за устные ответы, собирает зачетные листы

Домашнее задание. Повторить § 30-34 стр 140-164.

Учащиеся готовятся к работе на уроке.

Предполагаемые ответы учащихся:  Размножение – это воспроизведение себе подобных. Размножение обеспечивает непрерывность и преемственность жизни. Различают бесполое и половое размножение.

(Бесполое: амёба (деление одноклеточных);гидра (почкование); морская звезда (фрагментация); малина (вегетативное размножение-корнями). Половое: ласточка, моллюска, собаки)

Каждый организм при бесполом размножении идентичен материнскому

Половое размножение имеет большое эволюционное преимущество. Генотип потомков возникает путем комбинации генов родителей. Это приводит к разнообразию особей, новые сочетания генов могут быть более удачными и повысить приспособленность организмов.

1) размножение

2) вегетативное размножение

3)почкование

4) гаметогенез

5)зигота

6) оплодотворение

7) партеногенез

8)двойное оплодотворение

митоз и мейоз.

Нормальное функционирование многоклеточного организма невозможно без сохранения одинакового генетического набора генетического материала в бесчисленных клеточных поколениях. Митоз обеспечивает эмбриональное развитие, рост, восстановление тканей и органов после травм, физиологическую регенерацию.

Сущность мейоза состоит в том, что каждая половая клетка получает одинарный – гаплоидный набор хромосом. Вместе с тем, мейоз – это стадия, во время которой создаются новые комбинации генов путем сочетания разных материнских и отцовских хромосом. Перекомбинация наследственных задатков возникает, кроме того и в результате кроссинговера. Слияние половых клеток – оплодотворение – приводит к образованию зиготы и восстановлению диплоидного набора хромосом.

(Два последовательных деления, конъюгация, кроссинговер, редукционное деление, образование клеток с гаплоидным набором хромосом.

Один из детей выходит к доске, выполняет задание, а остальные ему помогают.

Гаметогенез – это последовательный процесс, который обеспечивает размножение, рост и созревание половых клеток в мужском организме (сперматогенез) и женском (овогенез).

Гаметогенез протекает в половых железах - сперматогенез в семенниках у мужчин, а овогенез в яичниках у женщин. В результате гаметогенеза в организме женщины образуются женские половые клетки - яйцеклетки, а у мужчин - мужские половые клетки сперматозоиды. Именно процесс гаметогенез (сперматогенез, овогенез) дает возможность мужчине и женщине возможность воспроизведения потомства.

Выполняют задания.

Эмбриональный период и постэмбриональный период.

Дробление — ряд последовательных митотических делений оплодотворенного или инициированного к развитию яйца. Гаструляция (впячивание) В ходе гаструляции клетки зародыша практически не делятся и не растут. Происходит активное передвижение клеточных масс (морфогенетические движения). В результате гаструляции формируются зародышевые листки (пласты клеток). Гаструляция приводит к образованию зародыша, называемого гаструлой. Первичный органогенез — процесс образования комплекса осевых органов.

Постэмбриональное развитие начинается с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается вплоть до наступления полового созревания. Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. При этом он может быть ограничен определенным сроком или длиться в течение всей жизни. Различают 2 основных типа постэмбрионального развития:

-прямое развитие

-развитие с превращением, или метаморфозом (непрямое развитие)

Прямое постэмбриональное развитие - тип развития, при котором родившийся организм отличается от взрослого меньшими размерами и недоразвитием органов.

При развитии с метаморфозом из яйца появляется личинка, порой внешне совершенно не похожая и даже отличающаяся по ряду анатомических признаков от взрослой особи.

Например:

При приеме беременной женщиной алкогольных напитков, алкоголь быстро проходит через плацентарный барьер и поступает к плоду. Когда мать пьет, пьет и ребенок. Ребенок подвергается действию алкоголя в большей степени и более длительное время, поскольку амниотическая жидкость является своеобразным резервуаром. Мозг и центральная нервная система еще не родившегося ребенка очень чувствительны и могут быть повреждены на любых сроках беременности Однако, первый триместр, когда закладываются и формируются все органы и системы, очевидно, самый уязвимый период, в течение которого могут развиться отклонения от нормы. Алкоголь может поражать растущую клетку, уменьшать их общее количество и нарушать взаимодействие между ними по мере их размножения, влияя на ход развития частей плода, формирующихся в момент вредного воздействия.  Алкоголь негативно влияет на развитие и функционирование мозговой ткани и других органов и систем, что отражается на образе мыслей, поведении, познавательных способностях и внешнем облике ребенка и взрослого. Поскольку развитие и формирование ребенка продолжается и после рождения, малыш может пострадать от алкоголя и при грудном кормлении.

А 1 - 3

А 2 -3

А3 -2

А 4 -3

А 5-3

Ответ:

  1. В половых клетках 23 хромосомы, т. е. в 2 раза меньше, чем в соматических, поэтому масса ДНК в сперматозоиде в 2 раза меньше и составляет 6х10-9:2=3х10-9мг.
  2. Перед началом деления (винтерфазе) количество ДНК удваивается и масса ДНК равна 6х10-9х2=12х10-9мг.
  3. После митотического деления в соматической клетке число хромосом не меняется и масса ДНК равна 6 х10-9мг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Борьба организма с инфекцией" 8 класс

Урок по теме "Борьба организма с инфекцией" основан на принципах деятельностного подхода. Все задания подобраны с расчётом на самостоятельную деятельность учащихся....

план-конспект урока "Взаимосвязи организмов в сообществах. Пищевые цепи"

Краткий план-конспект урока показывает основную идею. Урок представляет творческие отчёты групп по ранее заданной теме. Обучающимся было предложено представить материал на тему "взаимосвязи организмов...

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет».

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие "иммунитет”, раскрыть особенности формирования защитных свойств организма, познакомить с видами иммунитета и механизмом его формирования, восстановить знани...

Конспект урока Живые организмы в суровых условиях Антарктиды

Бинарный урок биология- география. Урок открытия новых знаний....

План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"

План конспект урока "Терморегуляция организма. Закаливание"...

Конспект занятия "Закаливание организма - путь к здоровью и долголетию"

Конспект занятия к программе ЗОЖ по  внеурочной деятельности....

Конспект урока " «Необычные организмы – Вирусы»

1. Вирусы – самые мелкие и многочисленные биологические формы.2. Вирусы обнаружены почти в каждой экосистеме на Земле.3. Вирусы постоянно мутируют:– для лечения трудно создавать ...