Повторительно-обобщающий урок по теме: «Стебель». Урок практического обучения.
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Михайлова Елена Николаевна

Материал содержит методические рекомендации по заключительному уроку биологии в 6 классе по теме "Стебель: его виды и значение".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stebel.docx30.19 КБ
Office presentation icon stebel.ppt2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Стебель».

Урок практического обучения.

Цель: создать педагогические условия для повторения, сравнения,

обобщения, практического обучения, закрепления знаний по теме

«Стебель»

Задачи урока: - повторить и закрепить основные понятия по теме

«Стебель»:

Стебель, побег, внутреннее строение древесного стебля в связи с его функциями, годичное кольцо прироста, передвижение минеральных и органических веществ по стеблю, отложение запасных веществ, видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;

  • показать особенности строения видоизмененных побегов (доказать, что это побег);
  • обобщить материал, сделать выводы;
  • развивать память, речь, умение логически мыслить, внимание;
  • обсудить    экологические    вопросы,    дать    историческую справку;
  • воспитать бережное отношение к растениям, чувство прекрасного.

Оборудование:      Коллекция спилов деревьев ( на каждый стол),

Карточки - опорные конспекты (на каждый стол, у каждого ученика), литература (задачи на каждый стол), плакаты и схемы (на доске), муляжи клубней и луковиц (на демонстрационном столе), иллюстрации (у доски)

Тип урока: комбинированный

Технология: развивающего обучения с элементами игровой технологии.

Планируемые результаты: учащиеся систематизируют и закрепляют свои знания об особенностях строения и функциях стеблей, их видах, использовании стеблей человеком.

Метод обучения: частично поисковый, проблемный; решение биологических задач, анализ и формулирование выводов на основе личностного опыта и практической работы.

Форма организации учебной деятельности: обобщающий урок

Приемы деятельности учителя: работа с интерактивной доской, эвристическая беседа, организация обобщения и повторения изученного материала, проведение теста, обсуждение проблемы, подведение учащихся к формулировке вывода по теме урока.

Организация деятельности учащихся: рассматривают и классифицируют стебли, обосновывают свой выбор ответа, используют ранее изученный материал о строении и функциях стебля, анализируют материал урока и накопленные знания по теме, приводят примеры, делают выводы.

Развитие умений и навыков: использовать полученные знания, самостоятельно работать в заданном темпе, сравнивать объекты, работать с  рисунками, схемами, таблицами, текстом учебника, тестом, дополнительной литературой, выделять главную мысль и делать выводы.

 План урока: 

  1. Устный опрос по теме: «Стебель»
  2. Письменный опрос (тестовое задание)
  3. Решение биологических задач
  4. Видоизмененные побеги (обсуждение результатов лабораторной работы)
  5. Игра « Что? Где? Когда?»
  6. Значение стебля.
  7. Заключение.
  8. Оценки за урок. Домашнее задание.

Ход урока:

I        Устный опрос по теме: «Стебель»

Фронтальный опрос. Индивидуальный опрос (с использованием
схем и опорных конспектов)

Дать определение стебля, побега, указать значение стебля.

II        Письменный опрос (тестовое задание)

Вписать пропущенные термины и определения (Закрепление темы «Внутреннее строение стебля).

  1. Наружный темный слой дерева        (кора)
  2. Они состоит из        (кожицы, пробки, луба)
  3. Самый широкий плотный слой дерева     (древесина)
  1. В центре дерева находится рыхлая        (сердцевина)
  2. Кожица и пробка защищают клетки от    (излишнего испарения)
  3. В пробке развиваются маленькие

бугорки с отверстиями        (чечевички)

  1. Через чечевички осуществляется        (газообмен)
  2. В состав луба входят        (Лубяные волокна и сито-

видные трубки).

9.        Глубже луба располагается        (камбий, древесина, серд-

цевина)

  1. Между лубом и древесиной залегает     ( камбий)
  2. У камбия клетки с тонкими        (оболочками)
  3. Камбий - это        (образовательная ткань)
  4. В состав древесины входят трубко-
    образные        (сосуды)
  5. В сердцевине откладываются        (питательные вещества)

15.        Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и
осенью, составляют                         (годичное кольцо прироста)

  1. По годичным кольцам определяют      (возраст дерева)
  2. На северной стороне ствола клетки камбия растут (медленнее)

(хуже).

III        Решение биологических задач

Биология - очень интересная наука и многие умы своего времени
интересовались вопросами биологии

Биологические задачи (см. раздаточный материал).

