Открытый урок по биологии 8 кл "Слуховой анализатор" В.В. Пасечник
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Аджигитова Анна Борисовна

В данной работе представлены:  содержание (ход) урока, задания группам, информационный лист для учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_sluhovoy_analizator_8_kl.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Группа 1

Один кузнец захотел отдохнуть в обеденный перерыв и улегся на станину кузнечного пресса. Его товарищ решил подшутить над спящим. Он забрался под станину и, что было силы, ударил по ней молотком. Шутка оказалась плачевной - кузнец оглох. В чем причина внезапно наступившей глухоты?

Задание. Пользуясь учебником Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. на стр. 253 -254 и рисунком учебника, ответьте на этот вопрос и  заполните в таблице строку «Наружный отдел уха».

Группа 2

Артиллеристам при стрельбе, взрывникам при взрыве рекомендуется открывать рот. Почему?

Задание. Пользуясь учебником Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.  на стр. 254  и рисунком учебника, ответьте на этот вопрос и заполните в таблице строку  «Средний отдел уха».

Группа 3

Выдающийся композитор Л.Бетховен сочинил “Лунную сонату” будучи частично глухим. Когда он полностью оглох, продолжал слушать музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на рояль, держа во рту трость. Как это объяснить?

Задание. Пользуясь учебником Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. на стр. 254 -255 и рисунком учебника, попробуйте ответить на этот вопрос и  заполните в таблице строку «Внутренний отдел уха».

Рабочий лист

Тема урока ___________________________________________________________________                     

Цель: познакомиться со  строением и функциями органа слуха, выявить условия  его нормального функционирования

Ход урока

Таблица «Строение органа слуха»

Части уха

Строение

Функции

 Наружняя часть уха

 

 

Средняя часть уха

Внутренняя часть уха

Рекомендации по гигиене слуха:

1.________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

Проверка первичного усвоения знаний.

Вставьте в текст пропущенные слова: “Каждое ухо состоит из трех отделов: ………, ………., …………

Наружное ухо заканчивается ……….  …………. В среднем ухе находятся … ………. Они передают звуковые колебания ….. ……. …….. внутреннего уха. Внутреннее ухо, в отличие от предыдущих отделов, заполнено…………. Во внутреннем ухе находится преддверие, улитка и ……….. Окончательный анализ звуковых раздражений происходит в ……….................. зоне коры больших полушарий. Воспитанный человек не станет громко …………... в общественных местах.

Д/З. Параграф 51, составить кроссворд по теме.

Тема: Слуховой анализатор.

Ход урока

Добрый день! Здравствуйте! Как настроение? Известно, что хорошее настроение на уроке это уже залог успеха! Давайте улыбнемся друг другу, поделимся положительными эмоциями и настроимся на урок!

Сегодня будет необычный урок – урок теории, практики и размышлений.

У вас на столах у каждого лежит рабочий лист, с которым вы будете работать на протяжении всего урока. Также на нём записано  домашнее задание: параграф 51, кроссворд.

А начать урок  я хочу с небольшого стихотворения:

Как хорошо, что мне дано судьбою

Услышать голос мамы, шум прибоя,

И трели соловьиной перелив,

И музыки чарующей мотив.                        

И можно мне на миг остановиться

И тишиной природы насладиться.

Но в этой тишине услышу я:

Шуршание листвы, простой напев дождя.

Пусть эхо многократно повторит,

Что каждый здесь судьбу благословит!

Какому органу чувств повещено это стихотворение?  - Органу слуха!

А какова его функция? - Улавливать и проводить звуки.

Где бы мы ни находились, что бы ни делали — нас всюду сопровождают самые различные звуки: звуки природы (ветер, шум листвы, пение птиц и   т.д), звуки техники (движение машины, шум самолёта, работа холодильника, даже работа компьютера),  но главное- общение с окружающими людьми. Не зря  Экзюпери сказал: “Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения”

Итак, какова тема нашего урока?- Слуховой анализатор. (записываем в рабочие листы).

