Календарно - тематическое планирование по биологии 7-11 классы
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему

Вилкова Татьяна Михайловна

Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 – 11 классы. Москва. Дрофа.  2010 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено

      Приказом № от

Календарно - тематическое планирование

Биология 7кл.

«Многообразие живых организмов»

Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 – 11 классы. Москва. Дрофа.  2010 год.

Учебник «Биология 7 класс. Многообразие живых организмов»

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Москва.  Дрофа.    2013 год.

Учитель: Вилкова Т.М.

(2 часа в неделю.)

Итого: 68 часов

2016 – 2017 год

                                   

№ урока

Название тем уроков

Название лабораторных

работ

Примерная дата проведения

                                   ВВЕДЕНИЕ .   3 ЧАСА

1

Введение. Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Т/Б № 27

02.09

2

Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.

05.09

3

Что такое систематика. Царства живой природы.

09.09

Царство Прокариоты.  

3 часа

4

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки.

12.09

5

Классификация и многообразие прокариот.

17.09

6

Значение прокариот.

19.09

Царство  Грибы .  5 часов

7

Царство Грибы. Особенности организации.

 Строение плесневого гриба мукора.

23.09

8

Многообразие грибов.

26.09

9

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

01.10

10

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.

03.10

11

Лишайники.

05.10

Царство Растения.   17 часов

12-13

Общая характеристика  растений.

Строение растительной клетки

06.10

11.10

14

П/Ц Низшие растения .Общая характеристика водорослей.

Изучение внешнего строения водорослей.

13.10

15

Многообразие водорослей.

18.10

16

Высшие растения. Общая характеристика.

20.10

17

Отдел Моховидные.

Изучение внешнего строения мхов.

25.10

18

Отдел Плауновидные и Хвощевидные.

27.10

19

Отдел Папоротниковидные.

Изучение внешнего строения папоротника.

01.11

20

Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.

03.11

21

Многообразие Голосеменных. Их роль в природе и практическое значение.

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

15.11

22

Отдел Покрытосеменные. Особенности

организации и происхождение.

Изучение строения покрытосеменных растений.

17.11

23

Размножение покрытосеменных.  

22.11

24

 Класс Двудольные. Семейство Розоцветные.

Строение шиповника.

24.11

25

Семейства  Крестоцветные и Пасленовые.

29.11

26

Класс Однодольные. Семейство Злаковые.  

Строение злакового растения.

01.12

27

 Семейство Лилейные. Характерные признаки.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

06.12

28

Обобщающий урок по теме: «Царство Растения».

08.12

Царство Животные . 38 часов

29

Общая характеристика  животных.

13.12

30

П/Ц Одноклеточные. Особенности организации и классификация.

15.12

31

Многообразие и значение простейших.

Строение инфузории –туфельки.  

20.12

32

П/Ц Многоклеточные. Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные .

22.12

33

Особенности организации кишечнополостных.

27.12

34

Многообразие кишечнополостных.

29.12

35

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

12.01

36

Особенности строения Плоских червей. Класс

Ресничные черви.

17.01

37

Плоские черви -паразиты

19.01

38

Тип Круглые черви. Особенности их организации.

24.01

39-40

Особенности строения и жизнедеятельности

Кольчатых червей.

Внешнее строение дождевого червя.

26.01

31.01

41

Многообразие и значение кольчатых червей.

02.02

42

Особенности организации моллюсков, их происхождение.

Внешнее строение моллюсков.

07.02

43

Многообразие моллюсков, их значение.

09.02

44

Тип  Членистоногие. Класс Ракообразные.

Особенности строения и жизнедеятельности.

Внешнее строение речного рака

14.02

45

Многообразие ракообразных, их роль в природе

16.02

46

Класс Паукообразные. Особенности строения  и

жизнедеятельности.  

21.02

47

Многообразие паукообразных, их значение.

23.02

48

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности

Внешнее строение

насекомого

28.02

49

Размножение и развитие насекомых.

02.03

50

Многообразие насекомых, их роль в природе и жизни человека

07.03

51

Тип Иглокожие. Особенности строения и жизнедеятельности.