  1. Леонардо да Винчи, обратив внимание на годичные кольца, утверждал, что их число соответствует количеству прожитых растением лет. Как зависит ширина годичных колец от времени года
    и от климатических условий?
  2. Искусство русских крепостных мастеров резьбы по дереву в
    Зимнем дворце восхищает не одно поколение людей. Резные
    амуры, плоды, карнизы изготовлены из березы. Из какой части
    стебля все это сделано?
  3. Т. Г. Шевченко, сосланный в безводную казахскую степь и лишенный права писать и рисовать, семь лет трудился над тем, чтобы из прутиков вербы возник зеленый оазис. Какой способ размножения он использовал? Как еще можно размножать иву?

IV        Видоизмененные побеги (обсуждение результатов лабораторной работы)

На уроках мы выясним, что бывают видоизмененные побеги.

Вопрос: Назвать известные вам видоизмененные побеги.

По этой части темы «Стебель» проводились 2 лабораторные работы «Клубень» и «Луковица». Одну из них выполнял каждый ученик дома под контролем родителей. После ее проведения родители писали отзывы. В них звучали замечания, пожелания, рекомендации и оценка работы. (Зачитываются отзывы по лабораторной работе)

В целом такая форма работы одобрена, рекомендовано ее продолжить.

 Доказать, что клубень и луковица видоизмененные побеги.

V    Игра « Что? Где? Когда?»

Внимание «Черный ящик»

То, что находится в черном ящике связано с темой «Стебель». Это получают из одеревеневшего стебля растения. Само растение является символом России, русской природы. Это вкусно, полезно сладко. Но этим можно лакомится только весной.

О чем идет речь? (Березовый сок)

Другие ответы. Открываем ящик.

Вопросы:

  • Одеревеневший стебель (дерево)
  • Какое растение - символ России? (Лиственница).
  • По какой части стебля и куда движется березовый сок?
  • Будет ли вытекать сок если повредить только кору?
  • Можно ли получать сок из берез в пригородной зоне? Где
    можно?
  • Органическое вещество сахар образуется из березы в листьях и передвигается вниз по ситовидным трубкам луба.
    Весной листьев нет. Почему сок сладкий?
  • Какой сахар оказался в сосудах древесины? (Органические
    вещества откладываются в сердцевине стеблей деревьев.
    Как они туда поступают?)

  1. Значение стебля.

Использование стебля

Строительные материалы

Музыкальные инструменты

Технические ткани

Мебель

Посуда

Стебель

Пища

Бумага

Топливо (дрова)

Медицина

Химические продукты

Сегодня мы говорим о стеблях растений. Наверно именно стебель придает неповторимую красоту и изящество. Кроме внешней красоты стебли находят широкое применение.

Рассказ учителя (историческая справка)

  1. По свидетельству поэта Овидия первая флейта была сделана богиней Минервой из самшитового дерева.
  2. Пробки для бутылок изготавливаются из коры пробкового дерева, растущего на Пиренейском полуострове.

3) Спички традиционно изготавливают из осины.

4) Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты - скрипки и виолончели - делали из ели. Эти инструменты до сих пор имеют особую силу звучания.

На Руси - из дуба древние славяне вырезали изображение бога;

  • писали документы и письма на бересте (кора березы);
  • из коры лип ежегодно плели 50 млрд. пар лаптей;
  • древесина липы очень мягкая и податливая. Ее использовали для изготовления поддельных казенных печатей (государственные печати были медные). С той поры слово «липа» означает подделка, фальшь.
  • Лиственница (рассказ ученика)

В древнем Риме зрелищные сооружения и амфитеатры строились из лиственницы, которая плохо поддается гниению. На лиственных сваях строилась Венеция. На лиственных сваях Петр I начинал строительство Петербурга. Двери и оконные рамы Зимнего дворца и многих других построек Санкт-Петербурга, деревянные части соборов Московского Кремля, Собора Василия Блаженного, изготовлены из лиственницы. Лиственница - хвойная порода. В городе сохранились лиственницы и это очень хорошо, т.к. 1 га хвойных деревьев выделяет кислорода в 2 раза больше, чем 1 га деревьев лиственных пород.

В Санкт-Петербургской области расположен заказник Лендуловская роща. Лиственницам здесь исполнилось более 250 лет. Они стройны и высоки. Леса из лиственницы именуются корабельными рощами.

VII.Заключение: стебель — часть побега, составная часть растительного организма.