Попробуйте сформулировать рабочие задачи урока.

Цель урока: « Изучить строение и функции слухового анализатора, сформировать знания о значение слуха в жизни человека.»

Каково же значение слуха в жизни человека?

Мотивация: Слух в жизни человека играет важное значение? Лишаясь слуха человек становится не полноценным. Вся жизнь человека протекает в мире звуков. Слух дает возможность воспринимать информацию на значительном расстоянии. Со слухом связана членораздельная речь. Наш слух улавливает колебания частотой от 16-до 20 тысяч раз в секунду. Слух играет большую роль и в развитии у нас чувства прекрасного. Когда мы слышим хорошую музыку, пение птиц, наше восприятие окружающего мира становится ярче и богаче.

 Давайте вспомним что такое анализатор?

Из чего он состоит?

Вспомните, какие части образуют зрительный анализатор?

Теперь поговорим о строении слухового анализатора.

Рецепторы – слуховой нерв – височная зона коры больших полушарий.

Из чего же состоит орган слуха?   

Орган слуха делится на 3 отдела: наружный, средний и внутренний.

Я попрошу вас поделиться для работы на 3 группы, каждой группе даю свое задание, на его выполнение отводится 7 минут. После всех выполненных заданий мы заполним таблицу.

1 гр. Наружный отдел: ушная раковина, слуховой проход.

Начальным органом является ушная раковина.

 Как вы думаете с какой ушной раковиной я буду лучше слышать и  почему?  ( учитель вставляет себе в ушные раковины бумажные «уши»: одно- свёрнутое воронкой, другое- трубочкой). Воронкообразной, т.к. площадь улавливания звуков больше. Чем же ещё особенна наша ушная раковина?  В ушной раковине происходит «скопление главных линий», при помощи которых наружное ухо связано с другими органами -  акупунктурные точки. Иннервируя эти точки, мы благотворно влияем на  работу наших органов. Давайте помассируем наши ушки, чтоб внутренние органы получили положительный заряд.

2 гр. Средний отдел: Евстахиева труба, молоточек, наковальня, стремечко.

Обязательное функционирование барабанной перепонки- одинаковое давление воздуха в наружном и среднем отделе органа слуха( вот почему при взрывах необходимо открыть рот, т.к. через Евстахиеву трубу, соединённой с носоглоткой, поступает воздух с тем же давлением что и в наружном отделе и перепонка выравнивается). Три косточки - молоточек, наковальня и стремечко (самые маленькие в нашем организме). Колебания барабанной перепонки сообщаются молоточку, рукоятка которого в полтора раза длиннее отростка наковальни; благодаря этому создается рычаг, повышающий силу колебаний стремечка. Увеличение силы колебаний необходимо для их передачи из воздушной среды среднего уха в заполненную жидкостью полость внутреннего уха.

3 гр. Внутренний отдел: колебание косточек через овальное окно попадает в жидкую среду внутреннего уха. Оно представлено: улиткой - костная трубка, закрученная в спираль 0,5-0,75 оборота, заполненная эндолимфой, Кортиевым органом - расположен внутри улитки и представлен мембраной с расположенными на ней волоконцами разной длины (сравнить с арфой и выявить, почему волоконца разной длины; короткие- воспринимают высокий звук, длинные- низкий). От чувствительных волосков механические колебания переходят на рецепторы слухового нерва и преобразуются в нервные импульсы, идущие в головной мозг, где анализируются. Кроме улитки во внутреннем ухе есть три полукружных канала - орган равновесия ( изучаются на следующем уроке).

Ребята, вы никогда не задумывались, как действует слуховой аппарат у слабослышащих? Вибрацию волоконец можно произвести на прямую, если воздействовать звуком на сосцевидный отросток височной кости (именно так происходит восприятие информации у людей со слуховым аппаратом).