09.03

52

Тип Хордовые. Особенности организации.

Бесчерепные животные.

14.03

53

П/Тип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

16.03

54

Многообразие видов их роль в природе и практическое значение.

21.03

55

Класс Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности  как примитивных наземных

животных.

Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни.

04.04

56

Размножение и развитие земноводных. Их многообразие и роль в природе.

06.04

57

Класс Пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности.

11.04

58

Многообразие пресмыкающихся. Их значение.

13.04

59

Класс Птицы. Особенности строения и  жизнедеятельности.

18.04

60

Особенности организации птиц, связанные с полетом.

Особенности внешнего строения птиц  в связи с образом жизни.

20.04

61

Экологические  группы птиц, их роль в природе и жизни человека

25.04

62

Класс Млекопитающие. Особенности строения

Изучение строения млекопитающих.

02.05

63

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности зверей.

10.05

64

Многообразие плацентарных млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

16.05

65

Сумчатые и первозвери.

18.05

66

Обобщение по теме «Царство животные»

25.05

67

Царство Вирусы

27.05

68

Итоговое тестирование

29.05

Утверждено

      Приказом № от

Календарно – тематическое планирование

курса

« Биология 8 класс »

Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5 – 11 классы. Москва. Дрофа. 2010 год.

Учебник «Биология. 8 класс. Человек» Н.И.Сонин, М.Р. Сапин.

М.: Дрофа, 2013 год.

 (2 часа в неделю.)

Итого 68 часов.

Учитель: Вилкова Т.М.

2016 -2017 год.

№ урока

           Тема

Лабораторные работы

Примерная дата

Место человека в системе органического мира. 2 часа

1  

Место человека в системе органического мира.

05.09

2  

 Особенности человека.

07.09

                Происхождение человека 3 часа

3    

Происхождение человека.

11.09

4      

Этапы и факты становления человека.

14.09

5    

Расы человека, их происхождение и единство.

20.09

                    История развития знаний

                           о человеке. 1 час

6    

История развития знаний о человеке.

22. 09

Общий обзор строения и функций организма человека. 4 часа.

7      

Клеточное строение организма.

27.09

8      

Ткани (эпителиальные и соединительные).

29.09

9      

Ткани (мышечные и нервная).

Изучение микроскопического строения тканей.

04.10

10    

Органы и системы органов.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

06.10

          Координация и регуляция.

10 часов

11    

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности.

11.10

12    

Роль гормонов в обменных процессах.

13.10

13      

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

18.10

14    

Рефлекс. Проведение нервного импульса.

20.10

15    

Строение и функции спинного мозга.

25.10

16      

17      

Строение и функции головного мозга

Изучение головного мозга человека.

27.10

30.10

18      

Полушария большого мозга.

01.11

1 9    

Кора больших полушарий.

05.11

20  

Нейрогуморальная регуляция.

15.11

                               Анализаторы  5 часов

21    

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

17.11

22  

Восприятие зрительных раздражений. Нарушения зрения.

Изучение изменения размера зрачка.

22.11

23  

Анализаторы слуха и равновесия.

24.11

24  

Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус.

29 .11

25    

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость.

01.12

                     Опора и движение. 8 часов

26  

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и значение.

06.12

27  

Особенности строения скелета человека.

08.12

28  

Строение и Свойства костей. Типы соединения костей.

Изучение внешнего строения костей.

13.12

29    

Первая помощь при переломах, вывихах и растяжении.

Измерение массы и роста своего организма.

15.12

30    

Мышцы, их строение и функции.

20.12

31  

Работа мышц. Утомление.  

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

22.12

32    

Значение физических упражнений для формирования опорно-двигательной системы

27.12

33    

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата

29.12

         Внутренняя среда организма 4 часа

34  

Внутренняя среда организма и ее значение.

12.01

35  

Кровь, ее состав и значение. Форменные элементы крови, строение и функции.

Изучение микроскопического строения крови.

17.01

36    

Иммунитет.

19.01

37    

Группы крови, переливание крови,

резус-фактор.

24.01

                    Транспорт веществ 5 часа.

38    

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

26.01

39    

Строение и работа сердца.