  • Чтение стихов о березе
  • Иллюстрация березы (у доски)

**

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую

Люблю березку русскую

Она всегда с подружками

От ветра низко клонится

И гнется и не ломится.

**

«Березка»

(Александр Прокофьев)

Больше всех украсила полянку,

Встала, золотиста и светла,

Ты не заблудилась, россиянка!

Ты ведь до Швейцарии дошла!

Как шумится на чужой сторонке,

Зеленится в другом краю?

От своих подруг, моя сестренка,

Я тебе поклон передаю.

(1958 г)

**

«Березки»

Улыбнулись сонные березки

Растрепали шелковые косы

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы

**

«Наш край»

(Антон Пришелец)

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой,

Край родной,

Навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт –

Все бегут,

Бегут дороги,

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд, -

Край родной навек любимый,

Весь цветет как весенний сад!

**

А. Розенбаум

Налетела грусть,

Ну что ж, пойду, пройдусь...

Ведь мне ее делить не с кем.

И зеленью аллей, в пухе тополей

Я иду землей Невской

VIII.Оценки за урок. Домашнее задание &27

Список литературы:

1. Пасечник В.В. Билогия.6класс.Бактерии,грибы,растения:Учеб.для общеобразов. завед. - М.:Дрофа,2008г-272с.

2.          Дмитриева Т.А. Суматохин С.В.   Биология.Растения,бактерии,грибы,лишайники,животные.6-7 класс:Вопросы.Задания.Задачи. – М.:Дрофа.2002-126с.

(дидактические материалы)

3.         Рохлов В, Теремов А., Петросова Р.Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.:АСТ-ПРЕСС,1999-432с.(«Занимательные уроки»)

4.       Школа.Биология.:6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.(2диска+книга для учителя)

5.       Биология.6класс . Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образоват.комплекс(электронное учебное издание). Издательский центр «Вентана-граф» . 2007г.

6.      Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Биологии.Растения.Бактерии.Грибы.6 класс.

7.        http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/tree/

8.        http://sigils.ru/symbols/derevo.html

9.        http://www.baobaby.ru/18.php

10.      http://nts.virtbox.ru/Online/flora/list.html

11.      http://www.ng.ru/style/2002-12-04/8_wood.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторительно- обобщающий урок по теме : “ Стебель ” Учитель биологии Михайлова Елена Николаевна ГОУ СОШ №79 Урок практического обучения

Слайд 2

План урока 1) Фронтальный и индивидуальный опрос с использованием схем и опорных конспектов 2)Тестовое задание по теме :” Внутреннее строение стебля ” 3)Решение биологических задач 4)Историческая справка 5)Заключение 6)Оценки за урок, домашнее задание.

Слайд 3

Тестовое задание по теме :” Внутреннее строение стебля “ 1)Наружный тёмный слой дерева… кора 2)Она состоят из… кожицы, пробки, луба 3)Самый широкий плотный слой дерева… древесина 4)В центре дерева находится рыхлая… сердцевина 5)Кожица и пробка защищают клетки от… излишнего испарения 6)В пробке развиваются маленькие бугорки с отверстиями… чечевички 7)Через чечевички осуществляется… газообмен 8)В состав луба входят… лубяные волокна и ситовидные трубки ответ ответ ответ ответ ответ ответ ответ ответ

Слайд 4

9)Глубже луба располагается… камбий, древесина, сердцевина 10)Между лубом и древесиной залегает… камбий 11)Клетки камбия с тонкими… оболочками 12)Камбий- это…(образован какой тканью) образовательная ткань 13)В состав древесины входят трубкообразные… сосуды 14)в сердцевине откладываются… питательные вещества 15)Все слои клеток древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью составляют… годичное кольцо прироста 16)по годичным кольца определяют… возраст дерева 17)на северной стороне ствола клетки камбия растут… медленнее ответ ответ ответ ответ ответ ответ ответ ответ ответ

Слайд 5

Биологические задачи

Слайд 6

1)Леонардо да Винчи, обратив внимание на годичные кольца, утверждал,что их число соответствует количеству прожитых растением лет. Как зависит ширина годичных колец от времени года и от климатических условий?

Слайд 7

2)Искусство русских крепостных мастеров резьбы по дереву в Зимнем дворце восхищает не одно поколение людей. Резные амуры, плоды, карнизы изготовлены из берёзы. Из какой части стебля всё это сделано ?