Т.о., помимо описанной, так называемой воздушной проводимости звуковых колебаний, возможна и их передача через кости черепа — костная проводимость (записать в рабочий лист). Именно так было написано самое известное   музыкальное произведение (отрывок прослушаем в конце урока), созданное великим немецким композитором Людвигом ван Бетховеном. 

Давайте посмотрим фрагмент видеофильма «Звуковые волны», чтобы лучше понять как мы слышим звуки.

Предлагаю поиграть в игру “Устами младенца”. Отгадайте с нескольких попыток слово:

  • Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
  • Особенно много этого в больших городах.
  • От этого люди болеют, нервничают, громко кричат, а этого становится ещё больше.
  • Его издают разные приборы, машины.
  • Если этого много, то он вызывает головокружение, если действует постоянно в течение длительного времени, то вызывает глухоту.

(Шум) (видеофрагмент «Децибелы»)

Какой вывод мы можем сделать?

Недавние исследования ученых показали, что снижение слуха у жителей планеты происходит такими темпами, что в скором будущем этот недуг может оказаться настоящим бедствием. Слух необходимо беречь.

Что еще может привести к потере или ухудшению слуха?

(Приложение, слайд)  Правила гигиены слухового анализатора

Содержать в чистоте ушные раковины и наружный слуховой проход. Нельзя систематически пребывать в шумной обстановке. Чтобы не допустить потери или ухудшения качества слуха необходимо соблюдать несколько главных правил: Соблюдать гигиену ушей – всегда мыть, не использовать ватные палочки и другие твердые предметы для чистки ушей. Беречь уши от холода, чтобы предотвратить воспалительные процессы (это легко сделать с помощью шапки, в прохладное время года). Избегать слишком громких звуков, особенно тех, которые долго длятся (длительное прослушивание музыки, на повышенных мощностях), при малейшем дискомфорте обращаться к врачу – отолорингологу.

Наша способность воспринимать звуки - ценный дар, которым следует дорожить.

 Предложите три  рекомендации по гигиене слуха (записать в рабочий лист).

1.      Исключить громкие звуки.

2.      Не пользоваться острыми предметами для чистки ушей от серы.

3.      Воспалительные процессы, отиты, необходимо долечивать.

Проверим, как вы усвоили полученные сегодня на уроке знания: вставьте в текст пропущенные слова.

Рефлексия. Ребята, у вас на столах есть 3 кружочка разного цвета, оцените с помощью них наш урок:

Зеленый - было интересно, у меня все получилось

Желтый – у меня не все получилось

Красный – у меня ничего не получилось

Д/з П.51, составить кроссворд

  Спасибо за урок!!!  Желаю всем здоровья и хорошего дня!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данный урок проведен в 7 классе в месячник естественно - математического цикла, проведенного в феврале в 2010г....

Презентация к открытому уроку по биологии "Промысловые рыбы". 7 класс.

Данная презентация помогла учащимся лучше усвоить материал урока биологии по теме: "Промысловые рыбы"....

Открытый урок по биологии

Открытый урок по биологи и  литературем  " Мера человеческого в человеке" , учитель биологии Журавлева Людмила Викторовна , укчитель литературы Винокурова Наталия Михайловна . МОу " СОШ №32"...

Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю», Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природеОборудование: Видеофильм «Экология -...

Открытый урок по биологии "КРОВЬ=ЖИЗНЬ" для учащихся 8 классов

Открытый урок  ПРЕДМЕТ: БИОЛОГИЯ    КЛАСС: 8     ТЕМА:СОСТАВ И ФУНКЦИИ КРОВИ. «КРОВЬ = ЖИЗНЬ»(в рамках аттестации педагога на высшую категорию в должности...

Открытый урок по биологии в 11 классе. Урок обобщающего повторения по теме «Эволюционное учение»

ЦЕЛИ УРОКА: обобщение знаний по теме: «Эволюционное учение».ЗАДАЧИ:Систематизация знаний, понятий, терминов по данной теме.Формирование и становление мировоззрения...