Измерение кровяного давления.

31.01

40  

Движение крови по сосудам

Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

02.02

41      

42      

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

Изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

07.02

09.02

                                       Дыхание  5 часов

43      

Дыхание. Строение органов дыхания.

12.02

44      

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

14.02

45  

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

Определение частоты дыхания.

16.02

46    

Регуляция дыхания

21.02

47      

Заболевание органов дыхания, их предупреждение.

23.02

                               Пищеварение   5 часов

48  

Питательные вещества и пищевые продукты. Строение органов пищеварения.

28.02

49    

Пищеварение в ротовой полости.

Действие слюны на углеводы.

02.03

50    

Пищеварение в желудке и кишечнике.

Воздействие желудочного сока на белки.

07.03

51    

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний

09.03

52    

Рациональное питание

Определение норм рационального питания.

14.03

             Обмен веществ и энергии.  2часа

53    

Обмен веществ и энергии

16.03

54      

Витамины

21.03

                                 Выделение  2 часа

55    

Выделение. Строение и работа почек.

04.04

56  

Заболевания почек, их предупреждение.

06.04

                                  Покровы тела  4 часа

57    

Строение и функции кожи, гигиена кожи.

Строение кожи, волос и ногтей

11.04

58  

Роль кожи в терморегуляции организма

Приемы наложения повязок на условно поврежденные места

13.04

59    

60    

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

16.04

18.04

               Размножение и развитие  2 часа.

61  

Половая система человека

20.04

62    

Возрастные процессы

     

04.05

   Высшая нервная деятельность 5 часов

63    

Поведение человека. Теория рефлекторного поведения.

09.05

64    

Торможение, его виды и значение

16.05

65    

Биологические ритмы. Сон, его значение.

18.05

66    

Особенности ВНД человека (внимание, память, речь, мышление)

23.05

67    

Типы нервной деятельности

25.05

68    

Итоговое тестирование

27.05

Утверждено

      Приказом № от

Календарно - тематическое планирование

курса  

Биология.  9 класс.

«Общие закономерности»

Программа основного общего образования по биологии. 6 – 9 классы (Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова). Москва. Дрофа. 2010 года.

Авторы учебника: С.Г.Мамонтов.   В.Б.Захаров

Н.И.Сонин.   Дрофа.  Москва.  2013 год.

2 часа в неделю.  Всего 70 часов.

Учитель: Вилкова Т.М.

2016-2017 год.

№ урока

   Наименование разделов, тем, уроков

Кол-во часов

Примерная дата проведения

  1

 Введение. Биология наука о жизни

1

02.09

   2 - 3

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2

07.09

10.09

4

Становление систематики.

1

15.09

5

Эволюционная теория  Ж.Б.Ламарка

1

17.09

6

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина.

1

19.09

7

Учение Ч.Дарвина  об искусственном отборе.

1

22.09

8

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.

1

24.09

9

Формы естественного отбора.

1

29.09

10

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

1

01.10

11

Забота о потомстве

1

06.10

12

Физиологические адаптации.

1

08.10

13

Л/Р №1. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».

1

13.10

14

Вид, его критерии и структура.

1

15.10

15

Л/Р №2. «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений».

1

18.10

16

Эволюционная роль мутации.

1

20.10

17

Главные направления эволюции.

1

22.10

18

Общие закономерности биологической эволюции.

1

27.10

19

Современные представления о возникновении жизни.

1

29.10

20

Начальные этапы развития жизни.

1

03.11

21

Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

1

12.11

22

Жизнь в палеозойскую эру.

1

17.11

23

Жизнь в мезозойскую эру.

1

19.11

24

Жизнь в кайнозойскую эру.

1

24.11

25

Происхождение человека.

1

26.11

26

Неорганические вещества, входящие в состав клетки.

1

01.12

27

Органические вещества, входящие в состав клетки.

1

03.12

28

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

08.12

29 -30

Энергетический обмен.

2

10.12

15.12

31

Прокариотическая клетка.

1

17.12

32

Эукариотическая клетка. Цитоплазма.

1

22.12

33

Лабораторная работа № 3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах».

1

24.12

34

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

29.12

35

Деление клеток.

