рабочая программа 5 класс УМК Пасечник В.В. ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

рабочая программа "Бактерии, грибы, растения"5 класс УМК Пасечник В.В. ФГОС, линия "Вертикаль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_kl_progr_pasechnik_fgos.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Рассмотрено на заседании ШМО учителей  естественнонаучного цикла Пр.№___от_______________2016г. Руководитель ШМО

_____________________________

Согласовано

Зам. директора по УР

_______________________

«___»________________2016г.

Утверждаю

Директор школы

____________________

Пр.   от «___»______2016г.

Рабочая программа по биологии

5 класс

на 2016 – 2017 учебный год

рабочую программу составил

учитель биологии Береснева Т. М.

Велиж

2016

Пояснительная записка

Настоящая программа по биологии для 5 класса  составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ № 1897 от 17.12.2010);
  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 Ф/З , утвержденного 29.12.2012 года;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс» (Г.М.Пальдяева. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-9 классы. Сборник программ. М.: Дрофа. 2014);

  • Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2016 — 2017 учебный год;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  • Годового календарного учебного графика на 2016 — 2017 учебный год.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В.Пасечника, линия «Вертикаль»): Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.

Актуальность выбора данной авторской программы

     Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.     В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.     Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

      Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, ее многообразии и эволюции.     Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.    Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Цели и задачи изучения биологии в школе

      В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего  образования на основе федерального государственного образовательного стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

глобальном (личностном):  социализация обучающихся как вхождение в мир культурных и социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;                       приобщение  к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных в сфере биологической науки;  ориентация в системе моральных норм и ценностей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, воспитание любви к природе);    развитие  познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;                           овладение  ключевыми компетентностями (учебно-познавательными, информационными, коммуникативными);

         метапредметном: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности;                                       умение работать с разными источниками биологической информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;                                    способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью; умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию;

        предметном:   выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов: клеток, растений, грибов, бактерий);                                                                   соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и растениями;                                   классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей, роли различных организмов в жизни человека;  различение на таблицах частей и органоидов клетки, съедобных и ядовитых грибов; сравнение биологических объектов, умение делать выводы на основе сравнения;  выявление приспособлений организмов к среде обитания;                                                                    овладение методами биологической науки (наблюдение и описание, постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов).

Внесенные изменения

      Из резервного времени в теме «Клеточное строение организмов» добавлен 1 час, в теме «Царство растений» добавлено 2 часа. Это сделано в связи с достаточно большим объемом нового материала и с определенной сложностью его усвоения. Обобщающий урок по теме «Царство Растения» заменен на промежуточную аттестацию.

Общая характеристика учебного предмета

     В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования; царствах живого, средах обитания организмов; о нравственных принципах и нормах отношения к природе. Учащиеся получают первоначальные сведения о клетке, тканях и органах живых организмов; углубляются их знания об условиях жизни и разноообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и в жизни человека.

Система уроков ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.    

       При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления,  учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально-групповые занятия, творческие проекты.

Место курса биологии в учебном плане

     В соответствии с учебным  общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени  основного общего  образования  предшествует курс «Окружающий мир».  По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим. 

Данная программа составлена для реализации курса биологии в 5 классе, который является частью предметной области естественнонаучных дисциплин. Согласно учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на изучение биологии в 5 классе отведено 34 учебных часа. Из них лабораторных и практических работ - 13.    

 Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Практически  все лабораторные работы является этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков  предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки.

Требования  к уровню  освоения  обучающимися программы

биология в 5 классе в условиях внедрения ФГОС второго поколения

и предполагаемые  результаты обучения

В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования    

планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования   представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.  

Обучение биологии  направлено на достижение обучающимися следующих  результатов:

личностных результатов:                                                                                                                                          1) знание  основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к  живым объектам.