Слайд 8

3) Т.Г.Шевченко, сосланный в безводную казахскую степь и лишённый права писать и рисовать, 7 лет трудился над тем, чтобы из прутиков вербы возник зелёный оазис. Какой способ размножения он использовал ? Как ещё можно размножать иву ?

Слайд 9

Историческая справка 1)По свидетельству поэта Овидия первая флейта была сделана богиней Минервой из самшитового дерева.

Слайд 10

2)Пробки для бутылок изготавливаются из коры пробкового дерева, растущего на Пиренейском полуострове.

Слайд 11

3)Спички традиционно изготавливают из осины

Слайд 12

4)Знаменитые итальянские мастера Страдивари, Амати, Гварнери свои музыкальные инструменты- скрипки и виолончели- делали из ели. Эти инструменты до сих пор имеют особую силу звучания.

Слайд 13

5)На Руси из дуба древние славяне вырезали изображения бога(ов).Писали документы и письма на бересте (кора берёзы),из коры лип ежегодно плели 50 млрд. пар лаптей, Древесина липы очень мягкая и податливая ей использовали для изготовления поддельных казённых печатей(государственные печати были медные). С той поры слово ” липа “ означает подделка фальшь.

Слайд 14

Лиственница В древнем Риме амфитеатры строились из лиственницы, которая плохо поддаётся гниению. На лиственных сваях строилась Венеция, а Пётр 1 начинал строительство Петербурга. Двери и оконные рамы Зимнего дворца и многих других построек Санкт-Петербурга, деревянные части соборов Московского Кремля, Собора Василия Блаженного изготовлены из лиственницы. Лиственница- хвойная порода. 1 га хвойных деревьев выделяет в 2 раза больше кислорода, чем 1 га деревьев лиственных пород. В нашей области расположен заказник Лендуловская роща. Лиственницам здесь почти 250 лет. Леса из лиственницы именуются корабельными рощами.

Слайд 15

Игра “ Что ? Где ? Когда ?” Чёрный ящик То, что находится в чёрном ящике связано с темой “ Стебель ” . Это получают из одеревеневшего стебля растения. Само растение является символом России, русской природы. Это вкусно, полезно, сладко. Но этим можно лакомиться только весной. О чем идёт речь ?

Слайд 16

Какое растение является символом России ?

Слайд 17

Музыкальные инструменты Технические ткани Мебель Посуда Пища Стебель Бумага Топливо(дрова) Медицина Химические продукты Строительные матери- алы

Слайд 18

Заключение. Налетела грусть… Ну что ж, пойду, пройдусь… Ведь мне её делить не с кем. И зеленью аллей, в пухе тополей Я иду землей Невской А. Розенбаум

Слайд 19

Список литературы Пасечник В.В. Билогия.6класс.Бактерии,грибы,растения:Учеб.для общеобразов. завед. - М.:Дрофа,2008г-272с. Дмитриева Т.А. Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные.6-7 класс:Вопросы.Задания.Задачи. – М.:Дрофа.2002-126с. (дидактические материалы) Рохлов В, Теремов А., Петросова Р.Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей.- М.:АСТ-ПРЕСС,1999-432с.(«Занимательные уроки») Школа.Биология.:6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. (2диска+книга для учителя) Биология.6класс . Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Образоват.комплекс(электронное учебное издание). Издательский центр «Вентана-граф» . 2007г. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Биологии. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. http://www.newacropol.ru/Alexandria/symbols/tree/ http://sigils.ru/symbols/derevo.html http://www.baobaby.ru/18.php http://nts.virtbox.ru/Online/flora/list.html http://www.ng.ru/style/2002-12-04/8_wood.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-суд по истории России Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 1928 - 1938 гг."

Делюсь разработкой урока проведенного мною в 2006 году. Форма проведения урока нетрадиционна - это урок-суд. Тема является актуальной до сегодняшнего дня. Поэтому выкладываю на обозрение коллег. Больш...

Презентация к уроку истории в 5 классе "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

1. Отгадать страну.2.Определение личности.3.Найти лишнее.4.Соотнесение дат и событий.5. Решение кроссворда....

ра зработка открытого урока по истории древнего мира" Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция" для 5 класса

Данный урок был разработан  для  конкурса "Учитель-года ". Представлен урок повторения  и обобщения по истории "Древней Греции" в 5 классе в виде путишествия....

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.

ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок  изученного по теме "Глагол" в 5 классе....

Практическое задание к повторительно-обобщающему уроку по теме "Древняя Греция"

Разработка может быть использована при проверке знаний учащихся по теме "Древняя Греция"...

Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в  этом  разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...