1

14.01

36

Клеточная теория строения организмов.

1

19.01

37

Бесполое размножение.

1

21.01

38

Половое размножение. Развитие половых клеток.

1

24.01

39

Эмбриональный период развития.

1

26.01

40

Постэмбриональный период развития.

1

28.01

41

Общие закономерности развития. Биогенетический закон.

1

02.02

42

Основные понятия генетики

1

04.02

43

Гибридологический метод изучения наследования признаков

Г.Менделя.

1

09.02

44

Первый закон Г.Менделя. Второй закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное скрещивание. Полное  и неполное  доминирование.  

1

11.02

45

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г.Менделя. Анализирующее скрещивание.

1

16.02

46

Сцепленное наследование генов.

1

18.02

47

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

23.02

48 -49

Взаимодействие генов.

2

25.02

27.02

50

Л/Р. № 4. «Решение генетических задач и составление родословных».

1

01.03

51 -52

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

2

03.03

10.03

53

Фенотипическая изменчивость.

1

15.03

54

Л/Р. №5. «Построение вариационной кривой».

1

17.03

55

Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

19.03

56 -57

Методы селекции растений и животных.

2

22.03

24.03

58

Селекция микроорганизмов.

1

05.04

59

Структура биосферы

1

07.04

60

Круговорот веществ в природе.

1

12.04

61

История формирования сообществ живых организмов.

1

14.04

62

Биогеоценозы и биоценозы.

1

19.04

63

Абиотические факторы среды.

1

21.04

64

Интенсивность действия факторов среды.

1

26.04

65

Биотические факторы среды.

1

28.04

66

Взаимоотношения между организмами.

1

05.05

67

Природные ресурсы и их использование.

1

12.05

68

Практическая работа: «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах».

1

15.05

69

Охрана природы и основы рационального природопользования.

1

17.05

70

Итоговое тестирование

1

19.05

Итого: 70 часов

Утверждено

      Приказом № от

Календарно - тематическое планирование

« Общая биология »   10 кл.

Программа среднего (полного) общего образования по Биологии 10-11

классы. Базовый уровень И.Б.Агафонова.  В.И. Сивоглазов. Москва. Дрофа. 2010 год.

Учебник: « Общая Биология 10-11 класс».  В.И.Сивоглазов.  И.Б.Агафонова.  Е.Т.Захарова».

Дрофа.  Москва. 2013 г.

Учитель: Вилкова Т.М.

Один час в неделю / всего 35 часов.

2016 – 2017 год

урока

Название тем уроков

Примерная дата проведения

1

Введение. Инструктаж Т/Б №  18.  Краткая история развития биологии. Система биологических наук.

05.09

2

Сущность и свойства живого.

12.09

3

Уровни организации и методы познания живой природы.

19.09

4

 История изучения клетки. Клеточная теория.

26.09

5

Химический состав клетки.  

03.10

6

Неорганические вещества клетки.

10.10

7

Органические вещества клетки. Липиды.

17.10

8

Органические вещества. Углеводы и белки.

24.10

9

Нуклеиновые кислоты.

31.10

10

Эукариотическая  клетка. Цитоплазма и органоиды.

14.11

11

Клеточное ядро. Хромосомы.

21.11

12

Л/р №1      Наблюдения клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах. Сравнение строения клеток растений и животных. (В форме таблицы).

28.11

13

Прокариотическая клетка.

05.12

14

Реализация наследственной информации в клетке.

12.12

15

Вирусы.

19.12

16

Организм - единое целое. Многообразие живых организмов.

26.12

17

 Энергетический обмен.

16.01

18

Пластический обмен. Фотосинтез.

23.01

19

Деление клетки. Митоз.

30.01

20

Размножение: бесполое и половое.

06.02

21

Образование половых клеток – гаметогенез. Мейоз.

13.02

22

Оплодотворение.

20.02

23

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез.

27.02

24

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье.

06.03

25

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Моногибридное скрещивание.

13.03

26

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание.

20.03

27

Хромосомная теория наследственности.

27.03

28

Современные предоставления о гене и геноме.