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

метапредметных результатов:                                                                                                                                        1) овладение  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника,  научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Учащиеся должны:

— уметь составлять план текста;                                                                                                                               — владеть таким видом изложения текста, как повествование;                                                                               — под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;                                                            — под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;                                                                                                                                                             — получать биологическую информацию из различных источников;                                                                       — определять отношения объекта с другими объектами;                                                                                         — определять существенные признаки объекта;                                                                                                      — анализировать объекты под микроскопом;                                                                                                          — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;                                         — оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;                                                                        — работать с текстом и иллюстрациями учебника;                                                                                                    — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;                                                                — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;                                                                                                                                                                                        — выполнять лабораторные работы под руководством учителя;                                                                            — сравнивать представителей разных групп грибов и растений, делать выводы на основе сравнения;                                                                                                                                                                         — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;                                                                            — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;

предметных результатов:                                                                                                                                                   1) В познавательной  (интеллектуальной) сфере:
• выделение  существенных  признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий) и процессов жизнедеятельности (обмена веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, рост, развитие, размножение);                                                                                                                                                              • приведение доказательств (аргументация)  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека;  значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;                               • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов,  съедобных и ядовитых грибов;                                     • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;                                                • овладение методами биологической науки (наблюдение и описание биологических объектов и процессов,  постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов).
2) В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3) В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4) В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при простудных заболеваниях.                                                                                                                              
5) В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учащиеся должны знать:

— о многообразии живой природы;                                                                                                                                   — царства живой природы: Бактерии,  Грибы,  Растения,  Животные;                                                                                                     — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;                                                         — признаки  живого: клеточное  строение,  питание,  дыхание,  обмен веществ, раздражимость,  рост,  развитие,  размножение;                                                                                                                             — экологические факторы;                                                                                                                                            — основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;                                                                                                      — правила работы с микроскопом;                                                                                                                                 — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;                                                                                                                                                                        — строение клетки;                                                                                                                                                        — химический состав клетки;                                                                                                                                      — основные процессы жизнедеятельности клетки;                                                                                                           — характерные признаки различных растительных тканей;                                                                                        — основные методы изучения растений;                                                                                                                             — основные  группы  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и  многообразие;                                                                                                                     — особенности строения и жизнедеятельности лишайников;                                                                                     — роль растений в биосфере и жизни человека;                                                                                                       — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;                                                                                                                                           — отличать живые организмы от неживых;                                                                                                                  — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;                                       — характеризовать среды обитания организмов;                                                                                                     — характеризовать экологические факторы;                                                                                                             — проводить фенологические наблюдения;                                                                                                                     — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;                                — давать общую характеристику растительного царства;                                                                            — объяснять роль растений биосфере;                                                                                                                        — давать  характеристику  основным  группам  растений  (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);                                                                                                                          — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира,                      — определять  понятия:  «клетка»,  «оболочка»,  « цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли»,         «пластиды»,  «хлоропласты»,  «пигменты», «хлорофилл»;                                                                                            — работать с лупой и микроскопом;                                                                                                                         — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;                                                                       — распознавать различные виды тканей;                                                                                                              — давать общую характеристику бактериям и грибам;                                                                                                 — отличать бактерии и грибы от других живых организмов;                                                                                     — отличать съедобные грибы от ядовитых;                                                                                                                 — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

По итогам изучения курса биологии в 5 классе:

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Планируемые результаты изучения учебного предмета (УУД)

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД)

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
  • Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
  • Учиться критично относится к своему мнению, признавать ошибочность своего мнения (если оно таковое) и корректировать его.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (34 ч. 1 час в неделю)

Введение (6 ч)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.                                                                                                                                                

Лабораторные и практические работы                                                                                                          Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.                                            Ведение дневника наблюдений.                                                                                                                              Экскурсия                                                                                                                                                                                 Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

 Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                — о многообразии живой природы;                                                                                                                                                    — царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;                                                         — основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;                                                                                                                                                    — признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;                                                                                                                                    — экологические факторы;                                                                                                                       основные среды обитания живых организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная;                                                                                                                                                               — правила работы с микроскопом;                                                                                                                — правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.  

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                           — определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;                                                                                                                                   — отличать живое от неживого;                                                                                                                                                    — пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами, оборудованием;                                                                                                                                    — характеризовать среды обитания организмов — отличать живое от неживого;                                                                                                                                                    — характеризовать экологические факторы;                                                                                                                                    — проводить фенологические наблюдения;                                                                                                 — соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.              

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                              — составлять план текста;                                                                                                                              — владеть видом изложения текста – повествованием;                                                                                      — работать с текстом и иллюстрациями учебника;                                                                                            — проводить непосредственное наблюдение под руководством учителя,                                                          — оформлять отчеты, результаты лабораторных работ в рабочей тетради, включая выводы;               — получать биологическую информацию из различных источников;                                                                   — определять отношения объекта с другими объектами;                                                                                      — определять существенные признаки объекта.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать и соблюдать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения,  слушать и слышать другое мнение;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.

Ученик научится:

  • характеризовать биологическую науку и определять ее практическую значимость;
  • применять простейшие методы биологической науки для изучения  организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов;
  • оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».                                                         Демонстрация

Микропрепараты различных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов.                                                                                                            Рассматривание строения клеток растения с помощью лупы.

Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом.                                                                                                Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника.                                                                                                     Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.                                                                                                                                           Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.                                           

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:                                                                                                                                                     — строение клетки;                                                                                                                                                    — химический состав клетки;                                                                                                                                    — основные процессы жизнедеятельности клетки;                                                                                                       — характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                         — определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;                                                                                           — работать с лупой и микроскопом;                                                                                                                           — готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;                                                                         — распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                  — анализировать объекты под микроскопом;                                                                                                               — сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;                             — оформлять результаты лабораторных работ в рабочей тетради;                                                                            — работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения,  слушать и слышать другое мнение;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клеток,
  • понимать, что клетка – основа строения всех организмов;
  • применять методы биологической науки для изучения клеток: проводить микроскопические наблюдения за клетками, описывать клетку и процессы, происходящие в ней;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению клеток живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • находить информацию о клетках растений и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.

Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы (7 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.                                                                                                             Строение плесневого гриба мукора и  дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;                                                             — разнообразие и распространение бактерий и грибов;                                                                                         — роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику бактериям и грибам;                                                                                            — отличать бактерии и грибы от других живых организмов;                                                                                  — отличать съедобные грибы от ядовитых;                                                                                                               — объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:                                                                                                                                                                — работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;                                                                                  — составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения,  слушать и слышать другое мнение;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности микроскопических и макроскопических биологических объектов (бактерий, грибов), определять их глобальную роль в природе и практическую значимость для жизни человека;
  • применять методы биологической науки для изучения организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
  • оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • научиться приёмам оказания первой помощи при заболеваниях, вызванных болезнетворными бактериями, при отравлении ядовитыми грибами,
  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Раздел 3. Царство Растения (11 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зеленых водорослей. Строение мха.  Строение спороносящего хвоща.  Строение хвои и шишек хвойных. Строение цветкового растения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения растений;                                                                                                                   — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;                                                                                                                    — особенности строения и жизнедеятельности лишайников;                                                                                   — роль растений в биосфере и жизни человека;                                                                                                          — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: 

— давать общую характеристику растительного царства;                                                                                             — объяснять роль растений биосфере;                                                                                                                         — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);                                                                                                                  — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;                                                                                  — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;                                   — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;                                                 — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

Учащиеся должны:

— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;

— знать правила поведения в природе;

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения,  слушать и слышать другое мнение;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия.

Ученик научится:

  • характеризовать особенности строения оастений, выявлять их отличительные признаки, определять их глобальную роль в природе и практическую значимость для жизни человека;
  • применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников;
  • оценивать последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
  • научиться правилам поведения в природе, правилам сбора лекарственных растений, приёмам оказания первой помощи отравлении ядовитыми растениями;
  • научиться простейшим агротехническим приемам по уходу за с/х растениями;
  • выделять эстетические достоинства растений как культурных, так и дикорастущих;
  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе.