10.04

29

Генетика пола.

17.04

30

Изменчивость наследственная и ненаследственная.

24.04

31

Л.Р. №2. Составление простейших схем скрещивания.

30.04

32

Л.Р. №3. Решение элементарных генетических задач.

08.05

33

Генетика и здоровье человека.

15.05

34

Основы селекции. Биотехнология. Л.Р №4. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

19.05

35

Итоговое тестирование

23.05

Итого: 35 часов

Утверждено

      Приказом № от

Поурочно – тематическое планирование

курса

« Биология 11 класс »

Программа среднего(полного)общего образования по биологии. 10 – 11 классы. Базовый уровень. (70 часов). И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. Москва. Дрофа.  2010 год.

Учебник: «Общая Биология 10-11 кл. (базовый уровень)»

В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова.

М.: Дрофа,2012 год.

(1  час в неделю.)

Итого: 35 часов.

Учитель: Вилкова Т.М.

2016-2017 год.

№ урока.

Тема.

Примерная дата.

История эволюционных идей. 4 часа

1

Развитие биологии в додарвиновский период. Работа К. Линнея.

02.09

2

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

08.09

3

Предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина.

11.09

4

Эволюционная теория Чарлза Дарвина.

14.09

Современное эволюционное учение.8 часов

5

Вид: критерии и структура.

20.09

6

Популяция как структурная единица вида, как единица эволюции.

26.09

7

Факторы эволюции.

04.10

8

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

11.10

9

Адаптации организмов к условиям обитания. Л.Р№ 1 «Выявление приспособлений организмов  к среде обитания.» Т.Б№27

18.10

10

Видообразование как результат эволюции.

25.10

11

Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Экскурсия. «Многообразие видов».

01.11

12

Доказательства эволюции органического мира.

07.11

Происхождение жизни на Земле.3 часа

13

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

15.11

14

Современные представления о возникновении жизни.

22.11

15

Развитие жизни на Земле.

29.11

Происхождение человека.4 часа

16

Гипотезы происхождения человека. Л.Р№2 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.»Т.Б.№27

06.12

17

Положение человека в системе животного мира.

13.12

18

Эволюция человека.

20.12

19

Человеческие расы.

27.12

Экологические факторы.3часа.

20

Организм и среда. Экологические факторы.

17.01

21

Абиотические факторы среды.

24.01

22

Биотические факторы среды.

31.01

Структура экосистем. 5 часов.

23

Структура экосистем.

07.02

24

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах.

14.02

25

Л.Р№3 Составление схем передачи вещества и энергии(цепей питания) в экосистеме.Т.Б№27

21.02

26

Причины устойчивости и смены экосистем.

28.02

27

Влияние человека на экосистемы.

07.03

Биосфера – глобальная экосистема.2 часа.

28

Биосфера – глобальная экосистема.

14.03

29

Роль живых организмов в биосфере.

21.03

Биосфера и человек. 3 часа.

30

Биосфера и человек.

04.04

31

Основные экологические проблемы современности.

18.04

32

Пути решения экологических проблем.  Л.Р№4 «Анализ и оценка глобальных экологических проблем и путей их решения».Т.Б№27

25.04

33

Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы».

10.05

34

Повторение.

16.05

35

Итоговое тестирование

22.05

Итого 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по биологии 5-9 класс.

Календарно- тематическое планирование по биологии 5-9 класс.  К учебному комплекту И. Пономаревой....

Календарно - тематическое планирование уроков биологии 6-8 класс

Планирование составлено на основе программы по биологии для 6-8 класса. Сборник программ «Природоведение. Биология. Экология»: 5-11 классы; М.: «Вентана – Граф», 2009г....

Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе

Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента образовательного стандарта основного полного общего образования по биологии и Примерной  программы основного полного общего о...

Примерное календарно-тематическое планирование по биологии в 9 классе

Пояснительная записка(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)Образовательная программа составлена- на основе сборника программ «Природоведение. Биология, Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Гр...

Календарно-тематическое планирование по биологии в 6 классе

Поурочное планирование учебного материала по биологии в 6 классе по программе Н.И. Сонина преподаваемого 1 час в неделю....