Учебно-тематический план 5 класс

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе: лабораторные, практические работы

1

Тема 1: «Введение»

6

1

2

Тема 2: «Клеточное        строение организмов»

10

6

3

Тема 3: «Царства Бактерии и Грибы»

7

2

4

Тема 5. «Царство Растения»

11

5

5

Итого

34

14


Учебно-методические средства обучения:          

Основная учебная литература для учителя и учащихся:

            1.Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2014.

             2. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012.

            3. Биология. Бактерии, грибы, растения:  5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В.       Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ: Вертикаль, М.: Дрофа,  2012 г.  

            4. Электронное приложение к учебнику  Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2012

Дополнительная литература для учителя:

  1. Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 2003.
  2. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М: Сов. энциклопедия, 2000.
  3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО “Учеб. лит.”, 2006.
  4. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004.
  5. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. М.: Лесная промышленность, 1967.
  6. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2001.
  7. Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. 2-е изд. М., 2000. Т. 1–2
  8. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост.: В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева. Волгоград: Учитель, 2001.
  9. Путешествие в мир растений / Сост. М.М. Алексейчик. Минск: Нар. асвета, 1988.
  10. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М.: Аст-Пресс, 1998.
  11. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. М.: Просвещение, 1976.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
  2. Артамонова В.И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. – 383с.: ил.;
  3. Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+, 1994. – с. 92-684;
  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам  Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
  5. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
  6. .Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. Мультимедийное учебное пособие. Просвещение

  1. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс.  Образовательный комплекс предназначен для изучения , повторения, и закрепления учебного материала школьного курса по биологии для 6 класса. Содержит материалы учебника под редакцией профессора И.Н.Пономаревой. Издательский центр «Вентана-Граф»
  2. Трайтак  Д.И. «Биология: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники.» 6 кл. Пособие для учащихся. Издательство Мнемозина
  3. Электронное приложение к учебнику  Биология. Введение в биологию. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений /Сонин Н.И., Плешаков А.А.. – М.: Дрофа, 2012г.
  4. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001
  5. http://www.livt.net         Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
  6. http://www.floranimal.ru/         Портал о растениях и животных
  7. http://www.plant.geoman.ru/ Занимательно о ботанике. Жизнь растений

Материально-технического обеспечения образовательного процесса:

1. Технические средства обучения:

  • документ-камера;
  • микроскоп цифровой;
  • микроскопы лабораторные;
  • мультимедийный проектор;
  • портативный компьютер учителя — ноутбук.

2. Настенные портреты ученых – биологов:

3. Учебное и лабораторное оборудование:

  • Приборы общего назначения (микроскопы, лупы),
  • Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ;
  • Реактивы и материалы для демонстрации опытов и прведения лабораторных работ;
  • Экскурсионное оборудование (планшеты, сетки, сачки и др.)

4. Изображения натуральных объектов:

  • влажные препараты;
  • модели;
  • муляжи.

5. Печатные и электронные наглядные пособия:

  • Вещества растений, клеточное строение. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
  • Общее знакомство с цветковыми растениями. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
  • Растение — живой организм. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
  • Растения. Грибы. Бактерии. 6 класс. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»
  • Растения и окружающая среда. ООО «ЭКЗАМЕН-МЕДИА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку по новому ФГОС к УМК М.З. Биболетова , 2 класс

Программа курса «Английский язык» предназначена для учащихся 2-х классов общеобразовательной школы...

Рабочая программа по биологии 5-9 кл. ФГОС к учебнику В.В. Пасечник

Настоящая программа включает следующие разделы:1) основное содержание;2) тематическое планирование;3) учебно-методическое обеспечение учебного процесса;4) ожидаемые результаты обуч...

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В., 9 класс, 68 часов)

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. Биология....

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.)

Рабочая программа по биологии (Пасечник В.В.).Рабочая программа VIII вид  (7-9 классы)...

Рабочая программа биология 7кл. Пасечник В.В.

Рабочая программа биология 2 часа в неделю...

Рабочая программа по биологии 5-9 кл ФГОС и КТП 5-9 кл Пасечник В.В. "Дрофа"

Данная рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учр...

Рабочая программа по биологии 5-9 кл ФГОС и КТП 5-9 кл Пасечник В.В. "Линия жизни"

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных ...